Скачать 0.52 Mb.
|
Для заметок __________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ Содержание 1. Введение 4 2. Нормативно-правовое обеспечение аттестации педагогических работников 5 3. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории 8 3.1. Подготовительный этап 8 3.2. Педагогический профессиональный проект (самоанализ) 11 3.3. Комментарии к процедуре аттестации 33 4. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям на основе оценки профессиональной деятельности 35 Приложение 1. Бланк заявления (образец заполнения) 41 Приложение 2. Бланк представления 43 Приложение 3. Бланк Протокола заседания аттестационной комиссии 45 Приложение 4. Бланк выписки из Протокола заседания аттестационной комиссии 47
Современное общество предъявляет высокие требования к профессиональному и личностному развитию педагога, которому доверено воспитать личность нового типа – эффективную, целеустремленную, ответственную, успешную, деятельностную. Такая задача под силу только тому, кто сам обладает названными качествами. Повышение педагогического мастерства педагога во многом зависит от объективной оценки результатов его профессиональной деятельности. Одним из действенных инструментов, позволяющих дать такую оценку, является аттестация. Аттестация педагогического работника сегодня – это не столько формальная процедура, требующая составления большого числа отчетных документов, сколько самооценка профессиональных достижений, самоанализ педагогических проблем и задач, решение которых осуществлялось в межаттестационный период. Анкетирование педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города Новосибирска по вопросам востребованности методического сопровождения процесса развития муниципальной системы образования, проведенного специалистами МКОУ ДОВ «ГЦРО» в 2015 году, показало, что 82% педагогов нуждаются в методической помощи и поддержке, в том числе и в вопросах подготовки к аттестации. Данные Методические рекомендации направлены на оказание помощи педагогическим работникам при их подготовке к аттестации, методическим службам в организации консультационного сопровождения процесса аттестации педагогических работников. Руководители учреждений образования могут воспользоваться Методическими рекомендациями при организации процедуры аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с документами федерального и регионального уровней. Нормативные документы федерального уровня:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 года № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». - «Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (нормативные правовые акты, комментарии)». Информационный бюллетень Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, июнь 2014 г. № 6. «Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (продолжение). Нормативные правовые акты. Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ответы на вопросы), переписка по вопросам аттестации». Информационный бюллетень Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, декабрь 2014 г. № 8. Нормативные документы регионального уровня: - Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 31.12.2010 г. № 2253 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области по предоставлению государственной услуги «Аттестация в целях установления квалификационных категорий педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Новосибирской области, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (в редакции приказа Минобрнауки НСО от 02.07.2014 № 1580). - Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 14.04.2015 № 1051 «О внесении изменений в приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 31.12.2010 № 2253». - Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 17.01.2012 № 3-АК «Об аттестации педагогических работников негосударственных образовательных учреждений Новосибирской области». - Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 31.03.2014 № 4-АК «Об аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Новосибирской области, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность». - Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 15.09.2014 № 8-АК «О внесении изменений в приказ министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 31.03.2014 № 4-АК». - Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 19.03.2015 № 3-АК «О внесении изменений в приказ министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 31.03.2014 № 4-АК». - Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 09.12.2014 № 12-АК «Об утверждении графика проведения заседаний главной аттестационной комиссии министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области по аттестации в целях установления квалификационных категорий педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Новосибирской области, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Новосибирской области, в 2015 году». - Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 21.11.2011 № 2091 «Об учете итогов аттестации педагогических работников государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения Новосибирской области».
3.1.Подготовительный этап Аттестация - это процесс, который предполагает, с одной стороны, внутренний самоанализ педагогической работы, поставленных целей, результатов их реализации за определенный период, с другой стороны, внешняя экспертиза деятельности педагога. Решение о прохождении процедуры аттестации в целях установления квалификационной категории педагогический работник принимает самостоятельно. Для взвешенного принятия такого решения педагогам рекомендуется оценить соответствие результатов собственной педагогической деятельности критериям, представленным в пунктах 36 и 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 года № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). Для того чтобы аттестация на квалификационную категорию была успешно достигнута педагогом, необходимо разделить движение к ней на несколько этапов:
Показателем профессионального уровня педагога является умение анализировать свою деятельность: объективно оценивать ее результаты, выделять сильные и слабые стороны; определять программу самосовершенствования, ее цель, задачи, пути реализации. Для аттестации на первую квалификационную категорию результаты профессиональной деятельности должны отвечать следующим требованиям: - наличие стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; - наличие стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ, подтверждаемых итогами мониторинга системы образования проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 года № 662 (внешняя оценка); - выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности; - личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации. Для аттестации на высшую квалификационную категорию результаты профессиональной деятельности педагогических работников должны соответствовать следующим требованиям: - достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; - наличие стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ, подтверждаемых итогами мониторинга системы образования проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 года № 662 (внешняя оценка); - выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; - личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; - активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах. 3.2. Педагогический профессиональный проект (самоанализ) В соответствии с Административным регламентом (далее – Регламент) министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области по предоставлению государственной услуги «Аттестация в целях установления квалификационных категорий педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Новосибирской области, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность» в перечень документов для оказания государственной услуги включен комплект материалов, который даст экспертам основания для выводов об уровне профессиональной деятельности педагога и ее результативности. В процессе изучения представленных материалов эксперты обращают внимание на следующие аспекты в представленной педагогом аттестационной работе: • уровень профессионального мышления, степень понимания аттестуемым педагогом основных позиций государственной политики в области образования (современные тенденции, идеалы, ценностные ориентиры, мировоззренческие позиции), • вклад аттестуемого педагога в формирование положительного имиджа образовательного учреждения, • профессиональное саморазвитие педагога (повышение квалификации, самостоятельное изучение современной научно-методической литературы, работа над темой по самообразованию), • творческий портрет педагога (индивидуальный методический почерк, педагогическая культура, творческий потенциал, кругозор и эрудиция), • уровень профессиональной компетентности (владение современными технологиями), • логика и стиль изложения (последовательность, четкость, ясная формулировка, наличие выводов). В соответствие с Регламентом в качестве аттестационной работы может быть представлен самоанализ педагогической деятельности, или реализованный профессиональный проект, или портфолио, сформированное на курсах повышения квалификации. Самоанализ педагога представляет собой относительно свободное аналитическое описание целей и достигнутых результатов профессиональной деятельности. Педагогический проект, реализованный в межаттестационный период, также является программно-аналитическим документом о деятельности педагога. С точки зрения международного стандарта управления проектами (ISO 21500:2012), любой проект – это серия спланированных, документально обоснованных взаимосвязанных процессов, предназначенных для достижения определенных целей и разрешения конкретных задач за строго определенный период времени. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих запланированным ожиданиям и таким ограничениям на получения результатов, как время, деньги и ресурсы. Педагогический проект − это система преобразований, нацеленная на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации. По своей сути педагогический проект представляет собой расширенный вариант тактического плана, включающий всесторонний анализ имеющихся ресурсов, учёт возможных рисков и способов их предотвращения. К педагогическому проектированию прибегают, во-первых, с частно-предметной целью, когда решается конкретная учебная задача – научить чему-то, выработать навык работы с чем-то. Это происходит, когда в результате педагогического мониторинга выявляются проблемные зоны в усвоении предлагаемого детям материала. В этом случае механизмом реализации проекта будет внедрение новых методик, технологий обучения и развития. Например, это может быть проект внедрения какой-то определенной технологии, ранее педагогом не использованной; проект развивающей или воспитательной программы, методического пособия; проект освоения новой программы, созданной другими авторами; проект совершенствования условий образовательного процесса, создания развивающей среды; проект изменения содержания образования и т.п. Во-вторых, уместна разработка педагогического проекта в воспитательных целях, когда предполагается, что планируемое событие или цикл воспитательных событий, организованных с применением инновационных воспитательных технологий, должны положительно повлиять на личностное развитие отдельных детей или детского коллектива в целом. В-третьих, целевым поводом для педагогического проектирования может быть стремление педагога принять участие в сетевом сотрудничестве с организациями культуры, спорта, здравоохранения, образования, науки или бизнеса. Механизмом реализации подобных проектов может стать система совместных познавательных, творческих, информационных, оздоровительных мероприятий на базе библиотек, музеев, театров, домов культуры, клубов, детских больниц, научно-исследовательских институтов, ВУЗов и ССУЗов, торгово-развлекательных комплексов. Любой проект подчиняется определённой логической последовательности и состоит из следующих фаз жизненного цикла проекта:
На стадии инициации проекта педагогу следует установить (ответить самому себе на вопросы):
Разработка педагогического проекта подчиняется определённому алгоритму, соблюдение которого обеспечивает качественный конечный результат. Алгоритм разработки педагогического проекта отражается в его основных структурных элементах.
Педагогический проект будет успешен при соблюдении следующих требований.
В межаттестационный период педагог, как правило, проходит обучение не на одних курсах повышения квалификации, осваивает несколько модулей согласно модульно-накопительной системе, введённой приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». В ходе обучения может быть сформировано Портфолио. Назначение Портфолио педагога, предоставляемого в аттестационную комиссию, – продемонстрировать самостоятельное осознанное целеполагание и аналитическое отношение к результатам собственной профессиональной деятельности, организованное в систему документов индивидуального образовательного маршрута. Поэтому каждый элемент портфолио должен работать на демонстрацию того, как та или иная учебная курсовая тема усвоена, осознана, интерпретирована педагогом в зависимости от специфики своей работы. В Портфолио можно рекомендовать включить все образовательные продукты, созданные в процессе разнообразных обучающих занятий – мастер-классов, семинаров-практикумов, лекций, круглых столов. Так как четкие требования к структуре Портфолио, правилам его формирования и представления отсутствуют, в качестве аттестационной работы, чаще всего педагоги представляют реализованный педагогический проект или самоанализ профессиональной деятельности педагога. Педагогический профессиональный проект (самоанализ) может быть изложен в свободной форме, но эксперты рекомендуют ориентироваться на критерии экспертного заключения на соответствие уровня профессиональной деятельности педагогического работника требованиям заявленной квалификационной категории. Педагогический профессиональный проект (самоанализ) педагога предполагает: - осознание проблематики, выявленной в ходе реальной деятельности, - постановку профессиональной цели при решении проблемы, - предложение инновационных средств решения проблемы. Как показывает практика, у педагогов возникают затруднения при формулировании проблемы/темы педагогического профессионального проекта (самоанализа), определении стратегической цели и задач, обеспечивающих достижение заданной цели. Проблема/тема педагогического профессионального проекта (самоанализа) Проблема педагогического профессионального проекта (самоанализа) должна быть актуальной (для данного ОУ, муниципалитета, системы образования). Она предполагает выход на межпредметный и метапредметный уровень, формирование ключевых компетенций и развитие социального опыта школьников. Актуальность решения проблемы должна определяться как с точки зрения успешной социализации обучаемых, так и реализации конкретных задач педагогической деятельности, специфики ОУ, образовательных возможностей и потребностей детей. Тема формулируется в соответствии с обозначенной проблемой (эта формулировка может меняться в ходе реализации проекта, но обязательно должна соотноситься с обозначенной проблемой). Стратегическая цель педагогического профессионального проекта (самоанализа) Стратегическая цель педагогического профессионального проекта (самоанализа) должна соответствовать заявленной проблеме и не выходить за сущностное содержание предполагаемого результата решения проблемы. Поскольку одну и ту же проблему можно решать по-разному, цель, сформулированная педагогом, должна наметить найденный педагогом путь ее решения. Цель педагогического профессионального проекта (самоанализа) – это утверждение, воплощающее в себе общий результат, которого педагог хотел бы достичь. Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с тем результатом, который вам необходим? Правильная постановка цели означает, что цель является измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком. Задачи педагогического профессионального проекта (самоанализа) Задачи – это последовательность действий, реализация которых с неизбежностью должна привести к достижению цели. Это измеряемые возможные изменения ситуации, те результаты, которые можно увидеть и измерить, так как задачи и результаты поддаются количественной и (или) качественной оценке. Задача - это всего лишь один из шагов на пути достижения цели. Не должно быть лишних, случайных задач, они все должны быть направлены на достижение цели. Степень детализации задач определяется сложностью проблемы. Чем сложнее проблема, тем решение большего количества задач требуется для ее достижения. Каждой задаче в педагогическом профессиональном проекте (самоанализе) может соответствовать определенный раздел. Структура педагогического профессионального проекта (самоанализа) Структуру работы желательно выдержать в логике оценочных критериев и показателей, определенных в экспертном заключении.
|
Аттестация является ответственным моментом в профессиональной жизни педагогических работников. Для успешного прохождения процедуры... | Для организации работы по аттестации педагогических работников в 2012-2013 учебном году направляю информацию о порядке приема документов... | ||
Разработка локальной нормативно-правовой базы для организации и проведению аттестации педагогических работников | Федерации от 24 марта 2010 года №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных... | ||
Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности проводится на основании Приказа по дошкольному учреждению,... | Комментарии к документу «Порядок аттестации педагогических работников» | ||
Для организации работы по аттестации педагогических работников Пермского края в 2012-2013 учебном году направляю информацию о порядке... | Рассмотрение представлений, поданных (руководителем) в аттестационную комиссию для аттестации педагогических работников на соответствие... | ||
... | Руководителю образовательного учреждения необходимо ознакомить педагогических работников с нормативными документами по аттестации,... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |