Скачать 331.05 Kb.
|
Филиал Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский педагогический колледж» в г. Касимове (Филиал ОГБОУ СПО РПК в г. Касимове) МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ ПМ. 04 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ И СОТРУДНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Специальность 44.02.01 Дошкольное образование Составила преподаватель спецдисциплин: Минеева Светлана Викторовна Касимов 2015 Данное методическое сопровождение составлено с целью оказания помощи студентам при подготовке к учебной и производственной практике по ПМ. 04 Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения Область применения программы практики Программа практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01 Дошкольное образование в части освоения видов профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК) и общих компетенций (ОК) Код Наименование результатов обучения ПК 4.1 Определять цели, задачи и планировать работу с родителями ПК 4.2 Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребёнка ПК 4.3 Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении ПК4.4 Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними ПК 4.5 Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности исоответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходепрохождения производственной практики в рамках профессионального модуля должен: иметь практический опыт:
уметь:
знать:
Рекомендуемое количество часов на освоение программы практики профессионального модуля: всего 72 часа, в том числе:
Формы отчётности по итогам практики Для проверки качества прохождения учебной и производственной практики студенты представляют руководителю практики следующие материалы:
Представленная документация рецензируется и оценивается руководителем практики УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА Первый день (1 половина дня) 1. Инструктивное совещание:
2. Анализ планирования работы с родителями (лицами их заменяющими). Проанализировать план работы с родителями (годовой план работы в ДОУ, план работы с родителями в группе) Вопросы для анализа планов воспитательно- образовательной работы:
Второй день(2 половина дня) 1.Наблюдение и анализ проведения педагогической беседы с родителями воспитанников (заполнение таблицы). 2. Наблюдение и анализ беседы воспитателя с сотрудниками ДОУ по проблеме оказания педагогической помощи детям в семье Анализ проведения педагогической беседы с родителями воспитанников:
2.Взаимодействие воспитателя с сотрудниками дошкольного учреждения.
Третий день (2 половина дня) Анализ уголка для родителей. Проанализировать уголки для родителей в соответствии с требованиями, а также на предмет реализации взаимодействия сотрудников образовательного учреждения. Наблюдение и анализ родительского собрания 1. Требования к оформлению уголка для родителей. • Сменяемость • Доступность для понимания • Чередование стиля оформления и размещения • Крупный «читаемый» шрифт (желательно не меньше 18-20) (TimesNewRoman) • Не очень большой объём / Возможность «книжного чтения» • Графические изображения (по необходимости) • Наличие яркого иллюстративного оформления (не перегружать) . • «Сочетаемость» материала, т. е. один информативный листок не должен противоречить другому • «Живой материал» т. е. то, что в данный момент актуально и интересно для родителей: Зимой: «Зимние стихи», «Теплая одежда для прогулок»; Летом: «Игры с песком и водой»; «Воздушные ванны», «Безопасность от солнечных лучей» • Особо важный материал выделяется: шрифтом, цветовой полосой, нестандартностью оформления заголовка или текста, ярким фоном. • Обязательно! Наличие источника, ссылка на сайт или автора, год издания 2.Памятка для воспитателей при проведении родительских собраний Основные цели родительских собраний:
Задачи:
Особенности организации и проведения родительских собраний:
Подготовка:
Приглашение родителей и других участников собрания: • коллективное приглашение в виде интересного объявления – за 2-3 недели до проведения (указываются тема, вопросы, которые будут рассматриваться, с предложением дополнить это ряд; форма собрания, место, время проведения; предлагаются небольшие задания родителям и литература для изучения) ; • индивидуальные приглашения – за неделю до собрания (в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания, «приглашения-секреты», в оформлении которых принимают участие дети). Разработка решения собрания, памяток или рекомендаций родителям (решение – обязательный элемент родительского собрания; может иметь не только «классическую» форму – в виде перечня планируемых действий и ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций и памяток родителям (краткость, целесообразность) . Оформление и оборудование места проведения собрания (выставка, зрительный ряд, таблицы, схемы и др.) Примерная форма протокола родительского собрания. Протокол N___ родительского собрания группы ___ от «___ »___20___года. Тема:___ Присутствовало: ___человек. Отсутствовало: ___человек. Приглашенные: (Ф. И. О., должность) Повестка родительского собрания: 1.. 2.. 1. По первому вопросу слушали: (Ф. И. О., должность). Она (он) …. (краткое изложение главной мысли выступающего) Далее воспитатель предложил родителям совместно обсудить данный вопрос, высказать свое мнение, предложения, замечания, вопросы и т. п. (В протоколе секретарь конкретно указывает, кто (Ф. И. О.) и какие мысли высказывал, предлагал, выражая несогласие и по какому вопросу.) Принятие решения путем голосования. За -. человек, против -. человек (конкретно Ф. И. О. родителя) Постановили: принять единогласно (принять большинством голосов, не принять) . 2. По второму вопросу слушали:. (аналогично по всем вопросам повестки) . Решение собрания: 1___Ответственный___ (Ф. И. О.) . Срок исполнения___ 2___Ответственный___ (Ф. И. О.) Срок исполнения___ 3___Ответственный___ (Ф. И. О.) Срок исполнения___ Председатель:___(подпись) ___(расшифровка) Секретарь___(подпись) ___(расшифровка) Примечания: 1. Воспитатели не имеют права навязывать свое мнение родителям. Идет совместное обсуждение вопросов повестки. 2. На собрании следует обсуждать и решать, в первую очередь, педагогические вопросы, касающиеся вопросов воспитания, обучения и развития детей. 3. Результаты педагогической диагностики на общее обсуждение не выносятся. Родители (законные представители) могут ознакомиться с ними только в индивидуальном порядке (конфиденциально) . 4. Решения принимаются по каждому вопросу отдельно, путем голосования. 5. Формулировка решения должна быть четкая, конкретная, с указанием сроков исполнения и ответственных. 6. Протокол родительского собрания является документом, входящим в номенклатуру дел ДОУ, оформляется своевременно (в течение 3 дней) . 7. Ответственность за своевременное заполнение и правильное оформление протоколов родительских собраний несут: • за общие родительские собрания –заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель ДОУ; • за групповые родительские собрания – воспитатели. 8. К протоколу родительских собраний прилагаются тексты выступлений, консультаций воспитателей группы и других работников ДОУ, которые принимали в них участие. 9. Отсутствующие на собрании родители знакомятся с решением родительского собрания через объявление в родительскомуголке или индивидуально. Анализ проведения родительского собрания.
Производственная практика Первый день практики (1 половина дня)
Взаимодействие родителей и педагогов 1.Каким бы вы хотели видеть к себе отношение сотрудников детского сада как к родителю? А) довольны отношением к себе со стороны сотрудников? Б) уважительное, доброжелательное, равнодушное отношение. Г) затрудняюсь ответить. 2.Как, по вашему мнению, персонал может облегчить вашу жизнь? А) попозже забирать ребёнка Б) не приносить справки из поликлиники В) больше давать информации о ребёнке Г) затрудняюсь ответить 3.Чему персонал может научиться у родителей? А) узнать об индивидуальных особенностях ребёнка Б) о положительном семейном опыте В) воспитатели должны сам всё знать Г) затрудняюсь ответить 4.Чему вам хотелось бы научиться у воспитателей? А) общению с детьми Б) терпению, выдержке В) пониманию детей Г) затрудняюсь ответить 5.В какой форме вы можете и хотите участвовать в работе детского сада А) в любой Б) ни в какой В) присутствие на открытых занятиях, праздниках, собраниях Г) материальная помощь Д) выполнять советы педагогов 6.Что вам нравится в работе детского сада? А) всё Б) собрания, праздники В) положительный результат в развитии ребёнка Г) затрудняюсь ответить 7.Что необходимо для эффективной работы? А) конкретных советов Б) наше желание сотрудничать с детским садом В) побольше индивидуальных занятий Г) затрудняюсь ответить 8.Что вы думаете о качестве работы детского сада с родителями? А) проводится хорошая работа Б) неплохая работа В) все родители заняты, поэтому с ними работать почти невозможно Г) плохая работа Второй день практики (2 половина дня) Планирование и проведение диагностической работы с детьми и родителями по проблемам семейного воспитания, определение целей и задач работы с отдельной семьёй по результатам наблюдений за ребёнком, изучение особенностей семейного воспитания. Изучить особенности семьи и опыт семейного воспитания 3 детей, составить педагогическую характеристику на 3 семей разного типа, подготовиться к обсуждению с родителями трудностей и достижений в развитии 1 ребёнка. 1.Анкета для родителей (для составления социального портрета семьи). 1.Общие сведения о ребёнке: Фамилия, имя ребёнка ______________________________________ Дата рождения_____________________________________________ Кто отвечает на вопросы: мама, папа, бабушка, дедушка (нужное подчеркнуть) Дата заполнения ___________________________________________ Уважаемые родители! Педагогам детского сада важно принимать во внимание условия воспитания детей в семье. Это поможет им лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, оказывать ей необходимую помощь. Поэтому просим вас ответить на следующие вопросы. 2.Домашний адрес, телефон __________________________________ 3.Жилищные условия семьи: количество комнат, занимаемых семьёй У ребёнка есть своя комната, место в общей комнате, уголка в большой комнате, своей кровати, нет определённого места ( нужное подчеркнуть) 4.Состав семьи: Кто проживает вместе с ребёнком (степень родства, возраст братьев и сестёр) ___________________________________________________________ 5.Данные о родителях: Мать Ф.И.О. ______________________________________________________ Возраст _____________________________________________________ Образование _________________________________________________ Специальность _______________________________________________ Место работы ______________________________________________ Должность _________________________________________________ Увлечения, интересы _________________________________________ Сколько лет в браке __________________________________________ Это брак первый, второй, третий (нужное подчеркните) Отец Ф.И.О. _____________________________________________________ Возраст _____________________________________________________ Образование _________________________________________________ Специальность _______________________________________________ Место работы ________________________________________________ Должность __________________________________________________ Увлечения, интересы __________________________________________ Сколько лет в браке ___________________________________________ Это брак первый, второй, третий (нужное подчеркните) 6. Другие члены семьи, проживающие с ребёнком в данный момент Бабушка ____________________________________________________ Возраст _____________________________________________________ Увлечения, интересы __________________________________________ Дедушка _____________________________________________________ Возраст ______________________________________________________ Увлечения, интересы ___________________________________________ Другие взрослые, участвующие в воспитании ребёнка _______________ ______________________________________________________________ Возраст _______________________________________________________ 7.Экономическое положение семьи: Низкий доход, средний, высокий доход (нужное подчеркнуть) 8. Проблемы семейной педагогики, к которым вы испытываете интерес ______________________________________________________________ 9. Какие формы сотрудничества с педагогами для вас наиболее привлекательные:
Спасибо! Третий день практики (2 половина) Организация практической работы с родителями. Проведение индивидуальной консультации (беседы) с родителями. Самоанализ проведения педагогической консультации (беседы) с родителями (заполнение таблицы) 1. Структура плана- конспекта (групповая и индивидуальная консультация, беседа) 1) тема; 2) форма мероприятия; 3) цель, задачи; 4.ожидаемый результат; 5) участники; 6) предполагаемое время; 7) оборудование; 8) ход мероприятия; 9) итоги; 10) .используемая литература. 2.Анализ проведения педагогической беседы с родителями воспитанников
Четвёртый день практики (2 половина дня) Планирование и проведение бесед с сотрудниками образовательного учреждения по проблеме оказания педагогической помощи детям и семье на основе результатов диагностической работы. Составление циклограммы деятельности воспитателя. 1.Материал для диагностики. Взаимодействие родителей и детей в ситуациях утреннего приёма в группу.
Взаимодействие родителей и детей в ситуациях вечернего прихода родителей за детьми
2.Анкета для родителей Затруднения в воспитании детей. 1.Возраст ребёнка. 2.Что Вас радует в поведении Вашего ребёнка? 3.С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребёнка? 4.Что, по Вашему мнению, обуславливает отклонение ( если таковое имеется) в поведении ребёнка? 5.Какие темы Вы хотели бы обсудить ( или услышать рекомендации) на родительском собрании? 6.Каковы Ваши пожелания по улучшению работы детского сада? 3.Тест для родителей Цель: выявить степень участия родителей в воспитании детей.
4.Вопросы для анализа работы воспитателя с сотрудниками ДОУ 1) Какие формы, методы, приёмы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания были предусмотрены? 2) Какие формы осуществлялись в ходе вашей практики? В чём их особенность, специфика? 3) В каких формах удалось вам поучаствовать? Какова их цель? Направленность? Количество участников? 4) Какие профессиональные компетенции удалось проявить? Какие сложности? Пятый день практики (2 половина дня) Презентация уголка для родителей. Методические рекомендации по содержанию родительских уголков групп раннего возраста. 1. Выбираем статьи небольшие по объему, но дающие исчерпывающую информацию и вызывающие у родителей желание продолжить общение с педагогом по этой теме. 2. Не используем непонятные для родителей термины. 3. При оформлении наглядного материала придерживаемся следующих правил: Содержание материалов должно отвечать направлению работы детского сада, годовому плану, целям и задачам 1 младшей группы, отражать содержание работы с детьми в соответствии с требованиями программы « Кроха ». Информацию даем крупным печатным шрифтом на светлом фоне так, чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2-3 метров. В печатных материалах используем шрифт не менее 16-го. Материал должен быть: сменяемым, периодичным, кратким, доступным, эстетичным, носить рекомендательный характер Тему выделяем цветом и увеличенными размерами шрифта; 4. Статьи дополняем красочными рисунками, фотографиями или картинками. Содержание родительского уголка Постоянный информационный стенд «Для Вас, родители». Визитная карточка группы. Характеристика возрастных психологических особенностей детей группы раннего возраста. Правила для родителей. Сетка непосредственной образовательной деятельности. Папки – передвижки. Выставка: «Сделайте вместе с детьми». Уголок творчества детей. Картотека добрых дел родителей. Медицинский уголок «О здоровье». Объявления. Уголок забытых вещей. Шестой день практики (1половина дня) 1.Разработка предложений по организации работы с родителями и сотрудниками образовательного учреждения На основе полученных материалов составить рекомендации для эффективного взаимодействия с родителями и сотрудниками (продумайте, какие рекомендации можно дать родителям, помощнику воспитателя по организации и включения в режимные процессы, воспитателю по руководствую деятельностью помощника воспитателя). 2.Подготовка отчётной документации по итогам практики Приложение 1. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ по итогам производственной практики по профессиональному модулю ПМ.04. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения 1.ФИО обучающегося/студента, № группы, специальность/профессия: 2. Место проведения практики (организация), наименование, юридический адрес: 3. Время проведения практики: 4. Виды и объем работ, выполненные обучающимся/студентом во время практики: 1. Анализ планирование работы с родителями (лицами их заменяющими). Составить план работы с родителями на период прохождения практики, включив в содержание разнообразные формы работы с родителями на основе учёта интересов, нужд, потребностей (вариант планирования на выбор студента в соответствии с формой, используемой в образовательном учреждении). 2. Планирование и проведение диагностической работы с детьми и родителями по проблемам семейного воспитания, определение целей и задач работы с отдельной семьёй по результатам наблюдений за ребёнком, изучение особенностей семейного воспитания. Изучить особенности семьи и опыт семейного воспитания 3 детей, составить педагогическую характеристику 3 семей разного типа, подготовиться к обсуждению с родителями трудностей и достижений в развитии 1 ребёнка 3. Организация практической работы с родителями. Проведение индивидуальной консультации (беседы) с родителями. Самоанализ проведения педагогической беседы с родителями воспитанников (заполнение таблицы). 4. Планирование и проведение бесед с сотрудниками образовательного учреждения по проблеме оказания педагогической помощи детям и семье на основе результатов диагностической работы 5. Презентация наглядной агитации для родителей (настенная или настольная форма агитации.) Разработка предложений по организации работы с родителями и сотрудниками образовательного учреждения 5. Качество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика 09.12.2015 г. __________ (С.В.Минеева, куратор практики) Приложение 2. Филиал Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский педагогический колледж» в г.Касимове (Филиал ОГБОУ СПО РПК в г.Касимове) Требования к содержанию отчета по производственной практике ПМ 04.Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения Касимов 2015 Отчет по производственной практике по профессиональному модулю ПМ.04 Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения должен включать следующие разделы:
Во введении обозначаются цель и задачи производственной практики, предмет и объект исследования. Рекомендуемый объем введения: 1 2 печатных страницы формата А 4. Первый раздел основной части содержит анализ деятельности организации – места производственной практики (краткая история создания организации, ее организационно-правовая форма, структура, виды предоставляемых услуг и т.п.). Описание основных функций и направлений деятельности организации. Изучение и анализ должностных обязанностей (инструкций) и квалификационных характеристик основных категорий работников организации. |
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы | Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы фбоу впо «вгавт» по специальности... | Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии... | ||
Опоп) в соответствии с фгос спо по специальности 060501 Сестринское дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности... | Целью гиа является оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с Федеральным... | ||
Фгос по специальности 060501 Сестринское дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности Участие в лечебно-диагностическом... | Фгос по специальности спо 060101 Лечебное дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Диагностическая деятельность... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии... | Программа учебной дисциплины «Информатика и икт» является частью основной профессиональной образовательной программы гбоу (ссуз)... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |