УМК «Школа России»
«Литературное чтение» авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина
1 класс
Составитель технологических карт:
Одегова Валентина Филипповна – доцент кафедры начального образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент.
Пояснительная записка Технологические карты к учебнику «Литературное чтение. 1 класс» системы учебников «Школа России» (авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина) составлены по темам (разделам) изучения курса в соответствии с программой, календарно-тематическим планированием и методическими рекомендациями [8], [19].
Они построены в соответствии с требованиями ФГОС НОО, нормативными документами [13], [18], [19] отражают логику построения содержания курса литературного чтения.
Технологические карты – концентрированная информационно-методическая среда, направленная на оказание помощи учителю в реализации требований ФГОС НОО. Для первого класса создано 6 технологических карт – в соответствии с количеством разделов учебника. Каждая технологическая карта раскрывает методические особенности работы только над одним разделом. В технологическую карту вводится в сжатом виде многосторонняя информация, необходимая учителю, а именно:
формулировка конкретных целей и задач, стоящих перед изучением раздела учебника;
перечень предметных и межпредметных терминов и понятий;
межпредметные связи;
используемые ресурсы;
планируемые результаты по литературному чтению в 1 классе -предметные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД), личностные;
этапы изучения темы (примерное тематическое планирование, особенности работы над произведениями, виды деятельности учащихся, достижения учащихся при изучении произведений раздела, диагностика достижений);
обобщение и систематизация знаний и способов действий;
проверка и оценка усвоенных знаний и способов действий.
Следует отметить существенную особенность планирования по реализации программы литературного чтения, в отличие от других предметов учебного плана, заключающуюся в том, что здесь практически каждый урок является уроком изучения нового материала. Поэтому приоритетная цель данного предмета – формирование читательской компетентности (совершенствование навыка чтения, владение приемами понимания текста, расширение круга чтения, формирование духовной потребности в книге) реализуется на каждом уроке при изучении разнообразных литературных произведений. Следовательно, независимо от темы, планируемые результаты остаются едиными на каждом этапе, отличаясь степенью усвоения. Их можно было бы не дублировать, внести в качестве приложения к Пояснительной записке. Однако для удобства работы учителя считаем подобное дублирование в каждой Технологической карте оправданным.
Технологические карты обеспечивают реализацию системно-деятельностного и дифференцированного подходов, единство и целостность способов действий в достижении планируемых результатов в процессе ознакомления с произведениями раздела, интеграцию задач и содержания различных рубрик, помещенных в учебнике, позволяют успешно проектировать деятельность учителя на перспективу, в первом классе – на четверть, в остальных классах – на четверть и более. ЛИТЕРАТУРА
Алферов Ю., Курдюмова И, Писарева Л. Как оценить урок? Сельская школа, 1999, № 5, с. 43-44.
Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий. 2000.-с. 575-576.
Бойкина М. В., Виноградская Л. А. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М., 2013.
Галицких Е. Готовимся к уроку литературы в 5-м классе. Литература, 1998, № 8, с. 10.
Горелик И. Ф., Степанов Е. Н. Педагогический анализ личностно ориентированного урока. Завуч, 2001, № 3, с. 115-117.
Ерофеева Н. Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя. Завуч, № 1, 2000, с. 96 - 100.
Завуч. Научно-практический журнал. № 7, 1999;№ 2, 2001- Центр "Педагогический поиск".
Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. –М., 2011.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение, 1кл. Учебник для общеобразовательных учреждений с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. – М.: 2013.
Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. МОЦ "Педагогический поиск", 1999.
Конаржевский Ю. А. Анализ урока. – М., 2000.
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов. Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М., 2010.
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Министерства общего профессионального образования от 25.09.2000 № 2021/11-13.
Коротаева Е. Матричная модель анализа урока: возможности и перспективы. Директор школы. Экспресс-опыт. 2000-1, с. 9- 12.
Памятка для анализа урока. Начальная школа. 1997., № 7, с. 16.
Панов Б. Т. Типы и структура уроков русского языка. - М.: "Просвещение", 1986 - 208 с.
План психологического анализа сформированности умений учебного сотрудничества. Экспресс-опыт. 2000 -1, с. 60- 61.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год".
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23761.html/?utm_campaign=hotdocs_day5890756&utm_source=ya.direct&utm_medium=cpc&utm_content=137800868
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10.
Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н. Н. Деменевой. -М.: АРКТИ,2012. с.138-146.
Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации, 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений – М.: 2012.
Стефаненко Н. А. Учусь учиться. Мои успехи в 1 классе. Литературное чтение. Диагностическое пособие для учащихся – М., 2013.
Урок: посещение и анализ / Составитель: Богоявленская А. Е. - Тверь: областной ИУУ. 1993.
Приложение 1 Рефлексия педагогической деятельности
Под рефлексией подразумевается самоанализ деятельности и её результатов, объективная оценка, выявление конкретных положительных достижений и возникших проблем общего или индивидуального характера. Рефлексия дает педагогу возможность отстраненно оценить свою деятельность. Приобретаемый в рефлексии опыт самопознания обогащает и расширяет представление человека о самом себе как профессионале. Рефлексивная деятельность учителя способствует выявлению причин успехов и неудач в ходе организации образовательного процесса и, благодаря этому, - грамотному корректированию своей педагогической деятельности.
Объективность самооценки обеспечивается глубиной и всесторонностью анализа, оценкой урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов, их дидактической обусловленности и логической взаимосвязи, научным подходом к анализу урока, опорой на психолого-педагогическую науку, соответствием требованиям ФГОС НОО. Содержание предлагаемого ниже бланка и приложений к нему направлено на оказание помощи учителю в его рефлексивной деятельности на предмет оценки эффективности урока и его дальнейшего совершенствования.
Бланк для самооценки урока
Класс: 1 Учебный предмет: Литературное чтение Дата: _____________
Тема урока:__________________________________________________________________________
| № п/п
| Параметры оценки
| Самооценка учителя (в баллах)
| 1
| Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся Содержание учебного занятия соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса, обеспечивает работу в зоне ближайшего развития учащихся
| 5 4 3 2 1
| 2
| Реализация компетентностного подхода
Содержание урока отобрано с учетом компетентностного подхода. Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью
| 5 4 3 2 1
| 3
| Творческий или репродуктивный характер учебных заданий
На уроке широко используются творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в измененной или новой ситуации, или нестандартной ситуации
| 5 4 3 2 1
| 4
| Развивающая направленность заданий
Большинство заданий носит не только обучающий, но и развивающий характер
| 5 4 3 2 1
| 5
| Структура урока
Структура урока соответствует системе обучения, программе и специфике предмета «Литературное чтение» (см. Приложение )
| 5 4 3 2 1
| 6
| Логика построения урока
Урок построен логично и системно, продумана последовательность учебных заданий. Обоснованное соотношение частей урока
| 5 4 3 2 1
| 7
| Формы учебной работы
Предусмотрено оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Рационально используется работа детей в парах и микрогруппах. На уроке предусмотрен достаточный объем самостоятельной работы с учетом возраста учащихся и типа урока
| 5 4 3 2 1
| 8
| Методы обучения и методические приемы
На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский), приемы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии. Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся
| 5 4 3 2 1
| 9
| Характер используемой наглядности
На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский), приемы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии. Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся
| 5 4 3 2 1
| 10
| Целесообразность и функциональность используемых средств обучения
На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский), приемы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии. Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся
| 5 4 3 2 1
| 11
| Организация оперативной обратной связи Организована оперативная обратная связь. Учитель отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществляет своевременную коррекцию ошибок и недочетов. Используются разнообразные способы и средства обратной связи
| 5 4 3 2 1
| 12
| Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей Ведется точный учет индивидуальных особенностей детей. Предусмотрена дифференциация и индивидуализация обучения (на одном или нескольких этапах урока)
| 5 4 3 2 1
| 13
| Формирование мотивационного компонента учебной деятельности На уроке обеспечена положительная эмоциональная мотивация, ведется целенаправленная работа по формированию положительной учебной мотивации, в том числе учебно-познавательных мотивов
| 5 4 3 2 1
| 14
| Постановка учебных задач. Организация целеполагания На уроке ставятся перед детьми учебные задачи, дети их осознают. Учащиеся принимают участие в целеполагании. Ведется работа по усвоению детьми способов действий
| 5 4 3 2 1
| 15
| Формирование познавательных УУД Учащиеся осваивают одно или несколько познавательных УУД (моделирование, логические действия, смысловое чтение и др.)
| 5 4 3 2 1
| 16
| Формирование регулятивных УУД Учащиеся осваивают одно или несколько регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция и др.) Урок имеет рефлексивную направленность
| 5 4 3 2 1
| 17
| Формирование коммуникативных УУД Учащиеся выполняют одно или несколько коммуникативных УУД (планирование, сотрудничество, постановка вопросов, выражение собственных мыслей и др.)
| 5 4 3 2 1
| 18
| Характер активности детей Учащиеся проявляют на уроке познавательную активность. Дети выступают в роли субъектов деятельности
| 5 4 3 2 1
| 19
| Организация учебного сотрудничества Организовано сотрудничество учителя и учащихся как равных партне-ров, а также сотрудничество детей друг с другом. Стиль общения гиб-кий, с преобладанием демократичного
| 5 4 3 2 1
| 20
| Психологический климат урока На уроке преобладает благоприятный психологический климат, гуман-ное, уважительное и доброжелательное отношение учителя к детям
| 5 4 3 2 1
| 21
| Учет личностных особенностей учащихся
На уроке создаются ситуация успеха, ситуации выбора. Ученики имеют возможность высказывать собственную точку зрения, актуализируется их субъектный опыт. Учитываются интересы учащихся
| 5 4 3 2 1
| 22
| Формулировка учителем целей урока
Учитель четко и конкретно формулирует как развивающие, так и дидактические цели урока
| 5 4 3 2 1
| 23
| Соотнесение учителем целей и результатов урока
Учитель соотносит цели урока и его результаты, определяет, какие цели удалось реализовать, а какие нет, и по какой причине
| 5 4 3 2 1
| |