Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада»


НазваниеОбразовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада»
страница1/10
ТипОбразовательная программа
blankidoc.ru > Туризм > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
c:\users\c312~1\appdata\local\temp\finereader11\media\image23.jpeg

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ.


1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Получение детьми образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Актуальность

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы для детей с фонетическим нарушением речи в дошкольных образовательных учреждениях.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с фонетическим нарушением речи (далее ФНР), принятых на логопункт в дошкольном учреждении на один год.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Основной базой рабочей программы являются:

  • образовательная программа детского сада;

  • программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

  • Программа Н.В.Нищева «Программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)


Рабочая программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста составлена в соответствии с:

- Законом Российской Федерации «Об образовании»;

- Концепцией модернизации Российского образования;

- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;

- Конвенцией о правах ребенка;

- методическими рекомендациями Министерства Образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования»;

- современными разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Цель программы: Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте детского сада для детей с ФНР в возрасте с 6 до 7 лет.

Осуществление полноценного и своевременного личностного развития детей.
Обеспечение эмоционального благополучия детей.

Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Программа коррекционной работы направлена на реализацию задач:



1. Речевое развитие.

- Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия);

- Обогащение и накопление словарного запаса;
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
- Развитие и совершенствование связной речи, речевого общения.

2. Познавательное развитие.

- Сенсорное развитие;
- Развитие психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, эмоциональная сфера);
- Развитие моторики (общей и мелкой);
- Ознакомление с окружающей действительностью;
- Ознакомление с художественной литературой.


Принципы программы коррекционной работы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям

(законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

Направления работы

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа

Диагностика направлена на всестороннее динамическое изучение и комплексную оценку уровня психоречевого развития ребенка. Его цель - введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения речи детей в различных видах деятельности (на занятии, в самообслуживании, игре, межличностном общении, в семье)
- проведение комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию детям с речевыми нарушениями психолого – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы дошкольного образования являются:

* Закон Российской Федерации «Об образовании»;

*Федеральные государственные образовательные требования дошкольного образования;
*СанПиН 2.4.1.3049-13, «Об утверждении санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работ в дошкольных учреждениях» (с изменениями на 27 августа 2015г.).

*Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)



    1. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

 

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Ребёнок 6-7 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 6-7 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливыйчестныйзаботливый и др.

 

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

 

В возрасте от 6 до 7 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

 

В 6-7 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.

 

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 6-7 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

 

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

 

 МОТОРНЫЕ НАВЫКИ

 крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).

 

Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

К 6 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

 

Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

 

Ребенок 6-7 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

 

Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).

 

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

 

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

 

В 6-7 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.). К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.

 

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.

  

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: 

Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

 

Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

 

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

 

Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

 

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

 

Круг чтения ребёнка 6-7 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

 

Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconПрограмма принята на заседании
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с онр

Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconПриказ решением педагогического совета от 28. 08. 2014г №35/12 детского сада
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №19 комбинированного вида

Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconПояснительная записка 1
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного...

Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconО предоставлении услуг детского сада
Татарстан 03. 09. 2014, именуемое в дальнейшем «Организация», в лице заведующего Международным детским садом – руководителя службы...

Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconО предоставлении услуг детского сада
Татарстан 03. 09. 2014, именуемое в дальнейшем «Организация», в лице заведующего Международным детским садом руководителя службы...

Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconДля школы, школы-интерната, детского дома, детского сада, яслей-сада

Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconРешением Педагогического совета
Основная общеобразовательная программа образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного...

Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconПояснительная записка Программа коррекционной работы в старшей и...
Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (ффн) и...

Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconПравила внутреннего трудового распорядка муниципального бюджетного...
В соответствии с требованиями ст. 189, 190 Трудового кодекса Российской Федерации в целях упорядочения работы мбдоу детского сада...

Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconОсновная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного...
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru