Оглавление образовательной программы Пояснительная записка
1.Общие сведения об учреждении, контингент детей, воспитывающихся в ДОУ. Комплектование групп, режим работы детского сада. Сведения о квалификации педагогических кадров. Сведения о семьях воспитанников ДОУ. Материально-техническое обеспечение
2.Содержание образовательного процесса
3.Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
4. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы
5.Особенности осуществления образовательного процесса программы ЧАСТЬ 1(обязательная)
1.1.Возрастные особенности детей
1.2.Организация режима пребывания детей в ДОУ
1.3.Режим реализации образовательных областей
1.4.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
1.5.Примерное комплексное тематическое планирование ЧАСТЬ 2. Региональный компонент
2.1. Диагностика уровня сформированности интегративных качеств в процессе освоения детьми основной общеобразовательной Программы и критерии оценки усвоения программного материала детьми основной общеобразовательной Программы
2.2. Коррекционная работа
2.3. Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья
2.4.Пособия по образовательным областям ПРИЛОЖЕНИЕ
П.1. Особенности проведения мониторинга по разделам
П2. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
П.3. Список используемой литературы
Пояснительная записка
Общие сведения об учреждении
Наименование дошкольного образовательного учреждения:
Учредитель: Муниципальное образование город Альметьевск. Функции и полномочия учредителя осуществляет Исполнительный комитет муниципального образования город Альметьевска.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ « Детский сад с. Верхний Акташ» » функционирует с 01 сентября 1989года; расположено в типовом здании и рассчитано на 28 мест. Функционирует 2 группы. Укомплектованность штатов составляет 100%, из них штатных педагогов-100%.
Полный адрес дошкольного образовательного учреждения:
субъект РФ: Республика Татарстан
индекс: 423411
населенный пункт: Верхний Акташ
улица Советская
дом: 2
федеральный телефонный код города (8553) телефон: 34-11-22
международный код города +7
Руководитель дошкольного образовательного учреждения
Мальцева Ольга Степановна
1.1Деятельность МБДОУ осуществляется на основе документов:
1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266 – I «Об образовании».
2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.10.2011г. №2562).
3. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ № 65/23-16 от 14.03.00г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
4. СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменение №1 к 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 22.12.2010 № 19342 утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010г №164.
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 1.05.2007 №03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
1.2 Возрастные особенности детей
Общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад с. Верхний Акташ»» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет:
1 - группа раннего возраста (1,5 -3 года)
2- группа старшего возраста (4-7 лет) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям.
МБДОУ обеспечивает развитие детей в возрасте от 1,5 лет до 7 лет. Приём детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
Комплектование групп на 2013-14 учебный год №
| Возраст
| кол-во групп
| кол-во детей
| 1
| 1,5-3 года
| 1
| 15
| 2
| 3-7 лет
| 1
| 14
| Взаимоотношения между МБДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором. 1.3.Режим работы детского сада
- годовой цикл: круглогодично
- продолжительность рабочей недели: 36 часов
- режим работы групп: 12 часов
Детский сад работает 5 дней в неделю с 06.00 до 18.00.
1.4 Кадровый потенциал:
обеспеченность педагогическими кадрами (укомплектованность, наличие вакансий) - укомплектован, вакансий нет;
средний возраст педагогических работников – 25-35 лет;
образовательный уровень педагогических работников:
Всего педагогов
| Высшее образование
| Средне-специальное образование
| 5
| 1
| 4
|
уровень профессиональной компетентности педагогов (наличие квалификационных категорий)
Всего педагогов
| Высшая квалификационная категория
| Первая квалификационная категория
| Без квалификационной категории
| 5
| 1
| 2
| 2
|
большую часть педагогического коллектива составляют воспитатели, имеющие наиболее продуктивный стаж работы от 15 до 35лет.
Категория
| Стаж работы
| 1-5
| 5-10
| 10-15
| 15-20
| 20-25
| 25 и выше
| Заведующий
|
|
|
|
|
| 1
| Старший воспитатель
|
|
|
|
|
|
| Воспитатели
| 1
| 1
| 2
|
|
|
| Воспитатель по обучению мордовскому языку
|
|
|
|
|
| 1
|
№
| Критерий оценки качества
| количество
| %
| 1
| Прохождение курсовой переподготовки за последние 5 лет
| 5
| 100
|
1.5. Сведения о семьях воспитанников
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество. Выяснение потребностей родителей коллектив ДОУ осуществляется на основе результатов изучения контингента родителей, анкетирования родителей воспитанников посещающих ДОУ и жителей села. Детский сад большое внимание уделяет изучению контингента родителей на основе социальных паспортов, анкетирования. В результате проведенного анализа мы получили следующие результаты:
Содержание
| 2012-2013уч. г.
| 2013-2014 уч. г.
|
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| %
| Количество детей в ДОУ
| 28
|
| 29
|
|
| Количество родителей
| 35
|
| 35
|
|
| Состав семьи:
полные
неполные
многодетные
|
14
5
4
|
|
14
5
3
|
|
| Образовательный ценз:
высшее
средне-специальное
среднее(общее)
|
1
3
14
|
|
1
3
15
|
|
| Социальный состав семей:
служащие
рабочие
безработные
студенты
предприниматели
|
1
10
12
|
|
1
10
12
|
|
|
Из анализа видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада. Поэтому основная задача ДОУ – создание условий для личностного развития с учетом возможностей, способностей и потребностей воспитанников. 1.6.Материально-техническое обеспечение
В МБДОУ имеется:
- 2 групповых помещения с приёмными и туалетными комнатами;
- зимний сад;
- 1 кабинет по обучению мордовскому языку;
- игровые площадки для прогулок;
- спортивная площадка.
Все эксплуатируемые помещения соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования. 1.7. Учебно-материальное обеспечение
Оборудование групповых помещений, кабинетов специалистов, медицинского кабинета, музыкального зала, игры, игрушки и дидактический материал подобраны в соответствии с реализующейся в МБДОУ общеобразовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы» («Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н.Е. Веракса, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (2010 г.). Москва Мозайка-Синтез. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ), требованиями СанПиН и возрастными особенностями контингента воспитанников. Деятельность МБДОУ дошкольного образовательного учреждения отличается следующими специфическими чертами:
- использованием информационных технологий, позволяющих ребёнку выразить себя, шире раскрыть свои возможности в рамках воспитательно - образовательной программы,
- оздоровительно-профилактическим характером деятельности учреждения по отношению к его воспитанникам,
- сочетанием исследовательской и обучающей функций ДОУ в рамках опытно-экспериментальной работы по внедрению здоровьесберегающих образовательных программ и педагогических технологий,
- наличием педагогических технологий: авторских и разработанных Российской Академией образования,
- обучение детей мордовскому языку.
1.8.Медико-социальное обеспечение
Медицинский персонал осуществляет работу по сохранению и укреплению здоровья и физического развития детей, проведению профилактических мероприятий, соблюдению санитарно-гигиенических норм, режима дня и качества питания.
Организации питания в детском саду уделяется особое внимание, т.к. здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания. Снабжение детского сада продуктами питания осуществляется на основании заключенных договоров УДО. с поставщиками Для осуществления выполнения Типового рациона питания детей в МБДОУ имеется пищеблок, оснащенный современным техническим и электрооборудованием, полностью укомплектован штатный состав работников.
Питание 4-х разовое, максимальное разнообразие рациона, адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания – соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд. Контроль за качеством питания, витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания, осуществляет старшая медсестра детского сада. Организация питания в детском саду должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне МБДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью для родителей ежедневно предоставляются сведения о продуктах и блюдах, которые ребенок получил в течение дня в ДОУ, для чего вывешиваются в группах ежедневный рацион питания (меню). В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной и эмоциональной и окружающей обстановке в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Блюда подаются детям не слишком горячими, но и не холодными. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи. Количество групп в МБДОУ определяется учредителем, предельная наполняемость устанавливается в соответствии с требованиями «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» и СанПиН. Большая часть воспитанников 78% детского сада имеют вторую группу здоровья. Дети, имеющие третью группы здоровья, составляют соответственно 13%,
22% воспитанников учреждения нуждаются в психолого-педагогической поддержке. Здоровье - важнейшее условие для гармоничного развития ребенка, от него зависит умственная и физическая работоспособность дошкольника.
Исследования доказывают, что физические упражнения, закаливание повышает иммунитет к неблагоприятным влияниям внешней среды, расширяют возможности организма, являются эффективными средствами профилактики заболеваний. В результате систематического закаливании создается преобладание бодрого, жизнерадостного настроения, вырабатывается определенный стереотип поведения, улучшается дисциплинированность детей, повышается эффективность их воспитания. Закаливание, как и любое другое воздействие, применяемое к ребенку, имеет положительный эффект лишь в том случае, если проводится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, а также условий жизни.
Закаливание - это система мероприятий, повышающих устойчивость организма к воздействию внешней среды и прежде всего к температурным изменениям.
Закаленный ребенок реже болеет, закаливание воспитывает волю и сильный характер.
Закаливание нужно проводить последовательно, постепенно, систематически и настойчиво, никогда не применяя все методы закаливания сразу, а начав процедуры доводить их до конца.
В систему закаливающих мероприятий входят:
Воздушные ванны. Метод контрастного воздушного закаливания.
Хождение по массажным коврикам, ребристая доска
Хождение по камушкам и соленой воде (солевые дорожки).
Гимнастика для глаз.
Дыхательная и звуковая гимнастика.
Босохождение.
При проведении закаливания необходимо учитывать:
Индивидуальные особенности, возраст ребенка, его физическое развитие, состояние здоровья, состояние нервной деятельности. Детям с преобладающим возбуждением требуются процедуры успокаивающего характера (теплая воды), флегматичным детям – холодная вода.
Постепенно увеличение силы раздражительного воздействия.
Систематичность во все времена года, что необходимо для укрепления рефлекторных реакций. Перерыв в проведении закаливания на две недели приводит к угасанию выработанного рефлекса.
Начинать закаливание можно в любое время года, но самый благоприятный – летний период, Перерыв осенью при отсутствии отопления является необоснованным. С наступлением теплых дней в помещении использовать температуру воды более холодную.
Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страх, плача, беспокойства), что может приводить к невротическим расстройствам.
Избегать перегревающей одежды
1. Закаливание воздухом.
*Систематическое и тщательное проветривание помещения (график проветривания). Температура воздуха должна постоянно контролироваться по находящемуся в помещении на уровне роста детей термометру и поддерживаться на нужной величине +20°С в группе детей ясельного и младшего дошкольного возраста, + 18°С в группах среднего и старшего возраста регулярным односторонним проветриванием, проводимым с помощью фрамуги. Сквозное проветривание до температуры +16°С, +14°С и ниже в течение 5-6 минут проводят 4-5 раз в отсутствие детей. В спальной комнате, предварительно проветренной, детей укладывают и затем открывают, снижая температуру на 2-4°С для более полноценного сна.
*Ежедневная прогулка во все времена года. Дети от 1-2-3 лет гуляют 2 раза, общей продолжительностью от 1 года до 3 часов. Детей до трех лет выводят на прогулки при температуре до -15°, более старшие дети могут гулять при температуре до -20°, -22 °. Ребенок одевают по сезону, не допуская ни переохлаждения, ни перегревания.
* Воздушные ванны продолжительностью до 5 минут во время переодевания ко сну. Ходьба и бег в трусиках, босиком ежедневно в течение 10-15 минут (в первые 5-7 дней на более 4 минут) в группе, с последующим растиранием сухой салфеткой. Начинают воздушные ванны при температуре воздуха, где она осуществляется в пределах 22-19°. Постепенно температуру понижают путем проветривания до 16-15° для двух трех лет. Дети от четырех до шести лет - начальная температура +18 - +17° с постоянным снижением до +13 - +12°. Продолжительность первой ванны 2-5 минут, увеличивающаяся через 2-3 дня на 1-2 минуты, достигая 10-15 минут. Важно следить за тем, чтобы у ребенка не возникло переохлаждения – ванна при появлении «гусиной кожи» прекращается. Ежедневно можно проводить 2-3 ванны. Во время воздушной
ванны дети играют в простые игры.
*Контрастное воздушное закаливание.В спальне открыты окна так, чтобы к концу дневного сна достигалась температура от 13°С до 16°С. Чередуются пробежки в игровое «теплое» помещение, где температура воздух 21-24°С и обратно. Количество перебежек из одной комнаты в другую с пребыванием в каждой комнате 1-1,5 минут не менее 6 раз. Последняя пробежка в теплую комнату. Процедура занимает 12-15 минут. Ежедневное проведение процедуры с постепенным увеличением разницы температуры в начал минимальная разница 3°С, спустя 2 месяца 15°С у детей до 4 лет, до 20°С у детей до 5-6 лет и поддерживать на этом уровне в течение всего времени закаливания.
3.Хождение по массажным коврикам
С целью повышения двигательной активности и оздоровления детей используются «игровые дорожки» в сочетании с контрастными воздушными ваннами после дневного сна. «Игровую дорожку» обозначают импровизированными спортивными предметами (банкетка, коврики, ), которые помогут включить в работу все группы мышц.
4.Хождение по камушкам и соленой воде (солевые дорожки).
Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервным окончанием. Берутся три полотенца: первое- опускается в солевой раствор (на 1 литр воды 90 г. соли, температура раствора поваренной соли 18°С), второе- намоченное в пресной воде комнатной температуры, третье- сухое. Ребенок встает на первое полотенце, выполняет прихлопывания, прыжки и.т.д. в течение 4-5 минут, затем на втором полотенце стирает соль с подошвы ног, на сухом полотенце вытирает ступни ног насухо. Стопа ног должна быть предварительно разогрета. С этой целью используются массажеры для стоп, пуговичные или палочные дорожки. 5.Дыхательные и звуковые упражнения.
Имитация через дыхание. Дыхание в разном ритме. Очистительное дыхание. Произнесение гласных звуков посредством дыхания без напряжения голосовых связок. «Рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур. Вдохи и выдохи при наклонах в разные стороны в положении стоя и сидя по-турецки. Сочетание упражнений дыхательной и звуковой гимнастики. Игровые упражнения. Пропевание гласных звуков с придыханием, с имитацией движения.
6.Босохождение (используется во всех группах).
Закаливании кожи стоп и влияние пониженных температур, которое осуществляется путем действия низких температур пола, земли. Начинают хождение босиком при температуре не ниже 18°С вначале в носках 4-5 дней по 3-4 минуты, увеличивая время процедур на 1 минуту и постепенно доводя до 15-20 минут. Хождение босиком может применяться во всех группах, начиная с ясельной группы. Дети средних и старших групп могут проводить босиком утреннюю зарядку (в помещении), физкультурные занятия, подвижные игры и.т.д.
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ
№ пп
| Содержание
| Группы
| Периодич-ность
вып-ния
| Ответств-.
| Время
| 1.
| МОНИТОРИНГ
| 1
| Определение уровня физического развития.
Определение уровня физ. подготовленности детей
| Все группы
| 2 р в год (в январе и мае)
| Ст.медсестра
воспитатели групп
| сентябрь
май
| 2
| Диспансеризация
| Средняя, старшая,
подготов
| 1 раз в год
| Специалисты детской поликл, ст. медсестра
|
| 2.
| Оптимизация режима
| 1
| Организация жизни детей в адаптац.период, создание комфортного режима.
|
1-12
|
ежедневно
| Воспитатели,
| В теч.
года
| 2
| Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возр. и индив. особенностей
|
Все группы
|
|
воспитатели
|
В теч.
года
| 3
| Организация двигательного режима
| 1
| Физкультурные занятия
-в зале
-на улице
| Все группы
| 2 р. в нед.
1 р. в нед.
| воспитатели
| В теч.
года
| 2
| Подвижные игры
| Все группы
| 2 р. в день
| Воспитатели групп
| В теч.
года
| 4
| Физкультурные праздники
| Старшая, подготов
| 2 р в год
| Инстр по физ-ре, муз. рук., воспитатели
| В теч.
года
| 5
| Спортивные досуги
| Все группы
| 1 р в месяц
| Инстр по физ.культуре
| В теч.
года
| 6
| День здоровья
| Все группы, кроме 1мл.
| 1 р.в месяц
| ст. медсестра, воспитатели
| В теч.
года
| 7
| Гимнастика после дневного сна
| Все группы
| Ежедневно
| Воспитатели,
Контроль м/с
| В теч.
года
| 8
| Прогулки с включением подвижных игровых упражнений
| Все группы
| Ежедневно
| Воспитатели
| В теч.
года
| 9
| Гимнастика глаз
| Все группы
| Во время занятий на физкульт
минутках
|
Воспитатель, мед.работник
| В теч.
года
| 11
| Пальчиковая гимнастика
| Все группы
| 3-4 раза в день
| Воспитатель, логопед
| В теч.
года
| 12
|
Оздоровительный бег на улице
|
Средн
старшая
подгот
|
Ежедневно во время прогулок
|
Воспитатели
| С апр по
нояб
| 5.
| Профилактика заболеваемости
| 1
|
Дыхательная гимнастика в игровой форме
| Все группы
| после сна,
3 раза в день во время УГ, на прог-ке
|
Воспитатели, контроль м/с
|
В теч.
года
| 2
| Профилактика гриппа - дибазол
| Все гр с согласия
род-ей
| Ежед-но
ч\з 2 ч после завтрака,
в месяц
|
Медработник
|
Нояб
-дек
| 3
| Оксалиновая мазь
| Все группы
| Ежед-но.2 р. в день перед прогулкой
| Воспитатели,
медсестра
| Нояб -дек
март-апр
| 6.
| Оздоровление фитонцидами
| 1
|
Чесночно-лимонные смеси
| Все группы
| П\д прогулк, перед обедом
|
Медсестра
|
| 2
| Ароматизация помещений
(чесночные букетики)
| Все группы
| В течение дня
Ежед-но
| Мл.воспитат.,
контроль м/с
| Октяб-апр
| 7.
| Закаливание, с учетом состояния здоровья ребенка
| 1
| Воздушные ванны (облегченная одежда,
одежда соответствует
сезону года)
| Все группы
|
Ежед-но
|
Воспитатели
|
В теч.
года
| 2
| Прогулки на воздухе
| Все группы
| Ежед-но
| Воспитатели
| В теч.
года
| 3
| Хождение босиком по траве
| Все группы
| Ежед-но
| Воспитатели
| В теч.
года
| 4
| Хождение босиком по «дорожке здоровья»
| Все группы
| Ежед-но после дневн сна
| Воспитатели
| В теч.
года
| 5
| Обширное умывание
| Все группы
| Ежед-но после днев.сна
|
Воспитатели
| В теч.
года
| 6
| Мытье ног
| Все группы
| После прогулки
| Воспитатели, мл.воспитатели
| Июнь-авг
| 7
| Контрастное обливание ног
| Все группы
| После сна
| Воспитатели , мл.воспитатели
| В теч.
года
| 8
|
Игры с водой
| Все группы
| Во время прогулки, во время НОД
|
Воспитатели
| Июнь-авг
| 9
| Полоскание зева кипяченой охлажденной водой
| Все группы
| После каждого приема пищи
|
Воспитатели,
мл.воспитатели
|
В теч.
года
| 8.
| Лечебно-оздоровительная работа
|
| Организация вторых завтраков
| 1.
| Соки натуральные или фрукты
| Все группы
| Ежедневно 10.00
| Младшие воспитатели, воспитатели
|
| |