ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
-
ОБРАЗЦЫ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАЗДЕЛА «ГОВОРЕНИЕ» В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Москва, 2017 г.
Оглавление
Оглавление 2
Образец 1 3
Демонстрационный вариант КИМ 3
Спецификация КИМ 8
Описание процедуры ГИА 11
Комплект материалов для оценивания устных ответов 22
Образец 2 29
Демонстрационный вариант КИМ 29
Спецификация КИМ 37
Описание процедуры ГИА 43
Комплект материалов для оценивания устных ответов 52
Образец 1 Демонстрационный вариант КИМ Пояснения к демонстрационному варианту
УСТНОЙ ЧАСТИ
контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ При ознакомлении с демонстрационным вариантом устной части контрольных измерительных материалов по русскому языку следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всего содержания, которое может проверяться с помощью вариантов контрольных измерительных материалов.
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику основного государственного экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущих заданий, их количестве, а также об их форме и уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий устной части, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности ответов в устной форме.
Инструкция по выполнению заданий Устная часть по русскому языку состоит из трех заданий.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера. Время на подготовку – 1,5 минуты.
В задании 2 предлагается принять участие в условном диалоге – интервью: ответить на пять вопросов.
В задании 3 необходимо построить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на план. Время на подготовку – 1 минута.
Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.
Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.
Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха!
1
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минут на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.
Отрывок из книги Гѐлия Василько̀ва
«Каждый день и всю жизнь» Сердце! Ни об одном другом органе человека поэтами и композиторами не написано столько стихов и песен, а учёными – научных статей и монографий, сколько об этом неутомимом моторе. И это неслучайно. Сердце первым откликается на малейшую смену настроения, на радость или горе, сигнализирует о заболевании, реагирует даже на положение нашего тела: лежим ли мы, сидим или встаём, и конечно, на физические нагрузки.
Врачи начинают прослушивать биение сердца будущего новорождённого ещё в утробе матери. Затем, с момента появления на свет и на протяжении всей жизни, терапевты, кардиологи определяют состояние здоровья человека по показаниям работы сердечной мышцы. Тренированное сердце делает чуть более 50 ударов в минуту, у человека нетренированного показатель частоты сердечных сокращений может быть в покое до 74 ударов в минуту. Если сопоставить количество ударов за пятьдесят лет, то разница оказывается весьма существенной.
Функция сердца наиважнейшая. Оно обеспечивает доставку крови, насыщенной кислородом и другими необходимыми продуктами жизнедеятельности, по разветвлённой кровеносной системе ко всем органам и тканям.
|
2
Условный диалог. Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.
1. Общаетесь ли Вы в социальных сетях?
Ответ: ____________________________
2. Чем удобны социальные сети?
Ответ: ____________________________
3. Есть ли отрицательные стороны использования социальных сетей?
Ответ: _____________________________
4. Могут ли социальные сети заменить живое общение?
Ответ: _____________________________
5. Посоветуйте своим сверстникам, как правильно использовать социальные сети.
Ответ: ______________________________
|
3
Монологическое высказывание. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своих любимых книгах. Не забудьте рассказать,
как Вы читаете книги: только по школьной программе или больше;
какие книги выбираете для чтения;
как узнаёте о новых книгах;
о книге, которая запомнилась больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.
Критерии оценивания выполнения заданий устной части
Задание 1. Чтение текста вслух
Таблица 1
Критерии оценивания чтения вслух
| Баллы
| Интонация
|
| ИЧ
| Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.
| 1
| Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.
| 0
| Темп чтения
|
| ТЧ
| Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
| 1
| Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.
| 0
| Правильность речи
|
| Р1
| Грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.
| 1
| Допущены грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов.
| 0
| Максимальное количество баллов за всё задание
| 3
|
Задание 2. Условный диалог Выполнение коммуникативной задачи оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по пяти ответам.
Таблица 2
| Критерии оценивания диалога (Д).
| Баллы
| Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей: дал полный ответ на вопрос.
| 1
| Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,
но
дан неточный или односложный ответ на вопрос,
или
экзаменуемый не дал ответ на вопрос.
| 0
| Максимальное количество баллов
| 1
|
Максимальное количество баллов по критерию Д – 5.
Таблица 3
Критерии оценивания речевого оформления ответов на вопросы (Р2).
| Баллы
| Грамотность речи
|
| Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют.
| 2
| Допущено не более 3 ошибок.
| 1
| Допущено более 3 ошибок.
| 0
| Речевое оформление
|
| Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции
| 1
| Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции
| 0
| Максимальное количество баллов
| 3
| Общее количество баллов за задание 2 – 8. Задание 3. Монологическое высказывание.
Таблица 4
Критерии оценивания монологического высказывания (М).
| Выполнение коммуникативной задачи - описание фотографии
| Баллы
| Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.
Даны ответы на все вопросы.
Фактические ошибки отсутствуют.
| 1
| Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,
но
не на все вопросы были даны ответы,
и/или
допущены фактические ошибки.
| 0
| Выполнение коммуникативной задачи - повествование о личном жизненном опыте
| Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.
Даны ответы на все вопросы.
Фактические ошибки отсутствуют.
| 1
| Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,
но
не на все вопросы были даны ответы.
| 0
| Речевое оформление высказывания
| Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.
| 1
| Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 и более).
| 0
| Грамотность речи
| Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.
| 2
| Допущено не более 3 ошибок.
| 1
| Допущено более 3 ошибок.
| 0
| Максимальное количество баллов
| 5
| Общее количество баллов за всю работу – 16 баллов.
|