Скачать 0.57 Mb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-Х, 5-Х, 10-Х КЛАССОВ Организация диагностической работы в период адаптации осуществляется согласно программе «Преемственность и адаптация», рекомендованной ГМО педагогов-психологов протокол №3 от 9 сентября 2012 года. Методические рекомендации подготовили : педагог-психолог НМЦ Суербаева Р.А., руководитель ГМО педагогов-психологов Лозинская М.В., члены профессионального Совета Лущенко Е.В., Баймаганбетова С.Х., Залужная Г.В. г.Орск 2013г.
1 КЛАСС Методика определения школьной мотивации (А.Г. Лускановой) Цель: определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится индивидуально с каждым ребёнком по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов. Наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости. Преимущество анкетного метода состоит в том, что он позволяет за короткое время опросить большое количество учащихся. Проводить в индивидуальной форме. Ребёнку даётся инструкция: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение». Вопросы анкеты:
Ключ Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация. 25-30 баллов – высокая школьная мотивация, учебная активность; 20-24 баллов – нормальная школьная мотивация; 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами; 10-14 баллов – низкая школьная мотивации; < 10 баллов – негативное отношение к школе. Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п. Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации. Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой. Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьнаядезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка. Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе. (Э.М.Александровская) Ф.И.О. учителя_____________________________________________________________________________________________________________ Класс _____ Дата__________
Рабочая таблица для учителя. Ф.И.О. учителя__________________________________ Класс _____ Дата__________
Анкета для родителей первоклассников |
Методические рекомендации по организации диагностической работы в период адаптации учащихся 1-Х, 5-Х, 10-х классов | Приложение протокол проведения исследования учащихся в образовательной организации | ||
Назначение работы – оценить общеобразовательную подготовку по курсу математики выпускников XI классов общеобразовательных учреждений... | «Программа адаптации, план введения в должность» для новых сотрудников предназначена для введения единой процедуры адаптации во всех... | ||
Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования – на основную и планом работы школы... | Данные методические рекомендации разработаны для руководителей и педагогических коллективов с целью обеспечения нормативных, организационно-содержательных... | ||
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,... | В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,... | ||
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в период реализации федеральных государственных образовательных... | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е.... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |