МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по порядку представления (направления) уведомлений о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания гостиницами, иными организациями, оказывающими гостиничные услуги, санаториями, домами отдыха, пансионатами, детскими оздоровительными лагерями, туристскими базами, кемпингами 1. Правовые основы миграционного учета иностранных граждан1 (в том числе учета иностранных граждан по месту пребывания) установлены Федеральным законом от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Правила учета иностранных граждан по месту пребывания и форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами, по прибытии иностранного гражданина в гостиницу или в иную организацию, оказывающую гостиничные услуги, в санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, на туристскую базу, в детский оздоровительный лагерь, администрация соответствующей организации или учреждения после фиксации сведений об этих гражданах в своих учетных документах обязана в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями), уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания путем направления (передачи) уведомления о прибытии для его постановки на учет по месту пребывания, а также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 10 мая 2010 г. № 310 «Об утверждении Правил передачи сведений о прибытии в место пребывания и убытии из места пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи»).
2. Основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина (далее – постановка на учет) является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее – уведомление о прибытии).
Все процедуры по постановке на учет и снятию с учета, в том числе заполнение формы уведомления о прибытии, возлагаются на сторону, принимающую иностранного гражданина (далее – принимающая сторона), которой в рассматриваемом случае выступает гостиница, иная организация, оказывающая гостиничные услуги и иные подобные учреждения, в которых временно пребывает иностранный гражданин.
Иностранные граждане или лица без гражданства (далее – иностранные граждане), временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, по прибытии в гостиницу, не являющуюся их местом жительства, подлежат учету в соответствии с Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Правила).
Администрация гостиницы проставляет отметку о приеме уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (далее – уведомление) в бланке уведомления с соблюдением требований, предусмотренных приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 2 апреля 2009 г. № 144 «Об утверждении формы отметки о приеме уведомления, проставляемой администрацией гостиницы, и порядка ее проставления»,
Уведомление с отметкой о приеме уведомления администрацией гостиницы передается в территориальный орган Федеральной миграционной службы в порядке и установленные сроки, в том числе (при наличии) с использованием средств связи сетей электросвязи (электронных каналов связи). Плата за проставление отметки о приеме уведомления не взимается.
Руководители (директора) гостиниц должны организовать работу по изготовлению штампов для проставления отметки и направить образцы оттисков указанных штампов в соответствующий территориальный орган ФМС России.
Принимающей стороной уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
Размер платы за услуги организаций связи по приему уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания на территории Российской Федерации, пересылаемого письмом с объявленной ценностью, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 10 в размере 118 рублей.
Государственная пошлина за прием уведомления о прибытии не взимается.
3. Уведомление представляет собой формализованный бланк, который состоит из двух частей:
а) уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания;
б) отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
В уведомлении о прибытии принимающая сторона должна указать следующие сведения:
а) о лице, подлежащем постановке на учет:
фамилия, имя, отчество;
гражданство (подданство);
дата и место рождения;
пол;
вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа,
удостоверяющего личность иностранного гражданина;
вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
цель въезда;
профессия;
дата въезда в Российскую Федерацию;
серия и номер миграционной карты;
заявленные сроки пребывания;
адрес места пребывания;
адрес прежнего места пребывания в Российской Федерации (в случае прибытия в новое место пребывания);
б) о физическом лице, выступающем в качестве принимающей стороны:
фамилия, имя, отчество;
вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность;
адрес места жительства.
В случае если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии помимо названных сведений указываются:
а) фамилия, имя, отчество ответственного лица организации;
б) вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации;
в) адрес места жительства ответственного лица организации;
г) наименование организации;
д) фактический адрес организации;
е) идентификационный налоговый номер организации.
Названные сведения указываются в соответствующих графах бланка уведомления о прибытии.
Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации.
4. Бланк уведомления о прибытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке. При заполнении бланка не допускаются исправления, использование аббревиатур и сокращения слов.
Уведомления о прибытии, не отвечающие названным требованиям, не подлежат приему.
В случае если принимающая сторона испытывает затруднения при заполнении уведомления о прибытии, ей следует обратиться в ближайший территориальный отдел (отделение, пункт) УФМС России по Республике Татарстан для получения помощи по заполнению указанного бланка с использованием технических средств.
В графе «дата въезда» указывается число, месяц и год пересечения иностранным гражданином Государственной границы Российской Федерации. Указанная дата определяется в соответствии с отметкой органа пограничного контроля, проставляемой в миграционной карте и документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина.
В графе «срок пребывания до» указывается планируемая дата проживания в гостинице иностранного гражданина. При заполнении данной графы следует учитывать, что срок временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации не может превышать:
- срока действия визы;
- 90 суток, если лицо въехало на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы.1
Постановка на учет постоянно (имеющего вид на жительство в РФ) или временно проживающего в Российской Федерации (имеющего разрешение на временное проживание в РФ) иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии в место пребывания, но не более чем на срок действия вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Уведомления, в которых срок пребывания иностранного гражданина на территории РФ превышает названные сроки разрешенного пребывания на территории РФ (т.е. срок действия визы, 90 суток, срок действия разрешения на временное проживание или вида на жительство), не будут приниматься территориальным органом Федеральной миграционной службы и отделениями почтовой связи.
В случае если иностранный гражданин полагает, что у него имеются основания для продления срока пребывания на территории РФ, ему следует рекомендовать обратиться непосредственно в территориальный орган ФМС России.
Графа «сведения о законных представителях» заполняется в случае представления уведомления о прибытии несовершеннолетнего иностранного гражданина. При этом в данной графе указываются фамилия, имя и отчество (при его наличии) родителей, усыновителей или опекунов несовершеннолетнего иностранного гражданина.
В случае если принимающей стороной является организация (филиал или представительство организации) в разделе 3 бланка уведомления о прибытии указываются фамилия, имя отчество и другие сведения о должностном лице организации, представляющем уведомление. Данные сведения указываются и на оборотной стороне отрывной части бланка в графах «фамилия», «имя», «отчество».
5. Прием уведомления о прибытии осуществляется только при предъявлении лицом, подающим такое уведомление, документа, удостоверяющего его личность.
Принимающая сторона к уведомлению о прибытии, направляемому в территориальный орган Федеральной миграционной службы, прилагает копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а в отношении временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина – копию его миграционной карты, в случае наличия визы – ее копию.
При этом следует учитывать, что:
документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:
1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
2) разрешение на временное проживание;
3) вид на жительство;
4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
Должностные лица территориального органа ФМС России, принимающие уведомление о прибытии, проверяют правильность его заполнения, точность указанных в нем сведений, а также наличие прилагаемых документов.
6. При убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, кемпинга, с туристской базы, из детского оздоровительного лагеря администрация соответствующей организации или учреждения обязана не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия указанного иностранного гражданина, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы для его снятия с учета по месту пребывания.
7. За неисполнение обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета принимающая сторона подлежит привлечению к административной ответственности по части 4 статьи 18.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). За совершение данного правонарушения может быть наложен административный штраф на граждан в размере от двух до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот тысяч рублей.
Примечание. В случае нарушения должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении двух и более принимаемых ими иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Кроме того, статьей 19.27. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета. В силу части 1 указанной статьи представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства влечет наложение административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Согласно части 2 названной статьи, совершение аналогичного деяния принимающей стороной влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати пяти до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот пятидесяти до восьмисот тысяч рублей.
УФМС России по Республике Татарстан
|