Скачать 162.56 Kb.
|
II Конкурс «Документационное сопровождение образовательного процесса: из опыта работы образовательных организаций» Название работы: МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Автор: Рупчева Юлия Александровна, преподаватель краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Канский политехнический колледж» СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Данное методическое пособие предназначено для студентов специальности 030912 Право и организация социального обеспечения при изучении дисциплины Русский язык и культура речи. В методическом пособии содержатся рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов в соответствии с программой изучаемой дисциплины. Данное методическое пособие поможет студентам качественно выполнить самостоятельную внеаудиторную работу. 1 ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 1 Подбор высказываний о русском языке. 2 Составление текста с элементами стиля художественной литературы. 3 Составление текста с элементами научного стиля. 4 Составление текста с элементами публицистического стиля. 5 Составление резюме. 6 Подготовка диалога. 7 Подготовка публичного выступления. 8 Анализ текста. 9 Составление текста-рассуждения. 10 Составление текста-описания. 11 Составление текста-повествования. 12 Построение словосочетаний. 13 Письменная работа с заданием. 14 Подготовка доклада. 15 Сочинение. 2 ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯ-ТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Задание 1 Подбор высказываний Подберите высказывания великих русских классиков о русском языке. Запишите их (не менее 15 высказываний). Например: 1 Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К.Г.Паустовский 2 Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого. А.С.Пушкин. Задание 2 Составление текста Составьте текст с элементами стиля: А) художественного; Б) научного; В) публицистического. Задание 3 Составление резюме Отразите информацию о себе, которую необходимо включить в резюме, в следующей таблице: РЕЗЮМЕ_____________________________________________________________фамилия имя отчествоВозраст: _______ Адрес: ____________________________________________________________ Телефоны (дом., моб., раб.), е-mail: ____________________________________
Образец заполнения таблицы представлен в Приложении Б. Задание 4 Подготовка к диалогу Ответьте на следующие вопросы:
Задание 5 Подготовка публичного выступления Подготовьте информационную речь, следуя методическим рекомендациям. Методические рекомендации Обоснуйте актуальность выбранной темы. Используйте во вступлении приемы привлечения внимания аудитории. Продумайте заключительные фразы речи. Составьте и сообщите аудитории план речи. Задачи информационной речи не только побудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Речь может быть повествованием, описанием, объяснением. Повествование – это движение; описание расчленяет предмет, показывает его частности и придает им наглядный вид, как на картине; объяснение показывает, каков предмет в действии и каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт. Информационная речь должна отвечать следующим требованиям: • в ней не должно быть ничего спорного; • она должна вызывать пытливость; • она должна удовлетворять запросы слушателя; • сообщение должно быть актуально. Примерные темы для информационной речи
Задание 6 Анализ текста Прочитайте отрывки текстов. Определите, к какому функционально-смысловому типу относится каждый из них. Для обоснования ответа используйте данные таблицы, приведенной в Приложении А. а) На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (А. Куприн). б) Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья (И. Орешкин). в) На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо дальше, чем на конях, но переход нам предстоит недалёкий, время дорого, да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмём в городке лошадей. Задание 7 Построение словосочетаний Составьте словосочетания с данные паронимами. За справками обращайтесь к словарям паронимов или словарям трудностей русского языка. Артистический - артистичный, архаический - архаичный, асимметрический - асимметричный, завладеть - овладеть, обессилить - обессилеть, стать - встать, основать - обосновать, героизм - героика - героичность, тема - тематика, реально - реалистически, индивидуальный - индивидуалистический, оклик - отклик, соседний - соседский, аллегоричный - аллегорический. Дипломант - дипломник, значимый - значительный, нетерпимый - нетерпеливый, опростить - упростить, патриотичный - патриотический, типичный - типический, трагичный - трагический, сценичный - сценический, заразный - заразительный, проблема - проблематика, плодовитый - плодотворный, туристский - туристический, психически - психологически, комедия - комизм, акцент - акцентирование. Высокий - высотный, единый - единственный, злой - злобный, лесной - лесистый, правда - правдивость, производство - производительность, осудить - обсудить, отразить - отобразить, решающий - решительный, факты - факторы, читальный - читательский. Задание 8 Построение словосочетаний Составьте словосочетания с каждым из слов, употребив помещенные в скобках местоимения или существительные в нужной падежной форме. 1) Удивляюсь, удивлен, поражаться (что-нибудь), 2) обидеться, обижен (что-нибудь), 3) обрадовался, обрадован (что-нибудь), 4) упрекать, порицать (что-то), 5) превосходство, преимущество (кто-то, что-то), 6) беспокоиться, тревожиться (кто-нибудь), 7) полный, исполненный (что-нибудь), 8) базироваться, опираться (что-то), 9) рассердился, рассержен (что-то), 10) уверенность, вера (что-либо), 11) обидеться, обижен (что-нибудь), 12) базироваться, опираться (факты), 13) влиять, сказываться (рост), 14) жажда, стремление, потребность (знания), 15) избегать, уклоняться (работа), 16) мешать, препятствие, тормозить (развитие), 17) оплатить, заплатить (проезд), 18) отзыв, рецензия (книга), 19) скучать, тосковать (дети), 20) предупреждать, предостерегать (опасность), 21) презирать, презрение (трусость), 22) свойственный, характерный, присущий (молодёжь). Задание 9 Письменная работа с заданием Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова. 1 Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника. 2 Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом. 3 Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде. 4 Помещики жестоко обращались со своими придворными. 5 Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы. 6 Интерьер нашей улицы очень красивый. 7 Подруга Ольги ловко драпируется в богатую шаль. 8 Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение. 9 Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь банкротом. 10 Премии получили и конструкторы новых сортов пшеницы. 11 Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений портретной живописи. 12 Данный вопрос не входит в нашу миссию. 13 Базаров – молодой человек с захудалым лицом. 14 Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером. 15 Крылов – удобный катализатор добра и зла. 16 Мы испытываем летаргию по прошлому. 17 Свое следующее поприще, я думаю, он сделает в политике. 18 Именно из-за таких регулярных возмездий, которые обрушиваются на головы мужиков, жители деревни испытывают ужас перед помещиком и его бурмистром. 19 Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена. 20 Летом мы совершили небольшой круиз: сели на поезд и поехали в Москву. 21 Импорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве. 22 Он медленно перелистывал страницы буклета – путеводителя по дворцу. 23 Если хорошо изучить картографию, можно выиграть в покер много денег. 24 Правда и только правда – таков имидж писателя. 25 Девушка изменила имя Катя на Кармен, считая, что последнее импонирует ее внешности. 26 Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа. 27 Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом. 28 Радостное известие привело его в минорное настроение – он готов был запрыгать от счастья. 29 К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем. 30 Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу в других областях. Задание 10 Подготовка доклада Подготовьте сообщение по одной из предложенных тем: 1 Происхождение фразеологизмов. 2 Роль фразеологизмов в произведениях художественной литературы. 3 Особенности употребления фразеологизмов в текстах периодических изданий. 4 Фразеологизмы и их классификация. 5 Ошибки при употреблении фразеологических сочетаний. 6 Фразеологизмы как стилистическое средство Задание 11 Сочинение Напишите сочинение на тему «Что нельзя допускать в общественной речи?» Задание 12 Написание сочинения Используя как можно больше фразеологических выражений, напишите сочинение. Тема сочинения свободная. Задание 13 Составление текста с элементами разговорного стиля речи Напишите зарисовку-сочинение в разговорном стиле речи, используя диалог на одну из предложенных тем (старайтесь при этом не снижать общеречевой культуры текста):
Задание 14 Составление текста с элементами делового стиля речи Составьте в соответствии с требованиями официально-делового стиля речи заявление на получение материальной помощи (предоставление общежития, отпуска по семейным обстоятельствам, пересдачу экзамена или зачета, перевод с одной специальности на другую в рамках факультета и т.п.), резюме, доверенность (на получение заработной платы, стипендии и др.). Задание 15 Письменная работа с заданием Задание1 Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм. Отредактируйте предложения и запишите их. 1 Давайте бороться за чистоту русского языка, поскольку только безответные граждане употребляют мат! 2.Вчера в Клубе книголюбов прошла презентация первых номеров альманаха «Искусство». 3.Что такое пессимизм? Это когда люди свешивают руки и не хотят решать проблемы. 4. Курение может повлиять на самые негативные последствия для организма. 5. Актуальность темы моего доклада весьма актуальна. 6. Открыто новое вещество, которое сразу привело к себе внимание в едущих химиков. 7. В пирсинге молодые люди ведутся за модой. 8. Директор выразил надежду на плодовитость дальнейшего сотрудничества между фирмами. 9. Одна из самых популярных проблем сегодня – это курение. 10. Сколько новых и красивых слов родилось в недрах народа! Задание 2 Прочитайте текст. Выполните следующие задания: Найдите многозначные слова (3 – 5 примеров) и укажите их лексические значения и понятие, объединяющее эти ЛЗ. 2. Подберите к словам текста (3 – 5 примеров) синонимы, опишите, чем они отличаются друг от друга и что их объединяет. 3. Найдите омонимы к словам контекста (возможное количество примеров). 4. Выделите в тексте фразеологизмы, напишите их фразеологические значения, роль в предложении. 5. Определите стилистические особенности текста, подтвердите свои наблюдения примерами из лексики и фразеологии. Вариант 1 - Что диво, то диво, - согласился старик. – Но, послушай, что я тебе расскажу. Иду полем. В небе высоко чёрный коршун парит. Вдруг крылья сложил и в пике пошёл. Над клевером виль-виль хвостом-вилкой, взмыл в воздух. И так и раз, и два, и три. Что-то явно мешало ему схватить жертву. Глаза у меня зоркие, присмотрелся. Сидит, вжавшись в белую кашку клевера, зайка серенький, ни жив ни мёртв. А на расстоянии поваленного дерева от него волк. Как только коршун комом вниз, волк к зайчонку спешит, не даёт в обиду. Ты думаешь, почему? А потому, что у зверей к маленьким особое отношение. Особенно у волков. Волк малыша никогда не тронет. (Из газеты) Вариант 2 Подходим к мосту. Он новый, брёвна не успели потемнеть, ещё валяется щепа. Под мостом небольшая речка, обросшая кустами, переполненная до краёв тёмной, таинственной лесной водой. Под нависшими кустами, в тени, лежат матовые листья кувшинок, словно врезанные в гладь воды. Мы, не сговариваясь, как по команде, сбрасываем с плеч мешки. Привал?.. Если и привал, то не обычный. Нам вдруг становится очевидной вся нелепость нашего напористого марша. Куда мы спешим? Зачем торопимся? Или надеемся найти впереди что-то более прекрасное, чем эта тихая, с кувшиночными заводьями речка? Нет, лучше не бывает. Может, встретится точно такое же место, но никак не лучше. Каждый из нас испытывает редчайшее ощущение беспредельной свободы. (В.Ф.Тендряков) СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ ТЕКСТОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ Б РЕЗЮМЕ(образец)_____________________________________________________________фамилия имя отчествоВозраст: _______ Адрес: __________________________________________________________________ Телефоны (дом., моб., раб.), е-mail: ____________________________________
|
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов 1 курса всех специальностей очной, заочной... | Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» исодержат список... | ||
«Русский язык и культура речи» предназначены для студентов средних профессиональных учебных заведений, реализующих фгос среднего... | Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине иностранный язык предназначены для... | ||
Предметы: «Русский язык и культура речи», «Деловой язык», «Русский язык и культура делового общения», «Культура научной и деловой... | Методическое пособие предназначено для организации эффективной самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся, получающих образование... | ||
Введенская Л. А. "Русский язык и культура речи", И. Б. Голуб «Русский язык и культура речи» Л. Г. Смирнова «Культура русской речи»,... | Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с рабочими программами,... | ||
Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ. По... | Учебное пособие предназначено в качестве материала для практических занятий в аудитории по курсу «Русский язык и культура речи» |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |