На правах рукописи
Федосимов Борис Александрович
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
Специальность:08.00.10 – Финансы, денежное обращение, кредит АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Новосибирск – 2013 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления» - «НИНХ»
Научный руководитель:
| доктор экономических наук,
профессор
Золотаренко Сергей Георгиевич
|
|
| Официальные оппоненты:
|
|
|
|
|
|
|
| Ведущая организация:
|
|
|
|
Защита состоится _______ 2013 года на заседании диссертационного совета Д 212.169.01 при ГОУ ВПО «Новосибирский государственный университет экономики и управления» - «НИНХ» по адресу: 630099, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56, ауд. 29. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления».
Автореферат разослан __.__.2013 г. Ученый секретарь
диссертационного совета В.В.Остапова ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Процесс развития общества сопровождается изменениями социально-экономических потребностей, что влечет не только изменение самого общества, но его экономических парадигм, в том числе теории о налогах и их администрировании.
Эти изменения должны улучшать жизнь общества, сохраняя все лучшее и модифицируя неактуальное в налогообложении или вообще вводя новое, которое увеличивая налоговые поступления государства для расширения его социальных функций, одновременно не ущемляя интересы предпринимательства.
Налоговые системы каждой страны могут оцениваться по-разному различными политиками, учеными и учитывая все разнообразие этих мнений мы, для объективной оценки налоговой системы, можем использовать независимые оценки или исследования, отражающие мнение большинства налогоплательщиков относительно простоты, быстроты уплаты налогов, их количества, методики исчисления.
По мнению независимых исследований, в Российской Федерации действует большое количество налогов, усложнена система их начисления и уплаты1. Законодательство по налогам запутано, у налогов существует большое количество льгот, различных ставок, методов расчета налоговой базы2. Сложный налоговый учет, который вынуждены вести хозяйствующие субъекты приводит к завышенным расходам государственного бюджета на содержание налоговых (контролирующих) органов, которые проверяют верность и своевременность начисления, уплаты налогов. А противоречивость и сложность налогового законодательства вызывает разночтение в трактовке налоговых норм, вызывая споры между налогоплательщиками и контролирующими органами, которые вынуждены разрешать арбитражные суды, что, опять же, отвлекает ресурсы государства и налогоплательщиков на налоговые процессы. Наличие «законных лазеек», вызванных не оптимальностью налогового законодательства и самостоятельного применения налоговых льгот, позволяет «оптимизировать» налоговые отчисления, приводя к необоснованной налоговой выгоде налогоплательщика и ущербу для государственного бюджета. При этом, текущая налоговая система позволяет ведение учета в «теневой экономике», искусственно, через «серые и черные» компании, завышать себестоимость российской продукции и, как следствие, создает ее неконкурентоспособность на мировом рынке, а это опять негативно отражается на бюджетных доходах РФ. Все это приводит, по нашему мнению, к сложности точного прогнозирования налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, к непрозрачности и запутанности российского экономического законодательства, подтвержденной статистикой налоговых споров в арбитражных судах РФ3.
В исследованной автором литературе существует множество мнений о том, как должно происходить совершенствование налоговой системы. При этом необходимо отметить налоговые реформы, предлагаемые такими авторами как: Романовский М.В., Врублевская О.В., Черник Д.Г., Шаталов С.Д., Сорокин А.В. и др. содержали конкретные мероприятия налогового совершенствования, но не описывали в целом векторы возможного реформирования налоговой системы страны. Поэтому одной из предпосылок данной работы являлось не только исследовать предлагаемые различными учеными методы налогового совершенствования, но и консолидировав их, предложить единые векторы такого совершенствования.
Накопленный опыт рыночных преобразований в России обуславливает необходимость обобщить различное видение научного сообщества по вопросу совершенствования налоговой систем, выявить имеющиеся противоречия, рассмотреть возможные направления. Определить методы, которыми может проводиться такое совершенствование, предложить конкретный механизм совершенствования налоговой системы РФ, позволяющий: облегчить и упростить ведение налогового учета (начисление и уплату); сократить время составления и сдачи налоговой отчетности; сгладить противоречия и устранить неясности в налоговом регулировании; сократить количество налоговых споров. В этой связи, актуальность данного исследования очевидна.
Объект исследования - действующая налоговая система РФ, регулируемая законодательством о налогах и сборах.
Предметом диссертационного исследования является совокупность теоретических и практических проблем, обуславливающих неэффективность действующей налоговой системы РФ.
Гипотеза научного исследования - действующая налоговая система РФ не позволяет с достаточной степенью прогнозировать возможные налоговые поступления в бюджет и имеет достаточно много механизмов, позволяющих налогоплательщикам избежать обязанности нести налоговые расходы.
Цель диссертационного исследования – разработать и обосновать направления совершенствования налоговой системы РФ, позволяющие сократить количество налогов, обеспечив прогнозируемость их поступлений и исключить возможность уклонения хозяйствующих субъектов от их уплаты.
Для достижения цели в диссертационном исследовании поставлены и решены следующие задачи:
Изучены сущность и содержание понятий «налоговая система» и «система налогов», и существующие подходы, направленные на совершенствование налоговой системы страны.
Исследованы принципы налогообложения, как основы построения любой налоговой системы.
Классифицированы действующие в РФ налоги и изучена их взаимосвязь и взаимозависимость.
Определены критерии оптимальности налоговой нагрузки и совершенствования налоговых систем.
Предложены показатели, позволяющие оценить эффективность налогового совершенствования.
Обоснованы экономически целесообразные направления совершенствования налоговой системы РФ.
Степень разработанности проблемы. На текущий момент многие аспекты совершенствования налоговой системы исследованы достаточно подробно. Но автором не выявлено исследований, которые бы рассматривали совершенствование налоговой системы целостно, определяя векторы возможного совершенствования налоговых систем.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные разработки в области теории и практики финансовой, бюджетной, налоговой систем, федеральной и региональной политики, представленные в трудах отечественных и зарубежных авторов.
В работах отечественных ученых-экономистов, посвященных проблемам, затрагиваемым в данном диссертационном исследовании, можно выделить труды А.В. Брызгалина, В.А. Галкина, С.В. Глазьева, В.И. Гусева, Н.Н. Демчука, В.С. Дьяченко, В.К. Исправникова, Л.П. Куракова, Д.А. Львова, Ю.И. Любимцева, А.Я. Поленова, В.Н.Фроловой, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова, Н.Б. Грибковой, Н.Н. Селезнёва, А.А. Соколова, В.В. Титова и других. Анализ этих работ был положен автором в основу сравнения понятий «налоговая система» и «система налогов».
Рассмотрение вопросов методологического и теоретического характера содержится в работах А.Смита, У. Пети, Д. Рикардо, Дж. Миля, К.Маркса, Дж. Кейнса, Дж. Гэлбрейта, Л. Эрхарда, Г. Стайна, А. Леффера, Г. Джорджа, Э. Селигмена и многих других экономистов различных исторических периодов. Эти работы были положены автором в основу анализа принципов налогообложения.
Значительный вклад в развитие теории налоговой системы внесли российские ученые Л. Абалкин, К. Астапов, A. Александров, С. Афонцев, С. Баткибеков, А. Батяева, М. Бобоев, А. Боброва, В. Брызгалина, Е. Витте, А. Виссарионов, В. Вишневский, И. Горский, С. Глазьев, И. Гусева, В. Елагин, П. Кадочников, В. Кашин, В. Кулеш, Р. Капелюшников, Д. Липницкий, В. Логинов, А. Логвина, Н. Новицкий, Б. Пеньков, В. Пушкарева, А. Семенов, Н. Сидорова, А. Силин, В. Сенчагов, С. Синильников-Мурылев, О. Тимофеева, В. Твердохлебов, Н. Тургенев, А. Травиус, И. Федорова, Д. Черник, Т. Юткина, И. Янжул, А. Яковлев, Г. Яковлев и другие. Эти работы были исследованы автором на предмет выделения методов или векторов налогового совершенствования.
Современные зарубежные экономисты Т. Армор, Дж. Бьюкенен, Р. Боадуэй, М. Девере, М. Кин, Дж. Тобин, Д. Уайлдасин, К. Хейди, К. Эрроу и другие исследовали вопросы совершенствования налоговой системы.
Методы исследования. При разработке конкретных вопросов налогового совершенствования применялись различные эмпирические методы: сравнение, измерение, моделирование, а также методы теоритического исследования: аксиоматический, анализ и синтез, идеализация и другие. Особо следует отметить анализ доходной части консолидированного бюджета России, сформированной за счет налоговых поступлений, за период с 2004 по 2011 годы.
Достоверность результатов диссертационного исследования достигнута корректным использованием достоверной исходной информации, применением теории налогообложения, практического управленческого опыта, а также в достаточной степени согласуется с результатами исследований Н.Н. Лычкиной, О.В. Мещеряковой, Н.Н. Снеткова, А.В. Шишко, И.В. Яцкива.
Научная новизна исследования состоит в обосновании направлений совершенствования российской налоговой системы, обеспечивающих снижение налогового бремени действующих хозяйственных субъектов и разработке механизма налогообложения, позволяющего повысить собираемость налогов во все уровни бюджета РФ.
В частности:
уточнено понятие «налоговая система», с ним соподчиненно понятие «система налогов», что позволило определить возможные направления совершенствования налоговой системы и системы налогов;
предложено два новых принципа налогообложения, соблюдение которых облегчит прогнозирование налоговых поступлений и снизит возможность налогоплательщиков избежать обязанности платить, законно установленные, налоги;
выполнена классификация существующих налогов, каждая классификационная группа описана экономико-математической моделью и доказано: рассматриваемые группы налогов могут быть выражены через единый налог с оборота и потребления, что позволяет сократить количество применяемых налогов;
сформулирована гипотеза оптимальной налоговой нагрузки и теорема сбалансированности налогового совершенствования, доказательства которых позволит достичь равновесного состояния налоговой системы при ее совершенствовании, как с точки зрения государства, так и налогоплательщиков;
разработан алгоритм расчета налоговой нагрузки, позволяющий единообразно определять налоговую нагрузку для предприятий различных масштабов, систем налогообложения, сфер деятельности и территорий;
обосновано введение нового оборотного налога, позволяющего значительно упростить налоговое администрирование, уменьшить налоговое бремя действующих хозяйственных субъектов при одновременном повышении собираемости налогов и предложен механизм администрирования нового налога с оборота и потребления, в котором в качестве налоговых агентов выступают банки.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны конкретные рекомендации по изменению действующей системы налогов, упрощению налогообложения и налогового администрирования.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на круглых столах, форумах НГТПП, НТПП, МАРП в период 2008-2011 годов.
Основные положения диссертации используются автором в преподавательской деятельности: с 2009г. по настоящее время – в программах подготовки магистрантов по направлению «Проблемы финансов и финансовых рынков» в Новосибирском университете экономики и управления.
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 13 работ, в том числе 8 в журналах рекомендованных ВАК (общий объем публикаций 9,98 п.л.).
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и десяти приложений, общим объемом 208 страниц.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
Уточнено понятие «налоговая система», с ним соподчиненно понятие «система налогов», что позволило определить возможные направления совершенствования налоговой системы и системы налогов.
В социально-политических, экономических исследованиях и в правовой сфере термин "налоговая система" часто применяют как понятие, характеризующее налоговый правопорядок в целом. Можно отметить, что большинством ученых признается наличие политической, экономической и правовой составляющих в налоговой системе, но никто из авторов не разделяет элементы налоговой системы по их принадлежности к соответствующим подсистемам и прямо не выделяют правовую составляющую налоговой системы.4
Как научное понятие «налоговая система» представляет собой сложную социальную категорию, объединяющую положения политического, экономического и правового характера, устанавливающее в целях обеспечения реализации налога (или налогового механизма) как средства финансового обеспечения деятельности публично-территориальных образований в современном демократическом правовом (социальном) государстве.
Для целей нашего исследования мы уточнили следующее определение:
«Налоговая система – это совокупность общественных отношений по поводу формирования доходной части бюджета, стимулирования развития производительных сил страны и социально-экономического благосостояния граждан, складывающихся в сфере налогообложения, или влияющих на эту сферу, и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер.
Основные элементы любой налоговой системы:
текущие и перспективные направления налоговой политики (налоговая стратегия, как составная часть экономической стратегии);
экономические характеристики налоговой системы;
принципы налоговой системы;
система налогов;
система налоговых и иных фискальных органов;
условия взаимодействия бюджетных и налоговых систем, порядок распределения налогов по бюджетам;
формы и методы налогового контроля;
ответственность субъектов налоговых правоотношений;
порядок и условия налогового производства;
способы защиты прав и интересов налогоплательщиков».
Перечисленные выше элементы должны быть в обязательном порядке не только определены, но и подвержены постоянному, системному совершенствованию.
В рамках нашего исследования мы сосредоточились только на двух элементах налоговой системы (третьем и четвертом), поскольку, по мнению автора, их совершенствование, так или иначе, влияет на все оставшиеся элементы. Принципы налоговой системы являются основой для ее функционирования и совершенствования, а система налогов, как видно на рисунке 1, непосредственно определяет содержание большинства элементов налоговой системы.
Рисунок . Налоговая система
Особо оговорим, что в действительности, самое большое влияние на все элементы налоговой системы оказывают ее первые два элемента, но их совершенствование скорее носит политический характер и сильно зависит от текущего социально-экономического курса политической власти.
Таким образом, при совершенствовании налоговой системы необходимо четко разделять два возможных направления такого совершенствования: финансовая политика, которая определяет стратегию возможного совершенствования, и налоговая политика, которая формулирует тактические способы совершенствования.
Основными направлениями совершенствования налогообложения может являться: снижение налогового бремени посредством отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую функцию налогов; выравнивание условий налогообложения; упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов.
Несмотря на очевидную необходимость реформирования налоговой системы, ее кардинальная ломка привела бы к негативным последствиям. Все изменения налоговой системы должны быть предсказуемыми, понятными, как государству, так и налогоплательщикам. Более того, частое или системное реформирование налоговой системы - скорее негативный, чем позитивный факт, поскольку создает неопределенность, риски, как для предпринимателей, так и иностранных инвесторов.
Таким образом, основные шаги по совершенствованию налоговой системы, выбранные автором, как наиболее важные, и изученные в диссертационном исследовании: совершенствование принципов налогообложения; снижение налоговой нагрузки, путем сокращения количества налогов и уменьшения налоговых ставок, унификации системы налогов; уменьшение количества и упорядочение налоговых льгот. Все это должно позволить соблюсти интересы, как государства, так и его налогоплательщиков.
Но прежде чем проводить совершенствование необходимо изучить принципы налогообложения, поскольку именно они закладывают фундаментальные основы для такого совершенствования. Принципы не могут иметь только декларативный характер, они должны иметь абсолютно прикладной характер, который определяет как обязана выглядеть и совершенствоваться налоговая система, основанная на них.
Предложено два новых принципа налогообложения, соблюдение которых облегчит прогнозирование налоговых поступлений и снизит возможность налогоплательщиков избежать обязанности платить, законно установленные, налоги.
При любом совершенствовании налоговой системы необходимо руководствоваться фундаментальными принципами ее построения и учитывать экономические, социальные и политические условия развития экономики.
В случае совершенствования налоговой системы, по мнению автора, необходимо обобщить применяемые в налоговой теории принципы построения налоговой системы и определить их сущностные характеристики, чтобы можно было понять их достаточность для нормального функционирования налоговой системы или устранить их избыточность, мешающую налоговому совершенствованию.
Все имеющиеся принципы налогообложения можно объединить в 4 группы:
Экономические принципы базируются на основополагающих правилах функционирования рыночной экономики и реализации конституционных прав в гражданском обществе.
Правовые принципы – это руководящие положения права, определяющие сущность всей системы, отраслей или института права.
Организационные принципы – это положения, в соответствии с которыми осуществляется построение налоговой системы и структурное взаимодействие.
Моральные принципы основаны на синхронизации этического и ситуационного факторов взаимодействия государства и субъектов налогообложения.
По мнению автора, в системе принципов отсутствует два важных организационных принципа, которые должны повысить эффективность прогнозирования налоговых поступлений и обеспечить неукоснительное соблюдение всеми налогоплательщиками обязанности платить налоги:
Принцип математической прогнозируемости – принцип, по которому, любой вводимый налог должен быть определен так, чтобы предполагаемые налоговые поступления были однозначно (просто) просчитываемы.
Этот принцип фиксирует мысль о том, что вводимые налоги должны быть определены так, чтобы минимизировать вероятностные оценки поступления\непоступления налогов, зависящие от количества ставок налога, количества льгот, порядка исчисления, порядка уплаты.
Принцип неизбежности уплаты – принцип, по которому, любой вводимый налог должен быть определен так, чтобы максимально снизить любую возможность уклонения от его уплаты.
Этот принцип ни в коем случае не подменяет статью 57 Конституции РФ «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы...» и правовые принципы: «обязательности исполнения налоговых законов», «определенности (непротиворечивости) налогового законодательства». Безусловно, что все должны платить налоги и соблюдать налоговое законодательство. Однако формулировать налог необходимо таким образом, чтобы не дать налогоплательщику возможность его множественного толкования (т.е. неоднозначности начисления) или отыскать «правовые дыры», которые позволят уйти от его уплаты (отсутствие возможности не уплатить начисленный налог). Это исключит парадоксальную ситуацию, когда при формировании бюджета Министерство финансов РФ, на основе данных ФНС РФ, Министерства экономического развития РФ и Федеральной службы статистики закладывает коэффициенты уплаты от начисленных налогов5.
При этом практически все исследованные автором принципы налогообложения направлены на отражение факта начисления налогов, но не их уплаты, и совсем отсутствуют принципы, регулирующие методы сбора начисленных налогов. Такое «невнимание» к методам сборов налогов напрямую приводит к случаям, когда налоги реально начислены, но не уплачены, поскольку метод сбора позволит избежать такой оплаты.
Принципы налогообложения являются необходимыми, но не достаточными для любого совершенствования налоговой системы. Следует быть уверенными, что применяемые их основе налоги на не только выполняют необходимые социальные функции и обеспечивают потребности бюджета, но и являются оптимальными: т.е. их количество, база налогообложения не является избыточной для текущих потребностей государства.
Выполнена классификация существующих налогов, каждая классификационная группа описана экономико-математической моделью и доказано: рассматриваемые группы налогов могут быть выражены через единый налог с оборота и потребления, что позволяет сократить количество применяемых налогов.
Сокращение количества налогов не должно бездумным и необоснованным, что справедливо отражено в ч.3. ст.3 НК РФ. По мнению автора, безболезненно могут быть сокращены только те налоги, которые являются взаимозаменяемыми, т.е. по сути, устраняя двойное налогообложение.
Ст. 2 ГК РФ определяет, что основной целью любой коммерческой организации является прибыль, поэтому в данной работе мы будем оценивать все налоги с точки зрения их влияния на конечную прибыль предприятия. Если все налоги, так или иначе, влияют на прибыль, которая остается в распоряжении предприятия (акционеров), то определим ее следующим образом:
()
Где: ППНО – прибыль после налогообложения; ПДНО() – прибыль до налогообложения; НалогСП() – функция налога на прибыль, которая, в соответствии ч.1 ст.17 НК определяется следующим образом6:
()
Где: ОбН() - объект налогообложения; НБ() - налоговая база; НП() - налоговый период; НС() - налоговая ставка; ПИН() - порядок исчисления налога; ПиСУН() - порядок и сроки уплаты налога.
Безусловно, при описании налоговой системы любой страны или ее части, необходимо учесть огромное количество переменных, связанных не только с определением налогов: порядком их уплаты, объектами налогообложения, налоговой базы, налоговым периодом, налоговыми ставками, порядком исчисления и уплаты, но и другими факторами. Такой подход, сделает описание налоговой системы не только чрезвычайно громоздким, но и не обязательно точным, поскольку подобная система будет чувствительна к любому «белому шуму». Поэтому, в нашем исследовании мы постараемся описать систему максимально просто, сделав акценты только на самых важных (ключевых) элементах, убрав все остальное в переменные функций «()», где они, при необходимости могут быть расшифрованы и расписаны.
Построив нашу модель (по сути гипотезу), мы проверим далее ее справедливость экономическими расчетами.
Представим прибыль до налогообложения ПДНО() как разность выручки и совокупных издержек:
()
Где: Выручка() – функция выручки; ПерЗат() – функция переменных затрат; ПостЗат() – функция постоянных затрат.
Подставив (3) в формулу (1) получим следующее выражение:
()
Выражение (4) эквивалентно формуле, в которой мы пронумеруем каждый ее член:
()
5.1 5.2 5.3.
В диссертации показано, что все налоги, действующие в РФ можно описать формулой (5). Однако для целей нашего исследования некоторые налоги были исключены7, в соответствии с доводами, приведенными ниже.
Поскольку такие налоги как: налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц, относятся исключительно к физическим лицам, то мы исключим их из нашего дальнейшего рассмотрения.
Также мы исключим из рассмотрения следующие налоги: налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; акцизы; налог на игорный бизнес; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, поскольку они имеют специфичный (ограниченный) субъектный состав. Это не только означает, что плательщиками этих налогов является небольшой круг налогоплательщиков, но и то, что перечисленные выше налоги имеют четко регулирующую функцию в соответствующих сферах деятельности хозяйствующих субъектов.
Все оставшиеся налоги в РФ мы отнесем в одну из следующих трех групп:
Налоги, зависящие от выручки (5.1).
Налоги, зависящие от затрат (5.2).
Налоги, зависящие от прибыли (5.3).
Группировка налогов по их зависимости от разных членов функции прибыли
| Отнесение налогов на члены функции прибыли
| Налоги, зависящие от выручки
| Налоги, зависящие от затрат
| Налоги, зависящие от прибыли
| 5.1
| 5.2
| 5.3
| Налоги, зависящие от выручки
| единый налог - упрощенная система налогообложения (доходы);
| +
|
|
| Налоги, зависящие от затрат
| социальное страхование от несчастных случаев;
|
| +
|
| «социальные налоги» (страховые взносы);
|
| +
|
| налог на имущество организаций;
|
| +
|
| транспортный налог;
|
| +
|
| земельный налог;
|
| +
|
| Налоги, зависящие от прибыли
| налог на прибыль организаций;
|
|
| +
| единый налог - упрощенная система налогообложения (доходы-расходы);
|
|
| +
| налог на добавленную стоимость;8
|
|
| +
| Покажем, существует ли взаимосвязь между группами налогов, определенных в предыдущей таблице. Для этого математически выразим каждую группу и найдем взаимное влияние этих групп друг на друга. Налоги, зависящие от выручки
Если: НалогСВ() – функция налогов с выручки. ВыручкаСН() – функция выручки с налогами. То СуммНВ – сумма налога с выручки, будет равна:
()
Следовательно:
()
Налоги, зависящие от затрат
Пусть: ЗатратыБН() – функция затрат без налогов. НалогСЗ() – функция налогов с затрат. СуммНЗ – сумма налога с затрат, тогда налоги с затрат равны:
()
следовательно
()
Налоги, зависящие от прибыли
Пусть: СуммНП – сумма налога с прибыли,
тогда налоги с прибыли равны:
()
Взаимное влияние групп налогов
Определим подставив в выражение (5) формулы (7), (9), (10) получим
()
Осуществив, преобразования получим:
()
Далее раскрывая, скобки получим:
()
Пусть выражение:
,
которое по сути, является ставкой налога с оборота, равно коэффициенту β1.
А выражение
пусть будет равно коэффициенту β2, по сути, являющимся ставкой налога с потребления.
В результате получаем:
()
Пусть α - единая ставка налога с оборота и потребления, тогда для её определения преобразуем формулу (14) следующим образом:
Итоговая ставка налога с оборота и потребления может быть найдена из следующего выражение:
Таким образом, все налоги, могут быть заменены единым налогом с оборота и потребления.
Чтобы такая замена стала экономически целесообразной необходимо: убедится, что налоговая нагрузка на предприятия не станет больше, а реальные налоговые поступления в бюджет – не станут меньше. Для этого мы должны выбрать оптимальные методы оценки налоговой нагрузки и убедится, что они подходят для нашей оценки совершенствования налоговой системы, также нам надо будет найти ставку нового налога с оборота и потребления.
Сформулирована гипотеза оптимальной налоговой нагрузки и теорема сбалансированности налогового совершенствования, доказательства которых позволит достичь равновесного состояния налоговой системы при ее совершенствовании.
Осуществляя любое совершенствование налоговой системы, в итоге мы должны получить такое значение налоговой нагрузки (НГ), которое с одной стороны стимулировало бы налогоплательщиков к законной деятельности, а с другой стороны удовлетворяло потребности государства.
Для выявления отчетливого противоречия в целях налогоплательщиков и государства, в лице его налоговых органов, приведем желаемые цели каждого: налогоплательщик стремиться к тому, чтобы НГ9 → (стремилась к) 0; государство стремиться к тому, чтобы НГ→ выручке предприятия. То есть, для налоговой нагрузки всегда выполняется неравенство:
0 ≤ НГ ≤ выручка предприятия
Совершенно очевидно, что ведение бизнеса становится бессмысленным для государства в первом случае, для предпринимателя - во втором. Введем следующую гипотезу:
существует некоторое значение НГгос, определяющее оптимальное значение суммы налогов, с точки зрения государства (соответствует бюджетным ожиданиям);
существует некоторое значение НГпред, определяющее оптимальное значение суммы налогов, с точки зрения предпринимателя.
Таким образом, наше неравенство приобретает следующий вид:
0 ≤ НГгос ≤ НГ ≤ НГпред ≤ выручка предприятия
Только в случае, если: НГ< НГгос, государство, в лице уполномоченных органов, должно предпринимать меры налогового контроля; НГпред < НГ, предприятия, в лице его финансовых органов, должны предпринимать меры налоговой оптимизации.
Из всего вышесказанного, сформулируем следующую теорему: «Налоговая система будет сбалансированной тогда и только тогда, когда выполняется следующие условия: 0 ≤ НГгос ≤ НГ ≤ НГпред ≤ выручка предприятия; НГгос = НГ = НГпред = НГопт10; НГгос → к выручке предприятия; НГпред → 0».
При этом НГ – это функция следующего вида = f(n1..nm), где ni – налог, обязательный для применения.
Значение НГопт может быть найдено, как математически, если функция f() определена, и эмпирически.
Для последнего случая, целесообразно построение определяющей таблицы:
Таблица 1. Классификатор налоговой нагрузки
Система налогообложения
| Сфера деятельности
| Регион
| Тип предприятия
| НГгос
| НГопт
| НГпред
| Обычная система налогообложения
| Машиностроение
| СФО
| Малое
|
|
|
| Среднее
|
|
|
| Крупное
|
|
|
| ДФО
| Малое
|
|
|
| Среднее
|
|
|
|
| Крупное
|
|
|
| …
| …
| …
| …
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для налогового совершенствования всегда характерно следующее: «Правильная» оптимизация: когда налогоплательщик пытается, используя законные основания, изменить соотношение:
НГнач t0 > НГнач t1 = НГопл t0
Где: t0 – состояние до налогового совершенствования; t1 – состояние после налогового совершенствования; НГнач – налоговая нагрузка по начислению; НГопл – налоговая нагрузка по оплате.
Это неравенство буквально следует читать так: использование законных методов оптимизации налогообложения приводит к уменьшению налоговой нагрузке, при этом оптимизированные налоги платятся своевременно и в полном объеме.
Сформулируем следующую теорему: «Налоговая реформа, при которой налогоплательщики станут платить меньше, а государственный бюджет будет получать больше, возможна тогда и только тогда, когда изменяется механизм взимания налогов.
|