Скачать 161.08 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ «ЗАКОН.РУ» ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КОНКУРСНАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА НА ОТКРЫТЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ РАБОТ «ШАГ В БУДУЩЕЕ» «СЧЕТА-ФАКТУРЫ, ПОДПИСАННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ» Выполнил: студент 6 группы 4 курса очной формы обучения юридического факультета ЮФУ Чупилин Дмитрий Александрович Brown6133@yandex.ru Научный руководитель: Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процессуального и трудового права юридического факультета ЮФУ Степанова Елена Анатольевна Ростов-на-Дону 2012 Часть 1. Налоговые инспекции в рамках осуществления камеральной налоговой проверки зачастую отказывают индивидуальным предпринимателям в праве на возмещение налога в силу того, что данные счета-фактуры не соответствуют ст.169 Налогового кодекса РФi, так как не содержат личной подписи самого предпринимателя, а подписываются, например, его бухгалтером. По мнению налогового органа, абзац первый п.6 ст.169 Налогового кодекса РФ право передачи подписи иным лицам устанавливает лишь в отношении организаций: «Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя». Действительно, ни Налоговый Кодекс, ни Правила заполнения счета-фактурыii не содержат положений, прямо предусматривающих возможность подписания счета-фактуры управомоченным представителем индивидуального предпринимателя, как и норм, прямо запрещающих такую практику. Однако в отношении электронных счетов-фактур такая возможность напрямую закреплена абзацем 2 пункта 6 статьи 169 НКiii. В связи с этим вопрос в отношении правомерности подписания счета-фактуры представителем предпринимателя представляется весьма спорным. Для того чтобы оценить правомерность претензий налоговых органов необходимо обратиться к двум ведомственным документам - Письму ФНС РФ от 09.07.2009 N ШС-22-3/553@ "По вопросу возможности подписания счетов-фактур уполномоченным представителем индивидуального предпринимателя"iv и Письму Минфина РФ от 14.01.2010 N 03-07-09/02v. В первом (согласованном с Минфином РФ), в связи с запросами, поступающими от индивидуальных предпринимателей сообщено о том, что в отличие от организации, которая вправе в установленном порядке уполномочить иное лицо подписывать счет-фактуру за руководителя и главного бухгалтера, индивидуальному предпринимателю положениями статьи 169 Кодекса право подписания счета-фактуры его уполномоченному представителю не предоставлено. В нём также указывается, что, учитывая законодательное требование о проставлении в счете-фактуре личной подписи индивидуального предпринимателя, а также указании в счете-фактуре его реквизитов (даты и номера) свидетельства о государственной регистрации, индивидуальный предприниматель не вправе возложить обязанность подписания счетов-фактур на уполномоченных им лиц. Во втором письме Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина подтвердил позицию, изложенную в рассмотренном выше письме ФНС об отсутствии в налоговом законодательстве нормы, предусматривающей право индивидуального предпринимателя возлагать обязанность подписывать счета-фактуры на уполномоченных им лиц. Такое же положение содержится и в Письме Минфина России от 24.07.2012 N 03-07-14/70vi. Вместе с тем позиция финансового ведомства и фискальных органов по рассматриваемому вопросу является, на наш взгляд, не вполне корректной и не совпадает со сложившейся судебно-арбитражной практикой. Прежде всего, следует отметить, что обозначенные акты принимались во время действия прежней редакции п.2 ст. 169, гласившей «Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом». Однако Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗvii пункт 2 статьи 169 изложен в принципиально новой редакции – «Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи. Ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом». Данные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2010 годаviii. Таким образом, рассмотренные выше письма контролирующих органов, хотя прямо и не входят в противоречие с Налоговым кодексом, тем не менее, не основываются на «духе» и смысле закона – они предполагают формальное, буквальное прочтение п.6 ст. 169, в отрыве от иных норм НК РФ и ГК РФ, в то время как здесь необходимо применять системный подход. Наша позиция подтверждается, в частности, тем, что на основании Определения КС РФ от 24.01.2008 N 33-О-Оix арбитражные суды, рассматривая налоговые споры, не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах и в случае сомнений в правильности применения налогового законодательства, в том числе правомерности применения налоговых вычетов, обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств - факт оплаты покупателем товаров (работ, услуг), действительные отношения продавца и покупателя, наличие иных помимо счетов-фактур документов, подтверждающих уплату налога в составе цены товара (работы, услуги), и т.п. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды"x устанавливает, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды (в т.ч. налогового вычета), экономически оправданы. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством. По сути, та же позиция отражена в ст. 3 п. 7 Налогового кодекса. Учитывая позицию Пленума ВАС РФ, можно сделать вывод о том, что наличие подписи представителя ИП, действовавшего на основании доверенности, в счете-фактуре само по себе не препятствует реализации права налогоплательщика на применение налоговых вычетов, если им соблюдены иные условия их применения (предусмотренные статьями 169, 171 и 172 НК РФ), и все представленные им в налоговый орган документы позволяют удостовериться, что конкретная операция осуществлялась, поставщик и покупатель - это реально существующие хозяйствующие субъекты, а указанные в документах цены соответствуют действительности. В том числе, при разрешении подобных споров необходимо выяснять, возможно, ли идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров, их стоимость, ставку и сумму налога, проверять наличие учета счетов-фактур в книгах продаж и покупок. Если данные факты достоверно установлены, подтверждают реальность сделок и отражение их по бухгалтерской и налоговой отчетности – злоупотребления правом нет и отказывать в возмещении неправомерно. Законоположение п.6 ст. 169, на наш взгляд, следует рассматривать либо как ошибку юридической техники, либо как анахронизм, т.к. в современных условиях развитого рыночного оборота подписание каждого счета-фактуры лично предпринимателем (который может иметь несколько «точек» в разных районах и даже городах) представляется неоправданным. Неясно решение вопроса и в том случае, если предприниматель вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, ведь понятия «рукоприкладчик» в налоговом законодательстве не предусмотрено. По сути, указанные категории граждан фактически лишаются возможности осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в принципе. Кроме того, даже среднестатистический предприниматель может периодически пребывать в отпуске, в т.ч. декретном, иметь длительное заболевание и, соответственно, не иметь физической возможности собственноручно подписывать каждый счет-фактуру. В контексте изучаемого вопроса важно также отметить, что согласно п.1 ст. 26 НК любой налогоплательщик имеет право на участие в налоговых отношениях через своего представителя, если иное прямо не предусмотрено НК РФ, а в статье 29 указано, что уполномоченным представителем налогоплательщика (в том числе и предпринимателя) признаются гражданин или организация, уполномоченные налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица (коим в смысле ст.11 НК и является ИП) осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством. Статьей 185 Гражданского кодексаxi дано понятие доверенности. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Таким образом, если индивидуальный предприниматель вправе уполномочить другое лицо доверенностью на полное ведение его бизнеса, то он тем более вправе возложить обязанность по оформлению счетов-фактур на него, либо своего работника (бухгалтера, заведующего складом, мелкооптовым магазином и проч.). С учетом того, что ИП и юридические лица имеют идентичный правовой режим, как работодатели - в налоговом и трудовом законодательстве России, норма о предоставлении права делегирования полномочий по подписанию счетов-фактур только одной из указанных форм осуществления предпринимательской деятельности видится дискриминационной, ограничивающей правоспособность ИП, а также подрывающей саму сущность института доверенности. При подписании документа представителем ИП особенно важно, чтобы счет-фактура содержал реквизиты свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя, а также слова «по доверенности» перед подписью и позволял идентифицировать подписавшегоxii. Таким образом, разрешая обозначенную проблему, необходимо заключить, что, несмотря на внешнюю правомерность претензий налоговых органов, при судебном обжаловании принятого ими решения об отказе в вычете, оно должно быть признанно незаконным. Часть 2. Информация о правоприменительной практике по вопросу статуса счетов-фактур, подписанных представителями индивидуальных предпринимателей.
i Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 02.10.2012) // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340. ii Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 3. Ст. 417. iii См. подробнее: Топольцева В. Право подписи счета-фактуры // Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия. 2012. N 33. iv Документы и комментарии. 2009. N 16. v СПС «Консультант плюс». vi Там же. vii Собрание законодательства РФ. 2009. N 51. Ст. 6155. viii См. подробнее: Давыдова О.В. Совершенствование главы 21 Налогового кодекса // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2011. N N 9, 10. ix СПС «Консультант плюс». x Вестник ВАС РФ. 2006. N 12. xi Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. xii См.: Лермонтов Ю.М. Реквизиты счета-фактуры, выставляемого индивидуальным предпринимателем // Все для бухгалтера. 2012. N 5. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | В федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |