Скачать 0.6 Mb.
|
Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «КАМЧАТСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» Кафедра _общего и профессионального образования Методические рекомендации Повышение качества подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации по химии в 2016-2017 учебном году А.В. Баганина, заведующая кафедрой общего и профессионального образования КГАУ ДПО «Камчатский институт развития» Петропавловск-Камчатский 2016 Настоящие рекомендации разработаны для повышения качества подготовки обучающихся к итоговой аттестации и эффективности обучения химии. Важным основанием для совершенствования учебного процесса является анализ затруднений выпускников в освоении отдельных элементов содержания курса химии. Анализ этих затруднений позволит в рамках учебного процесса организовать подготовку к ЕГЭ и ОГЭ в 2017 году. Химия считается сложным предметом, который не пользуется особой популярностью у школьников. Итоговую аттестацию по химии в форме ЕГЭ и ОГЭ, проходят те выпускники, кто собирается поступать в институты, направленность которых связана с химическим производством, некоторыми строительными специальностями, медициной и фармацевтикой, биотехнологиями. Проанализируем результаты ЕГЭ по химии выпускников 2016 года и выделим типичные затруднения школьников в выполнении тестовых заданий, определим причины возникновения затруднений при решении заданий повышенного и высокого уровня сложности. Разработкой заданий и методик для оценки качества знаний по различным предметам занимается Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Его сотрудниками подготовлена спецификация для проведения единого экзамена по химии в 2016 году, согласно которой теория и практические знания этого предмета выпускниками школ будут оцениваться дифференцировано. В работе 2016 г. по сравнению с 2015 г. произошли следующие изменения: В части 1 работы изменен формат шести заданий базового уровня сложности с кратким ответом. Это следующие задания: №6, его выполнение предусматривает применение обобщенных знаний о классификации и номенклатуре неорганических веществ. Результатом выполнения задания является установление трех правильных ответов из шести предложенных вариантов; № 11 и № 18, их выполнение предусматривает применение обобщенных знаний о генетической связи неорганических и органических веществ. Результатом выполнения заданий является установление двух правильных ответов из пяти предложенных вариантов. № 24, № 25 и № 26, ответом к этим заданиям является число с заданной степенью точности (вместо номера правильного ответа в работе 2015 г.). Также в части 1 работы изменен формат двух заданий повышенного уровня сложности - №34 и №35, которые проверяют усвоение знаний характерных химических свойств углеводородов и кислородсодержащих органических соединений. В работе 2016 года эти задания представлены в формате заданий на установление соответствия (в работе 2015 года это были задания на множественный выбор). Проведена корректировка в отношении распределения заданий по уровню сложности и видам проверяемых умений и способов деятельности. Так, в частности обоснована целесообразность проверки усвоения элемента содержания «Химическое равновесие; смещение равновесия под действием различных факторов» только заданиями повышенного уровня сложности. В то же время, усвоение знаний характерных химических свойств азотсодержащих органических соединений и биологически важных веществ – только на базовом уровне. Каждый вариант экзаменационной работы построен по единому плану: работа состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их числе 26 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, …26) и 9 заданий повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий:27, 28, 29, …35). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр. Часть 2 содержит 5 заданий высокого уровня сложности, с развернутым ответом (порядковые номера этих заданий: 36, 37, 38, 39, 40). Каждая группа заданий, включенных в варианты КИМ, имеет свое функциональное предназначение. Тип и сложность каждого задания экзаменационной работы определяются в соответствии с глубиной изучения проверяемого элемента содержания и необходимым уровнем его усвоения, а также в соответствии с видом учебной деятельности, которую следует осуществить при выполнении задания. Задания базового уровня сложности, с кратким ответом, проверяют усвоение значительного количества (42 из 56) элементов содержания из всех важнейших разделов школьного курса химии: «Теоретические основы химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Методы познания в химии. Химия и жизнь». Согласно требованиям стандарта к уровню подготовки выпускников эти знания являются обязательными для освоения каждым обучающимся. Задания повышенного уровня сложности, с кратким ответом ориентированы на проверку усвоения обязательных элементов содержания основных образовательных программ по химии не только базового, но и углубленного уровня. В сравнении с заданиями предыдущей группы они предусматривают выполнение большего разнообразия действий по применению знаний в изменённой, нестандартной ситуации, а также сформированность умений систематизировать и обобщать полученные знания. Задания с развернутым ответом, в отличие от заданий двух предыдущих типов, предусматривают комплексную проверку усвоения на профильном уровне нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных блоков. Они подразделяются на следующие разновидности:
Задания с развернутым ответом ориентированы на проверку умений: объяснять обусловленность свойств и применения веществ их составом и строением, характер взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений, взаимосвязь неорганических и органических веществ, сущность и закономерность протекания изученных типов реакций; проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям. Средний тестовый балл по химии за последние три года имеет отрицательную динамику: в этом году обучающиеся по этому показателю показали результат хуже, чем в прошлом году. Возросла доля участников, не набравших минимального количества баллов с 15% до 20%, , а также уменьшилась доля, показавших результат выше 80 баллов. Таблица 1. Основные результаты ЕГЭ по химии 2015 год
Основные результаты ЕГЭ по химии 2016 год
Таблица 2. Динамика результатов ЕГЭ по химии за последние 3 года
|
Егэ, системы психолого-педагогической поддержки выпускников в период подготовки и проведения экзаменов | Кимами, с официальным сайтом егэ, контролировалось привлечение Интернет-ресурсов для подготовки к государственной итоговой аттестации,... | ||
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов | Цель: достижение успешной сдачи выпускниками моау «всош 18 г. Орска» государственной итоговой аттестации | ||
Цель: организация работы оу по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников в форме егэ | Оценка эффективности деятельности администрации оу по подготовке и проведению итоговой аттестации выпускников в истекшем учебном... | ||
Гбоу впо мо «Академия социального управления» информирует о возможностях подготовки выпускников IX и XI (XII) классов образовательных... | Анализ результатов итоговой аттестации выпускников в форме единого государственного экзамена в 2014-2015 учебном году и задачи подготовки... | ||
На основании решения педагогического совета (протокол №4 от 16. 10. 2016г.), с целью обеспечения организованной подготовки обучающихся... | Особенности проведения огэ по русскому языку, иностранным языкам, химии, физике, информатике и информационно-коммуникационным технологиям... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |