Скачать 1.33 Mb.
|
ДОКЛАД Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае В соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08.05.2002 года № 15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае» доклад «О состоянии соблюдения прав и свобод граждан на территории Ставропольского края в 2015 году» направлен:
Ставрополь 2016 СОДЕРЖАНИЕ Стр. Вступление. Глава I. Анализ обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного, опыт работы и проблемы …………………………………………………. ……. Глава II. О соблюдении прав граждан органами государственной власти и органами местного самоуправления …………………………………… Глава III. Реализация конституционных прав и свобод граждан в крае ………. 1. Соблюдение прав граждан на жизнь и безопасность, достоинство и личную неприкосновенность, а также на справедливость …. ………………… 2. Право на доступ к правосудию, справедливое следственное и судебное разбирательство, а также на исполнение судебных решений …………….. 3. Защита прав человека в сфере миграционных отношений ……………… 4. Соблюдение прав лиц, содержащихся под стражей и находящихся в местах лишения свободы ………………………………………………. 5. Защита социальных прав граждан ………………………………………… 6. Защита прав и законных интересов женщин и детей ……………………… Глава IV. Правовое просвещение, взаимодействие с общественными и правозащитными организациями ……………………………………………. Заключение …………………………………………………………………….. Приложения:
ДОКЛАД «О состоянии соблюдения прав и свобод граждан на территории Ставропольского края в 2015 году» Вступление. Прошедший 2015 год стал для России годом возвращения ее к исторической роли Великой державы , что накладывает на нее обязанность активной борьбы с терроризмом и всем, что нарушает, установленный после Второй мировой войны, правовой порядок мирного сосуществования стран с различным политическим и экономическим строем, культурой, идеологией, религией. Россия заявила о непризнании двойных стандартов поведения прежде всего США и ее союзниками, о недопустимости вмешательства во внутренние дела других стран без согласия Совета Безопасности ООН. В ответ на это они ввели против нее экономические санкции. Возникшее политическое противостояние кроме того осложняет мировой экономический кризис. Однако, умелое использование имеющихся резервов, выверенная международная и внутренняя политика позволяют в целом удерживать достигнутый уровень жизни населения, развивать собственную экономику, в том числе импортозамещение. О том, что происходящие в политической и экономической жизни процессы существенно не повлияли на уровень жизни людей, и что они с пониманием и поддержкой относятся к политике Президента Путина В.В. свидетельствует не только его высокий рейтинг, но и заметное сокращение числа жалоб граждан о нарушении их прав и свобод. Заметное событие в 2015 году произошло в деятельности государственного органа Уполномоченного по правам человека. Изменения, внесённые 6 апреля 2015 года в ФКЗ от 26 февраля 1997 «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», на мой взгляд, завершили формирование правовой основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В частности, к уже весьма широким полномочиям, указанным в ФКЗ, добавлено право Уполномоченного обратиться к компетентным органам за содействием в проведении проверки, направить запрос Уполномоченному в субъекте РФ о представлении имеющей у него по этому вопросу информации или содействия в её получении. На Уполномоченного РФ возложена обязанность оказывать Уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий. Уполномоченный по правам человека в РФ вправе создавать в качестве консультативного и совещательного органа Совет Уполномоченных по правам человека, включив в его состав по одному представителю от каждого федерального округа, из числа Уполномоченных по правам человека в субъектах. Кроме того, с учетом изменений, внесенных в законы субъекта федерации до рассмотрения кандидатуры на должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти в субъекте согласовывает её с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Таким образом, назначение Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его досрочное освобождение от должности теперь возможно только после согласования с Уполномоченным по правам человека в РФ. По-сути в России создана единая система Уполномоченных по правам человека во главе с Уполномоченным по правам человека в РФ при нежесткой властной вертикали, оставляющий УПЧ в субъектах широкие возможности для проявления независимости и инициативы в организации работы по защите прав и свобод человека. В то же время их полномочия тоже значительно расширены. Теперь они вправе рассматривать жалобы на решения или действия (бездействия) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ и ряд других полномочий. Параллельно с этой универсальной системой защиты прав и свобод человека в субъектах РФ возникли системы «отраслевых» уполномоченных - по правам ребенка, по защите прав предпринимателей и другие, которые входят в систему органов исполнительной власти. Возможность их взаимодействия с УПЧ при осуществлении правозащитной деятельности предусмотрена ст. 21 упомянутого выше закона, где записано, что на Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть возложена координация деятельности указанных уполномоченных и других должностных лиц, осуществляющих защиту прав иных категорий граждан. Кроме названных изменений, внесенных в законы о федеральном УПЧ и УПЧ в субъектах, наконец-то произошел прорыв УПЧ в судебную деятельность. В частности, в принятом Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации в числе тех, кто может инициировать дело, возникшее из публичных правоотношений, назван Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ. Казалось бы, после внесенных в законы изменений УПЧ не на что жаловаться. Однако, как показывает практика в числе многочисленных и разных по теме обращений, примерно в половине обращений к УПЧ содержаться жалобы на не справедливое следственное или судебное разбирательство и решения по ним. В тоже время УПЧ в субъектах РФ не наделены правом вмешиваться в их деятельность. То, что судебная и следственная деятельность должна быть независимой и надежно защищенной от любого вмешательства и давления, в том числе и Уполномоченного, не подлежит сомнению. Однако, к сожалению, следственные и судебные решения не редко бывают очевидно незаконны и умалчивать об этом или защищать их нельзя. Как нельзя не реагировать на многочисленные жалобы на их решения. Исходя из интересов общества и государства надо найти механизм смягчения существующего недовольства населения результатами судебной деятельности. На мой взгляд УПЧ должен быть наделен правом обращения, по просьбе заинтересованного лица, в вышестоящую судебную инстанцию с обоснованным заключением о нарушении права на справедливое следственное или судебное разбирательство, после того, как судебное или следственное разбирательство окончено, приговор или решение вынесено. Такое заключение УПЧ не является обязательным для любой судебной или следственной инстанции. Оно лишь обращает внимание вышестоящего органа на имеющейся в деле очевидные правовые пробелы, ошибки, противоречивые выводы, которые оставлены без реагирования. Наделения УПЧ таким правом, о правоохранительных органов обязанностью рассмотреть по ходатайству участника процесса заключение УПЧ значительно бы укрепило авторитет правосудия, сняло бы многочисленные, не лишенные оснований, подозрения сторон в ангажированности судей, сделало бы судебную и следственную деятельность реально, а не только декларативно, состязательной и заинтересованной в общественном понимании, к чему сами правоохранители пока интереса не проявляют. Как не раз подчеркивали Верховный, Конституционный суд РФ, и Европейский суд по правам человека «суды не наделены иммунитетом от критики и не ограждены от того, чтобы их деятельность подвергалась дотошному анализу обществом». Дополнительно, к уже сказанному добавлю, что возложение на следственные и судебные органы обязанности рассматривать по просьбе заявителей заключения УПЧ не нарушит сложившегося в уголовном и гражданском процессе баланса обвинения и защиты, о чём свидетельствует наличие такого права у УПЧ в РФ. Однако, для огромной России этого мало. Кстати, некоторые судьи и даже Верховного суда не редко ссылаются на заключения регионального Уполномоченного при рассмотрении ими дошедших до них жалоб граждан. Имеющиеся сейчас в законах субъекта федерации право на обращение в суд в интересах заявителя не может быть реализовано, так как таким правом УПЧ может наделить только федеральный законодатель. Отсутствие же такого права существенно ограничивает возможность УПЧ реагировать на самые многочисленные и болезненные обращения граждан к нему по вопросам судебной и следственной практики. ГЛАВА I. Анализ обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного, опыт работы и проблемы. Анализ обращений по субъекту правового регулирования выглядит так:
В том числе:
По предмету правового регулирования письменные обращения распределяются так:
Анализ письменных обращений граждан с учетом места их проживания или нахождения.
Итог рассмотрения письменных обращений граждан в 2015 году:
Анализ обращений граждан, поступивших в аппарат Уполномоченного в прошедшем году, показал значительное сокращение их числа. Так, общее число обращений впервые сократилось на 12%. При этом число обращений по вопросам расследования заявлений о преступлениях сократилось с 289 до 199 или 31%, число обращений на приговоры и другие судебные акты по уголовным делам сократилось с 239 до 144 или на 39 %, а по гражданским делам со 178 до 139 или на 22%, обращения осужденных по вопросам нарушения уголовно-исполнительного кодекса сократились с 79 до 66 или на 16 %. Не идеализируя ситуацию с соблюдением прав человека в названных выше правоохранительных органах, следует сказать, что на её улучшение, по моему мнению, оказало увольнение по различным основаниям, в том числе за нарушение профессиональной этики и конфликта интересов 45 судей, около 100 работников органов внутренних дел, ряда прокурорских и следственных сотрудников. По сути это результаты той политики очищения правоохранительных органов, которую ведут по требованию Президента Путина В.В. власти всех уровней, а так же руководители правоохранительных и судебных органов. Однако, успокаиваться рано. Нарушений ещё много, и потребуется немало усилий, чтобы они исчислялись не сотнями, а единицами. Кроме того, немало ещё органов, на которые в 2015 году поступило обращений больше, чем в 2014 году. Так, на нарушение жилищных прав поступило 149 обращений против 116 в 2014 , что на 22% больше, на нарушения земельного законодательства на 114% больше (с 14 до 30). Рост обращений произошел по ряду других важных вопросов общественной жизни края. При этом надо иметь ввиду, что число обращений о нарушении прав более, чем в половине случаев своего подтверждения не нашли. В сравнении с прошлым годом их удовлетворяемость снизилась с 510 фактов до 435 или на 15%. |
В соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском... | В соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском... | ||
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 закона «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» представляю Губернатору Алтайского... | «Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае». Этот документ необходим для информирования органов государственной власти... | ||
Об утверждении порядка рассмотрения обращений граждан в аппарате Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае | Статистическая и социологическая характеристика обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Приморском крае | ||
В соответствии со статьей 18 Закона Хабаровского края от 31. 07. 2006 n 44 "Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае"... | Настоящий Закон определяет правовой статус Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, порядок его назначения на должность... | ||
Настоящий Закон определяет правовой статус Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, порядок его назначения на должность... | Статистическая и социологическая характеристика обращений граждан к Уполномоченному по правам человека |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |