Приложение
к приказу МКОУ СОШ № 28
пос. Балковского
от 15.09.2015 № 298 ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 28 пос. Балковского»
Общие положения
1.1. Портфолио - эффективный мониторинг образовательных достижений учащихся.
Портфолио - это собрание личных достижений обучающегося, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за ее пределами.
Портфолио - современная форма оценивания образовательных результатов по продукту, созданному обучающимися в ходе учебной, творческой, социальной, исследовательской и других видов деятельности.
Портфолио - это накопительная система оценки знаний и индивидуальных достижений обучающихся, инструмент эффективного мониторинга образовательных достижений.
Портфолио- подтверждение уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов, свидетельство того, что обучающийся обладает теми или иными специальностями или общими компетенциями. В качестве источника обучения рассматривается не только образовательной учреждение, но и трудовой опыт, домашний труд, путешествия, социальные практики и т.д.
Портфолио помогает организовать контроль над своим временем, правильно реагировать на ошибки и ставить реальные задачи.
Портфолио является гибкой, развивающейся образовательной технологией, отвечает разнообразным запросам современной жизни: запросу высшего учебного заведения по отношению к системе образования в целом; системы мониторинга достижений школьников, документирующей результаты, полученные ими в рамках обычной классной работы (олимпиады, конкурсы, выставки, проекты и др.), и позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как-либо проявившего себя.
Портфолио позволяет обеспечить преемственность разных этапов процессов обучения и коммуникацию между его участниками, поскольку различные варианты портфолио служат связующим звеном между школьными ступенями, школой и ВУЗами, учебными заведениями и профессиональными сообществами.
1.2 Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ; Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). 2. Цели и задачи портфолио.
Основные цели:
отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений обучающихся;
активизация их разноплановой деятельности, повышение образовательной активности школьников;
прогнозирование траектории личностного развития ребенка;
индивидуализация образования.
Основные задачи:
формирование умения учиться: ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность;
формирование и поддержка учебной мотивации школьников;
расширение возможностей самообучения, самоорганизации, самооценки;
саморазвития подрастающего поколения;
организация воспитательного процесса с учетом личных стремлений и достижений обучающихся;
расширение возможностей контрольно-оценочных средств в образовании;
введение альтернативных форм оценивания;
развитие навыков рефлексивной, оценочной деятельности обучающихся.
3.Порядок работы с портфолио.
Работа учеников с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения, партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. Ответственность за оформление портфолио ложится на обучающихся, родителей, классных руководителей. Обучающийся:
самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы;
самостоятельно оценивает свои результаты;
самостоятельно вступает в контакт с экспертами консультантами;
сам представляет себя во всей уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов.
Классный руководитель:
является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, направление поиска, просветительская деятельность, обучение основам ведения портфолио;
является организатором деятельности в данном направлении; организует выставки, презентации портфолио, информирует обучающихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня;
способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности;
отслеживает индивидуальное развитие обучающегося;
является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий и классного коллектива современного метода оценивания портфолио;
ведет дневник наблюдений, фиксирует наблюдения по внедрению в образовательный процесс метода портфолио;
готовит аналитические справки с рекомендациями по совершенствованию системы портфолио.
Родители:
помогают в заполнении портфолио;
осуществляют контроль исполнения портфолио.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
является ответственным лицом за внедрение в педагогическую практику современного оценивания - портфолио;
разрабатывает нормативную документацию, отслеживает результаты деятельности в данном направлении, оформляет итоговую документацию;
информирует членов педагогического коллектива о результатах деятельности, осуществляет просветительскую деятельность;
осуществляет контроль внедрения в образовательный процесс портфолио;
консультирует классных руководителей по вопросам внедрения портфолио в образовательный процесс;
организует и проводит проблемные курсы;
организует проведение общешкольных мероприятий: выставок и презентаций портфолио.
Учитель – предметник
Координирует процесс поиска обучающимися мест деятельности для накопления материалов портфолио.
Проводит просветительскую работу по проблеме формирования портфолио обучающимися и их родителями.
Организует практические ученические конференции по предмету образовательной области.
Разрабатывает и внедряет систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной деятельности.
Осуществляет помощь в подборе литературы по профориентации, а также для подготовки рефератов и творческих работ школьников, выполняемых в рамках элективных курсов и внеурочной деятельности.
4.Структура портфолио.
4.1. Портфолио состоит из нескольких отдельных разделов: 1) раздел «Мой портрет» включает в себя:
личные данные обучающегося;
автобиография (резюме) обучающегося;
результаты психологической диагностики обучающегося, а так же дополнительные материалы психологического сопровождения (хранятся у психолога);
результаты проведённой работы по профессиональному и личностному самоопределению обучающегося;
другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.
2) Раздел «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Этот раздел включает в себя:
результаты участия в предметных олимпиадах – школьных, муниципальных, областных, всероссийских и др.;
результаты участия в мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования, вузами, культурно – образовательными фондами муниципальными органами управления образования и др.;
участие в школьных и межшкольных научных обществах;
документы или их копии могут быть помещены в приложение к портфолио.
3) Раздел «Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности, а так же прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Этот раздел включает в себя:
исследовательские работы и рефераты: указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.;
проектные работы: указывается тема проекта, даётся описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте;
техническое творчество: модели, макеты, приборы; указывается конкретная работа, даётся её краткое описание;
работы по искусству: даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках;
другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре; указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах;
элективные курсы и факультативы: указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия;
различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая; фиксируется вид практики, место, в котором она проходила, её продолжительность;
занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах: указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты;
спортивные достижения: указываются сведения об участии в соревнованиях, наличие спортивного разряда;
иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающегося.
4) Раздел «Портфолио отзыв» включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности её результатов; может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее. Этот раздел включает в себя:
заключения о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников и др.);
рецензия на статью, опубликованную в средствах массовой информации;
отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлениях на научно- практической конференции;
резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений;
иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным видам деятельности.
4.2. Раздел «Портфолио документов», его содержание и порядок ранжирования документов, помещённых в раздел, составляет инвариантную часть портфолио. Инвариантная часть портфолио обеспечивает единство подходов к оценке внеучебных достижений. 4.3. Раздел «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов» составляют вариативную часть портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учёт индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, особенностей реализуемых в общеобразовательном учреждении образовательных программ. Требования к содержанию, структуре и порядку ранжирования документов, помещённых в разделы «Портфолио работ», «Портфолио отзывов», устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно.
5. Оформление портфолио.
5.1 Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя в соответствии со структурой, указанной в пункте 4 настоящего Положения, в папке с файлами и (или) в электронной форме.
5.2 Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п.
5.3 При оформлении портфолио соблюдается принцип добровольности.
5.4 При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
систематичность и регулярность ведения портфолио;
достоверность сведений, представленных в портфолио;
аккуратность и эстетичность оформления;
разборчивость при ведении записей;
целостность и эстетическая завершённость представленных материалов;
наглядность.
5.5 Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года. 5.6 В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов. 5.7 Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производится экспертной группой, назначаемой приказом директора образовательного учреждения (далее – ОУ). В состав экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель. Обучающиеся имеют право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки их портфолио. 6. Ранжирование результатов, помещённых в портфолио.
6.1.Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях:
федеральный уровень: победитель – 10 баллов; призёр – 8 баллов; участник – 3 балла;
региональный уровень: победитель – 6 баллов; призёр – 5 баллов; участник – 2 балла;
муниципальный уровень: победитель – 4 балла; призёр – 3 балла; участник – 1 балл;
школьный уровень: победитель, призёр – 2 балла
6.2. Ранжирование результатов, подтверждающих обучение (завершение обучения) в учреждениях системы дополнительного образования детей, получение образования в рамках сетевых образовательных ресурсов, получение образования (обучения) в дистанционной форме, прохождение независимых тестирований (сертификационных экзаменов) осуществляется следующим образом:
сертификаты учреждений дополнительного образования, образовательных фондов, культурно-спортивных и общественных организаций и т.д. – 2 балла за каждый сертификат;
удостоверения и сертификаты о прохождении различных видов практик – 2 балла за каждое удостоверение и сертификат.
6.3. Порядок ранжирования материалов, помещённых в разделы «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов», устанавливает образовательное учреждение самостоятельно.
7.Учет результатов Портфолио.
7.1. Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трём разделам портфолио) учитывается:
при зачислении обучающихся в классы с углублённым изучением отдельных предметов, профильные классы;
в результатах воспитательной системы;
в качестве промежуточной аттестации обучающихся;
при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников;
при рассмотрении документов претендентов на именные стипендии;
при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию;
при проведении внутришкольного контроля;
в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности ОУ (аккредитация ОУ, контроль качества образования).
8.Срок действия положения
Срок действия данного положения не ограничен.
Принято на заседании Рассмотрено
Управляющего Совета на заседании педагогического
МКОУ СОШ № 28 пос. Балковского совета МКОУ СОШ № 28 пос. Балковского
Протокол от 15.09.2015 № Протокол от 27.08.2015 № 1 Примеры оформления разделов портфолио.
Приложение 1
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Место для фото Портфолио Фамилия
Имя
Отчество МКОУ СОШ №28 пос. Балковского Класс___ Документы и материалы представлены с 20____ г. по 20___ г. Личная подпись школьника___________________________
Приложение2
Выписка из портфолио
Ученик(ца)________________________________________________класса МКОУ СОШ №28 пос. Балковского
Учебный год:__________
Дата заполнения:________
1.Самые значительные события моей жизни, определяющие мое будущее:
2. Мне нравится заниматься (я увлекаюсь): ___________________________
3. Мне интересны профили: _______________________________________
4. Чтобы учиться на интересующем меня профиле, у меня есть следующие способности и личные качества, знания и учения: _____________________
5. Для обучения по интересующему меня профилю мне не хватает:__________________________________________________________ 6. Профессии или специальности, о которых я хочу подробнее узнать или опробовать в них себя___________________________________________ Личная подпись учащегося________________________________________ Перечень моих достижений
№ п/п
| Название образовательной области
| Название документ а
| Уровень участия
| Место
| Балл / код
| Олимпиады
|
|
|
|
|
|
| Конференции
|
|
|
|
|
|
| Конкурсы
|
|
|
|
|
|
| Соревнования
|
|
|
|
|
|
| Фестивали
|
|
|
|
|
|
| Иное (указать, что именно)
|
|
|
|
|
|
|
Личная подпись учащегося ___________________________________________ Посещение кружков, секций, студий и других объединений системы дополнительного образования
№ п/п
| Учебный год
| Класс
| Название объединения системы дополнительного образования
| Подтверждающие документы
| Подпись руководителя системы дополнительного
образования
| Баллы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпись классного руководителя____________________________________ Творческие, исследовательские, учебные и другие работы
№ п/п
| Дата создания
| Время создания
| Образовательная область
| Вид работы
| Название работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Личная подпись учащегося ___________________
Приложение 3
Самоанализ результатов по итогам учебного года
ученика (цы)______________________________________________класса
Учебный год:___________________________________________________
Дата заполнения:____________
1. Итоги прошедшего учебного года для меня:
2. Из запланированного мне удалось выполнить:
3. Невыполненным оказалось _____, потому что:
4. В результате изучения выбранных элективных курсов для меня стало важным:
5. В результате участия в профессиональных пробах я приобрел опыт:
6. В этом учебном году для меня самым значимым и запоминающимся было: 7. Мои представления о себе за прошедший год изменились:
8. На сегодняшний день для меня наиболее предпочтительным является профиль _... , так как:
Личная подпись учащегося_______________
Приложение 4
Выписка из портфолио
Избираемый профиль:
Экзамены по выбору:
Посещенные элективные курсы по профилю: 1)___________________________________________________________ 2)________________________________________________ 3)________________________________________________
Представленные сертифицированные документы по профилю: Дипломы, грамоты, благодарности
№п/п
| Уровень участия
| Название документа
| Место
| Балл / код
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
Свидетельства и удостоверения
№п/п
| Название документа
| Балл
|
|
|
| Итого:
|
|
|
Общий балл за портфолио по профилю: _______________________________
Личная подпись учащегося: __________________________________________
Подпись классного руководителя: _____________________________________
Итоговая ведомость образовательного рейтинга ученика(цы)_____ _________класса МКОУ СОШ №28 пос. Балковского
__________________________________________________________________
Ф.И.О.
Дата заполнения
Профиль
№ п/п
| Позиция
| Компоненты
| Результаты (балл)
| 1.
| Обязательные экзамены
| Математика
|
| Русский язык
|
| 2.
| Экзамены по выбору
|
|
|
|
| 3.
| Средний балл аттестата:
| 4.
| Индивидуальная накопительная оценка из портфолио:
| 4.1
| Дипломы и грамоты
| № п/п
| Название документа
| Уровень участия
| Место
| Результаты
|
|
|
|
|
| 4.2
| Свидетельства и удостоверения
| № п/п
| Название документа
| Результаты
|
|
|
| Общий балл по профилю:
|
Классный руководитель: Директор школы:
Приложение 5
Карта краткосрочных и долгосрочных планов образования и карьеры ученика(цы)__________класса
Дата заполнения:
Мои образовательные планы на ______________________ учебный год
| Чего я хочу добиться
| Что собираюсь для этого сделать
| К концу учебного года
|
|
| В 1 -и четверти
|
|
| Во 2-й четверти
|
|
| В 3-й четверти
|
|
| В 4-й четверти
|
|
| 2. Главная задача в новом учебном году - это:
3. В будущем я хотел(а) бы добиться:
через 2-3 года (после окончания школы):
через 5 лет:
через 10 лет:
через 20 лет:
Высшая точка моей карьеры - это:
Личная подпись учащегося ______________________
Приложение 6
Зачетный лист посещенных элективных курсов
№ п/п
| Учебный год
| Класс
| Название курса
| Количество часов
| Ориентир на профиль
| Рекомендации учителя
| Подпись учителя
| часов
| Посещённых часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подпись классного руководителя _____________________________________
Приложение 7 Рекомендации для написания автобиографии
Автобиография начинается со слов: «Я», фамилия, имя, отчество, а дальше вся информация излагается в свободной форме, но при этом следует учесть несколько рекомендаций:
1) автобиография должна быть краткой, но вместе с тем достаточно развёрнутой, чтобы можно было представить основные события вашей жизни.
2) Информация, указанная в автобиографии, должна помочь вам представить свою жизнь в максимально выгодном свете, не искажая реальных событий и фактов.
3) Прямо указывайте на конкретные события вашей жизни, описывая не только суть самого события, но и ваше отношение к нему и, что более важно, ваши выводы, которые сделали после этого события.
4) Текст автобиографии и её внешнее оформление должны быть максимально комфортными для чтения, всё пишется (печатается) на хорошей бумаге, крупным шрифтом или разборчивым почерком.
5) В конце текста вы должны поставить дату написания автобиографии.
6) Автобиография должна быть подписана. Если она написана на нескольких листах, то подписывается каждый лист. Приложение 8 Рекомендации по написанию резюме
1) Резюме должно быть кратким и правдивым.
2) Не употребляйте название «Резюме» в заголовке. Заголовком должны быть ваши фамилия, имя, отчество.
3) Информация, указанная в резюме, должна быть ориентирована именно на указанную цель, например, на искомый профиль или работу.
4) Чётко указывайте ваши биографические данные – дата и место рождения, подданство, семейное положение и т.д.
5) Для изложения сведения об образовании и опыта работы используйте обратный хронологический порядок.
6) Указывайте в резюме те дополнительные сведения, которые могут повысить вашу ценность (например, содержание вашей работы, достижения, имеющиеся конкретные знания и навыки, требуемые в работе).
7) Всегда используйте принцип «На» вместо «Дай», то есть не просите, а предлагайте. 8) Резюме может быть составлено и на иностранном языке, если работа требует знания иностранного языка.
9) Текст и внешнее оформление резюме должны быть максимально комфортными для чтения, печататься на хорошей бумаге, крупным шрифтом. |