Методические рекомендации по организации диагностической работы в период адаптации учащихся


НазваниеМетодические рекомендации по организации диагностической работы в период адаптации учащихся
страница1/5
ТипМетодические рекомендации
blankidoc.ru > Бланки > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

1-Х, 5-Х, 10-Х КЛАССОВ


Организация диагностической работы в период адаптации осуществляется согласно программе «Преемственность и адаптация», рекомендованной ГМО педагогов-психологов протокол №3 от 9 сентября 2012 года.

Методические рекомендации

подготовили :

педагог-психолог НМЦ Суербаева Р.А.,

руководитель ГМО педагогов-психологов Лозинская М.В.,

члены профессионального Совета

Лущенко Е.В., Баймаганбетова С.Х., Залужная Г.В.


г.Орск 2013г.




п/п

Возраст ребёнка

Предмет исследования

Цель

Сроки проведения

Диагностический инструментарий

Ответственный за проведение

Вид, форма отчетности

1.

Младший школьный возраст

1 класс

Диагностика школьной мотивации и адаптации

Определение уровня социально-психологической адаптации, мотивации учения

Октябрь;

апрель

- Методика определения школьной мотивации (А.Г. Лускановой);

- Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе.

(Э.М.Александровская);

- Анкета для родителей первоклассников

Рекомендовано к использованию:

- Методика психосемантической экспресс-диагностики мотивации (Соломин И.Л.);

- Проективная методика «Что мне нравится в школе?» (Н.Г. Лусканова);

- Проективная методика "Школа зверей" (С. Панченко)

Педагог-психолог

Справка

2.

Младший подростковый возраст

5 класс

Адаптация, мотивация

Определение уровня социально-психологической адаптации и мотивации

Октябрь;

апрель

- Тест Филлипса

- Методика изучения мотивации обучения школьников

(М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М)

- Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» Федоренко Л.Г.

Рекомендовано к использованию:

- Методика «Дерево» (Л.П. Пономаренко);

- Социометрический тест (Битянова М.Р.)

Педагог-психолог

Справка

3.

Юношеский возраст

10 класс

Адаптация, мотивация

Определение уровня социально-психологической адаптации и мотивации

Октябрь;

апрель

- Методика изучения мотивации обучения

(М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М);

- Социометрический тест (Битянова М.Р.)

Педагог-психолог

Справка


1 КЛАСС

Методика определения школьной мотивации (А.Г. Лускановой)
Цель: определение школьной мотивации.

Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится индивидуально с каждым ребёнком по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов. Наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Преимущество анкетного метода состоит в том, что он позволяет за короткое время опросить большое количество учащихся. Проводить в индивидуальной форме.

Ребёнку даётся инструкция: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение».

Вопросы анкеты:

  1. Тебе нравится в школе?

    • не очень

    • нравится

    • не нравится

  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

    • чаще хочется остаться дома

    • бывает по-разному

    • иду с радостью

  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

    • не знаю

    • остался бы дома

    • пошел бы в школу

  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

    • не нравится

    • бывает по-разному

    • нравится

  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

    • хотел бы

    • не хотел бы

    • не знаю

  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

    • не знаю

    • не хотел бы

    • хотел бы

  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

    • часто

    • редко

    • не рассказываю

  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

    • точно не знаю

    • хотел бы

    • не хотел бы

  9. У тебя в классе много друзей?

    • мало

    • много

    • нет друзей

  10. Тебе нравятся твои одноклассники?

    • нравятся

    • не очень

    • не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0


Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

25-30 баллов – высокая школьная мотивация, учебная активность;

20-24 баллов – нормальная школьная мотивация;

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;

10-14 баллов – низкая школьная мотивации;

< 10 баллов – негативное отношение к школе.

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьнаядезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе.

(Э.М.Александровская)

Ф.И.О. учителя_____________________________________________________________________________________________________________ Класс _____ Дата__________





Фамилия, имя учащегося

Критерии оценки уровня СПА

Всего

баллов

Уровень

адаптации


Критерии определения уровня

социально-психологической

адаптации


1


2


3


4


5


6


7









































I.ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

0.Учебная активность отсутствует (не включается в учебный процесс).
1.Пассивен, дает неправильные ответы или не отвечает совсем

2.Учебная активность нестабильна и/или кратковременна, часто отвлекается, не слышит вопроса.

3.Редко поднимает руку, но отвечает правильно.
4.Работает, правильные и неправильные ответы чередуются.
5.Активно работает, часто поднимает руку и правильно отвечает.
II.УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ. УСПЕВАЕМОСТЬ.

0.Плохое усвоение материала по всем предметам. Большое кол-во грубых ошибок, средний балл ниже 3,5.
1.Частые ошибки, исправления, зачеркивания, непостоянство оценок, средний балл 3,5 и ниже.

2.Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок, средний балл по этому предмету от 3,5 и ниже.

3.Редкие ошибки, слова с пропуском букв и их заменой, средний балл успеваемости 3,6 - 3,9.
4.Небольшие помарки, единичные ошибки, средний балл 4 - 4,5
5.Безошибочное выполнение заданий, средний балл 4,6-5.
III.УСВОЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ.

0.Не выполняет требования учителя, большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы).

1.Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает.

2.Выполняет требования учителя частично, особенно не отвлекаясь.
3.Изредка поворачивается, обменивается репликами с товарищами.
4.Выполняет все требования, но иногда отвлекается на короткое время.
5.Сидит спокойно, выполняет все требования.
IV.ПОВЕДЕНИЕ НА ПЕРЕМЕНЕ.

0.Часто нарушает нормы поведения, мешает ребятам играть, нападает, кричит, не реагирует на замечания (не владеет собой).

1.Пассивен, скованные движения, избегает ребят.
2.Не может найти себе занятие, переходит от одной группы детей к другой.

3.Активность ограничиваются занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку.
4.Активность выражена в малой степени, предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры.
5.Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных коллективных играх.
V.ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКАМ.

0.Проявляет негативизм в общении. Постоянно сердится и обижает детей, и дети его не любят.
1.Замкнут, изолирован от других детей. И дети равнодушны к нему.
2.Предпочитает находиться с детьми, но не вступает с ними в контакты.
3.Сфера общения ограничены, общается избирательно с некоторыми детьми.
4.Сам инициативы в общении не проявляет, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети.
5.Общительный, легко контактирует с детьми.
VI.ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ.

0.Общение приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейшем замечании.
1.Избегает контакта, легко смущается. При общении с учителем теряется. Говорит тихо, запинается.
2.Выполняет требования, но не заинтересован в общении, старается быть незамеченным.
3.Старается выполнять требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам.
4.Дорожит хорошим мнением учителя о себе. Стремиться выполнять все его требования. В случае необходимости сам обращается к нему за помощью.

5.Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему. После урока часто подходит к нему, общается.
VII.НАСТРОЕНИЕ.

0.Вспышки гнева, злости, может ударить, что-то сломать (как в общении с детьми, так и с учителем).
1.А.Депрессивное настроение, плач без всяких причин.

Б.Агрессивные реакции, часто повышает голос, ссорится с детьми.
2.А.Тревожность, огорченность, страх.

Б.Обидчивость, раздражительность, вспыльчивость.
3.Эпизодические проявления сниженного настроения.
4.Спокойное эмоциональное состояние, ровное настроение.
5.Хорошее настроение, смеется.






































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Обработка.

Оценки по шкалам от 3 до 5 баллов расцениваются как благополучная адаптация,

от 0 до 2-как неблагополучная.

Сумма баллов по всем 7 шкалам (от 0 до 35 баллов) является количественным показателем общего уровня СПА.

Нормативы.

21-35 баллов - зона адаптации; ЗА

15-20 баллов - зона неблагоприятных тенденций; ЗНТ

0-14 баллов - зона дезадаптации или зона затрудненной адаптации.ЗТА





Рабочая таблица для учителя.

Ф.И.О. учителя__________________________________ Класс _____ Дата__________





Фамилия, Имяучащегося

Критерии оценки уровня СПА

Всего

баллов

Уровень

адаптации


1


2


3


4


5


6


7









































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Анкета для родителей первоклассников
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации по организации диагностической работы в период адаптации учащихся iconМетодические рекомендации по организации диагностической работы в...
Методические рекомендации по организации диагностической работы в период адаптации учащихся 1-Х, 5-Х, 10-х классов

Методические рекомендации по организации диагностической работы в период адаптации учащихся iconРекомендации по проведению исследования готовности и адаптации учащихся...
Приложение протокол проведения исследования учащихся в образовательной организации

Методические рекомендации по организации диагностической работы в период адаптации учащихся iconСпецификация диагностической контрольной работы по математике для...
Назначение работы – оценить общеобразовательную подготовку по курсу математики выпускников XI классов общеобразовательных учреждений...

Методические рекомендации по организации диагностической работы в период адаптации учащихся iconІІ. Программа работы с сотрудником на период испытательного срока
«Программа адаптации, план введения в должность» для новых сотрудников предназначена для введения единой процедуры адаптации во всех...

Методические рекомендации по организации диагностической работы в период адаптации учащихся iconСоблюдение учителями 1-х классов санитарно- гигиенических норм при...
Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования – на основную и планом работы школы...

Методические рекомендации по организации диагностической работы в период адаптации учащихся iconМетодические рекомендации по организации в общеобразовательном учреждении...
Данные методические рекомендации разработаны для руководителей и педагогических коллективов с целью обеспечения нормативных, организационно-содержательных...

Методические рекомендации по организации диагностической работы в период адаптации учащихся iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Методические рекомендации по организации диагностической работы в период адаптации учащихся iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Методические рекомендации по организации диагностической работы в период адаптации учащихся iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов...
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в период реализации федеральных государственных образовательных...

Методические рекомендации по организации диагностической работы в период адаптации учащихся iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru