Модель аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений в условиях введения новой системы оплаты труда:
Характеристика модели аттестации:
1. Модели компетенций педагогических и руководящих работников образовательных учреждений
Для описания модели аттестации дополнительно введем ряд определений /18/. Поведенческие индикаторы - стандарты поведения, которые наблюдаются в действиях человека, обладающего конкретной компетенцией. Модель компетенций - полный набор компетенций и индикаторов поведения. Кластер компетенций - набор тесно связанных между собой компетенций.
Рис. 1. Кластеры компетенций учителя
Кластер компетенций – работа с информацией Таблица 1
Уровни
| Стандарты поведения (показатели развития)
| Способы получения информации и инструментарий
| Компетенции
| 1 уровень нормативный
| 2 уровень преобразующий
| 3 уровень творческий
| Сбор и анализ информации
| Собирает необходимую информацию; сохраняет информацию и ее источники; использует для оперативного влияния
| Проверяет источник и уровень достоверности информации; систематизирует потоки информации; обобщает и выделяет главное в общем объеме
| Выявляет логические связи; находит новые источники; использует информацию для поиска и оценки новых проблем.
| Самоанализ, наблюдение, инспектирование
| Принятие решений
| Следует заранее установленным процедурам; определяет границы полномочий; знает пределы принятия решения
| Обеспечивает выполнение решения; находит различные варианты решения; прогнозирует последствия принятия решений; делегирует свои полномочия
| Определяет допустимый уровень рисков и барьеров; принимает ответственность на себя; определяет степень развития педагогических конфликтов
| Анкетирование коллег и руководителей, беседа
| Преобразование информации
| Определяет рамки и объем необходимой информации; оценивает ее направленность; находит вариативные источники информации.
| Устанавливает рациональный формат информации; определяет структуру содержания и минимизирует объем информации; находит связи между различными блоками и потоками информации
| Трансформирует информацию в соответствии с запросами заказчиков образовательных услуг; актуализирует содержание информации; оценивает тенденции развития информации
| Рабочие материалы учителя, анкетирование
| Кластер компетенций – достижение результатов Таблица 2
Уровни
| Стандарты поведения (показатели развития)
| Способы получения информации и инструментарий
| Компетенции
| 1 уровень нормативный
| 2 уровень преобразующий
| 3 уровень творческий
| Планирование
| Разрабатывает план работы; определяет и устанавливает цели; определяет ключевые приоритеты
| Выстраивает варианты альтернативных действий в нетипичных ситуациях; строит деятельность и определяет ресурсы, соответствующие новым целям; устанавливает критерии успеха
| Определяет стратегию деятельности по достижению новых целей; пересматривает цели и адаптирует к изменяющимся условиям
| Курсы повышения квалификации, самообразование
| Организация деятельности
| Исследует достоинства и недостатки образовательной деятельности; выявляет проблемы деятельности; организует проведение мероприятий
| Рационализирует свой труд, эффективно распределяя своё время и силы на различные виды деятельности; оценивает эффективность организованной деятельности; стремится внести необходимые изменения
| Инициирует творческие процессы; моделирует педагогические ситуации; владеет методами диагностики и прогнозирования
| Обмен опытом, самообразование, диагностическое и психологическое тестирование.
| Анализ результатов
| Способен формировать целевые установки и определять приоритеты в собственной деятельности; владеет нормативными требованиями к результатам собственной деятельности
| Умеет соотносить результаты собственной деятельности с нормативами; владеет проблемно-ориентированным анализом собственной деятельности
| Владеет технологиями, преобразующими деятельность с целью получения качественного результата; способен к дессиминации образовательного продукта и педагогического опыта
| Тренинги, семинары, курсы повышения квалификации
| Кластер компетенций – работа с людьми Таблица 3
Уровни
| Стандарты поведения (показатели развития)
| Способы получения информации и инструментарий
| Компетенции
| 1 уровень нормативный
| 2 уровень преобразующий
| 3 уровень творческий
| Управление отношениями
| Соотносит личный стиль поведения к развитию отношений с учениками и коллегами; учитывает возрастные особенности учащихся при определении уровня информации; находит форму контактов для поддержания отношений внутри классного коллектива
| Определяет содержательную нагрузку с учетом индивидуальных запросов социальных заказчиков образовательных услуг; учитывает направление развития отношений внутри коллектива
| Управляет поиском и построением отношений с новыми партнерами образовательных систем; владеет внешними контактами для развития отношений с коллегами и учениками, всеми участниками образовательного процесса; строит систему общественного участия в управлении системами образования
| Самоанализ, анкетирование коллег и руководителя, беседы с аттестуемым
| Работа в команде
| Вносит вклад в итоговый результат; делится опытом и информацией с членами команды; соответствует командной роли
| Вдохновляет членов команды; оценивает результативность своей работы; оказывает поддержку по стратегическим вопросам проектов
| Использует потенциал членов команды; способен к решению стратегических и творческих задач; добивается личной ответственности за конкретный функционал членов команды
| Групповые консультации, тестирование в тренингах, кейс-анализ
| Влияние
| Создает личный имидж педагога; принимает деятельное участие в жизни учащихся, классного и педагогического коллектива; учитывает требования социального заказа на образовательные услуги
| Организует убедительную и обоснованную аргументацию педагогических действий; определяет мотивацию педагогических требований; владеет технологиями оценки своего влияния на классный коллектив
| Развивает организационную культуру классного коллектива; формирует систему ценностей учащихся; проводит системную рефлексию профессиональной деятельности; учитывает социальные запросы заказчиков
| Самоанализ, анкетирование коллег и руководителя, беседы с аттестуемым
| Кластер компетенций – личностное самосовершенствование Таблица 4
Уровни
| Стандарты поведения (показатели развития)
| Способы получения информации и инструментарий
| Компетенции
| 1 уровень нормативный
| 2 уровень преобразующий
| 3 уровень творческий
| Самодиагностика
| Выявляет проблемы своего самообразования; соотносит достоинства и недостатки собственной деятельности; находит и извлекает из опыта рациональное
| Оценивает эффективность полученного образования; критически рассматривает свою деятельность; стремится внести необходимые изменения
| Исследует факторы продуктивного образования; критически оценивает свою деятельность; стремится к изменениям; развивает профессиональную жизнеспособность
| Тестирование, анализ диагностических карт
| Профессиональный рост
| Ставит цели, планирует, организует свой индивидуальный процесс образования; развивает навыки самообразования
| Разрабатывает личностную самообразовательную программу; ведет методическую работу
| Развивает личностную рефлексию; способен к деятельности тьютора
| Тестирование, самообразование, построение акмеограмм
| Инновационная мобильность
| Поощряет независимые суждения; видит риски и барьеры в процессе изменений; применяет проектные методики
| Варьирует содержание и объем информации; использует потенциал консультантов и экспертов, развивает инновационные технологии
| Строит систему непрерывных изменений; находит возможность интеграции с другими образовательными и необразовательными системами; транслирует собственные технологии
| Экспертиза, анализ ситуации, беседа, анализ образовательных проектов
| |