с. Леуши, 2016 г.
Пояснительная запискаАдаптированная образовательная программа по учебному предмету Русский язык для учащихся 10-11 классов составлена на основе предлагаемой Программы «Русский язык и развитие письменной речи»/авторы Платонова Н.М., Девяткова Т.А./ из Программно – методического обеспечения для 10 – 12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 331. – (Коррекционная педагогика).
Программно-методическое обеспечение написано по заказу Министерства образования и науки РФ в рамках президентской программы «Дети России» под программы «Дети-инвалиды».
Основная
цель обучения русскому языку в 10-12 классах состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие умственно отсталых учащихся: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также сформировать умения и навыки грамотного письма.
Недостаточность развития фонематического слуха при умственной отсталости нарушает узнавание слов и, как следствие, их предметную соотнесенность. Кроме того, у таких детей отмечается снижение скорости восприятия, переработки воспринимаемой информации за единицу времени, а также искажение первичной информации. Для речи умственно отсталых детей характерна скудность словарного запаса и недоразвитие логико-грамматических структур. Также у них недостаточно развит психологический уровень понимания речи, а именно – трудности понимания основного смысла всего сообщения и его фрагментов, слов в контексте, метафор, установление связей между фрагментами сообщения, неумение делать обобщение, выводы.
Учебный материал по русскому языку (в плане усвоения грамматики и синтаксиса) остаётся в объёме ранее изученного в 5 – 9 классах на уроках русского языка. В 10-12 классах он даётся в определённой последовательности в виде повторения тех разделов, которые будут актуальными для решения задач развития и формирования деловой и творческой письменной речи умственно отсталых учащихся.
Предлагаемая программа представляет собой интегрированный курс русского языка и делового, и творческого письма. Курс русского языка включает в себя набор необходимых жизненно значимых теоретических сведений по грамматике, орфографии, синтаксису. При этом повторение материала русского языка основывается на тематике социально – бытовой ориентировки.
Большое значение имеет речевая направленность курса, то есть работа, связанная с обогащением словарного запаса учащихся. В процессе обучения идёт постепенное накопление словаря: существительных, прилагательных, глаголов, наречий, то есть всех основных частей речи. При этом предусматривается не только его количественное развитие, пополнение активного словаря новыми словами, речевыми оборотами, но и качественное: уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, синонимическим рядом.
Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида - подготовка умственно отсталого ребенка к самостоятельной жизни, в том числе в приобретении умений составлять деловые бумаги, что является необходимостью существования в обществе.
Программа включает в себя формирование у учащихся навыков творческого письма и оформления деловых бумаг. Деловое письмо представляет собой письменный диалог, решающий важнейшие вопросы экономико - правовой деятельности гражданина.
Для формирования у умственно отсталых учащихся необходимых умений по составлению деловых бумаг следует исходить из актуализации основных признаков базовой модели речевой ситуации, делать опору на речевые штампы и клише, наполняя их в процессе упражнений различным содержанием. Образцы (клише) деловых бумаг: заявление о приёме на работу, заявление о приёме ребёнка в дошкольное учреждение, служебная записка, образец трудового договора, автобиография (резюме) др. составят некий справочник выпускника, которым он будет пользоваться в своей дальнейшей жизни.
Деловой стиль – это сообщение, которое носит характер деловой информации, делового указания. Он используется в различного рода деловых бумагах: объявление, заявление, инструкция, справка, расписка т. д. Задача деловой речи заключается в том, чтобы сообщить сведения, имеющие практическое значение, и дать точные указания и рекомендации. Высказывание обычно бывает точным, беспристрастным, т.е. сообщающий не должен выражать своего личного отношения к тому, о чём идёт речь.
Принципы построения курса.На первом этапе задачей учителя является формирование у умственно отсталых учащихся пассивного словаря деловой устной и письменной речи на уровне понимания и узнавания в тексте. Создание пассивного композиционного образа делового письма, знакомство с речевыми фрагментами, однотипными речевыми действиями просьбы, сообщения, предложения. С этой целью учитель во время повторения грамматики и синтаксиса русского языка, основываясь на текстах делового письма и деловой речи, предлагает учащимся упражнения, которые могут быть представлены в виде деформированного текста, работы с заранее заготовленными клише деловых бумаг.
На втором этапе задачей учителя является перевод пассивного словаря в активный, а именно, выработка навыков пользования устной деловой речью в деловых переговорах, выработка навыков составления делового письма в соответствии с общепринятыми правилами.
Развитие связной речи предполагает работу по созданию текстов в процессе выполнения упражнений комплексного характера: изложений и сочинений. Письму текстов, различных по типу, стилю и жанру, предшествует работа по закреплению знаний о закономерностях построения монологических высказываний и отработка речевых умений в устной форме.
Главным на уроке является принцип опережающего обучения устной стороне речи.
Наиболее популярные, часто встречающиеся жанры деловой письменной и устной речи. Заявление в свободной форме:
- приём на работу, увольнение с работы, на отпуск - очередной и за свой счет, по уходу за ребёнком, приём ребёнка в детское учреждение, в суд, в органы соцзащиты;
- в жилищные организации;
- в полицию, в бюро медико – социальных экспертиз на установление инвалидности;
- о защите прав потребителя и др.
Заявление на бланке:
- в ЗАГС – регистрация рождения ребёнка, брака, расторжение брачных отношений;
- в полицию – на регистрацию по месту жительства, выдачу паспорта;
- в Центр занятости населения – постановка на учёт по безработице и поиску работы;
-в жилищные органы – постановка на улучшение жилищно – бытовых условий, выделение жилья, обмен жилья, выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счёта, справка о проживании.
Доверенность:- в свободной форме;
- на бланке на получение денежных сумм, распоряжение имуществом, защиту прав в суде.
Служебные записки неофициального характера:- объяснительная записка;
- сообщение, постановка в известность начальства о чём – либо;
- автобиография (резюме);
- листок личного учёта кадров.
Почтовые отправления:- бланки отправления бандеролей, посылок;
- уведомления о получении почтового отправления;
- почтовые и телеграфные переводы;
- письма, открытки, телеграммы;
- опись вложения к ценным отправлениям;
- подписка на газеты и журналы.
Коммунальные платежи:- бланки оплаты коммунальных услуг.
Копии документов:- свидетельство о рождении, о браке;
- паспорт;
- пенсионное удостоверение;
- справка об инвалидности.
Договор (контракт):- трудовой договор (контракт) с работодателем;
- договор на выполнение различных видов услуг и работ другими лицами.
Сбербанк:- договор о вкладе;
- доверенность на получение вклада;
- оформление безналичных платежей;
- бланки на оплату различных сборов.
Расписка и обязательство:- расписка о получении чего – либо;
- обязательство о возврате чего – либо;
- расписка об отказе от прививки, госпитализации.
Планирование, составление устных диалогов по различным деловым ситуациям:
телефонный разговор с работодателем, со службами экстренной помощи, с представителями различных организаций (поликлиника, аптека, служба быта, школа, аварийные службы).
Виды писем:- письмо – запрос, письмо – просьба, письмо – подтверждение, письмо – напоминание, письмо – сообщение, письмо – поздравление, письмо – приглашение, письмо – благодарность, гарантийное письмо, письмо – соболезнование.
Содержание программы10 класс(34 ч., 1 ч. в неделю)Повторение.Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Простое и сложное предложение. Сложное предложение с союзами
и, а, но, со словами
который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Речь. Речевая деятельность.
Введение. Значение речи в жизни человека. Подготовленная и неподготовленная речь. Приёмы подготовки речи. Виды речевой деятельности по цели высказывания: сообщить, объяснить, поделиться чувствами и мыслями, повлиять, убедить. Краткая и распространённая речь. Имя собственное.
Слово.Слово и его значение. Синонимы. Толковый словарь.
Вежливые слова. Обращение, вводные слова. Правописание обращения, вводных слов.
Состав слова. Разбор слов по составу. Словообразование.
Правописание звонких и глухих согласных в корне в конце слова.
Правописание приставок, меняющих конечную гласную: без – (бес -), воз – (вос - ), из – (ис -), раз – (рас - ).
Правописание ударных и безударных гласных в слове. Орфографический словарь.
Имя существительное. Его роль в речи. Основные категории имени существительного. Правописание безударных падежных окончаний.
Имя прилагательное. Его роль в речи. Склонение имён прилагательных. Правописание падежных окончаний. Согласование имён прилагательных с именами существительными в тексте.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов совершенного и несовершенного вида на – ться и – тся. Повелительная форма глагола. Правописание частицы
не с глаголами.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с
о и
а на конце
.Предлоги. Их значение в речи. Правописание предлогов.
Связная речь. Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала.Работа с деформированным текстом.
Изложение.
Сочинение по плану и опорным словам.
Деловое письмо: составление автобиографии, анкета, письмо другу или родителям, объявление, поздравление, телеграмма, заявление, объяснительная записка, должностные обязанности по той или иной предлагаемой специальности (столяр, швея, дворник, помощник воспитателя, санитарка).
Повторение пройденного материала.Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10 классаУчащиеся должны уметь:-писать изложение и сочинение после предварительной отработки содержания и языкового оформления;
-составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу;
-пользоваться орфографическим и толковым словарём, применять изученные орфографические правила на письме с помощью учителя или самостоятельно.
Учащиеся должны знать:- части речи, использование их в речи;
- наиболее распространённые правила правописания слов.
Содержание программы11 класс(34 ч., 1 ч. в неделю) №п/п
| Устная деловая речь
| Письменная деловая речь
|
1
| Введение. Русский литературный язык и его стили: разговорный стиль, научный стиль, деловой стиль, книжный стиль, газетно-журнальный (публицистический) стиль.
| Повторение. Простое предложение. Сложное предложение с союзами и, а, но, который, когда, где, что, чтобы, потому что. Правописание союзных предложений.
Предложения по цели высказывания.
Обращение, знаки препинания при обращении.
|
2
| Значение деловой устной и письменной речи в жизни человека.
| Звуки и буквы.
Правописание слов: ча-ща, чу-щу, жи-ши, глухие-звонкие согласные, твердые-мягкие согласные, непроизносимые согласные, безударные гласные, разделительные мягкий и твердые знаки.
|
3
| Устные формы деловой речи. Телефонный разговор: диалог с работодателем, с сотрудником какого-либо учреждения, с врачом, со службами экстренной помощи.
| Слово.
Письменные формы деловой речи.
Разбор слов по составу. Части слова: корень, приставка, окончание. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в середине и в конце слова.
Сокращенные слова, правило сокращения слов: г-ну, г-же, д-ру, глав.врачу, нач.(начальнику) и т.д., и т.п., и др., завуч.
|
4
| Значение слов. Антонимы и синонимы, употребляемые в деловой речи.
| Образование синонимов при помощи других частей слов.
|
5
| Сложносокращенные слова (аббревиатура) – значение этих слов, цель сокращений и аббревиатур.
| Правописание сложносокращенных слов и аббревиатур. Практическое использование аббревиатур в деловом письме.
|
6
| Реквизиты делового письма – правила расположения на листе текстового материала.
| Правила правописания имен собственных. Основные грамматические категории имени существительного: род, число, падеж. Правописание падежных окончаний. Несклоняемые имена существительные.
|
7
| Языковой стандарт делового письма: типовые тексты, трафаретные письма.
| Орфографический словарь. Его значение. Умение пользоваться орфографическим словарем.
Контрольная работа.
|
8
| Фразы – клише деловой устной речи.
| Фразы – клише деловой письменной речи. Составление заявлений с использованием фраз – клише.
Правописание вежливых форм.
Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
|
9
| Фактор адресата. Его влияние на выбор этикетных фраз, на лексический состав текста и его объем.
| Согласование имен прилагательных с именем существительным.
Падежные окончания имен прилагательных. Правописание личных местоимений в деловом письме. Случаи правописания местоимения «Вы» и «вы», «ты» и «вы».
|
10
| Телефонные диалоги.
Диалоги при посещении различного рода учреждений. Диалоги при найме на работу.
Устные высказывания благодарности, фразы при прощании, приветственные и т.д.
| Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Правописание глаголов на –тся, -ться. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
|
11
| Имя числительное. Правильное прочтение числа в тексте. Знакомство с формами деловых бумаг, где употребляются числительные. Назначение этого рода деловых бумаг и документов, их важность.
| Склонение числительных. Правильное написание числа в письменном тексте.
|
12
| Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
| Наречие. Правописание наречий с о и а на конце.
|
13
| Знакомство с предлогами,
предложными сочетаниями,
стандартными выражениями.
Правильность использования этих
предлогов с именами
существительными.
| Предлог. Правописание предлогов со словами. Правописание предлогов и предложных словосочетаний, наиболее часто применяемых в деловом тексте.
|
Практикум
|
14
| Чтение различного вида деловых писем.
Работа над пониманием деловой лексики и смысла этих писем.
Установление причинно-следственных связей в деловом письме.
| Составление в соответствии с заданной жизненной ситуацией:
Письмо-запрос
Письмо-просьба
Письмо-напоминание
Письмо-подтверждение
Письмо сообщение и другие жанры делового письма.
|
Связная речь. Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала.Работа с деформированным текстом.
Изложение.
Сочинение по плану и опорным словам.
Деловое письмо: составление автобиографии (резюме), заполнение анкеты, расписка, доверенность, почтовый перевод, заявление, приглашение, объяснительная записка, поздравительная открытка, рецепт, инструкция, письмо-запрос, письмо-напоминание, письмо-подтверждение, письмо-сообщение.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 11 классаУчащиеся должны уметь:-вести диалог в соответствии с задачами речевого общения;
-писать изложение и сочинение после предварительной отработки содержания и языкового оформления;
-оформлять изученные виды деловых бумаг;
-пользоваться орфографическим и толковым словарём, применять изученные орфографические правила на письме с помощью учителя или самостоятельно.
Учащиеся должны знать:- части речи, использование их в речи;
- наиболее распространённые правила правописания слов.