ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КОМИ О статусе депутата Государственного Совета
Республики Коми Принят
Государственным Советом Республики Коми
19 декабря 2006 года (в ред. законов РК от 08.05.2007 г. № 30-РЗ;
от 04.05.2008 г. № 43-РЗ; от 29.09.2008 г. № 103-РЗ;
от 16.04.2009 г. № 15-РЗ; от 30.06.2009 г. № 59-РЗ;
от 22.02.2011 г. № 5-РЗ; от 29.04.2011 г. № 38-РЗ;
от 27.06.2011 г. № 64-РЗ; от 27.02.2012 г. № 14-РЗ;
от 23.06.2012 г. № 40-РЗ; от 29.11.2012 г. № 95-РЗ;
от 26.02.2013 г. № 4-РЗ; от 24.06.2013 г. № 43-РЗ;
от 09.12.2014 г. № 164-РЗ; от 27.04.2015 г. № 27-РЗ;
от 26.06.2015 г. № 58-РЗ; от 02.11.2015 № 71-РЗ;
от 20.11.2015 № 101-РЗ; от 25.11.2015 г. № 107-РЗ;
от 25.12.2015 № 133-РЗ; от 01.03.2016 № 16-РЗ) Настоящий Закон определяет права и обязанности депутата Государственного Совета Республики Коми (далее – депутат), предусматривает основные правовые, социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности и порядок обеспечения депутатской деятельности. Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Депутат 1. Депутатом является избранный гражданами в соответствии с законодательством о выборах представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственном Совете Республики Коми (далее – Государственный Совет) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Коми, Законом Республики Коми "О Государственном Совете Республики Коми", настоящим Законом, другими законодательными актами.
2. Статус депутата определяется Конституцией Республики Коми, настоящим Законом, другими законодательными актами.
3. Депутату при осуществлении депутатской деятельности обеспечиваются условия для беспрепятственной и эффективной реализации его прав и обязанностей. Статья 2. Срок полномочий депутата 1. Депутат избирается на срок полномочий, установленный Конституцией Республики Коми.
2. Срок полномочий депутата начинается со дня его избрания депутатом. День окончания срока, на который избран депутат, определяется в соответствии с федеральным законом. Статья 3. Досрочное прекращение полномочий депутата 1. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:
1) письменного заявления депутата о сложении полномочий;
2) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
4) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности гражданина, являющегося депутатом, либо о признании его недееспособным;
5) объявления гражданина, являющегося депутатом, умершим или признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
6) смерти депутата;
7) избрания или назначения депутата на должность, занятие которой в соответствии с федеральными законами несовместимо со статусом депутата;
8) роспуска Государственного Совета Главой Республики Коми по основаниям и в порядке, установленным Конституцией Республики Коми в соответствии с федеральным законодательством;
9) принятия Государственным Советом постановления о самороспуске;
10) вступления в силу решения Верховного Суда Республики Коми о неправомочности данного состава депутатов Государственного Совета, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
11) роспуска Государственного Совета по решению Президента Российской Федерации по основаниям и в порядке, установленным федеральным законом;
12) исключен;
13) несоблюдения депутатом требований пунктов 11 – 13 статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в иных случаях, установленных федеральными законами;
131) открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами депутатом, его (ее) супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми;
132) установления в отношении депутата фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата на соответствующих выборах;
133) непредставления или несвоевременного представления депутатом сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
2. Полномочия депутата по основаниям, предусмотренным в пунктах 1, 9, 13, 131, 132, 133 части 1 настоящей статьи, прекращаются со дня, указанного в постановлении Государственного Совета, в пункте 8 – со дня, указанного в указе Главы Республики Коми.
Полномочия депутата в случаях, указанных в пунктах 2 – 6, 10 части 1 настоящей статьи, прекращаются Государственным Советом со дня наступления события, влекущего досрочное прекращение полномочий депутата.
Полномочия депутата в случаях, указанных в пункте 7 части 1 настоящей статьи, прекращаются Государственным Советом на основании заявления о сложении полномочий, поданного депутатом на имя Председателя Государственного Совета Республики Коми в срок не позднее 3 дней со дня избрания или назначения на должность, занятие которой несовместимо со статусом депутата. В случае нарушения депутатом указанного срока Государственный Совет вправе самостоятельно по предложению любого из субъектов права законодательной инициативы в Государственном Совете принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата. Днем прекращения полномочий депутата является день избрания или назначения его на должность, занятие которой в соответствии с федеральными законами несовместимо со статусом депутата.
Полномочия депутата по основанию, предусмотренному в пункте 11 части 1 настоящей статьи, прекращаются в порядке, установленном федеральным законом.
3. Заявление депутата о сложении полномочий не может быть им отозвано после принятия Государственным Советом решения по данному вопросу. Статья 4. Удостоверение и нагрудный знак депутата 1. Депутату выдается соответствующее удостоверение, являющееся документом, удостоверяющим личность депутата и подтверждающим его полномочия.
2. Депутату выдается нагрудный знак.
3. Положения об удостоверении, нагрудном знаке, их образцы и описания утверждаются Государственным Советом.
4. Указанными удостоверением и нагрудным знаком депутат пользуется в течение срока своих полномочий. Статья 5. Условия осуществления депутатской деятельности 1. Депутат осуществляет свои полномочия без отрыва от основной деятельности либо на профессиональной постоянной основе.
2. Число депутатов, осуществляющих свою деятельность на профессиональной постоянной основе, составляет 11 человек.
3. Депутаты, избранные на должности Председателя Государственного Совета Республики Коми (далее − Председатель Государственного Совета) и его заместителей, председателя комитета, постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми (далее − председатель комитета, постоянной комиссии Государственного Совета) работают в Государственном Совете на профессиональной постоянной основе. Депутаты, избранные на должности заместителей председателя комитета Государственного Совета, осуществляют свою деятельность без отрыва от основной деятельности. Общее количество заместителей председателя комитета Государственного Совета не может быть более двух.
4. Право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе в комитете предоставляется на основании пункта 2 статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" одному из депутатов, избранных в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Государственном Совете, и не замещающих должности, указанные в части 3 настоящей статьи.
Реализация положений абзаца первого настоящей части осуществляется в соответствии с принятым фракцией решением, направляемым Председателю Государственного Совета и содержащим в том числе дату, с которой один из депутатов фракции планирует приступить к деятельности на профессиональной постоянной основе в комитете.
По указанному вопросу Председателем Государственного Совета издается распоряжение, в котором указывается дата, с которой депутат приступает к работе на профессиональной постоянной основе в комитете, определяемая на основании решения фракции, а в случае, указанном в части 41 настоящей статьи, − на основании вступившего в силу закона Республики Коми о внесении соответствующих поправок в действующий закон Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми.
41. Если число депутатов, осуществляющих свою деятельность на профессиональной постоянной основе в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, превысит в сумме число депутатов, установленное в части 2 настоящей статьи, Председатель Государственного Совета вносит законопроект о соответствующей корректировке части 2 настоящей статьи, а также в порядке, установленном статьей 76 Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми", вносит законопроект о внесении поправок в закон Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми, предусматривающий соразмерное увеличение расходов на деятельность законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Коми в данном финансовом году.
5. Депутаты, указанные в части 3 настоящей статьи, могут быть освобождены от занимаемых должностей на основании их личного заявления либо в соответствии с Регламентом Государственного Совета - по решению Государственного Совета.
6. В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции", депутаты, замещающие государственные должности Республики Коми, перечисленные в пунктах 2 - 7 статьи 1 Закона Республики Коми "О государственных гарантиях лицам, замещающим отдельные государственные должности Республики Коми", освобождаются Государственным Советом от занимаемых должностей в связи с утратой доверия в порядке, установленном Регламентом Государственного Совета. Статья 6. Формы осуществления депутатской деятельности Формами осуществления депутатской деятельности являются:
1) участие в заседаниях Государственного Совета;
2) участие в работе комитетов, подкомитетов Государственного Совета, комиссий, иных органов Государственного Совета;
3) участие в выполнении поручений Государственного Совета и его органов, а также в мероприятиях, проводимых Государственным Советом и его органами;
4) участие в работе депутатских объединений (фракций, депутатских групп);
5) работа с избирателями;
6) выступление в средствах массовой информации по вопросам депутатской деятельности;
7) реализация права законодательной инициативы;
8) обращение к органам государственной власти, государственным органам, органам и должностным лицам местного самоуправления, руководителям организаций, общественных объединений по вопросам депутатской деятельности;
9) иные формы осуществления депутатской деятельности, предусмотренные Конституцией Республики Коми, настоящим Законом, другими законодательными актами, Регламентом Государственного Совета.
Статья 7. Исключена – Закон РК от 22.02.2011 г. № 5-РЗ. Статья 8. Ограничения, связанные с депутатской деятельностью 1. В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2. Права и обязанности депутата, связанные с членством в партии и депутатском объединении, устанавливаются Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Законом Республики Коми "О Государственном Совете Республики Коми".
3-4. Исключены – Закон РК от 22.02.2011 г. № 5-РЗ.
5. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
6. Депутат не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
7. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
8. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
9. В течение срока своих полномочий депутат обязан соблюдать иные ограничения, связанные с депутатской деятельностью, установленные федеральными законами. На депутатов, замещающих государственные должности Республики Коми, перечисленные в пунктах 2 - 7 статьи 1 Закона Республики Коми "О государственных гарантиях лицам, замещающим отдельные государственные должности Республики Коми", также распространяются ограничения, установленные законодательством о противодействии коррупции.
Статья 81. Представление депутатом сведений о доходах, расходах,
об имуществе и обязательствах имущественного
характера 1. Депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, обязан представлять в комиссию Государственного Совета по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами (далее − комиссия по контролю):
1) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – сведения о доходах). Сведения о доходах включают в себя в том числе сведения:
а) о счетах (вкладах), наличных денежных средствах и ценностях в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) иностранных финансовых инструментах;
б) о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации;
в) об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации.
При предоставлении сведений о доходах депутаты указывают источники получения средств, за счет которых приобретено принадлежащее им, их супругам и несовершеннолетним детям недвижимое имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;
2) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее – отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки (далее – сведения о расходах).
11. Контроль за расходами депутатов, а также за расходами их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется комиссией по контролю в порядке, определенном федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и настоящим Законом.
2. Комиссия по контролю создается из числа депутатов. Состав, полномочия, срок и порядок деятельности комиссии по контролю определяются Государственным Советом при ее формировании.
3. Комиссия по контролю проводит проверки:
1) достоверности и полноты сведений о доходах, сведений о расходах, представляемых депутатами;
2) соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных федеральными законами, Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми.
4. Основанием для проведения проверки является достаточная информация, представленная в Государственный Совет в письменной форме в установленном порядке:
1) правоохранительными и другими государственными органами;
2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, а также региональных отделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений;
3) Общественной палатой Российской Федерации и Общественной палатой Республики Коми;
4) общероссийскими и республиканскими средствами массовой информации;
5) депутатами и органами Государственного Совета.
5. Информация анонимного характера не может служить основанием для проведения проверки.
6. Комиссия по контролю рассматривает информацию, представленную органами, организациями и лицами, указанными в части 4 настоящей статьи, и осуществляет проверку указанной информации в целях установления ее обоснованности.
7. При необходимости установления факта достоверности информации, представленной органами, организациями и лицами, указанными в части 4 настоящей статьи, комиссия по контролю вправе запрашивать дополнительную информацию у органов и организаций, располагающих необходимыми сведениями.
8. Срок проведения проверки комиссией по контролю и принятия ею решения не может превышать 10 рабочих дней со дня получения информации от органов, организаций и лиц, указанных в части 4 настоящей статьи. В случае необходимости получения дополнительной информации от органов и организаций, располагающих такими сведениями, срок проведения проверки может быть продлен председателем комиссии по контролю, но не более чем на 30 дней.
9. Результаты проверки рассматриваются на открытом заседании комиссии по контролю, на котором представители средств массовой информации могут присутствовать в установленном порядке.
10. Результаты проверки оформляются решением комиссии по контролю, которое в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется Председателю Государственного Совета, депутату и органу, организации или лицу, указанному(ой) в части 4 настоящей статьи.
11. Информация о представлении депутатом заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, сведений о расходах, выявленных комиссией по контролю, подлежит размещению на официальном сайте Государственного Совета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – официальный сайт Государственного Совета) и официальному опубликованию в порядке, предусмотренном Законом Республики Коми "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию".
12. Депутат при наличии оснований и в порядке, которые определяются Государственным Советом в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции", обязан сообщать в комиссию по контролю о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Статья 82. Порядок размещения сведений о доходах, сведений о
расходах, представленных депутатом, и предоставления
указанных сведений средствам массовой информации 1. Сведения о доходах, сведения о расходах, представленные депутатом, размещаются на официальном сайте Государственного Совета не позднее 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для представления депутатом этих сведений.
2. На официальном сайте Государственного Совета размещаются следующие сведения о доходах, представленные депутатом в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 81 настоящего Закона:
1) перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих депутату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из них;
2) перечень транспортных средств с указанием вида и марки, принадлежащих на праве собственности депутату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям;
3) декларированный годовой доход депутата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
По письменному заявлению депутата при размещении сведений о его доходах на официальном сайте Государственного Совета декларированный годовой доход может указываться с разбивкой по видам и (или) источникам дохода.
21. На официальном сайте Государственного Совета размещаются следующие сведения о расходах, представленные в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 настоящего Закона депутатом, работающим на профессиональной постоянной основе:
1) о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций);
2) об источниках получения средств, за счет которых им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка, указанная в пункте 1 настоящей части.
22. На официальном сайте Государственного Совета размещаются представленные в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 настоящего Закона депутатом, осуществляющим свои полномочия без отрыва от основной деятельности, сведения о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций).
3. В размещаемых на официальном сайте Государственного Совета сведениях о доходах, сведениях о расходах запрещается указывать:
1) иные сведения (кроме указанных в части 2 настоящей статьи) о доходах депутата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем на праве собственности названным лицам, и об их обязательствах имущественного характера;
11) иные сведения (кроме указанных в частях 21 и 22 настоящей статьи) о расходах депутата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
2) персональные данные супруги (супруга), детей и иных членов семьи депутата;
3) данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации депутата, его супруги (супруга), детей и иных членов семьи;
4) данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих депутату, его супруге (супругу), детям, иным членам семьи на праве собственности или находящихся в их пользовании;
5) информацию, отнесенную к государственной тайне или являющуюся конфиденциальной.
4. При поступлении запроса от средства массовой информации о предоставлении сведений о доходах, сведений о расходах депутата и членов его семьи Государственный Совет предоставляет указанные сведения в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса в том случае, если запрашиваемые сведения отсутствуют на официальном сайте Государственного Совета.
5. Предоставление сведений о доходах, сведений о расходах депутата и членов его семьи средствам массовой информации осуществляется с учетом требований, установленных федеральным законодательством к обработке персональных данных.
6. О поступлении запроса от средства массовой информации о предоставлении сведений о доходах, сведений о расходах депутата и членов его семьи депутат извещается в течение 5 рабочих дней со дня поступления запроса. Статья 9. Взаимоотношения депутата с избирателями 1. Депутат, избранный по одномандатному избирательному округу, обязан поддерживать связь с избирателями своего округа.
Депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению мандатов в Государственном Совете, по единому избирательному округу, обязан поддерживать связь с избирателями той части территории Республики Коми, которая определяется депутату фракцией.
2. Депутат ответственен перед избирателями и им подотчетен. Депутат обязан не реже 2 раз в год отчитываться перед избирателями о своей деятельности во время встреч с ними либо через средства массовой информации.
3. Депутат обязан вести прием избирателей, рассматривать поступившие от них предложения, жалобы и заявления, способствовать в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов, изучать общественное мнение и при необходимости вносить свои предложения в соответствующие органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения.
По обращению (инициативе) депутата в приеме избирателей могут участвовать должностные лица органов государственной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, органов местного самоуправления, руководители организаций и общественных объединений. Статья 10. Депутатская этика 1. Отношения между депутатами строятся на основе принципов:
1) равноправия независимо от занимаемой должности, социального статуса и принадлежности к политической партии;
2) свободного обсуждения и непредвзятого принятия решений по рассматриваемым вопросам;
3) уважительного отношения к многообразию мнений;
4) выработки компромиссных решений.
2. Правила депутатской этики устанавливаются в Регламенте Государственного Совета.
3. Нарушения депутатом правил депутатской этики рассматриваются в порядке, установленном Регламентом Государственного Совета. |