Скачать 0.8 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт заочного и дистанционного обучения Кафедра публичного права А.В. Верещагина Уголовный процесс Сборник заданий для выполнения контрольных работ для студентов заочной и дистанционной форм обучения по направлению «Юриспруденция» Владивосток Издательство ВГУЭС 2013 год ББК Верещагина А.В. Уголовный процесс: Сб. заданий для студентов заочной и дистанционной форм обучения.-Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013.- Сборник заданий является раздаточным материалом к учебной дисциплине «Уголовный процесс». Раскрытие содержания теоретического вопроса и решение задач контрольной работы способствует не только углубленному изучению сложных уголовно-процессуальных явлений, но и их конкретизации при разрешении конкретных казусов, что требует анализа нормативно-правовых актов и их применения при разрешении задач. Сборник содержит методический материал, вопросы и задачи. Предназначен для студентов Института заочного и дистанционного обучения специальности «Юриспруденция». ББК Издательство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2013 Введение Уголовный процесс – дисциплина, предусмотренная учебным планом подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция». Учебный план подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция» предполагает выработку у студентов знаний, умений и владений, которые позволят оптимизировать их адаптацию к практической деятельности в короткие сроки. Подготовка контрольной работы по дисциплине «Уголовный процесс» позволяет сформировать у студентов, во-первых, знание научной литературы, нормативно-правовых актов и судебной практики; во-вторых, сформировать умение – подготовка письменных документов, которое необходимо для работы с документами, являющимися одной из основных форм оказания правовой помощи юристами- практиками; в-третьих, сформировать владение приемами применения норм права для разрешения конкретных казусов. Цель работы над контрольной – приобретение студентами теоретических знаний по курсу «Уголовный процесс», знаний уголовно-процессуального законодательства и судебной практики, выработка умения составлять письменные документы и формирование владения приемами применения норм уголовно-процессуального права при разрешении казусов. Знания, умения и владения, приобретаемые в ходе работы над контрольной по уголовному процессу: -знание информационных ресурсов, в которых содержится юридически значимая информация; -знание системы научных периодических изданий, в которых публикуются результаты научных исследований в области юриспруденции; -умение собирать и обобщать судебную практику, размещаемую в различных информационных ресурсах и публикуемую в специальных журналах; -умение анализировать теоретические положения уголовно-процессуальной теории; -умение анализировать судебную практику; -владение подготовкой письменных работ; -владение применением норм права при разрешении казусов. Структура контрольной работы включает один теоретический вопрос и 4 задачи. Теоретический вопрос и четыре задачи скомпонованы таким образом, чтобы охватить общую и особенную части уголовно-процессуального права и досудебное и судебное производство. Теоретический вопрос и задачи соответствуют темам учебной программе. Рекомендации по работе над теоретической частью контрольной работы I. Подготовка теоретической части контрольной работы состоит из двух этапов. I.I. Подготовительный этап. 1. Подбор литературы. При подборе литературы следует ориентироваться на научную периодику, монографические исследования, сборники научных трудов, в том числе издаваемые материалы научных конференций. Оптимизации работы по подборке литературы может способствовать использование электронных баз данных, имеющихся в библиотеке ВГУЭС, а также сайтов издательств, на которых размещаются научные юридические журналы и научную литературу. При подборке литературы следует сразу же грамотно, с соблюдением стандартов ВГУЭС делать её библиографическое описание, что в последующем облегчит работу над оформлением контрольной работы. 2. Изучение литературы по теме контрольной работы. Изучение подобранной литературы должно быть направлено на усвоение конструкции изучаемого института, проблем регламентации и применения его норм. Конечной целью работы над литературой должен быть проект плана контрольной работы. 3. Ознакомление с имеющейся по теме контрольной работы судебной практики и её подбор. Знакомство с судебной практикой по теме контрольной работы и её подбор необходим для иллюстрации теоретических положений, изложенных в контрольной работе. I.II. Оформление теоретической части работы. Представляется, что контрольная работа должна быть объемом не менее 15 страниц, без списка литературы, включать введение и заключение и две части. Название частей не должно повторять название контрольной работы. Структура должна позволить раскрыть содержание темы контрольной работы. Введение должно содержать актуальность темы исследования, степень её изученности, цель и задачи. Заключение должно содержать выводы из текста контрольной работы. Список литературы должен быть оформлен в соответствии со стандартом ВГУЭС. Вся работа должна оформляться в соответствии со стандартом ВГУЭС, поэтому необходимо при оформлении работы основываться на имеющихся во ВГУЭС стандартах оформления письменных работ. II. Подготовка практической части контрольной работы. При работе над практической частью работы следует придерживаться следующего алгоритма. -внимательно ознакомиться с задачами; -ознакомиться с учебными темами, по которым составлены задачи, и с соответствующей учебной, научной литературой; -изучить соответствующие нормы уголовно-процессуального права и имеющиеся по соответствующим вопросам Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Определения и Постановления Конституционного Суда РФ; -изложить решение задачи; -решение задачи должно состоять из ответа на все вопросы, поставленные в задаче, со ссылкой на соответствующие нормы права и аргументы в пользу принятого студентом решения.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ ВАРИАНТ 1 Теоретическая часть Тема: Понятие и сущность уголовного судопроизводства Практическая часть Задачи: Задача 1. Несовершеннолетнему Иванову на предварительному следствии обвинение было предъявлено без защитника. В ходе судебного разбирательства по данному делу в результате исследования доказательств был установлен факт отсутствия защитника при предъявлении обвинения на предварительном следствии. Допрошенный по ходатайству прокурора в суде по поводу обстоятельств предъявления обвинения адвокат Иванова подтвердил, что не участвовал в указанном процессуальном действии, однако в дальнейшем на предварительном следствии он участвовал и осуществлял защиту своего подзащитного. Суд, решил, что данные объяснения защитника не могут служить гарантией соблюдения принципа законности органами предварительно расследования, и своим определением прекратил дальнейшее производство по данному уголовному делу. Правильно ли решение суда? Можно ли в данном случае говорить о нарушении принципа законности? Каким образом влияет нарушение принципов уголовного судопроизводства на судьбу уголовного дела? Задача 2. До возбуждения уголовного дела следователь принял решение произвести осмотр места происшествия в квартире, где проживал гражданин Седов, но который не был в ней зарегистрирован. Седов стал возражать против осмотра его квартиры, и потребовал решение судьи на производство данного следственного действия. Следователь объяснил Седову, что, во-первых, он не является владельцем данного жилища и, во-вторых, действующий закон не предусматривает получения решения судьи на производство осмотра места происшествия. Оцените данную ситуацию? Задача 3. При обсуждении в совещательной комнате вопросов ст. 299 УПК РФ, суд пришел к выводу, что психическое расстройство Д. не устраняет его ответственности за совершенное преступление; что следователь необоснованно направил в суд дело с постановлением о применении к Д. принудительных мер медицинского характера. В связи с этим суд обоснованно привлек Д. к уголовной ответственности и назначил ему наказание в соответствии и в пределах Общей части УК РФ. Оцените действия и решения суда, их законность и обоснованность; возможности к обжалованию и исправлению возможных нарушений закона. Задача 4. Международный трибунал в г. Гааге сформулировал и предъявил запрос о выдаче международному трибуналу для уголовного преследования бывшего полковника В. Буланова, осужденного за преступление, совершенное во время проведения антитеррористической операции в Чечне. Определите правомерность данного запроса; возможности к удовлетворению данного запроса или отказу в выдаче. ВАРИАНТ II Теоретическая часть Тема: Уголовно-процессуальное право. Уголовно-процессуальный закон Практическая часть Задача 1. Гражданин Петров был вызван на допрос к следователю. Установив, что Петров по национальности украинец, следователь спросил его, владеет ли он русским языком и на каком языке хотел бы давать показания. Свидетель заявил, что русским языком он владеет, но показания хотел бы давать на родном языке. Тогда следователь сообщил Петрову, что сам он долго жил в Киеве и хорошо владеет украинским языком, в связи с чем сам может перевести показания свидетеля. Свидетель не возражал. Следователь произвёл допрос и составил протокол допроса на русском языке. Протокол допроса был прочитан свидетелю в устном переводе на украинский язык и подписан свидетелем и следователем. Правильно ли был произведён допрос свидетеля? Задача 2. В производстве следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ находилось уголовное дело по факту изнасилования Пономаревой. В совершении данного преступления подозревался Обломов. После производства неотложных следственных действий следователь позвонил в отделение милиции, на территории которого проживал Обломов, и дал дежурному указание разыскать его, задержать и доставить приводом в следственный отдел, поскольку тот подозревался в совершении тяжкого преступления. Дежурный по отделению милиции отказался выполнять указание следователя до тех пор, пока распоряжение не будет подтверждено начальником отделения милиции. Как разрешить данную ситуацию? Задача 3. По заключению стационарной судебно-психиатрической экспертизы К. был признан страдающим хроническим психическим расстройством и нуждающимся в принудительном лечении в психиатрическом стационаре. На вопрос о вменяемости К. комиссия также пришла к заключению о том, что в момент совершения деяния Б. не отдавал отчет в своих действиях и не руководил ими. Расследование по делу было закончено постановлением о направлении дела в суд для разрешения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера. В описательно-мотивировочной части постановления следователь подробно обосновал, что: 20 мая 2011 года К. умышленно, с целью наживы, по предварительному сговору группой лиц проник в подсобное помещение магазина № 17 и, действуя совместно, тайно похитили товарно-материальные ценности, ...на общую сумму 90 тыс. рублей, т. е. совершили преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 158 УК РФ. Вина обвиняемого К. полностью доказана материалами дела и подтверждается показаниями Б., В., С.; заключением эксперта; протоколом осмотра места происшествия; следственного эксперимента и т. п. Однако, учитывая, что по заключению врачей психиатров К. страдает психическим расстройством и не может нести наказание за содеянное, к нему должны быть применены принудительные меры медицинского характера. Правильно ли составлено данное постановление. Если нет, то каковы возможные действия и решения прокурора и суда по данному делу. Задача 4. Рассмотрев заключение прокурора о возобновлении производства по делу, судебная коллегия по уголовным делам Приморского краевого суда, признала его обоснованным и отменила приговор, вынесенный в апелляционном порядке, оставив в законной силе приговор мирового судьи. Определите законность и обоснованность решения суда; инстанционность судебного пересмотра; возможности к обжалованию вынесенных судебных решений. ВАРИАНТ III Теоретическая часть Тема: Принципы уголовного судопроизводства Практическая часть |
Понятие уголовного судопроизводства. Соотношение понятий уголовное судопроизводство, уголовный процесс, правосудие | Программа предназначена для вступительного экзамена по научной специальности 12. 00. 09 уголовный процесс | ||
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки... | Дисциплина «Уголовный процесс» является одной из основных юридических дисциплин и наряду с некоторыми другими является краеугольным... | ||
Б. 11. Для освоения дисциплины «Уголовный процесс» используются знания и практические навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины... | Понятие уголовного судопроизводства: как отрасли государственной деятельности; как учебного курса; как научной дисциплины; как (самостоятельной)... | ||
Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности | |||
О возмещении вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс 29 | Рабочая программа учебной дисциплины Уголовный процесс подготовлена в соответствии с требованиями вак минобрнауки России |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |