Скачать 490.87 Kb.
|
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательноеучреждение «Спасский политехнический колледж»Реферат Тема: «Военно-патриотическое воспитание студентов колледжана уроках ОБЖ и во внеклассной деятельности »Выполнил: преподаватель-организатор ОБЖ КГБ ПОУ «Спасский политехнический колледж» Большаков Николай Валентинович г. Спасск-Дальний Приморского края Оглавление Введение. Основная часть.
Заключение. Список использованной литературы. Приложение. ВВЕДЕНИЕ В сфере идеологии одной из важных задач государства является воспитание настоящего гражданина своей страны, испытывающего гордость за принадлежность к великой державе, к её истории, к славе предков и славе великих побед, осознающего ответственность за её судьбу. И в этом контексте военно-патриотическое воспитание молодёжи, как составная часть воспитательной работы вообще имеет огромное значение. Тема патриотического воспитания молодёжи особенно актуальна сейчас. В условиях некоторой утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности, психологии потребления и известного падения престижа военной службы у части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Часть их воспринимают её как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооружённым Силам, воинская честь и достоинство - эти понятия утрачивают в глазах призывной молодёжи свою значимость. События последних лет, происшедшие в российском обществе и особенно в Вооружённых силах Российской Федерации, внушают некоторый оптимизм в разрешении проблем военно-патриотического воспитания, однако ущерб был велик и последствия его ещё долго будут сказываться.(Вспомним время, когда популярная газета «Комсомольская правда» печатала статьи под заголовком: «Как «закосить» от армии ». Или телеведущие-путешественники, а иногда и политические деятели объявлялись «человеком мира»). Воспитание Гражданина (с большой буквы) является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы». Каким должен быть выпускник колледжа, будущий защитник Отечества? Это должен быть высокообразованный, физически развитый молодой человек, обладающий высокими моральными принципами, беззаветно преданный своей Родине, готовый встать на её защиту. Задача военно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных, но одно дело это декларировать и совсем другое - осмыслить её, выстроить стройную систему этого направления воспитательной работы в сложных условиях расслоения общества и массы других негативных факторов, отнюдь не способствующих воспитанию патриотизма, и целенаправленно работать. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Высокий патриотизм считается важнейшим источником стойкости морального духа. Понятие «патриотизм» сегодня несколько размыто, несмотря на то, что в стране начиная с 2001 года была запущена третья программа патриотического воспитания (2011-2015 гг.) выделено около800 млн. руб. Но что-то пробуксовывает в её реализации, иначе не появились бы в стране, потерявшей в Великой отечественной войне против фашизма 27 миллионов человек, скинхеды, полуфашистская атрибутика и другие известные факты антипатриотического поведения. Патриотизм издавна был составной частью государственной политики, потому что – это одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Это определение указывает на историческое развитие социального содержания патриотизма, опровергает идеалистическое объяснение его сущности как расового или биологического явления. В словаре В.Даля слово «патриот» означает «отчизнолюб», «отечественник или отчизник». Звучит-то как! Отчизнолюб! Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. Интересны высказывания о патриотизме известных мыслителей, писателей, поэтов : Высочайший патриотизм — страстное, беспредельное желание блага Родине. (Н.Г. Чернышевский) Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом. (В.Г.Белинский) «В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро,- сколько возможно больше и сколько возможно лучше. Любовь к отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и саму жизнь; в горячем сочувствии ко всему хорошему в нем и в благородном негодовании против того, что замедляет путь к совершенствованию...». (Н.А. Добролюбов) Ты должен посвятить отечеству свой век, Коль хочешь навсегда быть честный человек. Д.И. Фонвизин Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен. (Г.Р. Державин) Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество. (Г.Р.Державин) Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество, или даже просто отстаивая интересы своего отечества... (Ф.М. Достоевский) Россия без каждого из нас обойтись может, по никто из нас без нее не может обойтись. (И.С. Тургенев) Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней. (А.Н. Толстой) Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Есенин С.А. Отрадно и почетно умереть за отечество. (Гораций) Только одно отечество заключает в себе то, что дорого всем. (Цицерон) Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники; но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове «отчизна». Какой честный человек станет колебаться умереть за нее,- если он может принести этим ей пользу? (Цицерон) Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя. (Сенека Младший) ...лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов. (Ш. Монтескье) Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. (Д. Байрон) Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца. (В. Гюго) Любовь к Отечеству - это готовность защищать его независимость. Из этого складывается патриотизм - чувство великое, необходимое, прекрасное. Оно вбирает в себя любовь к Родине, преданность ей, стремление своими делами служить её интересам. (В. Пекелис) Истинный патриотизм можно определить как любовь к своей стране, уважение ко всем живущим в ней людям, знание обычаев и традиций своего народа, преданное служение на благо страны. Патриот – это тот, кто в любой ситуации ставит интересы страны выше своих собственных потребностей. Патриотизм направлен на истинное благо и процветание страны, которых нельзя достичь за счёт безнравственных поступков. (У. Хейнс) Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё. (Теодор Рузвельт) Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины. (Джон Кеннеди). За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая, можно дать такое определение: патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Вырастить человека-патриота должны:-родители,-вся система государственных и общественных институтов (идеологических, образовательных, воспитательных). И в этой системе велика роль педагогов. Но мало дать учащимся определённый объём знаний. Надо увлечь ребят, вызвать гордость за славные страницы прошлого нашей страны. А чтобы увлечь учащихся, надо обязательно вдохнуть в привычный комплекс «военно-патриотическое воспитание», побольше душевной теплоты, притягательности, романтики. Если подходить к выяснению сущности военно-патриотического воспитания функционально, то оно, являясь составной частью идейно-воспитательной работы, представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность по формированию у студентов высоких идейно-политических, морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооружённой защиты Отечества, постоянной готовности дать достойный отпор любому агрессору. Одновременно это и процесс овладения военно-техническими знаниями, процесс физического совершенствования личности. 2.Опираясь на вышеприведённое определение сущности военно-патриотического воспитания, надо отметить, что оно имеет свои более-менее очерченные границы, качественную определённость, что позволяет выделить его специфические черты, цели, задачи и средства. Военно-патриотическое воспитание по своей направленности по отношению к обществу выполняет свою главную функцию- функцию активного, целенаправленного воздействия через человеческий фактор на укрепление обороноспособности государства. С социологической точки зрения можно говорить о собственно воспитательных функциях рассматриваемой системы. К ним следует отнести, во-первых, функцию военно-политической ориентации и формирования оборонного сознания, в процессе осуществления которой у студентов формируются чувства патриотизма, политической бдительности, глубокое понимание каждым учащимся своей социальной роли в деле укрепления обороноспособности страны и Вооружённых сил Российской Федерации, осознание этой роли как гражданского и воинского долга. ( Пример: освещение и разъяснение на занятиях, во внеклассных мероприятиях политической составляющей и военно-политического аспекта присоединения к России Крыма (действий т.н. «вежливых людей»). Во-вторых, это функция формирования готовности учащихся к ратному труду защиты своего Отечества, глубокого осознания возрастания социальной значимости воинской службы, любви к Вооружённым силам, профессии офицера и солдата. Привитие морально-психологического иммунитета к тяготам и лишениям ратного труда, устойчивости поведения личности в экстремальных условиях воинской деятельности.( Пример: экскурсии в войсковую часть, знакомство с боевой деятельностью военнослужащих). В-третьих, необходимо отметить коммуникативную функцию, заключающуюся в обеспечении преемственности социального опыта старшего поколения в сфере вооружённой защиты Отечества. (Пример: встречи с ветеранами Великой отечественной войны, воинами-«афганцами») И, наконец , в-четвёртых, функция формирования нравственных качеств, необходимых для защиты Родины, посредством чего создаются героико-нравственные духовные идеалы. ( Пример: участие студентов во Всероссийской патриотической акции: «Бессмертный полк»). Вышеназванные функции отражают основные составные компоненты процесса воспитания (политическое, трудовое, нравственное), их преломление в такой важной и почётной области человеческой деятельности, как вооружённая защита Отечества. Без сомнения, все функции тесно связаны между собой, взаимопроникают и дополняют друг друга. Рассмотренные функции обусловливают и основные направления военно-патриотического воспитания. Это: -широкая пропаганда необходимости защиты Родины, политики Российского государства, направленной на обеспечение высокой обороноспособности страны, разоблачение агрессивных замыслов наиболее реакционных кругов; -формирование у студентов любви и уважения к Вооружённым силам и воинской службе; -информирование учащихся о новых качественных изменениях, происходящих в военной доктрине, военном деле, в оснащении Вооружённых сил новейшими образцами военной техники и вооружений; -популяризация ратного труда офицера, контрактника и солдата; -воспитание молодёжи на боевых традициях русского народа, армии и флота; -формирование высоких морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооружённой защиты государства; -овладение военными знаниями, умениями и навыками; -физическое совершенствование личности, её подготовка к перенесению возросших (особенно в психологическом аспекте) трудностей военной службы. С основными направлениями военно-патриотического воспитания тесно связаны его задачи: 1.Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания молодёжи. 2. Воспитание чувства патриотизма и формирование у молодёжи верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооружённой защите. 3.Изучение истории и культуры Отечества и родного края. 4.Участие в мероприятиях по увековечению памяти павших в боях за Родину. 5. Передача и развитие лучших традиций российского воинства. 6.Противодействие политическому и религиозному экстремизму в молодёжной среде. 7.Физическое развитие. Формирование здорового образа жизни. 8.Подготовка к военной службе. Таким образом, система военно-патриотического воспитания отличается сложными организационными связями, которые находятся в тесном взаимодействии. Исходя из собственно воспитательных функций рассматриваемой нами системы, можно выделить следующие подсистемы: - военно-патриотическое воспитание в процессе преподавания общественных и специальных дисциплин в колледже (основы безопасности жизнедеятельности; безопасность жизнедеятельности; история; обществознание; литература); - массовая военно-патриотическая и военно-шефская работа; - начальная военная подготовка (в содержании дисциплины ОБЖ и БЖ, учебные военные сборы); - активное участие в мероприятиях государственных и муниципальных органов, средств массовой информации и общественных организаций, направленная на военно-патриотическое воспитание студентов. Даже ближайшее рассмотрение этих подсистем говорит о функциональном отличии их друг от друга. В преподавании общественных наук превалирует, например, мировоззренческая функция, в начальной военной подготовке более ярко выражена по сравнению с другими функция привития студентам конкретных военных знаний, умений и навыков, необходимых для вооруженной защиты Отечества, деятельность средств массовой информации прежде всего связана с военно-политическим информированием, усилия государственных, муниципальных органов сосредоточиваются на формировании у людей социальной ориентации на героический нравственно-эстетический идеал. Известно, что формирование оборонного сознания, постоянной готовности к защите Родины наиболее активно происходит в период службы молодых людей в рядах Вооруженных Сил. Здесь процесс военно-патриотического воспитания достигает наивысшей интенсификации, ибо на личность воздействуют не только все звенья воспитательной работы, но и сама воинская деятельность, весь уклад воинской деятельности, воинский коллектив, воинские традиции (как в целом, так и традиции конкретного соединения, части). Специфика обучения студентов колледжа состоит ещё и в том, что юноши-студенты достигают в период обучения призывного возраста. Вследствие этого имеет место тесное взаимодействие руководства колледжа с военным комиссариатом. В ходе мероприятий с призывниками активизируется и конкретизируется военно-патриотическое воспитание. Военно-патриотическое воспитание как целостная система активно взаимодействует с внешней (по отношению к ней) социальной средой. Механизм этого взаимодействия носит сложный характер, ибо многие трудноуловимые процессы, например, спонтанно складывающееся общественное мнение, могут оказать не менее сильное воздействие, чем целенаправленная, хорошо отлаженная воспитательная система. Воспринимая различные факты противоречивости международной обстановки, люди дают им особую социальную оценку. Нарастающая или, наоборот, снижающаяся опасность войны оценивается ими в усиленном, гипертрофированном виде. В первом случае это чревато порождением неуверенности, беспокойства, даже паники, во втором пацифистскими настроениями. Вот почему система военно-патриотического воспитания должна быть постоянно нацелена на снятие этого дестабилизирующего влияния. В то же время известные события могут вызвать повышение военно-патриотической активности. Так, например, события, связанные с присоединением к России Крыма, действия в этом регионе российских военнослужащих дали определённый всплеск патриотизма. Большое уважение вызвали и действия наших Военно-космических сил в борьбе против сил ИГИЛ (запрещённая в Российской Федерации исламистская экстремистская организация Исламское государство Ирака и Леванта). Что здесь важно для воспитательной практики? Взаимодействуя с окружающей средой, в данном случае воспитательная система должна: 1) оперативно информировать, грамотно разъяснять подобные события; 2) ориентироваться не на близлежащие цели, а на перспективные, решать не частные, а всеобщие, главные задачи. На практике это не всегда делается. Часто возникающие позитивные процессы угасают, не вступив во взаимодействие с системой воспитания. В других случаях эта взаимосвязь обрывается на уровне только «мобилизационных» усилий со стороны последней. Таким образом, организуя процесс военно-патриотического воспитания, очень важно учитывать различные процессы происходящие в обществе и в мире, для того чтобы своевременно корректировать формы и методы воздействия на формирование оборонного сознания людей. |
Цель программы: военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование уважения к культурному и историческому прошлому России,... | ... | ||
Поэтому большинство студентов относятся к этому виду деятельности поверхностно. Важно понимать, что оценка за реферат складывается... | Направление деятельности, направленность программы сборов: Физкультурно-оздоровительное, военно-патриотическое | ||
Рекомендовано научно-методическим советом Оскольского политехнического колледжа в качестве практикума для студентов колледжа | Способствует активизации умственной и творческой деятельности учащихся. Пособие адресовано преподавателям английского языка. Материалы... | ||
Военно-спортивные соревнования проводятся с использованием военно-профессиональных приемов и действий, упражнений из программы по... | Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «юнармия» | ||
Воспитанников дошкольных образовательных учреждений муниципальных образований республики башкортостан | Военно-спортивные соревнования проводятся с использованием военно-профессиональных приемов и действий, упражнений из программы по... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |