Регламент деятельности образовательной организации по ведению журналов успеваемости и дневников обучающихся в электронном виде в случае отказа от классных журналов на бумажном носителе Содержание
Общие положения.
План действий ОО при переходе образовательной организации на ведение журналов успеваемости и дневников обучающихся в электронном виде, в случае отказа от классных журналов на бумажном носителе.
Примерный план работ ОО по внедрению ЭЖ на этапах: подготовительный, проектирование нормативного и регламентационного обеспечения, согласование и принятие нормативного и регламентационного обеспечения, начало использования ЭЖ
Перечень локальных нормативных актов, в которые может потребоваться внесение изменений для использования ЭЖ.
Пример приказа руководителя ОО о внедрении в деятельность образовательной организации ЭЖ.
Перечень законодательных актов и нормативных документов вышестоящих организаций, регламентирующих весь комплекс вопросов, связанных с переходом образовательной организации на ведение журналов успеваемости и дневников обучающихся в электронном виде, в случае отказа от классных журналов на бумажном носителе.
Примерный регламент ведения ЭЖ.
Примерный регламент предоставления услуги ЭД.
Комплект дополнений в функциональные обязанности работников ОО, связанных с ведением ЭЖ и примерные должностные инструкции по работе с ЭЖ
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Краткие рекомендации к дополнениям в локальные нормативные акты ОО, в связи с введением ЭЖ и ЭД.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Дополнения в функциональные обязанности работников ОО, связанные с ведением ЭЖ и ЭД.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Образец договора ОО с разработчиками Системы ЭЖ и ЭД
1. Общие положения. Настоящий Регламент деятельности образовательной организации по ведению журналов успеваемости и дневников обучающихся в электронном виде в случае отказа от классных журналов на бумажном носителе (далее Регламент) разработан в соответствии с решением заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 30 декабря 2010 г. №А4-18040 "О внедрении электронных образовательных ресурсов в учебный процесс и мерах по методической и технической поддержке педагогов на местах" в порядке оказания помощи образовательным организациям.
Регламент составлен в полном соответствии с действующими требованиями к ведению всех видов журналов в РФ (Инструкция о ведении школьной документации, утвержденная Приказом Министерства просвещения СССР от 27 декабря 1974 года №167):.
«Классный журнал (ВХ-5) является государственным документом, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя. Устанавливаются два вида классных журналов - для I - III и IV - X (XI) классов (Приложения 3, 4).
Директор школы и его заместитель по учебно-воспитательной работе обеспечивают хранение классных журналов и систематически осуществляют контроль за правильностью их ведения.
Классный журнал рассчитан на учебный год и ведется в каждом классе по форме, утвержденной министерством просвещения (народного образования) союзной республики.
Журналы параллельных классов нумеруются литерами. Например, "I-А класс", "I-б класс", "V-а класс", "V-б класс", "V-в класс".
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (директор школы) дает указания классным руководителям о распределении страниц журнала, отведенных на текущий учет успеваемости и посещаемости учащихся на год в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет (1 недельный час - 2 стр., 2 нед. ч - 4 стр., 3 нед. ч - 5 стр., 4 нед. ч - 7 стр., 5 нед. ч - 8 стр., 6 нед. ч - 9 стр.).
Учитель, проверяя и оценивая знания учащихся, выставляет оценки в журнал, а также обязательно отмечает посещаемость школьников. На правой странице журнала записывает тему, изучавшуюся на уроке, и задание на дом. На левой - ставит дату урока, отмечает отсутствующих на уроке буквой "н" (не был), опоздания записывает на правой стороне в графе "Заметки учителя". Эта графа служит также для записи замечаний учителя о поведении отдельных учащихся, их продвижении или отставании в учебной работе. При проведении сдвоенных уроков делается запись даты и темы каждого урока. По письменным работам оценки выставляются в графе того дня, когда проводилась данная работа. По проведенным практическим и лабораторным работам, экскурсиям, контрольным письменным работам точно указывается их тема и количество затраченных часов.
В графе "Домашнее задание" записывается содержание задания и характер его выполнения (читать, рассказывать наизусть), страницы, номера задач и упражнений, практические работы. Если учащимся дается задание по повторению, то конкретно указывается его объем.
Оценки за каждую учебную четверть (полугодие) выставляются после записи даты последнего урока по данному предмету в четверти (полугодии). Одновременно с этим четвертные (полугодовые) оценки заносятся классным руководителем в сводную ведомость учета успеваемости и поведения учащихся.
В классном журнале учтено, что класс на занятиях по иностранному языку, физической культуре, трудовому обучению, а также по русскому языку в нерусских школах делится на две группы. На эти предметы в журналах для школ с русским языком обучения отводится 15 страниц, для национальных школ - 22 страницы.
Все записи в классном журнале должны вестись четко и аккуратно чернилами в соответствии с установленной формой.
Классный руководитель (учитель начальных классов) аккуратно записывает в классном журнале фамилии и имена учащихся в алфавитном порядке, заполняет "Общие сведения об учащихся" с использованием данных из их личных дел.
Ежемесячно классным руководителем в раздел "Учет посещаемости учащихся" записывается количество дней и уроков, пропущенных учащимися. Подводятся итоги о количестве дней и уроков, пропущенных каждым учащимся и классом в целом за четверть (полугодие) и учебный год. В случае длительной болезни учащегося занятия с ним проводятся на дому (в санатории, больнице). В журнале, на специально вклеенном листе, учителями делаются записи о проводимых с ним занятиях или же эти сведения заносятся на основании справки об обучении в санатории или больнице.
Страница "Замечания по ведению классного журнала" заполняется заместителем директора по учебно-воспитательной работе (директором) школы.
4. Журнал факультативных занятий (ВХ-5) является основным документом учета работы факультативных групп и ведется в восьмилетних и средних общеобразовательных школах по каждому факультативу отдельно (Приложение 5). Требования к ведению записей в журнале факультативных занятий аналогичны требованиям, предъявляемым к порядку ведения их в классном журнале.
В соответствии с п.3 статьи 28 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" выбор формы ведения учета отнесен к компетенции ОО: «п.3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях».
На основании вышеизложенного образовательное учреждение в рамках своей компетенции создает локальный акт о ведении учета результатов освоения обучающимися образовательных программ. В данном документе необходимо отразить: какая именно информация подлежит заполнению и в каких документах (помимо электронного журнала); кем заполняется информация (есть ли право на редактирование уже внесенной информации или действует запрет); в какие временные рамки вносится информация; объем и формы хранения информации в электронном виде и отчетов (копий) на бумажных носителях.
Настоящие рекомендации разработаны в целях оказания помощи ОО в реализации государственной услуги по обеспечению оперативности информирования родителей (законных представителей) обучающихся о ходе и содержании учебного процесса и текущей успеваемости их детей, в соответствии с пунктом 3, подпунктом 4, статьи 44 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", требующим обеспечить право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на «ознакомление с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей».
В результате предоставления указанной услуги обучающиеся и их родители (законные представители) должны получить доступ к актуальной и достоверной информации:
сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающегося;
сведения о результатах промежуточной аттестации обучающегося;
сведения о результатах итоговой аттестации обучающегося;
сведения о посещаемости уроков (занятий);
сведения о расписании уроков (занятий);
сведения об изменениях, вносимых в расписание уроков (занятий);
сведения о заменах уроков в случае отсутствия основного преподавателя;
содержание образовательного процесса с описанием тем уроков (занятий), материала, изученного на уроке (занятии), общего и индивидуального домашнего задания.
Государственная услуга может предоставляться через информационные системы «Электронный журнал/дневник» (далее -ЭЖД, Система):
на Московском портале государственных услуг - подсистема «Общегородской электронный дневник» (http://dnevnik.mos.ru/);
на сайтах общеобразовательных учреждений либо иных сайтах (порталах), обеспечивающих передачу данных на Московский портал государственных услуг в подсистему «Общегородской электронный дневник» (http://dnevnik.mos.ru/) и оказание услуги в соответствии с действующими правовыми нормами.
При этом руководитель ОО несет ответственность за соответствие выбранных средств и форм учета нормативным требованиям. Для реализации своей компетенции ОО должно подготовить соответствующие локальные нормативные акты.
Информационная система «Электронный журнал/дневник» предназначена для:
автоматизации оказания государственной услуги «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника, электронного журнала успеваемости»;
повышения качества образования за счет:
повышения уровня прозрачности учебного процесса;
автоматизации учетных функций;
повышения объективности оценивания учебных достижений обучающихся;
простоты и удобства ведения учета и анализа результатов учебной деятельности;
повышения надежности хранения информации;
технологического развития учебного процесса.
Система представляет собой электронную версию бумажного журнала успеваемости и дневника обучающегося.
Администрация ОО организует эту работу в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р и от 7 сентября 2010 г. № 1506-р производится перевод государственных услуг в электронный вид.
Переход на ведение учета успеваемости обучающихся в электронном виде способствует формированию условий в ОО для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (начального и основного общего образования) по созданию информационно-образовательной среды ОО в части:
фиксации хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы;
возможности использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью;
взаимодействия ОО с органами, осуществляющими управление в сфере образования.
Настоящий Регламент не ограничивает ОО в выборе информационных систем ведения журналов успеваемости учащихся и в использовании их расширенных функциональных возможностей. Это обеспечивает соблюдение прав ОО и разработчиков на самостоятельный выбор информационных систем и на свободу конкуренции в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции", а также создает условия для дальнейшего развития технологии.
В случае несоответствия выбранной общеобразовательным учреждением реализации информационной системы функциональным требованиям, общеобразовательное учреждение должно выбрать другую реализацию информационной системы ведения журналов успеваемости обучающихся.
Регламент учитывает требования приказа ДОгМ от 05.09.2011 №611 «О ведении электронных дневников учащихся и электронных журналов успеваемости в общеобразовательных учреждениях», пункт 6.3. руководителям образовательных организаций предписано: «Принимать решение об отказе от классных журналов на бумажном носителе, только при условии обеспечения ведения ЭЖ классов в полном объеме, организации регулярного резервного копирования данных учета и надежного контроля за внесением информации и исправлений в ЭЖ. Порядок ведения и способы обеспечения контроля за внесением информации и исправлений в ЭЖ должна быть отражена в локальных актах общеобразовательного учреждения», а также приказа ДОгМ от 17.09.2012 №613 «О ведении электронного журнала», который предписывает руководителям ОО:
«Разработать локальные нормативные акты по ведению электронных журналов успеваемости обучающихся.
Обеспечить родителям (законным представителям) обучающихся возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
Обеспечить хранение:
журналов успеваемости обучающихся на электронных и бумажных носителях - 5 лет, в целях хранения на бумажных носителях - один раз в год, по окончании учебного года, но не позднее 30 июня выводить на печать электронную версию журнала успеваемости, прошивать и скреплять подписью руководителя и печатью учреждения;
изъятых из электронных журналов успеваемости обучающихся сводных ведомостей успеваемости на электронных и бумажных носителях - 25 лет, в целях хранения на бумажных носителях - один раз в год, по окончании учебного года, но не позднее 30 июня выводить на печать электронную версию сводных ведомостей успеваемости, прошивать и скреплять подписью руководителя и печатью учреждения».
Регламент составлен на основе:
рекомендаций по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде, разработанных Минобрнауки России (письмо от 15.02.2012 №АП-147/07),
информационного письма ДОгМ от 17.06.2011 №2-40-167 «О внедрении в образовательных учреждениях электронных журналов успеваемости»,
рекомендаций по ведению журналов успеваемости и дневников обучающихся в электронном виде в общеобразовательных учреждениях города Москвы, утвержденных руководителем Департамента образования города Москвы, Министром Правительства Москвы И.И.Калиной 25 ноября 2012 года
|