О ходе работы по подготовке предложений по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам должностей в государственных (муниципальных) учреждениях В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики Правительству РФ было поручено принять программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, предусмотрев установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам должностей, работающих в государственных (муниципальных) учреждениях.
Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы была принята распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.
Планом мероприятий этой Программы разработка и внесение в Правительство Российской Федерации предложений по базовым окладам по профессиональным квалификационным группам работников предусматривается в 2015 году.
Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014 - 2016 годы взяты обязательства о разработке нормативного правового акта Правительства Российской Федерации о базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам в целях обеспечения объективной дифференциации в оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений по итогам обобщения практики установления базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы в системах оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Центральный Совет Профсоюза, в том числе в рамках Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, неоднократно предпринимал шаги, направленные на ускорение работы по выработке соответствующих предложений, проведение подготовительной работы (включая проведение различных мониторингов, консультаций) с целью решения этого вопроса.
Учитывая неоправданную дифференциацию по размерам ставок заработной платы учителей и других педагогических работников, Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальных отношений сочла необходимым внести в Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений положение, в соответствии с которым при реализации в 2014 г. Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части оплаты труда работников бюджетной сферы совершенствование систем оплаты труда должно осуществляться путем перераспределения средств в структуре заработной платы в целях значительного увеличения доли тарифной (постоянной) части заработка работников.
Представители Совета Ассоциации постоянно настаивали на том, что изменения по увеличению непосредственно размеров должностных окладов, ставок заработной платы крайне необходимы, поскольку сохранение их на низком уровне в структуре заработной платы педагогических работников (как, впрочем, и работников других видов деятельности) не способствует привлечению в бюджетную сферу молодых квалифицированных кадров, а также закреплению в системе высокопрофессиональных работников.
Увеличение заработной платы педагогических работников за счет стимулирующих выплат не обеспечивает повышения заинтересованности в эффективной деятельности всего педагогического коллектива, подрывает доверие к системе оценки труда работников, а низкие размеры ставок заработной платы (должностных окладов) за исполнение должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором по занимаемой должности, не способствуют повышению престижа педагогической профессии, статуса педагогических работников в конкретных социально-экономических условиях.
Вместе с тем, в Республике Дагестан преимущественного повышения постоянной части заработной платы в виде ставок заработной платы или должностных окладов педагогических работников по-прежнему практикуется применение различного рода доплат и надбавок либо «вбрасывание» в конце отчетного периода дополнительных средств на зарплату (например, в виде стимулирующих выплат) с целью выполнения Указов Президента РФ по доведению заработной платы педагогических работников до средней по региону, распределение которых в учреждениях для выполнения установленных им целевых показателей осуществляется «в стихийном порядке».
Учитывая это, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений в целях развития механизмов перехода на эффективный контракт, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии, обеспечения в 2014 г. необходимых значений показателя средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений совершенствование системы оплаты труда педагогических работников рекомендовано осуществлять с учетом перераспределения средств в структуре их заработной платы, с тем чтобы средства, предназначенные для оплаты их труда, направлялись преимущественно на увеличение ставок заработной платы (должностных окладов) педагогических работников.
Перераспределение финансовых средств в структуре заработной платы работников профессорско-преподавательского состава в федеральных учреждениях высшего образования уже состоялось в 2013 году, начиная с 1 сентября. Так, должностные оклады профессорско-преподавательского состава увеличены на размеры надбавок за наличие ученой степени, за должности доцентов и профессоров, а также на размер денежной компенсации за книгоиздательскую продукцию.
Следует также заметить, что Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 с изменениями, внесенными в него Постановлением Правительства РФ от 14.01.2014 № 20, теперь не содержит обязанности работодателей по направлению не менее 30% бюджетных средств на выплаты стимулирующего характера, в связи с чем эти вопросы учреждения решают самостоятельно.
Повышение заработной платы и перераспределение средств в структуре заработной платы преимущественно на увеличение ставок (окладов) педагогических работников не должно приводить к сохранению на низком уровне размеров окладов (должностных окладов) других категорий персонала, тем более, что необходимость обеспечения гарантий по заработной плате работнику в размере не ниже минимального размера оплаты труда, вынуждает работодателя выделять средств на осуществление доплат до установленного уровня МРОТ, которые можно было бы перераспределить, направив их на тарифную (постоянную) часть заработной платы, т.е. на увеличение окладов (должностных окладов) таких работников в полном объеме или частично.
Республиканская, районные, городские организации и профкомы должны занимать при решении вопросов совершенствования системы оплаты труда работников образовательных учреждений твердую позицию с целью обеспечения направления средств преимущественно на увеличение размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы. Важно, чтобы при разработке предложений в Правительство Российской Федерации об установлении базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы работников сферы образования по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп) их минимальные размеры по первой профессиональной квалификационной группе могли составлять не менее минимального размера оплаты труда при существенной дифференциации по другим профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням).
Обращаем внимание, что 1 мая 2014 года в ходе встречи с Президентом России В.В. Путиным, Председатель Общероссийского Профсоюза образования Г.И. Меркулова вновь обратила внимание Президента России на неоправданное затягивание федеральными государственными органами исполнительной власти работы по выполнению его поручения – подготовке предложений по этому вопросу, а также на проявляющиеся негативные последствия таких проволочек.
Вместе с тем, несмотря на происходящие изменения, доля постоянной части заработной платы (ставка заработной платы в структуре заработной платы) по прежнему остается очень низкой. Для координации этой проблемы создана рабочая группа, куда входят представители ЦС Профсоюза. Коммунальные проблемы За последние годы Республиканская организация судилась с Правительством РД в разных инстанциях более 12 раз. Почти все суды мы выиграли и с 2008 года педагогам коммунальные начали выплачивать без ограничения на освещение и отопление.
Республиканская организация Профсоюза обратилась к тогдашнему Председателю Правительства РД с просьбой перечислять эти деньги на счета торгующих организаций энергосбыта и региональное отделение газпрома. По нашему настойчивому требованию такой договор был заключен с торгующими организациями. В 2010 году с молчаливого согласия педагогов эти торгующие организации начали списывать на педагогов большие суммы денег. Временами на педагога в месяц списывали по 2300 кВт., почти годовую норму. Только на электроэнергию за пять месяцев было списано на педагогов 650 млн. рублей.
По этому поводу мы собрались у заместителя Председателя Правительства РД Н.Э. Казиева, где был поднят вопрос: педагоги не сожгли столько электроэнергии, на них эту сумму списали. Надо организовать проверку. Нам обещали. Ждем уже четыре года.
В 2010 году по РФ хотели отменить коммунальные вообще. Была проведена акция по всей России. Пикетировали Госдуму РФ. Были организованы телеграммы в адрес Президента, Правительства и Госдумы РФ с требованием сохранить комуслуги. Под давлением Общероссийского Профсоюза образования мы не дали полностью отменить этот закон.
В конце 2010 года Госдума внесла изменения в Закон «Об образовании РФ», где было сказано, что компенсируются расходы на комуслуги. С 2011 года, после этих изменений, начались проблемы с выплатой коммунальных услуг, особенно тем, кто пользуется для отопления твердым топливом.
Республиканская организация Профсоюза не раз обращалась в разные инстанции по поводу этих проблем. Встречались с бывшим Президентом РД М.М. Магомедовым и нынешним главой РД Р.Г. Абдулатиповым, поднимали этот вопрос в Трехсторонней комиссии. Встречались с А. Карибовым – зам. Председателя Правительства РД, депутатами Народного Собрания РД.
По просьбе Республиканской организации Профсоюза депутат Народного Собрания РД Г.И. Магомедов сделал депутатский запрос. Республиканская организация Профсоюза провела несколько акций. Были отправлены тысячи телеграмм, писем в адрес властьдержащих. Даже провели акцию, чтобы отправили в отставку тогдашнего Министра труда и социального развития РД И.И. Эфендиева – главным противником монетизации выступал именно он.
С декабря 2013 года начались консультации в Народном Собрании РД по данному вопросу. Было 5 заседаний. Только на третьем заседании Республиканская организация сумела убедить всех, кроме Минтруда, чтобы тем, кто получает компенсации за твердое топливо, выделяли определенную сумму денег. Минфин, Минюст, Народное Собрание РД уже выступали в нашу поддержку. Минтруду было поручено разработать законопроект по данному вопросу. Мы получили законопроект для согласования, где было написано, что компенсируют 1000 рублей ежемесячно, а остальную сумму - по предоставлению квитанции. Мы написали свое мнение по данному вопросу, где на расчетах объяснили, что сумму ежемесячной компенсации необходимо довести до 3000 рублей. Просили членов Профсоюза поддержать наши предложения и отправить в адрес депутатов от своих районов сотни писем и телеграмм.
Но, увы и ах! Когда аппарат Рескома профсоюза принимал участие в отчетно-выборных конференциях в районах, многие не были в курсе происходящего, к сожалению, даже председатели. Хотя по данному вопросу мы отправили три письма 1 и 2 сентября 2014 года.
В данный момент в законопроекте, принятом в Народном Собрании в первом чтении, сказано, что компенсируют 1000 рублей ежемесячно.
В течение 2010 – 2014 годов Республиканская организация принимала участие в судах разных инстанций с требованием без квитанций компенсировать расходы. В данный момент решение Верховного суда РД обжаловано в Верховном суде РФ. Здесь Республиканская организация Профсоюза и учитель Кайтагского района решили пойти до конца.
Не один раз по данному вопросу Республиканская организация Профсоюза обращалась в Прокуратуру РД. После последнего нашего обращения Прокуратура РД обжаловала в Арбитражном суде РД решение Республиканского комитета по тарифам и ценам, где было разрешено покупать уголь только у шести торгующих организаций. Суд здесь и в Ессентуках выиграли.
С момента принятия данного решения также было отменено везде решение этого же органа, где было разрешено покупать уголь в 2012 году только у ООО «Дружба», зарегистрированного в Ботлихском районе. Социальное партнерство Социальное партнерство – это наш осознанный выбор. Процесс социального партнерства одновременно является борьбой, и сотрудничеством. В нем не может быть одного победителя или побежденного.
Основы социального партнерства – конечно же, коллективное соглашение, коллективный договор.
Главные проблемы социального партнерства, на наш взгляд, несерьезный подход при заключении коллективного договора. Приняли, подписали и тут же забыли. Это, в первую очередь, слабость членов Профсоюза и профсоюзной организации.
Не все проблемы можно решать через колдоговор и соглашение, заключенное между Минобразования и Республиканской организацией Профсоюза.
Многие вопросы, особенно финансирования, зависят от Правительства РД, глав администраций и возможностей бюджета.
Есть республиканское трехсторонне соглашение. Его можно назвать «декларацией о намерениях», никого не обязывающей что-то делать. Низкая дисциплина исполнения. Нет вертикали.
Российская трехсторонняя комиссия дает рекомендации по тем или иным вопросам, чтобы при заключении региональных соглашений приняли во внимание. Эти рекомендации вряд ли читают социальные партнеры, кроме Профсоюзов.
Вряд ли нам нужны такие трехсторонние соглашения. Трехсторонняя комиссия на сегодняшний день – это совещательный орган.
Нестабильное экономическое положение не всегда позволяет включать какие-то пункты, позволяющие улучшить социально-экономическое положение работающих.
Есть еще резервы. Первичной, районной, городской профсоюзной организации, а также Республиканской организации Профсоюза необходимо включить максимально возможные пункты в данное соглашение (договор). Если по каким-то пунктам не пришли к единому мнению, приложить проект разногласий и продолжить работу в этом направлении с целью включить эти пункты в последующем.
Соглашение (договор) должно рождаться в муках. Надо постоянно контролировать ход выполнения договора.
В целях защиты членов Профсоюза заключено Соглашение между Минобразования РФ и ЦС Профсоюза, Республиканской организацией Профсоюза и Минобразования РД, районной (городской) организацией, Управлением образования и администрацией района, между профкомами и администрациями образовательных учреждений.
Мы их систематически изучаем. Во многих колдоговорах есть интересные моменты об отпусках, локальных актах и т.д.
Ежегодно проводим конкурс «Лучший коллективный договор». Развитие и совершенствование информационного сопровождения деятельности Профсоюза Развитие и укрепление системы внутрикорпоративных коммуникаций
В настоящее время значительное внимание в PR сопровождении деятельности Профсоюза следует уделять дальнейшему развитию и укреплению системы внутрикорпоративных коммуникаций.
Основной задачей внутрикорпоративных коммуникаций является оперативный обмен информацией между всеми организациями Профсоюза; своевременное информирование всех членов Профсоюза об изменениях в законодательстве и законодательных инициативах, касающихся трудовых отношений, заработной платы, реформирования системы образования с обязательным указанием степени участия Общероссийского Профсоюза образования в этих процессах, а также о мероприятиях, инновационных проектах Профсоюза.
Эффективная система внутрикорпоративных коммуникаций - залог развития непрерывного диалога между республиканской, районными, городскими, первичными организациями, членами Профсоюза и социальными партнёрами, которая напрямую влияет на улучшение качества рабочего взаимодействия и совершенствование управленческих процессов, создание и поддержание положительного имиджа нашей организации в обществе.
Одним из важных коммуникационных инструментов, позволяющих обеспечить регулярный информационный обмен, является официальный портал Общероссийского Профсоюза образования, Республиканской организации Профсоюза и страницы районных, городских организаций, профкомов вузов и СПО.
Работа сайтов постоянно корректируется и совершенствуется.
На сегодняшний день все письма Республиканской организации Профсоюза рассылаются профкомам по электронной почте. Для этого Республиканская организация Профсоюза открыла всем почтовые ящики на майл.ру, довела эту информацию до председателей. На сегодняшний день электронной почтой не пользуются Гергебильская районная организация (председатель Магомедов М.М.), Кулинская районная организация (председатель Ахмедов Н.А.). Если не пользоваться почтовым ящиком два и более месяца, его автоматически блокируют. Эти две организации даже не делают попытки работать со своей почтой.
Временами работают со своей почтой Акушинская, Ахтынская, Карабудахкентская, Курахская, Рутульская, Сергокалинская, С.-Стальская, Тляратинская, Унцукульская, Хивская, Хунзахская, Шамильская районные и Каспийская городская организации.
Не говорите, что нет интернета. Интернет есть во всех районах. Сайты администрации районов и городов работают исправно. В Управлениях образования также есть электронные адреса. При желании можно установить индивидуальную тарелку.
В чем проблема? Нежелание. Другой причины я не вижу. Кто хочет индивидуально обучаться, И.А. Костина – специалист Рескома профсоюза по информационной работе готова вам помочь.
Из 60 страниц на портале Республиканской организации – 15 организаций делают робкие шаги для заполнения своих страниц. Активно работают Ногайский, Каякентский, Дербентский и Цумадинский районы, город Махачкала, в меньшей степени Магарамкентский, Сергокалинский, Хасавюртовский рыйоны. Так дело не пойдет. Еще раз обращаю ваше внимание на невыполнение решения Президиума и Пленума Республиканского комитета профсоюза.
При желании, каждая первичная профсоюзная организация может открыть свою вкладку на странице образовательного учреждения.
Значительное внимание следует уделять не только постоянной обновляемости и качеству публикуемых материалов на сайте. Нужно выпускать видеоролики, отражающие различные направления деятельности Профсоюза.
Необходимо активизировать деятельность рядовых членов Профсоюза по формированию активной гражданской позиции, созданию профсоюзного резерва, введению новых, инновационных форм работы в деятельности Профсоюза на всех уровнях.
Упор в этом деле в первую очередь надо делать на молодых.
Задача привлечения и удержания молодежи в рядах Профсоюза, вовлечение их в активную профсоюзную жизнь – одно из приоритетных направлений в кадровой политике Профсоюза.
Сегодня молодых педагогов волнуют вопросы профессиональной адаптации, возможности профессионального роста, улучшения жилищных условий, получения материальной поддержки на начальном этапе работы, уровень заработной платы и т.д. Каждый из этих аспектов так или иначе отражен в социальных программах, разрабатываемых совместно с Профсоюзом на региональном уровне.
Однако решение насущных задач молодых педагогов напрямую с членством в Профсоюзе не связано. Найти себя, своё место в Профсоюзе им зачастую достаточно сложно. Этому способствует недостаточная информированность молодых педагогов о деятельности Профсоюза, устаревшие формы и методы вовлечения в Профсоюз, а порой и инертность ряда профсоюзных лидеров и руководителей.
Сегодня задачу вовлечения молодых педагогов в Профсоюз можно реализовать только через создание и активную деятельность Советов молодых педагогов. Это важный этап на пути окончательного формирования Совета молодых педагогов при ЦС Профсоюза, принятия Исполкомом документов Совета и последующей разработки плана работы, который станет моделью реализации молодежной политики Профсоюза.
Необходимо рассматривать деятельность Советов молодых педагогов не только с точки зрения поддержки только молодых педагогов, но и оказания молодыми педагогами информационной и методической помощи студентам, выбирающим педагогическую специальность, а также педагогам-стажистам, которым может потребоваться помощь в овладении ИКТ для организации профессиональной и профсоюзной деятельности. Школы наставничества должны быть взаимообразными: «ветераны» - молодым педагогам, молодые педагоги – «ветеранам».
Система наставничества должна охватывать не только спектр профессиональных, но и профсоюзных интересов. Молодежь может привнести в профсоюзную работу новые, инновационные формы. Не задействовать этот потенциал, значит идти экстенсивным путём развития организации, причём в самом худшем виде – без дополнительного привлечения человеческих ресурсов.
Например, сегодня остро встал вопрос об активном использовании интернет технологий для выражения общественного мнения по ряду актуальных, в том числе образовательных, инициатив.
На созданном по инициативе Президента портале РОИ – Интернет-ресурсе для размещения общественных инициатив граждан Российской Федерации идёт обсуждение инициатив, голосование за них. И оставаться в стороне от этого движения членам Профсоюза нельзя. Сегодня недостаточно и даже невозможно действовать по старинке – собирать подписи, письма ящиками или слать телеграммы в защиту или возражение той или иной инициативы. Необходимо в нашей профсоюзной работе также идти инновационным путём. Благо, инструмент создан.
Общероссийская газета «Мой Профсоюз» и газета Республиканской организации Профсоюза «Голос профсоюза образования» - на сегодняшний день единственные издания, которые объединяют деятельность всех региональных (межрегиональных) организаций. Однако тираж газеты по ряду объективных причин падает.
Сегодня, пока интернет не стал «всеобщим достоянием» и единое информационное пространство Профсоюза недооформлено, газета объективно продолжает играть объединяющую роль организации. Поэтому следует увеличивать подписку и (а это самое главное) всем региональным (межрегиональным) организациям следует принимать активное участие в освещении событий своих профсоюзных организаций на страницах газеты. Необходимо создавать сеть внештатных корреспондентов, работающих не только на региональные (межрегиональные) СМИ, но и на интернет-портал и газету Профсоюза.
Информация о деятельности Профсоюза должна доходить до каждого члена нашей организации, каждый должен быть в курсе профсоюзных событий и только тогда, после завершения формирования системы внутрикорпоративных коммуникаций, которые влияют также и на организационное единство, наша организация сможет более успешно вести политику по формированию общественного мнения в пользу Профсоюза. А следствие этого – стабильность и увеличение численности, рост авторитета Профсоюза и успешный социальный диалог в целях представительства и защиты социально-экономических прав и интересов членов Профсоюза.
Республиканской организацией Профсоюза выпущено за последние 5 лет 20 информационных бюллетеней, где отражены различные вопросы касающиеся работников образования. |