Приказ от 31 мая 2013 г. N 235 об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда


Скачать 306.97 Kb.
НазваниеПриказ от 31 мая 2013 г. N 235 об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
blankidoc.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ

от 31 мая 2013 г. N 235
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ

ТИПОВЫХ ОТРАСЛЕВЫХ НОРМ ТРУДА
В соответствии с пунктом 5 приложения N 2 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, приказываю:

Утвердить методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда согласно приложению.
Министр

М.ТОПИЛИН
Приложение

к приказу Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 31 мая 2013 г. N 235
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ

ТИПОВЫХ ОТРАСЛЕВЫХ НОРМ ТРУДА
I. Основные положения
1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи федеральным органам исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда (далее - Методические рекомендации).

2. Разработка, пересмотр и утверждение типовых отраслевых норм труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности в отрасли (подотрасли) экономики (далее - федеральный орган исполнительной власти) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации 11 ноября 2002 г. N 804 "О правилах разработки и утверждения типовых норм труда".

Пересмотр типовых отраслевых норм труда рекомендуется осуществлять через каждые 5 лет с даты их утверждения, а также при изменении организации труда, внедрении новой техники и технологии.

3. При разработке типовых отраслевых норм труда (далее - типовые нормы труда):

а) используются комплексно обоснованные нормы затрат труда, установленные для однородных работ применительно к типовым технологическим (трудовым) процессам и типовым организационно-техническим условиям их выполнения в соответствующей отрасли экономики;

б) в качестве типового выбирается наиболее рациональный и целесообразный трудовой процесс, характерный для всей совокупности однородных процессов, основными критериями рациональности которого являются минимальные затраты времени при соблюдении необходимого качества выполняемых функций, оказываемых услуг, обеспечение содержательности и оптимальной степени интенсивности труда, безопасность работы и нормальные условия труда, соответствие трудового процесса современному уровню техники и технологии, организации производства, труда и управления;

в) комплексное обоснование типовых норм труда устанавливается с применением аналитического метода нормирования труда к изучению технологических и трудовых процессов (на основании измерения затрат рабочего времени путем хронометража, фотохронометража, фотографий рабочего времени и других способов наблюдений, использования нормативных документов по труду), а также математико-статистического метода (путем определения зависимостей между количественными и качественными факторами и затратами рабочего времени на основе обработки данных отчетности и результатов исследований). При этом рекомендуется учитывать все факторы, влияющие на величину затрат труда:

технические - параметры технологического процесса, оборудования, приспособлений, требования к качеству продукции;

организационные - характеристики организации трудовых процессов, в том числе организации рабочих мест, систем и видов обслуживания, методов и приемов труда;

санитарно-гигиенические - характеристики производственной среды (освещенность рабочих мест, температура воздуха, шум, вибрация и другие);

психофизиологические - показатели, характеризующие влияние трудовых процессов на организм работника (затраты физической и умственной энергии, степень утомления и так далее);

социальные - характеристики профессионально-квалификационного уровня персонала, отношения к труду и другие (потери рабочего времени из-за нарушений трудовой дисциплины, временной нетрудоспособности, текучести кадров и т.п.);

правовые - предусмотренные нормативными правовыми актами продолжительность рабочего времени, формы организации труда;

структурные, экономические и другие факторы;

г) обеспечиваются доступность и удобство типовых норм труда для пользователей.

4. Рекомендуется разрабатывать типовые нормы труда, включающие:

типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ (оказание услуг);

типовые отраслевые нормы численности;

типовые отраслевые нормы обслуживания.

5. Разработку типовых норм труда рекомендуется осуществлять по следующему плану:

а) выявление потребности в разработке новых и пересмотре действующих типовых норм труда;

б) постановка задач по разработке по видам норм труда, описание технического задания на разработку;

в) выбор организаций и рабочих мест для проведения наблюдений;

г) сбор исходной информации, изучение организационно-технических условий и методов выполнения работы на рабочих местах;

д) проведение отдельных замеров времени (выборочно) на рабочих местах;

е) установление требований к исполнителю и выбор исполнителей;

ж) установление и анализ факторов, влияющих на величину затрат труда;

з) описание (проектирование) рационального трудового процесса с указанием индексов затрат рабочего времени по каждому элементу трудового процесса, предусмотренных приложением N 1 к Методическим рекомендациям;

и) изучение и измерение затрат труда;

к) обработка и формализация результатов измерений по видам норм труда;

л) апробация типовых норм труда в производственных условиях;

м) обсуждение проектов типовых норм труда с соответствующими профессиональными союзами (объединениями профессиональных союзов);

н) согласование типовых норм труда с Минтрудом России;

о) утверждение типовых норм труда.
II. Разработка типовых отраслевых норм времени

на выполнение работ (оказание услуг)
6. В типовых отраслевых нормах времени на выполнение работ (оказание услуг) (далее - типовые нормы времени) рекомендуется устанавливать показатели типовых норм времени для однородных работ применительно к типовым технологическим (трудовым) процессам и типовым организационно-техническим условиям их выполнения.

7. При разработке типовых норм времени рекомендуется определять для однородных работ затраты рабочего времени для выполнения единицы работы (функции, услуги) одним или группой работников соответствующей квалификации, включающие, как правило, затраты рабочего времени на подготовку к выполнению работы, а также на обработку и оформление ее результатов.

В этих целях рекомендуется применять аналитический метод нормирования труда с использованием двух видов наблюдений (фотографии рабочего времени и хронометража), данных учета и отчетности, результатов анализа организации труда и разработки мер по ее совершенствованию.

8. Для осуществления расчета типовых норм времени целесообразно:

а) определить минимальное количество организаций, на базе которых планируется проводить исследования по каждому виду работ (далее - наблюдения), с учетом следующих критериев: наличие массовых и повторяемых работ; использование рациональных трудовых процессов, соответствующих современному уровню техники и технологии, организации производства, труда и управления;

б) провести выбор работников для проведения наблюдения (рекомендуется проводить наблюдения за работниками, квалификация которых соответствует уровню сложности работы и которые имеют стаж работы более 2 лет). При этом не рекомендуется проводить выбор работников, индивидуальное состояние здоровья которых может существенно повлиять на результаты наблюдения (лица с ограниченными возможностями, беременные женщины, лица, недавно приступившие к работе после длительного перерыва, и т.д.), выполняющих работу на условиях внешнего или внутреннего совместительства, совмещающих в пределах рабочего времени должности (профессии), выполняющих обязанности временно отсутствующего работника;

в) определить интенсивность труда исходя из показателей нормального темпа работы, например, эквивалентного ходьбе без груза по ровной местности со скоростью 4,8 км/час, а также скорости выполнения движения "протянуть руку с малой степенью контроля на расстояние 40 см" со скоростью 93 см/сек.;

г) определить количество наблюдений (число работников и количество наблюдений по каждому из них) с учетом характера, продолжительности, массовости, повторяемости работ, степени их детерминированности и других факторов, а также достаточной точности результатов;

д) провести фотографии рабочего времени, при которых должны быть обеспечены: исправность предметов труда; наличие требуемого количества и качества материалов, необходимых для выполнения работы, и их своевременная подача; своевременное снабжение электроэнергией и иными источниками энергопитания, технической документацией; безопасные условия труда. Фотография рабочего времени, при которой фиксируются все затраты рабочего времени от начала и до окончания рабочего времени, может вестись с применением системы видеонаблюдения с обязательным заполнением карты фотографии рабочего времени (наблюдательного листа), образец которой предусмотрен приложением N 2 к Методическим рекомендациям (далее - Карта). В Карте рекомендуется указывать все действия работника в течение рабочего дня с указанием перерывов в работе в том порядке, в каком они происходили фактически, с одновременной фиксацией текущего времени окончания каждого элемента операции (трудового процесса), которые, в свою очередь, является началом следующего вида элементов операции (трудового процесса). Каждая запись показывает либо то, что делал работник, либо то, чем было вызвано его бездействие. При записи каждого элемента операции (трудового процесса) или перерыва целесообразно указывать индекс затрат рабочего времени;

е) обработать результаты исследований.

9. При заполнении Карты проводится расчет длительности каждого из элементов операции (трудового процесса) путем вычитания из текущего времени операции (трудового процесса) каждого последующего замера текущего времени предыдущей операции (трудового процесса), результаты которой заносятся в Карту. В Карте также указывается индекс затрат рабочего времени, то есть характеристика вида затрат рабочего времени в соответствии с индексами затрат рабочего времени, предусмотренными приложением N 1 к Методическим рекомендациям.

10. По результатам наблюдений составляется сводка элементов затрат рабочего времени по образцу, предусмотренному приложением N 3 к Методическим рекомендациям, подготовительно-заключительного времени, времени на обслуживание рабочего места и времени на отдых и личные надобности, как арифметическая средняя по результатам исследований.

11. На основе средних показателей затрат рабочего времени, полученных по результатам наблюдений, рассчитываются показатели типовых норм времени по следующей формуле:
Нв = Тпз + То + Тв + Тобс + Тотл + Ту, (1)
где:

Нв - норма времени;

Тпз - подготовительно-заключительное время;

То - основное время выполнения работы;

Тв - вспомогательное время выполнения работы;

Тобс - время обслуживания рабочего места;

Тотл - время на отдых и личные надобности;

Ту - время на отдых, выделяемое в зависимости от условий труда.

12. Время на отдых, выделяемое в зависимости от условий труда на рабочем месте (Ту), может быть определено в процентах от оперативного времени:
Ту = Топ x Кон, (2)
где: Топ - оперативное время выполнения работ, рассчитываемое по следующей формуле: Топ = То + Тв;

Кон - коэффициент, учитывающий время на отдых, выделяемое в зависимости от условий труда ().

13. На основе результатов проведенных наблюдений определяются показатели трудоемкости выполнения каждой работы. При этом к полученным результатам применяется Купр - суммарный коэффициент учета условий проведения работ, который рассчитывается по следующей формуле:
, (3)
где , , , ..., - коэффициенты учета условий проведения работ.

14. Определение условий проведения работ () производится в соответствии с показателями, разработанными на основе статистических данных и являющимися рекомендательными:

а) определения времени на отдых в зависимости от степени монотонности труда, предусмотренные приложением N 4 к Методическим рекомендациям;

б) определения времени на отдых в зависимости от темпа работы, предусмотренные приложением N 5 к Методическим рекомендациям;

в) определения времени на отдых в связи с недостаточным освещением не предусматривается, за исключением работ, выполняемых в полной темноте; работающим в полной темноте выделяется на отдых 15 минут на рабочий день;

г) рекомендуемого рационального режима труда и отдыха для лиц умственного труда при пятидневной рабочей неделе и 8-часовом рабочем дне, предусмотренного приложением N 6 к Методическим рекомендациям.

Продолжительность обеденного перерыва рекомендуется устанавливать 30 - 60 минут. Регламентированные перерывы рекомендуется устанавливать через 2 часа от начала рабочего дня и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 5 минут каждый. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, зрительного утомления и других анализаторов целесообразно выполнять комплексы физических упражнений, включая упражнения для глаз.

15. При разработке типовых норм времени на оказание услуг типовая норма времени на оказание услуги приравнивается к сумме типовых норм времени по работам, из которых состоит услуга, и может рассчитываться по следующей формуле:
, (4)
где , , , ..., - норма времени на отдельную работу.

16. Разработанные показатели типовых норм времени оформляются в виде специальной формы, предусмотренной приложением N 7 к Методическим рекомендациям. Рекомендуется разрабатывать номенклатуру оказываемых услуг с указанием трудоемкости выполнения работ.
III. Разработка типовых отраслевых норм численности
17. Разработка типовых отраслевых норм численности (далее - типовых норм численности) непосредственных исполнителей работ рассматривается применительно к типовым технологическим (трудовым) процессам и типовым организационно-техническим условиям их выполнения. При этом необходимо учитывать регламентированные перерывы, характеристики выполняемых работ, рациональное разделение и кооперацию труда.

18. При разработке типовых норм численности рекомендуется:

а) применять расчетно-аналитический метод с использованием фотографии рабочего времени;

б) проводить расчет типовых норм численности по видам работ, осуществляемый на основе показателей типовых норм времени на единицу работы (услуг) и планового показателя объема работ;

в) формировать показатели типовых норм времени на единицу услуг (работ) с учетом подготовительно-заключительного, вспомогательного и основного времени.

19. На основе типовых показателей норм времени по видам работ проводится расчет показателей типовых норм численности по следующей формуле:
  1   2   3

Похожие:

Приказ от 31 мая 2013 г. N 235 об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда iconПриказ Минтруда России от 31. 05. 2013 n 235 "Об утверждении методических...
...

Приказ от 31 мая 2013 г. N 235 об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда iconМетодические рекомендации для федеральных органов исполнительной...
Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи федеральным органам исполнительной власти по...

Приказ от 31 мая 2013 г. N 235 об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда iconПриказ от 23 декабря 2009 г. N 76 об утверждении методических рекомендаций...
Во исполнение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477 "Об утверждении Правил делопроизводства...

Приказ от 31 мая 2013 г. N 235 об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда iconОбщеметодические вопросы нормирования труда
Целью нормирования труда является обеспечение мероприятий для актуализации типовых отраслевых норм труда и использования их для обоснования...

Приказ от 31 мая 2013 г. N 235 об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда iconПриказ от 30 декабря 2014 г. N 2477 об утверждении типовых отраслевых...
В соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской...

Приказ от 31 мая 2013 г. N 235 об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда icon«О структуре федеральных органов исполнительной власти»
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации образовано в мае 2012 г на основании Указа Президента Российской Федерации...

Приказ от 31 мая 2013 г. N 235 об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда iconПриказ от 5 марта 2012 г. N 55 об утверждении инструкции по делопроизводству...
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных...

Приказ от 31 мая 2013 г. N 235 об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда iconМетодические рекомендации по обеспечению перехода органов исполнительной...
Цель и задачи разработкиметодических рекомендаций, состав методических рекомендаций 3

Приказ от 31 мая 2013 г. N 235 об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда iconМетодические рекомендации по обеспечению перехода органов исполнительной...
Цель и задачи разработкиметодических рекомендаций, состав методических рекомендаций 4

Приказ от 31 мая 2013 г. N 235 об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда iconМетодические рекомендации по обеспечению перехода органов исполнительной...
Цель и задачи разработкиметодических рекомендаций, состав методических рекомендаций 4

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru