Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету, разработана на основе: Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002 года, №29/2065 - п. «Об учреждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией
В.В. Воронковой.
3.Учебного плана образовательного учреждения. Цель - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Программный материал расположен концентрически.
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). Обучение русскому языку ведётся с использованием учебника «Русский язык», 7 класс
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы Н.Г. Галунчикова,
Э.В. Якубовская; Москва «Просвещение», 2006. В программе структурно выделяются 2 раздела:
Грамматика, правописание, развитие речи.
Чтение и развитие речи.
К концу учебного года обучающийся должен уметь:
писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
строить простое распространённое предложение, сложное предложение;
писать изложение и сочинение;
оформлять деловые бумаги;
пользоваться школьным орфографическим словарём.
Учащиеся должны знать:
главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
названия частей речи, их значение;
наиболее распространённые правила правописания слов.
Учебный план по русскому языку
№ п/п
| Тема
| Количество часов
| I
| Повторение
| 9
| II
| Слово
| 101
| 1.
| Состав слова
| 23
| 2.
| Имя существительное
| 31
| 3.
| Имя прилагательное
| 13
| 4.
| Местоимение
| 14
| 5.
| Глагол
| 20 (11+9)
| III
| Предложение
| 12
| IV
| Повторение
| 12
| V
| Связная письменная речь
| 7
| VI
| Деловое письмо
| 5
|
Критерии оценки знаний и умений по предмету «Письма и развития речи» Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать индивидуальные особенности школьников, содержание и характер работы на уроке. Учащиеся коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% учащихся испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому оценка результативности ведется по уровням:
I уровень - ученик даёт ответ или выполняет действие только с прямого подсказывания учителя; ученик почти не освоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя; не ориентируется в материале, плохо усваивают правила правописания, не использует правила на практике. Нуждается в выполнении большего числа упражнений, введении дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Знание усваивает механически, при звукобуквенном анализе допускает много ошибок. ( оценка «2»)
II уровень - ученик даёт ответ или выполняет действие, пользуясь вопросным планом или наводящими вопросами учителя; не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя, слабо ориентируется в материале, только с помощью педагога дифференцирует части речи. Трудно выделяет главное в изучаемом, инертен, нуждается в дополнительном объяснении. Для таких учеников характерно то, что у них низкая способность к обобщению. Ученик медленно овладевает звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма, правила применяет механически. Трудности проявляются там, где требуется аналитико – синтетическая деятельность (оценка «3»)
III уровень - ученик даёт ответ, опираясь на 2-3 наводящих вопроса учителя; в основном усвоил учебный материал; допускает незначительные ошибки при изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя, ориентируется в материале, требует помощи учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, наглядных пособий. Нуждается в помощи учителя - активизирующей и организующей. Допускает ошибки при письме и чтении, самостоятельно найти и исправить их затрудняется. ( оценка « 4»)
IV уровень – ученик даёт ответ или выполняет действие, опираясь на 1-2 наводящих вопроса учителя или обходится без помощи педагога; полностью усвоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительный вопрос учителя, хорошо ориентируется в материале. Легко овладевает звукобуквенным анализом, первоначальными навыками письма и чтения. Все задания выполняет безошибочно или с единичными ошибками, которые сами могут легко исправить на доступном их развитию уровню овладевает устной и письменной речью. ( оценка « 5)
Учитывая степень сформированности умений и навыков каждого ученика, учитель в ходе проверки одному будет помогать в овладении умением находить факты для подкрепления вывода, другому сравнивать объекты, третьему даст задание на соотнесение иллюстраций с определённым текстом. Только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала способствует успешному усвоению программного материала.
Дифференцированная психолого – педагогическая характеристика учащихся
I группа
Успешно овладевают программным материалом. На уроках активны, любознательны. С заданиями справляются самостоятельно, правильно используют имеющийся опыт. Доступен некоторый уровень обобщения. Усвоение материала сознательное, умеют пояснить свои действия словами. Быстро и правильно запоминает последовательность действий, могут мысленно представить последовательность выполняемой работы. Легко планируют свою деятельность с помощью карточек, могут самостоятельно извлечь из плана необходимую информацию для выполнения работы. Легко овладевают звукобуквенным анализом, усваивают несложные правила правописания. Изредка нуждаются в незначительной помощи учителя. Приобретенные знания и умения легко переносят на выполнение аналогичной сравнительно новой работы. Все задания, как легкие и трудные, выполняют безошибочно или с единичными ошибками, которые сами могут легко исправить. На доступном их развитию уровне эти школьники овладевают письменной и устной речью.
II группа
Успешно овладевают программным материалом, но нуждаются в определенной помощи, чаще активизирующей и организующей, чтобы найти ту или иную особенность объекта. В общем, их умение ориентироваться и планировать развивается успешно. Не в состоянии самостоятельно сделать некоторые выводы и обобщения. Задания, близкие по конструкции и плану работы, чаще всего выполняют самостоятельно и правильно. Исполнительская деятельность и словесные отчеты говорят об осознании детьми порядка действий. Ученики довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении аналогичных действий, но все же допускают ошибки, связанные с особенностями выполнения заданий. Правила заучивают, но не всегда успешно могут применить их на практике. В карточках и в вопросном плане, сразу разобраться не могут, прибегают к пробным действиям, обращаются за помощью к учителю. На уроках письма и развития речи допускают больше ошибок при чтении, самостоятельно найти ошибки и исправить затрудняются. При изложении материала могут пропускать смысловые звенья. Для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, наглядных пособий.
III группа
При овладении учебного материала постоянно нуждаются в помощи учителя, невнимательны. Не всегда могут выделить главное, часто нуждается в дополнительном объяснении. Не критичны к выполненной работе, допускают перестановки и пропуски в плане работы и не находит допущенных ошибок. Проявляются сложности в использовании умений при выполнении новой работы. Восприятие материала имеет фрагментарный характер, нередко искажено. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысловой канвы прочитанного текста. При изложении материала не способны отделить новые сведения от имеющихся у них в прошлом опыте, не способны отделить существенное от второстепенного. Страдает полнота, точность и последовательность воспроизведения, наблюдаются привнесения. Эти недостатки связаны с особенностями запоминания, низкой способности учащихся к анализу и обобщению, неумением устанавливать причинно - следственные зависимости. Медленно овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Для таких учеников характерно то, что у них низкая способность к обобщению , инертность. Требуют постоянного контроля. Учащиеся не способны построить фразу, у них не сформирована связанная письменная и устная речь. IV группа
На уроках письма и развития речи учащиеся этой группы значительно отстают от одноклассников. Низкий уровень их возможностей проявляется в первую очередь в неадекватном переносе ранее известного в новые условия, при планировании (выполнении задания). Первоначальное искаженное представление преодолевается после неоднократной помощи учителя. Ученики данной группы овладевают в основном первоначальными навыками чтения и письма. Школьники с трудом понимают не только сложные тексты, но и простые с несложным сюжетом. Связная устная и письменная речь у них формируется медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.
Давая устную характеристику предстоящей практической работы, ученики не соблюдают последовательность анализа, могут назвать несущественные признаки, не указывают пространственных и временных характеристик изучаемого периода. Им трудно планировать, равно как обнаружить какой-либо замысел в составленных уже планах. В ходе практической деятельности ученики не могут найти верного решения. Во время выполнения работы на уроке далеко не всегда руководствуются вопросными планами и карточками, в которых они разбираются только с помощью учителя. Нуждаются в выполнении большего числа упражнений, введении дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Знания усваивают механически, при звукобуквенном анализе допускают много ошибок. Наблюдения за деятельностью детей этой группы на уроках чтения показывают, что они не могут полностью усвоить программный материал.
№
| Тема
| Кол-во часов
| Дата
| Словарь
| Развитие связной письменной речи
| Наглядность
|
| День знаний
Повторение
Простое предложение
Главные и второстепенные члены предложения
Простое предложение с однородными членами
Перечисление однородных членов с союзами –и,-а,-но
Сложное предложение
Сложное предложение
Сложные предложения с союзами –и, -а, но.
Диктант по теме « Предложение»
Работа над ошибками. Синтаксический разбор предложений
Слово. Состав слова
Состав слова. Родственные слова
Приставка.
Приставка
Суффикс.
Суффикс
Окончание
Окончание
Закрепление изученного материала по теме « Состав слова»
Самостоятельная работа по теме «Состав слова»
Правописание безударной гласной в корне слова.
Правописание звонкой и глухой согласной в корне слова
Непроизносимые согласные в корне слова
Закрепление изученного. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Проверочный диктант по теме «Состав слова»
Работа над ошибками. Разбор слова по составу
Гласные и согласные в приставках
Разделительный твердый знак
Приставки и предлоги
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительной гласной - о, - е.
Сложные слова. Деловое письмо: Телеграмма.
Закрепление изученного Р.речи Сочинение по картине В.Р. Перова «Охотники на привале» по плану и данному началу
Контрольный диктант за I четверть
Работа над ошибками. Краткий пересказ по вопросам « Лорд и зайчишка» ( упр.73)
Имя существительное
Повторение изученного в I четверти
Имя существительное. Его роль в речи
Собственные и нарицательные имена существительные
Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих у существительных мужского и женского рода.
Склонение имен существительных в единственном числе
Самостоятельная работа
Склонение имен существительных 1,2,3 склонения
Безударные окончания имен существительных 1 –го склонения
Безударные окончания существительных 2 – го склонения
Безударные окончания существительных 3-склонения
Закрепление изученного. Деловое письмо: объяснительная записка
Проверочный диктант по теме «Безударные окончания имен существительных»
Работа над ошибками. Разбор имен существительных как части речи
Склонение имен существительных во множественном числе
Склонение имён существительных 1-склонения во множественном числе
Склонение имён существительных 2-го склонения во множественном числе
Р.речи. Сочинение на основе имеющихся знаний « Исторические места в нашем городе»
Склонение имён существительных 3 –го склонения во множественном числе
Употребление окончаний –ов, -ев,-ей в родительном падеже множественного числа
Употребление окончаний –ов, -ев,-ей в родительном падеже множественного числа
Правописание имён существительных множественного числа с шипящей на конце
Закрепление изученного по теме «Множественное число имен существительных. Деловое письмо: Заявление.
Проверочный диктант по теме «Имя существительное»
Работа над ошибками. Повторение изученных словарных слов.
Р. речи Краткий пересказ статьи учебника
Повторение по теме « Имя существительное»
Повторение по теме « Имя существительное!
Контрольный диктант за II четверть
Работа над ошибками
Повторение по теме «Имя существительное»
Повторение по теме «Имя существительное»
III четверть
Имя прилагательное
Значение имени прилагательного в речи. Род и число прилагательных.
Согласование имени прилагательного с существительным
Склонение имени прилагательного мужского и среднего рода
Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода
Закрепление правописания падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Самостоятельная работа.
Падежные окончания имен прилагательных женского рода
Падежные окончания имен прилагательных женского рода
Падежные окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего рода множественного числа
Проверочный диктант по теме «Склонение имён прилагательных мужского, женского, среднего рода. Падежные окончания прилагательных»
Работа над ошибками. Разбор имени прилагательного как части речи.
Падежные окончания прилагательных множественного числа
Падежные окончания прилагательных множественного числа
Проверочная работа по теме «Падежные окончания имен прилагательных множественного числа»
Местоимение
Понятие о местоимении. Значение местоимения в речи
Личные местоимения 1,2,3 лица
Личные местоимения единственного и множественного числа
Закрепление: определение лица и числа местоимения
Диктант с грамматическим заданием по теме: « Лицо и число местоимения»
Работа над ошибками. Упражнения на определение лица и числа местоимения
Р.речи. Деловое письмо. Письмо.
Склонение и правописание личных местоимений 1-лица ед. и мн. числа
Склонение и правописание личных местоимений 2-го лица ед. и мн. числа
Склонение и правописание личных местоимений 3-го лица Изменение местоимений по родам.
Склонение и правописание личных местоимений 3-го лица ед. и мн. числа
Закрепление по теме «Местоимение»
Упражнения на закрепление по теме «личные местоимения». Раздельное написание местоимений с предлогами.
Самостоятельная работа по теме «Личные местоимения»
Глагол
Понятие о глаголе
Изменение глагола по временам
Изменение глагола по числам
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Частица не с глаголами
Предупредительный диктант по теме: «Изменение глаголов по числам, в единственном числе по родам»
Работа над ошибками. Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Контрольный диктант за III четверть
Повторение изученного. Работа над ошибками.
Изложение по опорным словам плана « Титаник» (упр.309)
IV четверть
Глагол
Повторение изученного по теме «Глагол». Неопределённая форма глагола
Окончания глаголов1лица единственного и множественного числа
Окончания глаголов 2 лица единственного и множественного числа –шь, -шься
Окончания глаголов 3 лица единственного и множественного числа
Самостоятельная работа по теме «Изменение глаголов настоящего и будущего времени»
Правописание глаголов 1,2,3 лица на - сь, ся
Правописание окончаний глаголов.
Правописание глаголов в 3-ем лице единственного числа.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Предложение
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Работа над ошибками.
Простые предложения с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных, распространенные однородные члены.
Однородные члены предложения с повторяющимся союзом –и. Бессоюзное перечисление.
Деловое письмо. Оплата коммунальных услуг. Знаки препинания при однородных членах
Сложное предложение. Главные члены предложения
Сложные предложения с союзами –и,-а, но; без союзов.
Обращение. Знаки препинания при обращении
Знаки препинания при обращении. Объяснительный диктант
Деловое письмо. Объявление
Закрепление изученного по теме «Предложение»
Работа над ошибками. Знаки препинания при однородных членах в сложном предложении.
Повторение
Повторение. Состав слова
Повторение. Правописание гласных и согласных в корне слова
Повторение. Правописание гласных и согласных в корне слова
Р. речи. Изложение по картине И.А. Айвазовского «Девятый вал»
Повторение. Части речи. Имя существительное
Повторение. Имя прилагательное, глагол, местоимение.
Повторение. Правописание падежных окончаний имен существительных
Повторение. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Контрольный диктант за год
Правописание падежных окончаний имен существительных. Работа над ошибками
Повторение. Склонение личных местоимений
Повторение. Правописание глаголов. Краткое изложение биографии И.А.Крылова (упр364)
| 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
| Антракт
Аппарат
Бассейн
Беречь
Бригада
Бутерброд
Велосипед
Гардероб
гастроном
государство
Повторение изученных слов
Делегат
Документ
Кабинет
Километр
Лекарство
Литература
Манекен
Мастер
Повторение слов, изученных в I четверти
II четверть
Масштаб
Материк
Милиция
Монтаж
Мороженое
Мотор
Насекомое
Независимость
Паспорт
Патриот
Планета
Платформа
Почерк
Повторение изученных слов
Почтальон
Повторение словарных слов, изученных во II четверти
Программа
Продавец
Процент
Революция
Температура
Токарь
Тренер
Тренировка
Тротуар
Спектакль
Закрепление изученных слов
Стадион
Стеречь
Кабинет
Бригада
Повторение слов изученных в III четверти
Универмаг
Хирург
Сантиметр
Слесарь
Республика
рецепт
Центнер
Чемодан
Экзамен
Электричество
Антракт
Аппарат
бассейн
беречь
бригада
бутерброд
кабинет
километр
лекарство
литература
мастер
масштаб
|
Письменные ответы на вопросы с опорой на репродукцию Н.П. Богданова – Бельского «Новые хозяева»
Ответы на вопросы словами стихотворения
Закончить предложение словами из рамки
Составить предложения из слов
Связать в предложениях слова по смыслу
Работа с деформированным текстом Д.Р. « Приключения Чиполино» (упр. 54)
Составить по вопросам и записать каждую статью о буром медведе
Продолжение рассказа по Л. Лагину « Старик Хотабыч» ( упр. 67)
Вставить в текст в предложение по смыслу сложные слова, придумать и записать заголовок к тексту. ( упр.80)
Описать животное по плану
Записать ответы на вопросы
Заполнить пропуск в тексте точными по смыслу словами, опираясь на репродукцию картины В.М. Васнецова « Спящая красавица»
Кратко передать содержание статьи « НЛО» по вопросам
Вставить в текст « Елец» подходящие по смыслу слова из рамки
Опираясь на репродукцию В.М. Васнецова «Спящая царевна», заполнить пропуски в тексте, подбирая точные по смыслу слова
Дать письменные ответы на вопросы, используя слова и выражения из диалога (упр.151)
Пересказ легенды с опорой на словосочетания (упр. 152)
Составление предложений из диктантных слов «Храм Покрова на Нерли» (упр.167)
Письменные ответы на вопросы (упр.166)
Записать текст нераспространенными предложениями, соблюдая красную строку. ( упр.167)
Описать богатыря Микулу по плану. (упр.180)
Записать текст нераспространенными предложениями ( упр.189)
Записать текст от третьего лица
Пересказ близко к тексту (упр.238)
Вставить в текст точные по смыслу глаголы для описания помещения (упр.252)
Дополнить описание картины И.И. Левитана «Вечерний звон» глаголами
Записать текст так, чтобы получился рассказ об уже прошедших событиях
Расположить части текста в нужной последовательности
Записать текст, заменив местоимения «мы» на «я»
Записать текст нераспространенными предложениями, соблюдая красную строку (упр.283)
Записать текст, заменяя глаголы множественного числа глаголами единственного числа
Исправить нарушенный смысл текста
Списать текст, разделив его на предложения
Написать изложение текста «Белёк» по вопросам (упр. 369)
Продолжи мысль в предложениях, опираясь на рисунок
Дополнить предложения однородными членами
Опираясь на вопросный план, написать изложение по картине И.А. Айвазовского «Девятый вал»
Составить и записать вопросы по тексту
Списать текст, заменяя выделенные существительные близкими по смыслу словами из рамки
Распространение текста подходящими по смыслу именами прилагательными
| Таблицы по теме
Схемы предложения
Схемы предложения. Алгоритм рассуждения
Таблицы, опорные карточки. Схемы предложения. Репродукция Богданова – Бельского «Новые хозяева»
Схема разбора
Таблицы, карточки для индивидуальной работы
Схемы по теме «Состав слова»
Сигнальные карточки
Таблица по теме
Алгоритм рассуждения
Алгоритм рассуждения
Школьные орфографические словарики.
Таблицы по теме
Таблицы по теме
Иллюстрация « бобры»
Бланки телеграмм
Репродукция картины В.Р. Перова «Охотники на привале»
Таблица, сигнальные карточки
Таблицы по теме
Таблицы по теме
Справочная карточка
Таблица склонения
Таблица склонения. Перфокарты
Сигнальные карточки
Таблица
Перфокарты
Образец объяснительной записки
Порядок разбора имени существительного
Таблица склонения
Сигнальные карточки
Таблица склонения
Таблица склонения
Таблица склонения
Таблица по теме
Алгоритм рассуждения
Образец заявления.
Бланки заявления
Таблицы
Алгоритм рассуждения
Таблицы, схемы по теме «Имя существительное»
Таблица по теме
Алгоритм рассуждения
Таблица склонения
Алгоритм рассуждения
Таблица по теме
Алгоритм рассуждения
Таблица склонения
Алгоритм рассуждения
Таблица по теме
Справочная таблица
Образец письма, план письма
Таблица склонения
Опорная таблица
Справочная карточка
Репродукция картины И.И. Левитана «Вечерний звон»
Таблица по теме
Таблица по теме
Справочная таблица
Иллюстрация по теме
Справочная таблица
Алгоритм рассуждения
Таблица по теме
Таблица по теме. Схема предложений
Схемы предложений с однородными членами
Бланки квитанций. Образцы заполнения
Таблица по теме
Образец объявления
Схемы предложений
Таблица по теме
Алгоритм рассуждения
Схемы предложений
Алгоритм рассуждения. Сводная таблица
Алгоритм рассуждения. Таблица
Репродукция картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Таблица по теме, алгоритм рассуждения
Таблицы по теме
| |