Рабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций


НазваниеРабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций
страница1/16
ТипРабочая программа
blankidoc.ru > бланк резюме > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

  1. Содержание


1. Аннотация УМКД…………………………………………………………........3

2. Рабочая программа учебной дисциплины……………………………….........4

3. Конспекты лекций…………………………………………………………….34

4. Материалы для практических занятий………………………………………72

5. Контрольно-измерительные материалы……………………………………159

6. Глоссарий…………………………………………………………………….180

7. Список литературы………………………………………………………….196
  1. Аннотация


Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» разработан для студентов 2 курса по специальности 280103.65 Защита в чрезвычайных ситуациях в соответствие с требованиями ГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).

Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в национально-региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 90 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (36/18 часов), практические занятия (18/0 часов), самостоятельная работа студента (36/72 часов). Дисциплина реализуется на 2 курсе в 3 семестре.

Цель курса: познакомить с историей языка, показать основные свойства современного русского языка, представить различные аспекты речевой культуры и сформировать навыки практической деятельности.

Курс "Русский язык и культура речи" позволяет расширить кругозор студентов, подготовить их к восприятию дисциплин гуманитарного цикла, способствует формированию навыков красноречия.

Учебно-методический комплекс включает в себя:

  • рабочую программу учебной дисциплины;

  • конспект лекций;

  • материалы практических занятий;

  • контрольно-измерительные материалы;

  • глоссарий;

  • список литературы.




Пояснительная записка

Состояние современного русского языка, снижение уровня речевой культуры разных слоев общества вызвало необходимость активной деятельности образовательных учреждений по возрождению традиций русской речевой культуры, непрерывной языковой подготовки на всех уровнях образования.

Цель курса: познакомить с историей языка, показать основные свойства современного русского языка, представить различные аспекты речевой культуры и сформировать навыки практической деятельности.

Курс "Русский язык и культура речи" позволяет расширить кругозор студентов, подготовить их к восприятию дисциплин гуманитарного цикла, способствует формированию навыков красноречия.

По завершении обучения дисциплине студенты должны:

овладеть системой знаний по данной дисциплине;

усвоить основные теоретические и общекультурные понятия;

понимать роль фонетических, лексических, словообразовательных, грамматических и прочих средств языка в речи образованного человека и уметь использовать их в своей речи. Передача научной информации по дисциплине в программе предусмотрена посредством устоявшихся методических форм проведения аудиторных занятий (вводные, установочные, обзорные, информативно-проблемные лекции). Они направлены на ознакомление студента с предметом науки.
Требования ГОС ВПО по предмету «Русский язык и культура речи»:


ГСЭ.Ф.08.

Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Содержание дисциплины «Русский язык и культура речи» (36 часов)

Лекция 1 (2 часа)

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО

РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)

План:

  1. Характеристика дисциплины «Русский язык и культура речи» (цели и задачи, содержание и организация, требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся).

  1. Характеристика понятия современный русский литературный язык(языковедческие особенности, международный статус и закономерности развития языка).

Лекция 2 (2 часа)

ЯЗЫК И РЕЧЬ.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ, ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРИЗНАКОВ

План

  1. Системность языка. Языковые уровни. Языковые единицы. Отношения между языковыми единицами.

  1. Сравнительная характеристика понятий «язык» и «речь».

  1. Сравнительная характеристика устной и письменной речи.

  1. Определение понятий «речевое общение» и «речевая ситуация».

  1. Характеристика понятия «речевая культура».

Лекция 3 (2 часа)

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ, ПОДСТИЛИ РЕЧИ, ЖАНРЫ

План

  1. Общая характеристика понятия «функциональный стиль речи» (определение, стилеобразующие факторы, подстилевое и жанровое своеобразие).

  1. Особенности разговорного стиля речи.

  1. Особенности литературно-художественного стиля речи.

  1. Особенности общественно-публицистического стиля речи.

  1. Особенности научного стиля речи.

  1. Особенности официально-делового стиля речи.

Лекция 4 (2 часа)

А. НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

(ВАРИАНТЫ, ТИПЫ НОРМ)

План

1. Понятие нормы языка (литературной нормы).

2. Варианты норм.

3. Типы норм.

Лекция 4 (продолжение) (2 часа)

Б. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

План

1. Нормы постановки ударения (акцентологические нормы).

2. Нормы произношения гласных звуков.

3. Нормы произношения согласных звуков.

4. Особенности произношения иноязычных слов.

Лекция 5 (2 часа)

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

План

1. Предметная и номинативная точность речи.

2. Проблема лексической сочетаемости.

3. Проблема речевой избыточности.

4. Уместность словоупотребления.

5. Логические ошибки словоупотребления.

6. Чистота речи.

Лекция 6 (2 часа)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

(ВАРИАНТЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И МЕСТОИМЕНИЙ)

План

  1. Нормы употребления имен существительных (краткие сведения о существительном, определение рода, варианты форм множественного числа, варианты падежных форм).

  1. Нормы употребления имен прилагательных (краткие сведения о прилагательном, образование краткой формы, выбор полной и краткой формы, образование и употребление степеней сравнения).

  1. Нормы употребления местоимений (краткие сведения о местоимении, выбор личной формы, особенности употребления притяжательных местоимений, местоимений сколько и себя).

Лекция 7 (2 часа)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

(ВАРИАНТЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ФОРМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ)

План

  1. Нормы употребления числительного (краткие сведения о числительном, причины возникновения вариантов форм, условия их выбора, принятые нормы).

  1. Нормы употребления глагола (краткие сведения о глаголе, причины возникновения вариантов форм, условия их выбора, принятые нормы).

Лекция 8 (2 часа)

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

План

  1. Краткая сравнительная характеристика основных синтаксических единиц (типы, способы выражения отношений, виды связи).

  1. Нормы построения словосочетаний (именных, глагольных).

  1. Нормы построения предложений (простых, сложных).

Лекция 9 (2 часа)

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКСТА КАК ОСНОВНОЙ ЕДИНИЦЫ РЕЧИ

План

  1. Определение понятия текст и его общая характеристика.

  1. Способы изложения и типы текстов.

  1. Виды связи, структурные компоненты текста.

  1. Особенности композиции и конструктивные приемы текста.

  1. Общие рекомендации по корректировке текста.

Лекция 10 (2 часа)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОГО ТЕКСТА И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПИСЬМЕННОЙ НАУЧНОЙ РЕЧИ

План

  1. Особенности научного текста.

  1. Характеристика первичных и вторичных жанров научной речи.

  1. Функциональные и структурно-языковые особенности плана.

  1. Функциональные и структурно-языковые особенности конспекта.

  1. Функциональные и структурно-языковые особенности реферата.

Лекция 11 (4 часа)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО ТЕКСТА КАК ДОКУМЕНТА

План

  1. Понятие делового документа. Основные функции документов и их классификация.

  1. Унификация и стандартизация документов.

  1. Требования к оформлению документов. Реквизиты.

  1. Нормы официально-делового стиля.

  1. Речевой этикет документа.

Лекция 12 (4 часа)

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПИСЬМЕННОЙ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ РЕЧИ

План

  1. Вступление. Классификация жанров административно-канцелярского подстиля.

  1. Сравнительная характеристика автобиографии и резюме.

  1. Сравнительная характеристика заявления, расписки и доверенности.

  1. Особенности написания справки.

  1. Сравнительная характеристика объяснительной, служебной и докладной записок.

  1. Особенности написания деловых писем.

Лекция 13 (4 часа)

РАЗГОВОРНО-ОБИХОДНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

План

1. Особенности разговорно-обиходного стиля.

2. Языковые средства разговорно-обиходного стиля.

3. Речевой этикет.

4. Национальная специфика речевого этикета.

5. Невербальные средства общения.

Лекция 14 (2 часа)

ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

План

1. Ораторское искусство.

2. Личные качества, знания, навыки и умения оратора.

3. Повседневная подготовка публичного выступления.

4. Основные этапы подготовки к конкретному выступлению.

5. Произнесение речи: работа оратора с аудиторией.

6. Основные типы устной публичной речи.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМАМ:

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое язык? Какую роль он играет в жизни человека?

  1. Каковы основные и второстепенные функции языка?

  1. Что включает в себя понятие «современный русский литературный язык»?

  1. Каковы основные особенности русского языка, отличающие его от других языков?

  1. Каков международный статус современного русского литературного языка?

  1. Каковы закономерности (тенденции) развития современного русского литературного языка?

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем состоит системность языка?

  1. Почему язык и речь понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные? В чем их сходство и различие?

  1. Каковы основные особенности устной и письменной речи?

  1. В чем состоит суть речевого общения? Что такое речевая ситуация?

  1. Какие признаки могут свидетельствовать о наличии или отсутствии речевой культуры?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое функциональный стиль речи?

  1. Что является основой деления литературного языка на функциональные стили?

  1. Какие функциональные стили вам известны?

  1. Что означают термины «подстиль» и «жанр»?

  1. Какие подстили и жанры выделяются в каждом функциональном стиле речи?

  1. Каковы характерные особенности:

а) разговорно-обиходного стиля;

б) литературно-художественного стиля;

в) общественно-публицистического стиля;

г) научного стиля;

д) официально-делового стиля?

  1. Как связаны между собой функциональные стили русского литературного языка?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое норма языка и каковы ее особенности?

  1. В чем проявляется противоречивость нормы?

  1. Какие существуют различия в степени нормативности?

  1. Какие типы норм можно выделить в соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое акцентологические варианты и каковы их основные типы?

  1. Чем вызвана неустойчивость норм ударения в существительных, кратких прилагательных, глаголах и причастиях?

  1. Какими основными законами определяются произносительные нормы русского языка?

  1. Почему наблюдается смешение ударных [o] и [э ], обозначаемых на письме соответственно буквами ё и е?

  1. Какая тенденция наблюдается в произношении твердых согласных перед мягкими?

  1. Какое произношение сочетаний -чн- и -шн- устаревает?

  1. Каковы основные особенности произношения иноязычных слов?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое лексические нормы?

  1. Какие требования предъявляются к речи с точки зрения соблюдения лексических норм?

  1. Что такое предметная и понятийная точность речи?

  1. В чем заключается проблема лексической сочетаемости?

  1. Какие типичные ошибки связаны с речевой избыточностью?

  1. Что понимается под уместностью словоупотребления?

  1. В чем различие речевых и стилистических ошибок, нарушающих лексические нормы?

  1. Каковы наиболее важные аспекты проблемы чистоты речи?

  1. Какие словари фиксируют существующие в современном русском литературном языке лексические нормы?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие существуют морфологические нормы?

  1. В каких случаях возникают трудности при определении рода существительных?

  1. Какие существуют варианты форм множественного числа существительных?

  1. Какие существуют варианты употребления падежных форм имен существительных?

  1. Какие трудности могут возникнуть при употреблении форм прилагательных?

  1. Каковы особенности употребления форм личных, притяжательных и вопросительных местоимений?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы особенности употребления форм количественных числительных?

  1. Какие стилистические ограничения свойственны собирательным числительным?

  1. Что такое изобилующие и недостаточные глаголы?

  1. В каких формах глагола наблюдаются колебания норм?

  1. Каковы особенности образования и употребления форм причастий и деепричастий?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы основные характеристики двух единиц синтаксиса: словосочетания и предложения (типы, способы выражения отношений, виды связи)?

  1. Каковы типичные ошибки в словосочетаниях, построенных на основе управления?

  1. На что следует обратить внимание при употреблении однородных членов в именных и глагольных словосочетаниях?

  1. Какова роль порядка слов с точки зрения синтаксических норм на уровне предложения?

  1. Что влияет на выбор формы сказуемого при подлежащем, обозначающем количество?

  1. Что является недопустимым при построении предложения с однородными именными сказуемыми?

  1. Какие ограничения существуют при употреблении деепричастного оборота?

  1. Какие существуют нормы построения сложного предложения?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое текст? Каковы его основные признаки?

  1. Что такое тема, общее содержание и идея текста?

  1. Какие типы текстов вы знаете и чем они отличаются друг от друга?

  1. Что такое цепная и параллельная связь предложений?

  1. На какие структурные компоненты членится текст?

  1. Какие факторы определяют композицию текста?

  1. Какие конструктивные приемы могут лежать в основе композиции текста? В чем их особенности?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы характерные особенности научного стиля? Что составляет его отличие от публицистического или разговорного стиля речи?

  1. Какие подстили вы знаете? В чем их особенность?

  1. Какой основной тип изложения представляют научные тексты и с чем это связано?

  1. Чем отличаются жанры вторичных текстов от первичных?

  1. Каковы основные виды конспекта? Охарактеризуйте каждый их них.

  1. Каковы основные виды реферата? Назовите их отличительные черты.

  1. Чем отличается реферат от конспекта? Каков порядок работы над рефератом и конспектом?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы основные признаки официально-делового стиля речи?

  1. Что такое документ с лингвистической точки зрения? Каковы его структурно-языковые особенности?

  1. Что такое унификация и стандартизация документов?

  1. Что такое реквизит? Какие реквизиты считаются основными и почему?

  1. Каковы нормативные требования, предъявляемые к языку деловых документов?

  1. Каковы общие правила делового этикета?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие жанры административно-канцелярского подстиля вы знаете? Какие из них относятся к личной документации?

  1. Чем отличается автобиография от резюме?

  1. Что общего между заявлением и объяснительной запиской и в чем их различие?

  1. Что общего между распиской и доверенностью? Каковы различия между данными документами?

  1. Каковы структурно-содержательные особенности служебной, объяснительной и докладной записок?

  1. Какие типы деловых писем вы знаете? Какие реквизиты должно иметь любое деловое письмо?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какую сферу общественной жизни обслуживает разговорно-обиходный стиль речи?

  1. Каковы характерные признаки разговорно-обиходного стиля речи?

  1. Дайте характеристику фонетических, лексических и грамматических особенностей обиходно-разговорного стиля речи.

  1. Расскажите о речевом этикете, его роли в общественной жизни.

  1. Назовите условия, определяющие формирование речевого этикета.

  1. Какова роль табу и комплимента в общении?

  1. Расскажите об особенностях национальной специфики речевого поведения?

  1. Расскажите, какую роль в общении играют невербальные средства.

  1. Какова значимость традиций и обычаев в общественной жизни?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое ораторское искусство?

  1. От чего зависит успешная ораторская деятельность?

  1. Из каких элементов складывается повседневная подготовка к выступлению?

  1. Назовите и охарактеризуйте основные этапы подготовки к конкретному выступлению.

  1. Расскажите об основных принципах построения выступления.

  1. Каковы методы изложения материала выступления?

  1. Расскажите об аргументации и ее способах в публичной речи.

  1. Расскажите о факторах, обусловливающих контакт оратора с аудиторией.

  1. Расскажите об основных типах устной публичной речи.

II.Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» (18 час.)

  1. Изучение конспектов лекций по курсу

  2. Знакомство с основными учебными изданиями по курсу

  3. Выполнение практических заданий

  4. Подготовка к промежуточному тестированию и зачету

Организационные основы изучения учебной дисциплины Рейтинг – план дисциплины

Курс 1, 2

Группа с9501, с8161, 8361, 8362.

Преподаватель : Новосёлова А.Н.

1.Соотношение видов учебной деятельности студента, учитываемых в рейтинге по данной дисциплине



Виды учебной деятельности студентов, учитываемые в рейтинговой оценке

Вес в рейтинговой оценке, %

1

Тестирование по теоретическому материалу

15%

2

Выполнение практических заданий

30%

3

Презентация доклада на заданную тему

15%

4

Итоговое тестирование/зачёт

40%

Сумма

100%

2.Максимально возможные баллы за виды контролируемой учебной деятельности студента



Содержание вида контролируемой учебной деятельности

Единицы измерения работы

Максимальное количество баллов за единицу выполненной работы

1

Тестирование по теоретическому материалу

Полностью и правильно выполненный тест

15

2

Выполнение практических заданий

Полностью выполненное задание

30

3

Презентация доклада на заданную тему

Сделанный доклад на занятии с презентацией согласно заданию

15

4

Итоговое тестирование/зачёт

Полностью и правильно выполненный тест

40

3.Календарный план контрольных мероприятий по дисциплине с указанием с указанием максимального количества баллов, доступных студенту




Дата

Название модуля

Форма контроля

Максимальное количество баллов

1

4 неделя

Модуль 1 «Особенности современного русского литературного языка»

Тестирование по теоретическому материалу

5

2

10 неделя

Модуль 2 «Функциональные стили, подстили, жанры»

Тестирование по теоретическому материалу

5

3

15 неделя

Модуль 3 «Нормы современного русского литературного языка»

Тестирование по теоретическому материалу

5

4

В течение семестра

Выполнение практических заданий

проверка

30

5

В течение семестра

Презентация доклада на заданную тему

Доклад на занятии

15

4




Итоговое тестирование/экзамен

тест/зачёт

40

Сумма

100

Перевод рейтинговых баллов в аттестационные оценки:

«отлично»- не менее 85%

«хорошо»- не менее 70%

«удовлетворительно»- не менее 60%

«неудовлетворительно»- менее 60%
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) конспекты лекций

Рабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций iconУчебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...

Рабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций iconКонспекты лекций по дисциплине «Налоги и налогообложение»
Конспекты лекций позволят ознакомиться с фундаментальными основами изучаемой учебной дисциплины, охарактеризовать совокупность теоретических...

Рабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Конспекты лекций
«management», qualification (degree) to be earned – Master of Science in Goods management. Full-time program

Рабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций iconРабочая программа дисциплины конспекты лекций
Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования

Рабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций iconРабочая учебная программа дисциплины конспекты лекций
Дисциплина «Документирование управленческойдеятельности»входит в цикл общепрофессиональных дисциплин

Рабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций iconКонспекты лекций дисциплины «экологические основы природопользования» Пояснительная записка
Конспекты лекций дисциплины «Экологические основы природопользования» предназначены для студентов второго курса, обучающихся по специальности...

Рабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций iconРабочая программа учебной дисциплины английский язык заочное отделение
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей...

Рабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций iconРабочая программа учебной дисциплины документационное обеспечение управления заочное отделение
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей...

Рабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 10 Экономика предприятия...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru