Сравнительный анализ налоговой системы россии и США


НазваниеСравнительный анализ налоговой системы россии и США
страница1/5
ТипДокументы
blankidoc.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5


УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
кафедра гражданского права

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030900.62 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И США

Исполнитель:

студент 4 курса направления подготовки «юриспруденция» очной формы обучения

Моисеев Василий Васильевич
Научный руководитель:

Кандидат юридических наук, доцент

Демидов Алексей Сергеевич
Рецензент:

Генеральный директор ООО

«Новый правовой центр»

Саляйкина Кристина Андреевна
Работа допущена к защите

решением заседания кафедры

гражданского права

протокол № ___ от __ __ 201___г.

Зав. кафедрой

_____________/Анферова О.А./
Дата защиты ______________

Оценка __________________
Астрахань – 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………..………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И США………………………………………………….6

    1. Понятие и особенности налоговых систем России и США………6

1.2. Основополагающие начала налоговой системы России и зарубежных стран………………………………………………………………11

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНО – ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИИ И США НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………20

2.1. Реформирование налоговых систем России и США на современном этапе развития законодательства этих стран…………………………………20

2.2. Особенности ответственности за налоговые правонарушения в России и США: сравнительно – правовой анализ…………………………..39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ..54

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Как экономическая категория налоги возникли еще несколько тысячелетий назад и с момента возникновения государства стали необходимой частью экономических отношений. Многочисленные функции современного государства, бесспорно, требуют надёжной финансовой базы, основным средством обеспечения которой являются налоги.

В целом налоговая система является одним из наиболее значимых инструментов экономической политики любого государства, поскольку она обеспечивает формирование доходной части бюджетов различных уровней и одновременно позволяет государству влиять на экономическое поведение налогоплательщиков путем законодательного введения или отмены налогов, изменения объектов налогообложения, размеров налоговых ставок, установления налоговых льгот и т.д1.

Система налогообложения обеспечивает эффективное перераспределение финансовых ресурсов в государстве, а также является средством регулирования экономики, осуществления структурной и социальной политики. В последние годы доля национальных налоговых доходов в ВВП развитых стран составляет от 34 до 55%2.

Целями налогообложения являются регулирование и перераспределение, которое, в свою очередь, делится на перераспределение между частным и общественным секторами (межсекторное), между различными социальными классами (вертикальное) и между лицами с примерно одинаковым социальным статусом (горизонтальное) и т.д.

Различные аспекты налогообложения подробно анализировались отечественными исследователями. Отдельные работы были посвящены общему анализу систем налогообложения отдельных стран Европы и Северной Америки (Ю.М. Артемов, 1994, 1995; А.Н. Козырин, 1994; И.Н. Пономарева, 1994; Д.Г. Черник, 1994, 1995, 2000, 2001; Н.Б. Телятников, 1995; Л.П. Павлова, 1995; С.В. Гардаш, 2000; О.И. Дроздов, 2006; П.И. Кулигин, 1994, 2000; О. Басов, 2002; Л.Н. Лыкова, 2002), в других работах подробно рассматривались отдельные налоги и их правовое регулирование (Ю.М. Артемов, 1993; А.Н. Козырин, 1995; С. Никитин, 1997; Н.В. Попова, 1998; М.А. Высоцкий, 2001; О.О. Журавлева, 2002). Но до сих пор не было проведено комплексного сравнительного исследования систем налогообложения России и США.

Таким образом, названные обстоятельства в совокупности и определяют актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, так как в настоящее время требуется проведение дальнейших исследований проблем налогообложения в России и США.

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день для многих зарубежных стран, в том числе России и США весьма актуальными являются вопросы о реформировании налоговой системы.

Объектом исследования является сравнительно-правовой анализ налоговой системы России и США.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие налоговую систему России, США, научная и монографическая литература, правоприменительная практика.

Цель исследования заключается в анализе правового регулирования налоговой системы России и США, путем выявления основных проблем, возникающих при ее реализации и выработки конкретных предложений по решению этих проблем.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

- дать понятие и изучить особенности налоговых систем России и США;

- рассмотреть основополагающие начала налоговой системы России и зарубежных стран;

- провести сравнительный анализ налоговой системы Российской Федерации и США;

- проанализировать основные направления реформирования налоговой системы в России и США.

Теоретическая основа исследования. Данное исследование проведено с использованием теоретической основы, созданной трудами отечественных и зарубежных специалистов по гражданскому праву и налоговому праву, и, прежде всего, Е.В. Елинского, М.С. Иншиной, А.П. Кузнецова, О.В. Курбатовой, М.Р. Ларо, Ж.И. Лялиной, С.Г. Пепеляева, А.А. Свистунова , А.А. Соколова, и других учёных.

Методологическую основу исследования составили общенаучные и частно-научные методы: системный, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, структурно-функциональный.

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральные законы, указы Президента РФ, нормативно-правовые акты Правительства РФ, материалы судебной практики.

Структура выпускной квалификационной работы. Цель работы, поставленные задачи и выбранные методы исследования определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, разбитых на четыре параграфа, заключения, списка используемой литературы и источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И США

    1. Понятие и особенности налоговых систем России и США

Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства1.

Современная налоговая система России централизована. В данном случае следует различать централизацию в зависимости от государственного устройства страны: налоговые системы унитарных государств абсолютно централизованы, а в федеративных - централизация относительна. В РФ федеральный законодатель устанавливает в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ)2 общие принципы налогообложения и формирования налоговой системы, в том числе исчерпывающий перечень налогов и сборов. НК РФ установил трехзвенную структуру налоговой системы, которая отражает федеративное устройство России. При этом перечень налогов и сборов всех уровней, содержащийся в НК РФ, является исчерпывающим3.

В соответствии со ст. 12 НК РФ в Российской Федерации по состоянию на 8 июня 2015 года устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина. К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; 3) торговый сбор.

Трехуровневая налоговая система РФ достаточно динамична и претерпела за последние годы ряд существенных изменений. Во-первых, ликвидированы практически все низкодоходные и трудно администрируемые налоги. Во-вторых, обеспечена преемственность сохранения системы из основных видов налогов, признанных общемировой практикой налогообложения (НДС, акцизов, налога на имущество, НДФЛ, налога на прибыль). В-третьих, снижена налоговая нагрузка на производителей. В-четвертых, существенно повышена эффективность налогового администрирования.

С другой стороны, федеральным законом от 29.11.2014 года №382-ФЗ1 введен торговый сбор. Данный сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли (п.1 ст. 413 НК РФ).

В свою очередь, в США все платежи делятся на налоги и плату за услуги. Действует некий тест, который позволяет провести такое разграничение: кто взимает платеж, с кого взимается платеж и для каких целей. Так, если введение платежа преследует цель получение дохода, то это налог. Если же он вводится с регулирующей целью - это плата2. Кроме того, чтобы платеж был квалифицирован как плата, его размер не должен превышать суммы, необходимой для покрытия расходов. Если доход, полученный благодаря плате за регулирование, превышает стоимость регулирования, то плата - на самом деле замаскированный налог3.

Отметим, что налогообложение в Соединенных Штатах Америки - сложная система, включающая в себя уплату налогов по крайней мере на четырех уровнях и многообразные методы налогообложения. Налогообложение в США проводится как на федеральном уровне, уровне штатов, так и на местном уровне, причем местные налоги взимаются на одном или нескольких из следующих уровней: муниципальном, районном, или окружном - в масштабах county или district. В систему налогообложения США также включены такие районные или окружные юридические лица, как школы и коммунальные предприятия.

Характерной особенностью налоговой системы США является параллельное использование основных видов налогов федеральным правительством, правительствами штатов и местными органами власти. Основным в налоговой системе федерального правительства США является подоходный налог, в налоговых системах штатов - универсальные и специфические акцизы, в местных налоговых системах - поимущественный налог. Акцент местного налогообложения падает на наиболее стабильно собираемые налоги (потребительские и с собственности). Одно из основных различий между федеральным уровнем и местным состоит в большей мобильности налогоплательщиков и бизнеса, в результате чего штаты вынуждены конкурировать друг с другом1.

Как отмечает Джозеф Пекман, «американская фискальная система представляет собой и источник удовлетворения, и объект критики». Дж. Пекман подчеркивает следующие парадоксы: шкала федеральных налогов прогрессивна; основное бремя лежит на богатых, при этом у прогрессивной налоговой шкалы имеются дефекты, искажающие экономическую активность. В то же время налоги штатов и местные налоги имеют плоскую или (в некоторых случаях) регрессивную шкалу, что, с одной стороны, способствует более или менее равномерному участию жителей той или иной территории в формировании доходной части ее бюджета, но с другой стороны, во время рецессий финансовые кризисы проявляются именно на уровне отдельных штатов [Pechman 1983].

Плоская, или регрессивная, шкала местных налогов - одна из причин, по которой налоги в США признаются одними из самых низких в индустриальных странах. В 1993 г. США имели четвертое снизу отношение налогов к ВВП среди 24 стран ОЭСР - 27,9%, при среднем по этим странам 37,8%.

Вторая причина относительно низкого уровня налогов - высокая по сравнению с другими странами терпимость к бюджетному дефициту. Экономика США составляет лишь около 30% от мировой, а национальная валюта отвечает примерно за 60% мировых расчетов, следовательно, бремя так называемого инфляционного налога падает примерно одинаково на США и на остальной мир. Пользуясь этим налогом умеренно, не разрушая лидерства доллара, Правительство США может финансировать свой бюджетный дефицит эффективнее конкурентов.

Налоги в США в целом почти пропорциональны доходу (для 90% налогоплательщиков эффективная налоговая ставка примерно 25%), с небольшой прогрессивностью, достигающей для наиболее богатых налогоплательщиков примерно 50%. У оставшихся 10% доля налоговых отчислений выше, иногда она достигает 50%. Основные федеральные налоги в США: подоходный (подразделяется на персональный корпоративный), налог на потребление и налоги на заработную плату («удерживаемые у источника»).

Федеральные налоги на заработную плату («удерживаемые у источника») взимаются в США работодателями от имени и по поручению Службы внутренних государственных доходов (The Internal Revenue Service - IRS).

Субъекты федерации в США (штаты) признаются имеющими полные правомочия на налоговое обложение проживающих на их территории граждан и деятельность, ведущуюся в их границах, при условии, что взимание этих налогов не нарушает полномочия федерального правительства. Верховный суд США постановил в рамках решений по нескольким делам, что штаты не имеют права вводить налоги, способные воспрепятствовать торговле между штатами или отрицательно сказаться на международных отношениях. Штатам также запрещается определять суммы налогов, руководствуясь расовыми, половыми, религиозными, национальными принципами, а также статутом ненатурализованного иностранца.

Отметим, что в США на федеральном уровне с имущества взимаются три основных налога: налог на наследование, налог на дарение и налог на наследование или дарение через поколение, причем первые два названных налога - налог на наследование и налог на дарение, юридически не являясь самостоятельными налогами, входят составными частями в единый унифицированный налог на наследование и дарение1. Обязанность по уплате всех перечисленных налогов возникает при передаче имущества одним лицом в пользу другого либо после смерти в порядке наследования, либо при жизни по безвозмездной сделке дарения.

А.В. Елинский приводит также следующие сведения об особенностях налоговой системы США: лица, получающие доход от незаконных источников (азартные игры, кражи, торговля наркотиками и т.д.), обязаны указывать в налоговой декларации суммы, полученные из таких источников2. Более того, как отмечает Д. Ларо, в США при налогообложении доходов от незаконной деятельности по общему правилу должны быть учтены не только сами доходы, но и соответствующие им расходы3.

Таким образом, в завершении параграфа отметим, что налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Система налогообложения выстраивается в соответствии с формой государственного устройства (федерация или унитарное государство). В этом плане налоговые системы и России и США идентичны, и, соответственно имеют три уровня: федеральный, уровень штатов (или субъектов Федерации) и местный.
1.2. Основополагающие начала налоговой системы России и зарубежных стран

Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы.

Надо заметить, что в основе построения любой системы, в том числе и налоговой, лежат определенные принципы1. Если принять за принцип основное начало (идею), на котором строится налогообложение, то речь следует вести о реально существующих вещах, а не о желаемом, и даже не о том, что должно быть с точки зрения научных представлений. С этих позиций в качестве реально существующих принципов налогообложения можно считать лишь те положения, которые прямо обозначены или названы в качестве таковых в конституции или налоговом законодательстве либо которые можно с достаточной степенью обоснованности и достоверности вывести путем анализа этого законодательства, а также налоговой практики2. Однако при этом следует учитывать, что включение государством в тексты своих правовых актов некоторых положений в качестве принципов налогообложения порой производится лишь в качестве уступки общественному мнению без намерения руководствоваться ими на практике (несмотря на то что это не абстрактные теоретические суждения, а правила, «выстраданные» многими тысячами налогоплательщиков), вследствие чего при разрешении тех или иных налоговых вопросов как возникали, так и будут возникать сложности в отношении применения общих принципов налогообложения.

Впервые принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы английским ученым-экономистом конца XVIII в. А. Смитом (1723 - 1780) в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», среди которых: нейтральность налоговой системы, справедливость, простота построения налоговой системы. Большое внимание формированию налоговой системы уделяли в своих трудах такие экономисты, как Ж.Б. Сей, Дж.С. Миль, А. Вагнер, А. Маршалл и др.

Современные налоговые системы используют целый ряд принципов, среди которых: всеобщность, стабильность, равнонапряженность, обязательность, социальная справедливость, одновременность обложения.

В России действует принцип однократного налогообложения. Между тем в США, например, действует принцип многократного обложения, т.е. обложение одного и того же объекта несколько раз одним или различными налогами. Например, граждане уплачивают федеральный, штатный и местный подоходные налоги. Штатный подоходный налог с населения (помимо федерального подоходного налога) применяется в сорока штатах, местный подоходный налог - в одиннадцати штатах. Большинство косвенных налогов (акцизы на табак, бензин, алкоголь) взимают как центральные, так и местные органы власти. Налог с продаж взимается и штатами, и местными административными единицами1.

Многие ученые и практики выделяют принцип эффективности налогообложения1, который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:

- налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, или, по крайней мере, это влияние должно быть минимальным. Так, например, данный принцип получил широкую поддержку в Германии. Налоговое управляющее воздействие не должно действовать "удушающе", иначе, когда управление посредством налога приближается в своей массе и по своему воздействию к обязывающему правилу поведения, финансовая функция налога вытесняется управленческой функцией с характером запрета2. В России же, как отмечают некоторые авторы3, установление и сбор налогов всегда носили характер ярко выраженного императивного абсолютизма, и, в отличие от западных стран рыночной демократии, авторитарная государственно-властная система всегда определяла структуру и ход экономико-финансовых процессов.

Отметим, что принимаемые сегодня в нашей стране решения, в частности в области налогообложения, обусловили потребность в многолетнем бюджетном планировании4;

- налоговая система должна содействовать проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. В настоящее время Министерство финансов РФ продолжает придерживаться стратегии нейтральности налоговой системы, а именно минимального влияния налоговых изменений на экономическое развитие страны. Приверженцем данного подхода выступал А.Л. Кудрин, бывший глава финансового ведомства. Противоположную точку зрения высказывает Э.С. Набиуллина. По её мнению, необходимо обеспечивать рост экономики за счет построения стимулирующей налоговой системы, что особенно актуально в условиях создания Таможенного союза и формирования глобальной конкуренции на уровне налоговых систем различных стран1. Такой подход отражает приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики на 2012 - 2014 гг. - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе2.

Таким образом, мы видим, что взгляд на налоговую систему у руководителей высших федеральных органов исполнительной власти диаметрально противоположный; нет конкретных предложений по налоговым изменениям и у рабочих групп, созданных по распоряжению экс-Президента РФ Д.А. Медведева. Учитывая скромные оценки Министерства финансов РФ размера налогового бремени, а также его увеличение за последние годы, существует возможность дальнейшего наращивания налогового бремени. С этой идеей не согласны как в Министерстве экономического развития, так и помощник Президента РФ А.В. Дворкович;

- не должны устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое пространство и налоговую систему страны. Данное положение, закрепленное в п. 4 ст. 3 НК РФ, находится в системной связи с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, устанавливающей, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Единство экономического пространства и, следовательно, единство налоговой системы обеспечиваются единой системой федеральных налоговых органов;

- налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. В связи с этим не должны устанавливаться региональные либо местные налоги для формирования доходов какого-либо субъекта Российской Федерации или муниципального образования в стране, если их уплата переносится на налогоплательщиков других субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Такой позиции придерживается Конституционный Суд РФ1. Суть данного принципа, по словам С.Г. Пепеляева, состоит не в сосредоточении у федерального центра финансовых полномочий, а в создании единых обязательных стандартов финансовой деятельности, обеспечивающих баланс прав и интересов всех участников финансовых отношений2;

- налоговая система не должна допускать произвольного толкования, но в то же время должна быть понята и принята большей частью общества. Пункт 6 ст. 3 НК РФ закрепляет принцип удобного налогообложения или ясности норм налогового законодательства, устанавливающий правило, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, а акты о налогах для него должны быть понятны.

Хотя в п. 6 ст. 3 НК РФ принцип определенности направлен в первую очередь на акты законодательства о налогах и сборах, он должен непосредственно применяться и к нормативным правовым актам исполнительных органов о налогах и сборах. Ведь в соответствии со ст. 4 НК РФ эти акты должны соответствовать законодательству о налогах и сборах3. Во взаимосвязи с п. 6 ст. 3 НК РФ следует рассматривать п. 7 указанной статьи. В случае нарушения принципа определенности, ясности норм законодательства о налогах и сборах все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора). Это имеет непосредственное практическое значение при рассмотрении налоговых споров в судебном порядке;

- максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства и общества на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Так, например, в Основных направлениях налоговой политики отмечается развитие системы налогового администрирования благодаря принятию Федерального закона от 27.07.2010 №229-ФЗ1, внедрению электронных методов взаимодействия сторон как при исполнении налоговых обязательств налогоплательщиком, так и при его информационном обслуживании налоговыми органами. Последовательно реализуются меры налоговой политики, направленные на упрощение процедур учета в налоговых органах организаций и физических лиц, совершенствование порядка проведения и оформления результатов налоговых проверок, вводятся дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков. В частности, в п. 2 ст. 101 НК РФ закреплено право налогоплательщика знакомиться с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля2.

Важное значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что, во-первых, не допускается установление дополнительных налогов, повышенных либо дифференцированных ставок налогов или налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного (складочного) капитала (фонда) или имущества налогоплательщика и т.п. Во-вторых, должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образования дохода или объекта обложения.

Исключительно важным, особенно в условиях федеративного государства, является соблюдение принципа четкого разделения налогов по уровням государственного управления. В странах с федеральным устройством при проектировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам.

В российской экономической литературе нередко выделяется еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к установлению конкретной величины ставки налога. Суть этого принципа состоит в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему после уплаты налогов иметь доход, обеспечивающий ему нормальное функционирование. Научный подход к установлению ставок налогов должен сочетаться с принципом использования системы налоговых льгот, которые должны реально стимулировать процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно гарантировать гражданам прожиточный минимум.

Налоговые системы развитых стран, построенные с учетом рассматриваемых принципов, являются одним из самых эффективных инструментов воздействия на экономические процессы и предполагают широкое применение налоговых льгот для приоритетных отраслей промышленности и крупных экономических проектов. Важнейшими из них являются инвестиционный налоговый кредит1, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр при добыче природных ресурсов. Так, в Германии после войны было полностью освобождено от налогов жилищное строительство, Великобритания предоставляла широкомасштабные льготы компаниям, осваивающим нефтяные месторождения Северного моря, Китай - экспортерам высокотехнологичной продукции. В большинстве стран под защитой льготного налогового режима находятся сельское хозяйство, малый бизнес, средства массовой информации и другие отрасли индустрии, либо признанные приоритетными, либо имеющие большое социальное значение1. В периоды экономического роста государства вводят налоговые льготы для отраслей, которые они считают приоритетными для национальной экономики. Во время производственных спадов - вводят льготы для инвесторов и снижают налоговую нагрузку на население, чтобы поддержать потребительский спрос.

Россия должна использовать этот опыт, для чего необходимо определить приоритетные отрасли, сформулировать стратегию экономического развития страны. Современная российская налоговая политика базируется не только на этих принципах, но и учитывает социально-экономические потребности государства. Так, в Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.)2 было отмечено, что налоговая система должна способствовать повышению конкурентоспособности и росту деловой активности субъектов экономики, а также обеспечивать снижение для бизнеса налоговой нагрузки и упрощение процедур расчетов и уплаты налогов, упорядочение налоговых проверок и налоговой отчетности (этот аспект был рассмотрен выше). А в Бюджетном послании Президента РФ3 говорится о необходимости поддержки инновационного предпринимательства.

Кроме того, анализ последствий финансового кризиса в России в 1998 г., а также причин возникновения мирового финансового кризиса 2008 г. требует глубокого переосмысления закономерностей развития российской финансовой, а также налоговой систем и характера взаимоотношений государства и предпринимателя. Представляется, что основные усилия государства должны быть направлены на выработку и проведение налоговой политики, стимулирующей развитие бизнеса. А ее основу должны составить принципы, определяющие правовые и организационные начала в части совершенствования законодательства о налогах и сборах. С этой целью первостепенно достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

Таким образом, в завершении подытожим, что принципы налоговой системы находят отражение в сфере налоговой политики, налогового администрирования и в целом в правовом регулировании налоговых правоотношений. А принципы, обеспечивающие реализацию конституционных норм, являются базовой институциональной основой налоговой системы Российской Федерации.

Современные налоговые системы используют целый ряд принципов, среди которых: всеобщность, стабильность, равнонапряженность, обязательность, социальная справедливость, одновременность обложения.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Сравнительный анализ налоговой системы россии и США iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
...

Сравнительный анализ налоговой системы россии и США iconИсследовательская работа на тему «Малый бизнес в современной России,...
«Малый бизнес в современной России, сравнительный анализ режимов налогообложения»

Сравнительный анализ налоговой системы россии и США iconРаскрытие информации о статусе налогового резидента США
В связи с вступлением в силу с 1 июля 2014 года Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (fatca) Сбербанк России заключил...

Сравнительный анализ налоговой системы россии и США iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
На тему: «Отношения органов государственной власти и фанатского движения в Англии, Италии и России: сравнительный анализ»

Сравнительный анализ налоговой системы россии и США iconУказание Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У
См. Сравнительный анализ порядков ведения кассовых операций (N 3210-у от 11. 03. 2014 г и n 373-п от 12. 10. 2011 г.)

Сравнительный анализ налоговой системы россии и США iconI. Уголовная ответственность юридических лиц: историко-сравнительный анализ. 4 §
I. Уголовная ответственность юридических лиц: историко-сравнительный анализ. 4

Сравнительный анализ налоговой системы россии и США icon3. Специальная часть. Налогообложение физических лиц. Региональные и местные налоги
Налоговые режимы, установленные действующим законодательством. Сравнительный анализ налоговой нагрузки и налоговых рисков. Условия...

Сравнительный анализ налоговой системы россии и США iconСодержание
Сравнительный анализ приемов и стратегий технологии развития критического мышления

Сравнительный анализ налоговой системы россии и США iconЭкзаменационные вопросы Правоотношения, регулируемые Бюджетным Кодексом РФ
Понятие «налоговая система». Структура налоговой системы. Задачи и принципы налоговой системы

Сравнительный анализ налоговой системы россии и США icon«Сравнительный анализ заданий на аудирование и говорение экзаменов...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru