План
Введение 1.Принцип развития динамичности восприятия.
2.Принцип продуктивной обработки информации.
3.Принцип развития высших психических функций.
4.Принцип мотивации к учению. Заключение
Список используемой литературы Приложение
Реализация принципов коррекционно-развивающего обучения на уроках географии (слайд 1)
Введение Особое значение при организации обучения детей с интеллектуальным отклонением в развитии имеет принцип коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Принцип коррекционно-развивающей направленности предполагает обучение детей с умственной отсталостью, ориентированное на развитие потенциальных возможностей, способностей ребёнка, такого механизма обработки информации, который позволит ему эффективно функционировать в окружающей действительности, обществе; сделает его дефект незаметным (малозаметным) для него самого и других.
При его реализации учитель должен проводить уроки таким образом, чтобы в ходе обучения учащиеся не только усваивали учебный материал, но и исправляли свои недостатки. А этого можно достичь только в результате серьезнейшей и, как правило, многолетней коррекционной работы. Уроки географии как предмета, совмещающего образное восприятие и логическое мышление, обладают уникальными возможностями для коррекционной деятельности, которая заключается в чувственном познании окружающего мира и приобретении сенсорного опыта, а также в логическом познании мира — формировании приемов умственной деятельности, таких как выявление причинно-следственных связей в геопроцессах, сравнение и др.
Принципы коррекционно – развивающего обучения.
Рассмотрим основные принципы, учет которых в планировании уроков обеспечит учителю эффективное решение различного рода задач, продиктованных учебным процессом, а именно: позволит точно сформулировать цели и задачи урока, правильно произвести отбор содержания, методов и приёмов работы на уроке.
Коррекционно-развивающая модель обучения включает в себя четыре основных принципа, взаимосвязанных между собой и вытекающих друг из друга: (слайд 2)
1.Принцип развития динамичности восприятия; 2.Принцип продуктивной обработки информации; 3.Принцип развития высших психических функций; 4.Принцип мотивации к учению.
Более подробно поговорим о сути данных принципов и методах их реализации в уроке:
Принцип развития динамичности восприятия (слайд 3)
Принцип
| Методы реализации в уроке
| Динамичность восприятия
| - задания по степени нарастающей трудности;
- включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор;
- разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности.
| Принцип динамичности восприятия предполагает построение уроков таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Речь идёт не об усложнении программы, но о разработке таких заданий, при выполнении которых у школьника возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей, развитию различных психических функций в процессе обработки этой информации. Динамичность (в данном контексте) – это способность воспринимать постоянно увеличивающийся объем информации. Принцип динамичности восприятия заключается в том, чтобы организовать учебный процесс по степени нарастающей трудности: от простого задания к более сложному, например мои задания на уроках географии (слайд 4). При этом мы должны учитывать, что динамика заданий - от простого к более сложному - должна обязательно предполагать активную работу различных комбинаций анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный). Например: дети слушают и отвечают (беседа), слушают и смотрят (рассказ учителя), читают и думают (с.р. с учебником), играют с предметами для дидактических игр и думают (дидактическая игра), пишут и думают (практическая работа в тетради), отдыхают и восстанавливаются (физминутки) и т.д. Разнообразие заданий будет побуждать ребёнка к активному учебному поведению, что и заставит работать как отдельные психические функции, так и связи между ними.
Только при таком подходе обеспечивается постоянная смена видов деятельности на уроке, реализуется охранительный режим обучения: дети не переутомляются, не происходит выключения детей из урока. И ещё один немаловажный момент: задания с опорой на несколько анализаторов должны подбираться с учётов возрастных и интеллектуальных особенностей детей.
Учитель должен помнить: однообразная форма и объем информации не стимулирует путей развития ребёнка, поэтому на уроках географии я использую нетрадиционные формы проведения уроков: урок усвоения знаний, урок-лекция; урок-конференция; урок-путешествие; урок-консультация; урок усвоения умений и навыков; урок - экскурсия; комбинированный урок и т.д. И на всех этих уроках я использую компьютерные технологии, которые активизируют самостоятельную, практическую деятельность ученика и делают урок более интересным и увлекательным (слайд 5).
Принцип продуктивной обработки информации (слайд 6)
Принцип
| Методы реализации в уроке
| Продуктивной обработки информации
| - задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;
- дозированная поэтапная помощь педагога;
- перенос учеником только что показанного способа обработки информации на своё собственное задание.
| Принцип продуктивной обработки информации вытекает из предыдущего. Он заключается в следующем: учитель должен организовать обучение таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса способов обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. Речь идёт о том, чтобы в ходе обучения выработать у ребёнка способность самостоятельного адекватного реагирования. Поясним этот тезис. (слайд 7) Например, на уроке географии я объясняю детям технологию заполнения судового журнала путешественника, используя для этого образец. Учащиеся анализируют порядок заполнения, запоминают последовательность действий, проговаривают её, выполняют первое задание вместе с учителем, записывают его в судовой журнал. И… затем в течение урока идёт коллективная работа по разбору других заданий под контролем и с помощью учителя. Но предлагается вместо этой малоэффективной работы дать каждому своё индивидуальное задание, чтобы каждый попробовал сам перенести уже данный ему способ обработки информации. То есть я раздала судовые журналы, объяснила, как они заполняются, и дала возможность детям самостоятельно перенести изложенную информацию. Только представьте себе, как Вас будут слушать ученики, зная, что потом они должны будут самостоятельно это делать.
Но я даю и другие разнообразные самостоятельные задания различных видов, которые ученики с удовольствием выполняют, например: доклады, изготовление моделей и макетов в пластилиновой технике, выполнение заданий по дополнительной литературе и многие другие (слайд 8,9, 10). К сожалению, на практике не всегда удаётся достичь желаемого результата. Дело в том, что наши ученики не привыкли к такой степени ответственности; они привыкли, что им всё “разжуют и положат на тарелочку ”. В предлагаемой системе обучения резко возрастает активная роль самого ученика, степень его личной ответственности. Очень плохо себя чувствуют те, кто не хочет включаться в работу на уроке; когда все корпят над своими заданиями, а ты не знаешь, что делать – ситуация не из приятных.
Если ученик не в состоянии из-за сложности дефекта освоить этот перенос, тогда в дело вступает дозированная (по частям) помощь педагога. И, конечно, при выборе заданий для учащихся учитель должен осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку: предлагать ученику задания, посильные для него по объёму и уровню сложности (слайд 11).
Практика показала эффективность такой организации обучения: ученики более внимательно слушают объяснение учителя; более сосредоточенно работают над заданием; повысился интерес к учёбе, а главное – развиваются и корригируются различные аспекты личности ребёнка.
Принцип развития и коррекции высших психических функций
(слайд 12)
Принцип
| Методы реализации в уроке
| Развития и коррекции высших психических функций
| - включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций;
- задания с опорой на несколько анализаторов.
|
Принцип развития и коррекции высших психических функций предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока упражнялись и развивались различные психические процессы. Для этого учитель включает в содержание урока на разных его этапах специальные коррекционные упражнения: для развития речи, зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, мышления и пр. Учитель должен чётко знать, что словесные, наглядные и практические методы – это методы обучения! Это не методы коррекции недостатков психических функций. Для исправления недостатков памяти, внимания, мышления существуют специальные приёмы, которые и должны включаться в содержание каждого урока, на каждом его этапе. Подобные упражнения занимают на уроке немного времени, но эффективность их использования весьма значительна. (слайд 13, 14, 15)
Цель таких упражнений – активизировать, побуждать ребёнка к деятельности на уроке. Речь идёт о том, что если обучение ориентировано на развитие высших психических функций ребёнка, то мы можем рассчитывать на максимальное использование всех резервов, возможностей организма ребёнка в компенсации его дефекта. Задания по коррекции и развитию ВПФ должны быть с опорой на несколько анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный).
Принцип мотивации к учению (слайд 16)
Принцип
| Методы реализации в уроке
| Мотивации к учению
| - правильный и исчерпывающий инструктаж; чёткие целевые установки на выполнение задания;
- проблемные, интересные творческие задания, познавательные вопросы;
- создание условий для зарабатывания, а не получения оценки;
- включение в урок материалов сегодняшнего дня;
- призы, поощрения, развёрнутая, аргументированная словесная оценка, фиксирующая отношение учащихся к выполняемой деятельности.
| Принцип мотивации к учению я считаю одним из главных принципов коррекционно-развивающего обучения. Это связано прежде всего с особенностью дефекта наших детей. Дело в том, что у детей в наибольшей степени прослеживается взаимосвязь успеваемости с мотивацией учебной деятельности: чем выше сформирована мотивация к учению, тем лучше успеваемость по предметам. Для сравнения: у детей с нормальным развитием успеваемость зависит от уровня интеллекта: чем выше интеллект, тем лучше успеваемость. Поэтому при планировании уроков я особое внимание уделяю именно реализации данного принципа.
Принцип мотивации к учению заключается в том, что задания, упражнения должны быть интересны ученику. Вся организация обучения должна быть ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Надо, чтобы он хотел это сделать; чтобы у него был интерес; чтобы задания были творческими, проблемными, но соответствующие возможностям ребёнка.
Однотипные инструкции “Откройте учебник на странице…, “Слушайте меня внимательно. Я объясню всем…” постоянно употребляемые учителем, не побуждают учащихся к заинтересованной работе. Они, конечно, включаются в учебный процесс, но это включение носит механический характер и не затрагивает глубинных процессов психического развития ребёнка. А нам необходимо, чтобы в ходе выполнения заданий активно работали психические функции ученика и тем самым развивались межфункциональные отношения, на которых и базируется обходной путь развития ребёнка с интеллектуальным недоразвитием (слайд 17, 18).
Заключение
Повысить мотивацию к учению можно с помощью разработки новых, интересных заданий; продуманности и отточенности инструкций учителя; чёткой целевой установки на выполнение заданий учащимися (для чего мы будем делать задание, чему научимся при его выполнении); повышения дидактической значимости оценки, создания условий обучения, при которых происходит раскрытие возможностей ученика и он убеждается в своих способностях и т.п.
Мотивация к учению складывается у ребёнка из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующая его оценка, социальная значимость его учебного поведения и т.п. Если учитель действительно хочет, чтобы ученикам было интересно с ним, то он этого добивается! Причём нельзя сказать, что это требует от него каких-то специальных усилий. Достаточно просто, при планировании урока, включения какого-то метода или приема поставить вопрос: “А интересно это будет моим ученикам?”
Рассмотренные принципы и методы их реализации обеспечивают повышение качества образовательных услуг на 30-50%, выражающееся:
- в активизации психологических ресурсов личности учащегося, обеспечивающих ему успешное усвоение данного материала;
- в развитии мотивационно - ценностных устремлений учеников к обучению;
- в формировании алгоритмов учебного поведения у учеников и повышении уровня профессиональной компетентности у учителя.
Список используемой литературы
Власова Т.А., Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития (НИИ дефектологии АПН СССР). – М.: Педагогика, 1984.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.,
1973.
Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии: Сб. // Под ред В.И. Лубовского. – М.: Просвещение, 1994.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. – М.: МГУ, 1985.
Лубовский В.В. Психологические проблемы диагностики задержки психического развития детей. – М., 1989.
Приложение 1: урок географии в 6 классе по теме:
«Использование рек». Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
дать учащимся конкретные сведения о значении воды для человека;
развивать познавательные способности, внимание, воображение, память, умение связно и развернуто излагать материал;
воспитание бережного отношения к воде.
Оборудование:
Географические карты полушарий и России, таблицы: речной системы, слайды, карточки для географического диктанта, индивидуальные карточки, загадки, демонстрационный материал для путешествия.
Как правило, при планировании уроков я стараюсь придерживаться тематического единства как при выборе дидактических заданий к уроку, так и при выборе различных коррекционных упражнений и физминуток так сохраняется целостность урока. При планировании данного урока я использовала все виды заданий на тему «Реки».
Ход урока:
Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку с обязательным объявлением, какой урок).
Коррекционные упражнения (подготовка учащихся к работе на уроке: максимальная активизация зрительной, слуховой, включение механизма обработки информации):
Гимнастика для глаз – «Восьмёрка» (активизация зрительного, слухового, тактильного анализаторов, двигательной и эмоциональной зоны головного мозга);
«Зарядка для ума» - географическая разминка – блиц-опрос (коррекция и развитие мышления);
Задание на внимание: «Определить вид водоема по картинке» (коррекция внимания через упражнение в узнавании и различении).
( Коррекционные упражнения подобраны с опорой на несколько анализаторов)
Проверка домашнего задания: чтение и пересказ статьи в учебнике «Река, её части. Горные и равнинные реки».
Опрос домашнего задания проводится в виде коррекционных упражнений (их функция не только корригирующая, но и проверяющая, насколько ученики внимательно, осознанно читали дома текст, задания должны быть не только развивающими, но и интересными):
Географический диктант: «Подпиши части рек»
После диктанта идет самопроверка с опорой на слайд.
( это задание с опорой на несколько анализаторов)
Работа по карточкам «Соотнеси вопросы к ответам стрелкой»
(коррекция зрительного внимания через упражнения на концентрацию внимания, коррекция памяти);
«Своя игра» по теме: «Части рек. Равнинные и горные реки»
(одновременно происходит коррекция и развитие мышления, речи, памяти; задания с опорой на несколько анализаторов).
Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа (введение в тему):
а) Отгадай тему урока «Разгадай ребус и расставь правильно части рек» (коррекция памяти зрительного восприятия);
б) Река «Волга» (ученик читает заранее подготовленный рассказ )
2. Основная часть.
а) Запись темы в тетрадь.
б) Путешествие по реке «Волга», с опорой на слайды.
(рассказ учителя, вопросы – ответы)
в) Словарное слово – водохранилище, орошение.
г) Чтение текста учителем.
(знакомство с текстом в прочтении учителем)
д) Беседа по прочитанному.
(выяснить, как ребята поняли текст, его содержание)
е) Выборочное чтение учащимися из учебника.
(умение ориентироваться в тексте, развитие зрительного внимания, зрительной памяти, речи, мышления)
ж) Чтение учащимися текста про себя (знакомство с текстом в собственном прочтении).
Физкультминутка
Закрепление нового материала.
Вопросы – ответы.
Загадка.
Кроссворд.
(Задания даны по принципу динамичности восприятия: от простого к сложному, с опорой на несколько анализаторов).
Заключительное слово учителя.
Подведение итогов урока, выставление оценок с обязательной аргументацией.
Задание на дом.
Помните: всё начинается с учителя, с его готовности работать с детьми с ОВЗ.
|