Уважаемые посетители сайта! Предлагаем Вашему вниманию для ознакомления и практического применения Методические рекомендации по применению действующего в настоящее время законодательства о специальной оценке условий труда, разработанные и утвержденные объединением «Всероссийский Электропрофсоюз».
ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ – «ВСЕРОССИЙСКИЙ ЭЛЕКТРОПРОФСОЮЗ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению законодательства о специальной оценке
условий труда
Москва, 2015
Утверждаю
Председатель ВЭП
_____________Вахрушкин В.Н.
«____»_________________2015 г.
Методические рекомендации по проведению специальной оценки условий труда разработаны Заведующим отделом охраны труда аппарата ВЭП – главным техническим инспектором труда Профсоюза Н.П. Смирновым под редакцией Заместителя Председателя ВЭП Ю.Б. Офицерова и предназначены для применения профсоюзными работниками и активистами, уполномоченными по охране труда Профсоюза, техническими инспекторами труда ВЭП, членами комиссий со стороны Профсоюза, участвующими в мероприятиях по проведению специальной оценки условий труда организаций отраслей присутствия.
В настоящих Методических рекомендациях приводятся извлечения из нормативных правовых актов, рассмотрены основные направления деятельности представителей работников в составе комиссий по применению результатов спецоценки условий труда, а также даны рекомендации по разрешению спорных вопросов, возникающих при проведении СОУТ.
Данные рекомендации не являются исчерпывающими и, поэтому, по мере накопления практики применения законодательства о специальной оценке условий труда в организациях отраслей присутствия Профсоюза, будут дополняться.
Содержание 1. Введение………………………………………………………….………. 4 2 . Выбор организации, проводящей СОУТ.…………………………….5 3. Этапы СОУТ...……………………………………………………………6 4. Состав комиссии по проведению СОУТ………..…………………..… 8 5. Снижения класса (подкласса) условий труда при применении
работниками эффективных средств индивидуальной защиты……..………. 11 6. Применение результатов СОУТ…………………………………….......12 7. Функции представителей профсоюза при проведении СОУТ………..16 8. Обжалование результатов СОУТ……………………………………….17 9. Заключение…………………………………………………….………....18 Приложение №1 Особое Мнение по порядку подготовки и
проведения специальной оценки условий труда………………………………20 Приложение №2 Подборка действующих документов по СОУТ………21 Приложение №3 Ответы Минтруда на вопросы по проведению СОУТ……………………………………………….…………………….…..…..29 Приложение №4 ПРИКАЗ Минтруда России от 05 декабря 2014 г. № 976н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ СНИЖЕНИЯ КЛАССА (ПОДКЛАССА) УСЛОВИЙ ТРУДА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ РАБОТНИКАМИ, ЗАНЯТЫМИ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, ПРОШЕДШИХ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ СЕРТИФИКАЦИЮ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ТЕХНИЧЕСКИМ РЕГЛАМЕНТОМ» ………………………………………….………….……….……..34
Приложение №5 Мотивированное особое мнение члена комиссии по проведению специальной оценки условий труда, председателя профкома ППО ЗАО «Иркутскэнергоремонт» И.В. Поповой к отчету о проведении специальной оценки условий труда в ЗАО «Иркутскэнергоремонт»…….35
1. Введение С принятием и введением в действие Федеральных законов № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ о специальной оценке условий труда» внесены существенные изменения в трудовое законодательство как таковое.
Только в Трудовой кодекс РФ были внесены изменения в 39 статей, введены 4 новые. Из Трудового кодекса РФ исключено понятие «тяжелые работы». Изменения коснулись вопросов, регулирующих условия и порядок предоставления работнику дополнительного отпуска и его продолжительности, продолжительности рабочего времени (смены), размера повышения оплаты труда за работу на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В соответствии с законодательством процедура аттестации рабочих мест по условиям труда заменена процедурой специальной оценки условий труда (СОУТ). Последняя предполагает переход предоставления гарантий и компенсаций работникам с вредными и (или) опасными условиями труда на основании соответствующих Списков к учету фактического воздействия на организм работника вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, устанавливаемых по результатам СОУТ.
Законом предусматривается полноценное участие профсоюзов в проведении оценки условий труда на всех ее этапах. Поэтому профсоюзным организациям необходимо обеспечить участие своих представителей в работе комиссий по специальной оценке условий труда, преследовать цель объективного и качественного проведения специальной оценке условий труда и своевременного предоставления членам профсоюза, предусмотренных законом льгот и компенсаций.
Не исключено, что некоторые работодатели захотят использовать спецоценку исключительно как инструмент улучшения финансового состояния организации. Возникнет соблазн получить такие результаты специальной оценки условий труда, которые позволят всех «списочников» вывести из зоны действия дополнительных тарифов в ПФР и получить максимальные преференции по скидкам в ФСС России.
В этом случае, согласно ст. 25 Федерального закона №426-ФЗ, профсоюзный контроль за соблюдением требований может и должна осуществлять инспекция труда соответствующего профессионального союза в порядке, установленном трудовым законодательством и законодательством Российской Федерации о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности.
2. Выбор организации, проводящей СОУТ При выборе организации, проводящей СОУТ, необходимо обратить внимание на нововведения, предусмотренные Федеральным законом № 426-ФЗ:
- в уставных документах Организации, проводящей СОУТ, в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано: «Проведение специальной оценки условий труда»;
- в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей – врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиенической лабораторным исследованиям.
В организации в качестве структурного подразделения должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом РФ по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, таких как температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, интенсивность и экспозиционная доза инфракрасного излучения, напряженность переменного электрического поля промышленной частоты (50Гц), уровень звука и др.
Эффективно работающая Организация в лице ее представителей готова потратить время для встреч и на телефонные переговоры с заказчиком, чтобы подробно рассказать ему, что такое СОУТ, зачем и как она проводится, что заказчику необходимо сделать, обучить ее специалистов, ответить на любые профильные вопросы. Если с вами не хотят общаться и отвечать на вопросы – возможно, вам стоит поискать другую компанию.
Качественное проведение СОУТ не может стоить 300, 500, 700 и даже 1000 руб. за одно рабочее место. «Дешевая» СОУТ – как минимум, выброшенные на ветер деньги и потраченное время, а также предмет для внимательного разбирательства со стороны правоохранительных органов по сути и содержанию этой сделки. Понимание этого факта придет к работодателю после первой же проверки государственным инспектором или прокуратурой. Анализ рынка показывает, что адекватная стоимость СОУТ в среднем по России на сегодня колеблется от 2 до 5 тыс. рублей за одно рабочее место.
3. Этапы СОУТ
Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ СОУТ проводится поэтапно:
1) идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
2) исследование (испытание) и измерение идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
3) отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
4) оформление результатов СОУТ.
Прежде, при проведении аттестации рабочих мест таких конкретных этапов не было.
При подготовке к проведению СОУТ комиссия заказчика по проведению СОУТ должна утвердить перечень рабочих мест, на которых будет осуществляться СОУТ, с указанием аналогичных мест. На практике чаще всего заказчик отправляет в организацию выписку из штатного расписания, и она проводит расчет количества рабочих мест с учетом аналогичных, подлежащих СОУТ. В этом и заключается еще одна «хитрость». Проще говоря, организация может сознательно не объединить рабочие места в аналогичные, тем самым увеличив объем и стоимость работ.
Необходимо знать, что согласно ч.6 ст.9 Федерального закона № 426-ФЗ аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одном и том же режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Согласно ст. 16 Федерального закона № 426-ФЗ измерения проводятся на 20% рабочих мест от общего числа таких мест (но не менее чем двух рабочих мест), и результаты применяются ко всем аналогичным местам. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта СОУТ. В случае выявления в ходе проведения СОУТ хотя бы одного рабочего места (из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными), не соответствующего признакам аналогичности, СОУТ проводится на всех рабочих местах, ранее признанных аналогичными.
Еще одна потенциальная уловка организации, проводящей СОУТ, – предложение работодателю (заказчику) «дешевой» СОУТ. Организация при этом может сэкономить:
- проводя все работы «дистанционно», не выезжая на объекты к работодателю (заказчику);
- привлекая к выполнению СОУТ специалистов со стороны или специалистов без необходимой квалификации.
При выборе организации заказчику рекомендуется обратить внимание на ее кадровый состав. Штатные специалисты по охране труда, физики, химики, санитарные врачи, техники должны обладать опытом работы и квалификацией, иметь удостоверения, сертификаты, подтверждающие квалификацию.
Заказчик при выборе организации должен обратить внимание на следующие критерии:
- опыт работы организации, положительные отзывы о выполненной работе;
- кадровый состав, его постоянство и квалификацию;
- техническую оснащенность средствами измерений, приборами, программным обеспечением;
- наличие у организации Сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 9001;
- членство организации в саморегулируемой организации;
- страхование деятельности организации.
СОУТ проводится один раз в пять лет. Качественно работающие организации должны обеспечить сопровождение материалов СОУТ в течение пяти лет, в том числе «во всех инстанциях». Выбирая организацию, заказчик должен понимать, что выбирает себе партнера на пять лет и этот выбор должен проходить очень осознано.
В отличие от АРМ при осуществлении СОУТ проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Под идентификацией понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.
В случае совпадения таких факторов те, которые имеются на рабочих местах, признаются идентифицированными потенциально вредными (опасными) факторами.
Выявление на рабочих местах вредных факторов осуществляется путем изучения:
- технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое на рабочих местах конкретных работников;
- технологической документации, характеристик технологического процесса;
- характеристик, применяемых в производстве веществ, материалов, сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
- деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
- результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений факторов.
Выявление на рабочих местах вредных (опасных) факторов может проводиться путем обследования рабочих мест методом осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работниками в режиме штатной работы, а также путем опроса работников и (или) непосредственных руководителей.
Идентификация не проводится на тех рабочих местах, на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также на тех, на которых по результатам ранее проведенных АРМ или СОУТ установлены вредные и (или) опасные условия труда. Эксперт организации, проводящий СОУТ, заносит вышеуказанные рабочие места в перечень рабочих мест, на которых проводится СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов (их необходимо измерять).
Идентификация осуществляется экспертом (экспертами) организации, проводящей СОУТ. Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению СОУТ.
В случае несогласия с результатами работы комиссии по проведению СОУТ любой член комиссии имеет право заявить особое мнение (образец заявления – Приложение № 1) 4. Состав комиссии по проведению СОУТ Существенное отличие АРМ от СОУТ касается состава создаваемой работодателем комиссии по проведению СОУТ. В отличии от АРМ при проведении СОУТ в комиссию не включаются эксперты организации, проводящей эту оценку.
В состав комиссии входят представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Число членов комиссии должно быть нечетным.
Таким образом, разграничена ответственность работодателя и организации, проводящей СОУТ, за ее осуществление и повышена степень участия профсоюзов в проведении СОУТ, в том числе и потому, что их представители включаются в комиссии по проведению СОУТ. Профсоюзы имеют право на получение соответствующих разъяснений о результатах СОУТ и на их обжалование, а также возможность инициировать проведение внеплановой СОУТ.
Профсоюзным работникам и уполномоченным лицам по охране труда следует обратить особое внимание на то, что результаты СОУТ оказывают прямое и непосредственное влияние на размер гарантий и компенсаций работникам, на размер их будущей пенсии, а также на экономику организации-работодателя, которая по результатам СОУТ, возможно, будет обязана направлять средства на уплату страховых взносов по дополнительному тарифу.
Если по результатам СОУТ будет установлено отсутствие вредных и опасных производственных факторов, работодатель получит возможность не предоставлять работникам компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда и не платить взносы в ПФР по дополнительному тарифу.
В связи с этим у профсоюзов возникают серьезные опасения. Ведь таким образом работодатели получают инструмент, позволяющий им существенно экономить на оплате труда работников вредных производств. Не секрет, что в процессе аттестации рабочих мест часто возникали конфликты по поводу достоверности тех или иных исследований и замеров уровней вредных и опасных факторов и последующего снижения либо отмены компенсаций работникам.
Возможно ли избежать подобного с введением СОУТ? Это покажет практика. Пока лишь можно констатировать, что ФЗ о СОУТ существенно ужесточает требования к организациям, проводящим спецоценку, и к их экспертам. А закон-спутник (№421-ФЗ) к №426-ФЗ о СОУТ вносит значительные изменения и дополнения в КоАП РФ, ужесточая ответственность за фальсификации и недостоверные измерения. Все эти меры направлены на предотвращение нарушений в ходе СОУТ. Кроме того, ФЗ о СОУТ содержит ряд норм, направленных на повышение уровня защиты трудовых прав работников посредством повышения степени участия профсоюзов в СОУТ.
В силу ч.6 ст.14 Федерального закона № 426-ФЗ возможность снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных СИЗ является правом, а не обязанностью работодателя.
Очевидно, что никто из работников не захочет лишиться ранее предоставляемых компенсаций, дополнительного отпуска, права выхода на досрочную пенсию, которые могут, как минимум, быть приостановлены. У всех, у кого будут сняты компенсационные права за работу во вредных условиях труда, могут в организованном порядке подавать заявления в профорганизации на восстановление утраченных прав, если СОУТ проходила с нарушениями установленного порядка.
При этом возможны три варианта:
- СОУТ не проведена. До проведения СОУТ действуют фактические результаты аттестации рабочих мест в организации. При этом сохраняются все ранее установленные льготы и компенсации работникам;
- СОУТ проведена без участия представителей профсоюза, т.е. с нарушением действующего законодательства. Такие результаты СОУТ федеральными органами по труду не принимаются;
- СОУТ проведена с участием представителя профсоюза, и результаты спецоценки условий труда, в т.ч. карты рабочих мест, им подписаны (согласованы). В этом случае какие-либо корректировки делать будет очень сложно.
Так, в одной из организации электроэнергетики, назовем ее N, председателем первичной профсоюзной организации после проведения СОУТ был поставлен перед работодателем вопрос о достоверности полученных результатов по нескольким рабочим местам. На средства профсоюзной организации была проведена внеплановая СОУТ, которая подтвердила недостоверность результатов работы первой организации, проводившей СОУТ. В итоге ранее, установленные льготы и компенсации были сохранены благодаря настойчивым и последовательным действиям председателя профсоюзной организации.
Хотелось бы напомнить, что прежде чем заключать договор о внеплановой проверке СОУТ, необходимо согласовать этот вопрос с работодателем, т.к. в большинстве своем предприятия и организации энергетики являются режимными.
Случай в организации N c последовательной позицией профсоюзных представителей еще раз подчеркивает необходимость для профсоюзного актива подробно изучить процедуру СОУТ и подготовить квалифицированных специалистов для участия в проведении СОУТ.
Не менее важно профсоюзным комитетам провести разъяснительную работу в трудовых коллективах, довести до работников важность процедуры СОУТ, ее возможные последствия в виде снижения либо отмены гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда и необходимость активного участия работников в проведении СОУТ на их рабочих местах. 5. Снижения класса (подкласса) условий труда при применении
работниками эффективных средств индивидуальной защиты. 26 мая 2015 г. вступила в силу Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками эффективных средств индивидуальной защиты, утвержденная Приказом Минтруда России от 5.12.2014г. № 976н (Приложение № 4).
С принятием Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодателю предоставлена возможность снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных СИЗ, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном Техническим регламентом Таможенного союза – ТР ТС 091/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты».
Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, разработана с целью обеспечения реализации отдельных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в части утверждения.
Таким образом, в силу закона стало возможным снижать класс (подкласс) условий труда, установленный по результатам СОУТ, на одну степень. Она реализуется в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда (3 класс), эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в установленном соответствующим техническим регламентом порядке. Что, понятно, вызывает большое беспокойство в рабочей и профсоюзной среде.
Такое снижение класса условий труда может осуществляться по решению комиссии по СОУТ на основании заключения эксперта организации, проводящей спецоценку. При этом снижение класса условий труда должно осуществляться в строгом соответствии с Методикой, которая утверждена Минтрудом, согласована Роспотребнадзором с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
По согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора комиссия по СОУТ в порядке, указанном выше, может принять решение о снижении класса (подкласса) условий труда не более чем на одну степень.
По мнению профсоюзов это не соответствует повышению степени защищенности здоровья работников.
Вместе с тем, нормативным актом предусматриваются ограничения, когда Методика не будет применяться в отношении следующих рабочих мест:
- где условия труда по результатам СОУТ отнесены к опасным, оптимальным или допустимым условиям труда (таким образом, возможность снижения класса условий труда предусматривается только для вредных условий труда – 3 класс и его подклассы);
- где работниками применяются СИЗ для защиты от загрязнений, а также СИЗ, в отношении которых применяется процедура декларирования соответствия установленным требованиям в порядке, определенном техническим регламентом.
В постановлении Исполнительного комитета ФНПР «О деятельности технической инспекции труда за 2014 год» от 26.05.2015 года № 4-13 отмечено: при проведении техническими инспекциями труда проверок по вопросам обеспечения работников СИЗ, значительная часть (около 60%) является контрафактной. Работодатели, как правило, приобретают самые дешевые и малоэффективные СИЗ, не контролируют сроки их эксплуатации и не обучают работников правильному их применению.
Перечисленные обстоятельства создают дополнительный риск для здоровья работников. Тем не менее, статьей 14 (п.п.6,7) Федерального закона «О специальной оценке условий труда» регламентируется снижение класса (подкласса) условий труда на одну ступень в случае применения работниками эффективных СИЗ. В настоящее время ФНПР и рядом отраслевых профсоюзов принимаются действия по исключению ч.ч. 6 и 7 ст.14 из Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». 6. Применение результатов СОУТ
Итак, мероприятия по проведению специальной оценки условий труда на предприятии завершены. Профсоюзной организации необходимо проанализировать каждый случай снижения класса (подкласса) условии труда, установленного при аттестации рабочего места. При появлении разногласий фиксировать особое мнение в отчете о проведении специальной оценке условий труда и добиваться экспертизы качества специальной оценки условий труда по представлению территориальной инспекции труда (на бесплатной основе) или проведения повторной СОУТ на платной основе.
Необходимо проверить ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда под роспись, а также внесение соответствующих законодательству записей в трудовые договоры работников, работающих во вредных условиях труда.
Следует обратить внимание на внесение в коллективный договор льгот и компенсаций, основанных на специальной оценке условий труда, но не менее установленных законодательством.
Еще одна очень важная деталь. Условия труда по степени вредности или опасности подразделяются, как и прежде, на 4 класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Только, если прежде преференции работникам, занятым на работах в условиях отличных от нормальных, предоставлялись по результатам аттестации рабочих мест и на основании Списков вредных профессий, то теперь в Федеральном законе № 421 от 28 декабря 2013 года определено, что на основании установленного класса условий труда, а еще отраслевого (межотраслевого) соглашения, коллективного договора и трудового договора с работником будут предоставляться соответствующие льготы и компенсации. Минимальные размеры и условия их предоставления зафиксированы статьями 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации: минимальная доплата за работу во вредных или опасных условиях – 4%, минимальный отпуск – 7 дней (по новому законодательству предоставляются только начиная с класса 3.2) и сокращенная продолжительность рабочей недели – 36 часов, которая устанавливается, начиная с класса 3.3.
Правовой анализ новых норм ТК РФ позволяет высказать однозначное суждение о том, что без внесения необходимых корректировок в ОТС (наряду с коллективными договорами, трудовыми договорами) применение предусмотренных ТК РФ опций оказывается невозможным. Более того, в электроэнергетике (ОАО «Магаданэнерго») были выявлены случаи отказа региональных органов по труду от уведомительной регистрации изменений в коллективные договоры энергокомпаний со ссылкой на отсутствие на тот период соответствующих положений в Отраслевом тарифном соглашении в электроэнергетике РФ на 2013-2015 годы (ОТС). Этот факт был зафиксирован еще до внесения соответствующих изменений и дополнений в ОТС в электроэнергетике РФ, что, собственно, стало одной из причин оперативной корректировки ОТС сторонами социального партнерства на отраслевом уровне.
Таким образом, только при наличии трех необходимых оснований – отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, могут быть реализованы нормы, предусмотренные статьями 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации о минимальной доплате за работу во вредных или опасных условиях, о минимальном отпуске и сокращенной продолжительности рабочей недели.
Неучастие организации в отраслевом тарифном соглашении, а также отсутствие любого из перечисленных трех оснований, фактически не дает права хозяйствующему субъекту на законных основаниях реализовать Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Иными словами, в организациях не участвующих в ОТС нельзя установить 40 часовую рабочую неделю для работников, занятых на рабочих местах, которым присвоен класс условий труда 3.3 до тех пор, пока работодатель не станет участником Отраслевого тарифного соглашения.
|