Рабочая программа учебной дисциплины


Скачать 401.98 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины
страница1/3
ТипРабочая программа
blankidoc.ru > Договоры > Рабочая программа
  1   2   3


Приложение к приказу проректора

по учебно-методической работе
от ________________________ № ________

Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Арбитражный процесс

Arbitration Procedure

Язык(и) обучения
русский
Трудоемкость в зачетных единицах: 3

Регистрационный номер рабочей программы: 003118

Санкт-Петербург

2014

Раздел 1. Характеристики учебных занятий
1.1. Цели и задачи учебных занятий
Цели изучения дисциплины: обучение студентов пониманию основ правового регулирования судопроизводства в арбитражных судах Российской Федерации, привитие практических навыков совершения процессуальных действий (составления процессуальных документов и т.д.), формирование навыка решения практических вопросов. Необходимость в изучении арбитражного процесса диктуется тем обстоятельством, что он теснейшим образом связан с предпринимательской и иной экономической деятельностью в тех случаях, когда субъекты этой деятельности нуждаются в судебной защите своих прав и охраняемых законом интересов. Закрепление теоретических знаний о гражданском процессе на основе сопоставления и сравнения законодательства о гражданском судопроизводстве в судах общей юрисдикции с законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Результаты изучения дисциплины: знание доктринальных взглядов о сущности и предпосылках специализации судебной деятельности и о правовой природе арбитражного суда как специализированного судебного органа, о месте законодательства об арбитражном процессе в системе российского права, специфике содержания и реализации принципов гражданского судопроизводства в арбитражном процессе, особенностей порядка рассмотрения дел в различных видах производства в арбитражных судах (по сравнению с гражданским процессом) и особенностей апелляционного, кассационного и надзорного производства в арбитражном процессе (по сравнению с гражданским процессом), обучение составлению процессуальных документов, выработка алгоритма совершения процессуальных действий, связанных с реализацией правовых норм на разных стадиях арбитражного процесса.
1.2. Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
Нет
1.3. Перечень результатов обучения (learning outcomes)
1.3.1. По результатам обучения магистр должен знать:
- состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере;
- цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе;
- закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования;
- состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере;
- соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизмы функционирования межотраслевых институтов;
- методологию получения юридических знаний;
- философские основы формирования представлений о правовой действительности;
- основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по специализации магистра.

1.3.2. По результатам обучения магистр должен уметь:
- применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики;
- аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений;
- анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;
- квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии;
- проводить экспертизу правовых актов, в том числе, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции,
- объяснить действие норм права их адресатам;
- проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации;
- самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации, в том числе в смежных областях знаний.

1.3.3. По результатам обучения магистр должен обладать навыками:
- составления письменных документов юридического содержания;
- разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов;
- устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике;
- ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом;
- составления экспертных заключений;
- осуществления разъяснительной и воспитательной работы среди населения по правовым вопросам, в том числе с применением современных интерактивных информационных технологий;
- изучения правовой действительности с помощью научной методологии;
- консультирования граждан по правовым вопросам.


1.4. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий
Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы:

1.4.1. классические лекционные методы - 6 часов;

1.4.2. активная форма аудиторной учебной работы в виде семинарских занятий – 14 часов;

1.4.3. активная форма аудиторной учебной работы в виде интерактивных занятий – 10 часов;

1.4.4. самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя - 62 часа.

Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий
2.1. Организация учебных занятий
2.1.1 Основной курс



Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины,

практики и т.п.

Контактная работа обучающихся с преподавателем

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных

форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия

лабораторные работы

контрольные работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

итоговая аттестация

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

сам. раб. с использованием

методических материалов

текущий контроль (сам.раб.)

промежуточная аттестация (сам.раб.)

итоговая аттестация

(сам.раб.)







ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

очная форма обучения

Семестр 1

6

14




10













1




62
















10

3




10-25

10-25




10-25













10-25




10-25






















ИТОГО

6

14




10













1




62
















10

3



Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Формы текущего контроля успеваемости

Виды промежуточной аттестации

Виды итоговой аттестации

(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)

Формы

Сроки

Виды

Сроки

Виды

Сроки

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

очная форма обучения

Семестр 1







зачёт, письменно, традиционная форма

по графику промежуточной аттестации








2.2. Структура и содержание учебных занятий
Тема 1. Арбитражная форма защиты права. Принципы арбитражного процесса. Подведомственность дел арбитражным судам.
Понятие «единого» гражданского процессуального права. Гражданское процессуальное право как теоретическая основа арбитражной формы защиты субъективных гражданских прав и законных интересов. Предмет и метод арбитражной формы защиты права. Понятие специализации судебной деятельности, арбитражный суд как специализированный судебный орган. Отличие общегражданского спора от экономического спора по субъекту и содержанию как основа создания отдельной судебной системы - системы арбитражных судов в Российской Федерации.

Организационно-функциональные (судоустройственные) и функциональные (судопроизводственные) принципы арбитражного процесса. Сходство и различие в содержании принципов арбитражного и гражданского процессов. Основные тенденции в законодательном закреплении принципов диспозитивности и состязательности в АПК 2002 года. Принципы непосредственности (его влияние на систему средств доказывания) и арбитрирования (примирительные процедуры, роль суда в достижении соглашения между сторонами, мировое соглашение в арбитражном суде, и порядок его заключения и утверждения) в АПК 2002 года. Отказ от принципа непрерывности в АПК 2002 года: предпосылки и значение.

Понятие подведомственности и ее виды в арбитражном процессе. Критерии отнесения дел к подведомственности арбитражных судов. Тенденции развития законодательства о подведомственности дел арбитражным судам в период после принятия АПК 2002 года и противоречия практики. Специальная и условная подведомственность. Подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Подведомственность дел особого производства.
1. Классические лекции - 4 часа.

2. Интерактивное занятие: групповая дискуссия – 2 часа - на тему «Принцип непосредственности и его влияние на систему средств доказывания. Возможно ли существование открытого перечня средств доказывания» (по материалам Информационного письма ВАС РФ №77 от 21.06.2004 (п.17-19) и научной литературы о понятии судебного доказательства и средства доказывания).

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя: реферат научной литературы по указанной теме (не менее 10 источников, объем 13-15 страниц) – 8 часа.

3.Семинар по проблемам правоприменительной практики по теме «Тенденции развития законодательства и судебной практики по вопросам подведомственности дел арбитражным судам» на основе самостоятельного обобщения студентами материалов опубликованной судебной практики ВАС РФ и других арбитражных судов за период 2005-2012 годы – 2 часа.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя: обобщение судебной практики (не менее 30 дел по избранной категории дел из числа перечисленных в ст.29, 30, 33, 225.1 АПК РФ за 2007-2012 годы) – 6 часа.
Задача 1.

Иванов обратился к ООО «Ромашка» с иском о признании права на долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью «Х». Свое право на долю в уставном капитале Иванов обосновывал завещанием, которое Петров (участник Общества «Х») составил за полгода до смерти. Согласно завещанию доля уставном капитале ООО «Х» завещана Иванову.

ООО «Ромашка» не признало иска, указав, что приобрело у Петрова долю в уставном капитале ООО «Х» по договору купли-продажи, который и предъявило суду.

Иванов заявил о фальсификации договора купли-продажи доли: по его утверждению, Петров не подписывал данный договор. По мнению Иванова, ООО «Ромашка» предпринимает попытку рейдерского захвата ООО «Х» с помощью фальшивых документов и пользуясь смертью Петрова.

В ответ ООО «Ромашка» предъявило встречный иск о признании завещания в пользу Иванова ничтожной сделкой со ссылкой на то, что подпись под ним принадлежит не Петрову. Соответственно, Общество потребовало признать недействительным и свидетельство о праве на наследство.

Судья поставил на обсуждение сторон вопрос о возможности принятия встречного иска с точки зрения подведомственности его арбитражному суду.

По мнению Иванова, наследственные споры не подлежат рассмотрению в арбитражных судах согласно прямому указанию ст.225-1 АПК, поэтому встречный иск не подлежит принятию.

По мнению ООО «Ромашка», предъявление встречного иска при данных обстоятельствах не означает возникновение наследственного спора, ООО «Ромашка» не претендует на наследство после смерти Петрова. Встречный иск направлен на опровержение фактов активной легитимации истца к делу, на доказывание того, что истец является ненадлежащим. Если истец ненадлежащий, то в иске ему будет отказано даже в том случае, если подпись под договором купли-продажи доли принадлежит не Петрову. Другими словами, удовлетворение встречного иска избавляет от необходимости рассмотрения заявления о фальсификации договора купли-продажи. Так как встречный иск в такой ситуации не означает возникновение наследственного спора, то он подлежит принятию арбитражным судом, и ст.225-1 АПК тому не помеха.

Судья высказал предположение, что встречный иск, предъявленный ООО «Ромашка», по существу является формой заявления о фальсификации доказательства (завещания).

Оцените доводы сторон. Подлежит ли принятию встречный иск?
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины английский язык заочное отделение
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины документационное обеспечение управления заочное отделение
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 10 Экономика предприятия...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины одп. 04 Право для специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины огсэ. 03 Иностранный язык (английский)...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru