Оглавление
Оглавление 1
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития умений письменной речи у старшеклассников при помощи блоггинга 6
1.1.Цели обучения иностранному языку на современном этапе 6
1.2.Письменная речь как вид речевой деятельности 9
1.3.Блог как вид интернет-дискурса 14
1.4.Методика обучения письменной речи 24
1.5.Блоггинг как средство развития умений письменной речи у старшеклассников 34
1.6.Критерии оценивания письменной речи 41
Выводы по главе 1 48
Глава 2. Практические аспекты блоггинга как средства развития письменной иноязычной речи у старшеклассников 51
2.1.Методика использования блоггинга для развития письменной иноязычной речи у старшеклассников 51
2.2.Анализ блогов, выполненных старшеклассниками в рамках лингвострановедческого проекта 58
2.3.Методическая разработка по развитию умений письменной речи при помощи блоггинга 62
Выводы по главе 2 64
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Список использованных словарей 76
Приложение 78
Введение
В настоящее время важность изучения английского языка неоспорима, так как он используется как в повседневном общении, так и в профессиональном. Для старшеклассников владение иностранным языком наиболее актуально, так как данный фактор во многом может повлиять на дальнейший выбор ВУЗа и как следствие карьерного пути.
В то время как еще несколько лет назад говорили о повсеместности устной речи, следует признать, что на современном этапе, учитывая распространенность интернета и его ресурсов как способа связи, устная речь уступает письменной. Одна из причин такой тенденции в том, что общение с помощью электронной почты или социальных сетей помогает экономить время и деньги. Кроме того, интернет дает людям возможность общаться практически в любых условиях и требует лишь доступа к сети. Такая популярность интернет-общения повлияла не только на соотношение устной и письменной речи, но и на сам язык. Например, для быстроты набора текста используются общепринятые сокращения и аббревиатуры. Кроме того, в интернет-коммуникации происходит объединение устной и письменной речи, что повлекло за собой возникновение новых тем для изучения и терминов в лингвистике. Соотношение устной и письменной коммуникации в интернет-дискурсе сегодня интересует многих лингвистов. Многие из них отмечают, что такие жанры интернет-дискурса, как, например, блог, обладают характеристиками обоих из этих видов коммуникации.
Актуальность исследования. Обучение иностранному языку неразрывно связано с использованием технологий. Вот уже более пятидесяти лет учителя используют аудио- и видеозаписи, фильмы и компьютеры, чтобы ознакомить учащихся с аутентичным материалом. Использование интернет-технологий, как нам кажется, является логическим следствием данной тенденции.
Кроме того, современное общество испытывает постоянную потребность в информации, что оказывает влияние на выбор как содержания образования, так и методов обучения. Наибольшее внимание уделяется работам педагогов, занимающихся развитием технологий и организационных систем, использующих информационно-комуникативные технологии и интернет. Всеобщая информатизация образования не могла не коснуться обучения иностранному языку, где широко применяются различные веб-технологии, такие как блоггинг, вики-технология и т.д.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего образования по иностранному языку одним из практических умений использования иностранного языка обозначено использование иноязычных источников для получения образовательной информации, а также расширение возможностей в выборе дальнейшей профессиональной деятельности. Как мы уже упоминали выше, знание иностранного языка может являться ключевым критерием в выборе профессии.
Кроме того, в концепции долгосрочного социального развития Российской Федерации на период до 2020 года заявлено, что ускоренное освоение инноваций и быстрая адаптация к запросам меняющегося мира являются приоритетными направлениями развития.
Федеральный Государственный образовательный стандарт по иностранному языку определяет дальнейшее формирование иноязычной коммуникативной компетенции как одну из целей обучения иностранному языку. Письменная речь относится к продуктивным видам речевой деятельности, и ей можно обучать с использованием современных технологий. К современным технологиям относят компьютеры и интернет-технологии. Существуют два поколения интернет-технологий: Веб 1.0 и Веб 2.0. Различия их заключаются в том, что последние позволяют пользователю стать еще и автором, т.е. они открывают доступ к редактированию и добавлению информации. Они обеспечивают посредничество как между несколькими пользователями, так и между пользователем и интернет-сервисом. К технологиям Веб 2.0 относятся, например, Вики, социальные сети, блоги и микроблоги (твиттер). Наиболее успешно в обучении письменной речи используются блоги.
Блог является одним из сервисов Веб 2.0, которые используются с целью развития различных видов речевых умений учащихся. Данный вид технологии используется в качестве своеобразного посредника коммуникации, что является необходимым при обучении иностранному языку.
Все вышеперечисленное обуславливает актуальность данной работы.
Объектом исследования является процесс развития умений письменной речи старшеклассников с помощью блоггинга.
Предмет исследования – методика развития умений письменной речи старшеклассников с помощью блоггинга.
Цель исследования – разработка теоретически обоснованной модели развития письменной речи старшеклассников с помощью блоггинга.
Задачи исследования:
Изучить научную литературу по теме,
Рассмотреть понятия «письмо», «письменная речь», «интернет-дискурс», «интернет-коммуникация», «блоггинг».
Дать теоретическое обоснование разработанной методики;
Разработать комплекс упражнений с использованием блоггинга как средства развития письменной речи старшеклассников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы:
Эмпирические: анализ методических, педагогических и психологических изданий; анализ нормативных документов.
Теоретические: анализ, синтез, сравнение, аналогия, описание, классификация, индуктивно-дедуктивный метод.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней теоретически обосновывается развитие умений письменной речи старшеклассников при помощи блоггинга.
Практическая ценность заключается в разработке теоретически обоснованной модели развития письменной речи старшеклассников с помощью блоггинга. Работа может быть использована в практике обучения иностранному языку в средних общеобразовательных школах.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей и приложения.
Объем работы – 77 страниц.
Список использованной литературы включает в себя 92 источника.
Приложение включает 9 страниц.