Скачать 165.7 Kb.
|
РЕФЕРАТ Разработка студентами темы и написание в ее рамках реферата является одним из видов текущего контроля и оценки компетенций студентов, прежде всего, профессионального характера. Реферат как конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий, позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно применять знания в области проектной, научной и организационной деятельности, а также уровень сформированности аналитических навыков и креативного потенциала обучающихся. Многолетний опыт работы в высшем учебном заведении показывает, что студенты младших курсов не умеют писать научные работы, этому не уделяли внимания в школе. Поэтому большинство студентов относятся к этому виду деятельности поверхностно. Важно понимать, что оценка за реферат складывается из следующих компонентов:
Этапы работы над темой реферата Работа над темой реферата предполагает научную организацию труда студента. Она состоит из трех этапов: подготовительного, рабочего и заключительного. На подготовительном этапе студент:
На рабочем этапе студент:
На заключительном этапе студент:
Структура реферата Научно-исследовательская работа предполагает следующую структуру:
Общий объем реферата 20–25 страниц. Оформление текста реферата Важно понимать, что текст любой научной работы – это документ, следовательно, его оформление должно соответствовать определенным требованиям. При оформлении текста необходимо соблюдать базовые правила, основанные на требованиях ГОСТов (ГОСТ 6.38–72 и ГОСТ 6.39–72): шрифт – Times New Roman; кегль – 14; поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Текст набирается в формате А4 и распечатывается на листах белой бумаги формата А4, которые помещаются в папку-скоросшиватель. Все параметры устанавливаются автоматически для всей работы: единый абзацный отступ – 1,25 см; междустрочный интервал – 1,5 строки; выравнивание – по ширине. Переносы расставляются автоматически. Между словами не должно быть более одного пробела (проверить можно с помощью функции «отобразить все знаки» (¶) в программе MS Word). По тексту не должно быть висячих строк, т.е. когда одна из строк абзаца (первая или последняя) переходит на отдельную страницу. Что касается межстрочного интервала, то особо надо подчеркнуть, что в программе MS Word по умолчанию установлен двойной интервал между абзацами. Такой стиль применяется в сети Интернет, но часто не подходит для официальных документов. Межстрочный интервал везде должен быть одинаковый: и внутри абзацев, и между ними. Удалить нестандартный интервал в документе между абзацами в программе MS Word можно следующим образом: выделить все → абзац → интервал → установить 0 (ноль) в клетках «перед» и «после» → ОК. Для ускорения работы с текстом все необходимые параметры можно привязать к определенному стилю в программе MS Word. Если в основном тексте встречается многоступенчатый список, то между абзацами ставят: точку (если абзац начинается с заглавной буквы, или с цифры со скобкой, или с цифры с точкой) или точку с запятой (если абзац начинается со строчной буквы, с цифры со скобкой или с тире). Нумерация. Все листы, находящиеся внутри обложки письменной работы, подлежит сквозной нумерации. Титульный лист также включается в общую нумерацию, хотя номер страницы (1) на нем не ставится. Не нумеруется и оглавление. Нумерация начинается с третьей страницы с Введения. Номер страницы проставляется арабскими цифрами без точки и дефисов по центру внизу. Главы нумеруются римскими цифрами без точки на конце. Параграфы и подпараграфы – арабскими цифрами, например, 1.1, 1.2, 1.2.1 (см. Приложение Б). Введение и Заключение не нумеруются. Оформление заголовков. В самом тексте письменной работы каждая глава и параграф начинаются с заголовка в полном соответствии с записью в оглавлении. 3аголовок рекомендуется отделять от предыдущего текста двумя пропущенными строчками, а от последующего – одной строкой. Заголовки размещаются по центру, симметрично тексту (предварительно убирается абзацный отступ в этой строке) и выделяются (заголовки глав печатаются прописными буквами, полужирным шрифтом, название параграфов должно быть выделено полужирным шрифтом, буквы строчные, подпараграфы выделяются курсивом и полужирным шрифтом). Перенос слов в заголовках не допускается. Точка в конце заголовка не ставится. Каждую главу следует начинать с новой страницы. Для параграфов это необязательно. Ссылки на источники. При включении в письменную работу цитат, использовании заимствованных цифр и фактов, изложении точек зрения учёных и т. д. необходимо делать ссылки на источники, из которых взяты эти материалы. Оформляется это следующим образом. При цитировании текста дословно цитата заключается в кавычки. После процитированного текста кавычки закрываются и далее (без точки) следует ссылка на цитируемый источник, который обязательно должен быть помещен в Список использованной литературы. В конце цитаты в круглых cкoбкax указывается только фамилия/фамилии авторов, через пробел – год издания книги/статьи, двоеточие, пробел – страница. Точка ставится после закрытой скобки. Например: «Наиболее общим паралингвистическим средством устного общения является ситуация как совокупность реальных временных, пространственных и предметных условий» (Колшанский 1974: 59). Если у издания два автора, то они указываются оба. Например, (Арутюнова Петров 2007: 565). Если авторов больше, то упоминается только первый автор, а затем ставится и др. Например: (Швейцер и др. 1984: 29). Указанные примеры относятся и к оформлению ссылок на какие-либо цифровые примеры, статистические данные. Если текст цитируется не дословно, а с комментариями, то кавычки не ставятся, а знак ссылки следует после фрагмента с заимствованными идеями. В этом случае перед текстом сноски пишется См. Например: Анализ эталонов невербального поведения, соответствующего эмоциональным состояниям, показал, что они отличаются не только по элементам, зафиксированным в них, но и степенью обобщённости (См.: Лабунская 1986: 51). Если на одной странице дается подряд несколько ссылок на одну и ту же работу, то при повторных ссылках приводят слова «Там же» и после двоеточия через пробел указывают страницу. Например, (Там же: 123). Если цитата приводится не из оригинала, а взята из другого исследования, то обязательна оговорка «Цит. по:». Например, Г. В. Колшанский к паралингвистическим явлениям, или паралингвизмам, относит «свойства звуковой фонации, а так же мимику, жесты и другие выразительные движения, сопровождающие речевое высказывание и несущие дополнительную к его содержанию информацию» (Цит. по Вежбицкая 2008: 345). Если цитата приводится не полностью, то ставится знак <…> вместо изъятого текста. Например: «Молодые люди ищут ориентиры. Они нуждаются в поддержке социального окружения для того, чтобы использовать умение вести себя, приобретённое в родительском доме, в других ситуациях или чтобы вносить в него те или иные поправки. <…> Если поведение дальше «не раскрывается» или возникает боязнь контактов, то тогда человек замыкается в себе и происходит отделение его от группы» (Рюкле 1992: 237). Таблицы. Цифровой материал, используемый в реферате, иногда удобно представить в виде таблиц. Нумерационный заголовок содержит слово «Таблица» и соответствующий номер арабскими цифрами (без знака номера перед ними, без точки в конце), предваряет тематический заголовок. Ссылка в тексте на таблицу дается следующим образом: табл. 1. Нумерационный заголовок выключается в правый край набора и выделяется светлым курсивом. Нумерация таблиц – сквозная. Если таблица единственная, нумерационный заголовок не дается, а ссылка в тексте приводится так: см. таблицу. Тематический заголовок таблицы выполняется по центру (без абзаца) полужирным шрифтом 14 кеглем. Над продолжением (окончанием) таблицы на новой полосе ставится заголовок «Продолжение табл. 5» («Окончание табл. 5»). Тематический заголовок над продолжением таблицы на новой полосе не повторяют. Заголовки пишут в ячейках по центру в именительном падеже единственного или множественного числа, без произвольного сокращения слов (допустимы только общепринятые сокращения, буквенные аббревиатуры и сложносокращенные слова). Множественное число ставится только тогда, когда среди текстовых показателей графы есть показатели, стоящие во множественном числе. Например: Таблица 1 Влияние пауз колебания на эмоциональное состояние собеседника
Таблицу следует помещать после первого упоминания о ней в тексте. При этом располагать таблицу следует так, чтобы её можно было читать без поворота текста. Если такое расположение невозможно, таблицу помещают так, чтобы для её чтения нужно было повернуть работу по часовой стрелке. Иллюстрации. Для придания наглядности материалу в работах часто используются иллюстрации (схемы, графики, рисунки). Содержание иллюстраций должно быть понятно читателю без обращения к тексту работы. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией отдельно по каждому виду (отдельно нумеруются схемы, отдельно – графики, отдельно – рисунки). Иллюстрации могут иметь пояснительные данные, помещаемые непосредственно под графиком или рисунком, и обязательно должны иметь наименование. Наименование помещают по центру после указания вида иллюстрации («Рисунок», «Схема», «График») и их номера по порядку. Точка в конце наименования иллюстрации не ставится. На весь приведенный иллюстрированный материал должны быть ссылки в тексте работы по типу. Если в тексте приведена одна иллюстрация, то она не нумеруется. После основного текста работы всегда приводится Список использованной литературы (и источников, если требуется). В него включаются те источники, на которых базируется изложение основных положений темы, а также те, из которых студент брал факты, цифры, цитаты, графический материал. Список использованной литературы и источников необходимо оформлять в строгом соответствии с выходными данными книги, которые печатаются, как правило, на её второй странице. Названия источников указываются без кавычек. Примеры оформления списка использованной литературы приведены в Приложении В. Список источников – это перечень материалов, из которых автор брал примеры для последующего анализа (например, статью для перевода и поиска реалий и т.п.). В реферате обычно список источников не требуется. После библиографических списков приводятся Приложения (если необходимо). Приложение – это часть текста, имеющая дополнительное (справочное или второстепенное) значение, но необходимая для полного освещения темы и подтверждения проведенной работы. В приложения могут быть помещены: использованные в работе языковые примеры (если их достаточно много и они представляют самостоятельную ценность), копии подлинных документов, образцы заполнения анкет, подробные расчёты, вспомогательные графики, таблицы со статистическими данными и т. д. Каждое приложение начинают с новой страницы. Слово «Приложение» и его обозначение располагают посередине страницы. Строкой ниже указывается тематический заголовок приложения. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с буквы А за исключением букв Ё, Э, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. В основном тексте обязательно должна быть ссылка на приложение. В общий объём письменной работы приложения не включаются. Если в работе используются сокращения, то их необходимо привести отдельным списком «Принятые сокращения» в конце работы после Заключения до Списка литературы. Подобный список подразумевает наименования объектов исследования, названий часто упоминаемых изданий (словарей, журналов и т.д.), источников и т. п. Стиль. Любой теоретический выбор обязательно иллюстрируется и подтверждается фактическим материалом. Языковые факты – это факты языка, зафиксированные в словарях и лингвистических описаниях, письменных текстах различных типов, устной речи. Они должны появляться уже с первых страниц работы. Работа должна быть написана хорошим научным языком, т.е. с соблюдением общих норм литературного языка, правил грамматики и с учетом особенностей научного стиля. Иначе говоря, язык реферата предполагает: язык научной прозы; точность и однозначность используемой терминологии; логичность и последовательность в изложении материла; безличную манеру изложения или множественное число первого лица, подразумевая автора и научного руководителя (например, принято считать, что…, однако мы полагаем…); примеры рекомендуется выделять курсивом, а важные места в этих предложениях – полужирным шрифтом. При написании текста не допускаются: – обороты разговорной речи, отступления от стиля, окказионализмы (например: Да и вообще использование невербальных средств в процессе коммуникации – это целая область, изучаемая как психологами, так и лингвистами. И название этой области «Невербальное поведение»). – различные научные термины, близкие по смыслу, при характеристике одного и того же понятия. Текст реферата должен соответствовать правилам орфографии, грамматики и нормам словоупотребления русского языка. Следует руководствоваться официальными «Правилами русской орфографии и пунктуации» (2007 г.). Кроме того, авторитетным источником является справочно-информационный портал «Русский язык», созданный в 2000 г. по рекомендации Комиссии «Русский язык в СМИ» Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации и функционирующий при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Грамота.ру). Защита реферата Защита рефератов – это ответственный акт подведения итога работы, проведенной студентом за предыдущее время обучения. Защита реферата проводится публично, т.е. перед группой студентов и преподавателем. На доклад отводится 5–10 минут, превышение указанного времени не допускается. В своем выступлении студенту следует изложить важнейшие этапы и результаты работы, четко сформулировать цели и конечные выводы. Рекомендуется заранее тщательно подготовиться к докладу, составить его план или, по желанию, – полный текст, однако чтение по написанному тексту нежелательно. Учитывайте все рекомендации для эффективного публичного выступления, данные выше. Все желающие, присутствующие на защите, задают вопросы, на которые автор реферата должен дать сжатые, но полные и исчерпывающие ответы. Спрашивать можно как по деталям реферата, так и по общим теоретическим положениям, связанным с темой выполненной работы. Глубина ответов, умение быстро, грамотно и убедительно отвечать на поставленные вопросы характеризуют степень подготовленности студента и учитываются при оценке реферата. Лучшие работы рекомендуются для публикации и к докладу на научно-практической конференции на факультете. В оценке реферата необходимо учитывать следующие компоненты:
Приложение А Образец оформления титульного листа реферата Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Гуманитарный институт ________________________________________________________________ Кафедра английского языка ПЕРЕВОДЧЕСКИЕ СООТВЕТСТВИЯ Реферат по учебному модулю «Теория перевода» Научный руководитель к.ф.н., доцент О. А. Александрова «____» ноября 2017 г. __________________
И. И. Иванов «____» ноября 2017 г. _________________ ПРИЛОЖЕНИЕ Б Образец оформления оглавления реферата ОГЛАВЛЕНИЕ
Приложение В Образец оформления списка литературы в реферате СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
Каждый студент оформляет реферат на актуальные темы, которые подлежат сдаче на кафедру по окончании практики (не позднее 02 сентября... | Все права на распростанение данного реферата принадлежат Абдрахманову Руслану (k-)- помогу качественно набрать, распечатать Ваш текст,... | ||
Кандидатский экзамен по курсу «история и философия науки» состоится в мае-июне 2013 Г | Текстовые документы именуются соответственно «Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе» | ||
Поступающие в аспирантуру подают на имя директора заявление и следующие документы | В отдел послевузовского профессионального образования подаются следующие документы | ||
Теоретический аспект организации контроля знаний учащихся как важнейшего фактора обучения | ... | ||
... | Модульно-рейтинговая система, как одна из составляющих системы управления качеством образования в Российском государственном социальном... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |