Скачать 247.24 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ УЧЕБНО-СПОРТИВНЫЙ ЦЕНТР» ДЕПАРТАМЕНТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ГОРОДА МОСКВЫ «УТВЕРЖДАЮ» И. о. директора ГБУ ДПО «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта ________________ М.В. Зайнетдинов ПРОГРАММА повышения квалификации специалистов учреждений и организаций, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта города Москвы «Методика обучения и проведения занятий по настольному теннису» Москва 2015 ДЕПАРТАМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ УЧЕБНО-СПОРТИВНЫЙ ЦЕНТР ДЕПАРТАМЕНТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ГОРОДА МОСКВЫ» «Методика обучения и проведения занятий по настольному теннису» Программа повышения квалификации составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования, указанным в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобронауки России) от 1 июля 2013г. № 499 Цель: совершенствование профессиональных компетенций учителей физической культуры осуществлять физическую и техническую подготовку учащихся общеобразовательных школ по средствам организации оздоровительных занятий по настольному теннису. Требования к уровню подготовки слушателя, необходимые для освоения программы: высшее или среднее профессиональное образование. Требования к результатам освоения программы: В процессе обучения совершенствуются следующие профессиональные компетенции:
По окончании обучения слушатель должен: Знать: 1. Современные профессиональные компетенции в области содержательных основ физкультурно-оздоровительной работы средствами настольного тенниса. 2. Материально-техническое обеспечение и требования к современному инвентарю по настольному теннису. 3. Техника безопасности при занятиях настольным теннисом. 4. Классификация и теоретические основы выполнения технических приемов в настольном теннисе. 5. Методика обучения и проведения занятий по настольному теннису с различным контингентом занимающихся. 6. Правила игры и методика организации и проведения соревнований по настольному теннису. Уметь: 1. Разрабатывать и составлять планы и программы физкультурно-оздоровительной работы с различными категориями учащихся общеобразовательных школ средствами настольного тенниса. 2. Осуществлять грамотный рассказ о современной технике и показ основных технических приемов игры в настольный теннис. 3. Управлять физической нагрузкой в процессе тренировочных занятий по настольному теннису. 4. Осуществлять подбор инвентаря с учетом индивидуальных особенностей и стиля игры, занимающихся в настольный теннис. 5. Организовывать и проводить спортивные соревнования по настольному теннису с различными возрастными категориями. 6. Творчески использовать научную информацию и передовые достижения науки в процессе обучение игре в настольный теннис. Владеть: 1. Практическими аспектами организации занятий по физкультурно-оздоровительной работе с различными категориями занимающимися средствами настольного тенниса. 2. Осуществления постановки техники игры в настольный теннис и контроля и исправления ошибок при обучении. 3. Владение методиками обучения техническим приемам игры в настольный теннис. 4. Владение приемами использования технических средств и инвентаря для повышения эффективности физкультурно-спортивных занятий по настольному теннису. 5. Судейства соревнований в качестве ведущего судьи и ассистента судьи, ведения судейской документации. 6. Практическими аспектами определения технических характеристик современного инвентаря для игры в настольный теннис и его подбора для занимающихся с учетом индивидуальных характеристик. Категория слушателей – учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования спортивной направленности. Кадровое обеспечение программы – данную программу могут читать преподаватели, кандидаты и доктора наук, а так же специалисты, работающие в данной отрасли не менее 5-ти лет. Срок освоения программы – 36 часов. Трудоемкость обучения – 36 часов, включая лекции, практические занятия. Форма обучения: очная. Режим занятий: 2 раза в неделю по 6 академических в день, с 15.00 – 20.00.
Тема 1. Настольный теннис в системе физического воспитания. Настольный теннис как социальный феномен общества. Характеристика настольного тенниса как средства физического воспитания. Особенности проведения занятий по настольному теннису с различным контингентом занимающихся. Особенности проведения занятий по настольному теннису с различным контингентом занимающихся. Особенности проведения занятий по настольному теннису в общеобразовательных школах. Организация средствами настольного тенниса внеурочной и секционной работы. Тема 2. Материально-техническое обеспечение занятий по настольному теннису. Требования к спортивной площадке на воздухе и в зале. Оборудование для занятий настольным теннисом. Современный спортивный инвентарь и рекомендации по его подбору. Техника безопасности в массовых занятиях настольным теннисом. Тема 3. Техника игры в настольный теннис Понятия и классификация техники игры в настольный теннис. Аэродинамика полета и отскока мяча, вращения мяча при выполнении технических приемов в настольном теннисе. Биомеханические особенности и фазовый состав техники настольного тенниса. Тема 4. Техника стоек и хваток. Техника выполнения подач. Техника выполнения технических приемов с нижним вращением. Техника выполнения технических приемов с верхним вращением. Критерии эффективности техники настольного тенниса. Тема 5. Методика обучения настольному теннису. Основные понятия обучения. Закономерности обучения. Принципы обучения. Методы обучения двигательным действиям. Средства обучения в настольном теннисе. Методика начального обучения в настольном теннисе. Применение технических средств обучения при формировании техники игры в настольный теннис. Тема 6. Правила игры и методика организации и судейства соревнований. Правила соревнований по настольному теннису. Положение о соревновании и методика его составления. Методика организации и судейства соревнований по настольному теннису. Методика заполнения документации по соревнованиям. Присуждение спортивных разрядов. Права и обязанности ведущего и главного судьи соревнований. Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Методика обучения и проведения занятий по настольному теннису»
Оборудование спортивного зала: Специализированный зал настольного тенниса:
III. Методические рекомендации: Для более полного рассмотрения поставленных вопросов и усвоения слушателями представленного материала предусматривается: - широкое использование практических примеров; - предоставление визуальных материалов; - подача материала с использованием элементов диалога с аудиторией IV. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ Оценка качества освоения программы определяется по результатам промежуточного и текущего и итогового контроля. Промежуточный и текущий контроль осуществляется по средствам учебного опроса и фронтальных бесед в процессе обучения. Итоговый контроль проходит в конце обучен6ия в виде итоговой аттестации в форме письменного тестирования. Вопросы итоговой аттестации: 1. Настольный теннис это: 1) спортивная игра, 2) развлечение, 3) хобби. 2. Занятия настольным теннисом больше всего влияют на развитие: 1) силы, 2) выносливости, 3) ловкости. 3. Здоровый образ жизни это способ жизнедеятельности ориентированный на: 1) сохранение и улучшение здоровья людей; 2) развитие физических качеств людей; 3) поддержание высокой работоспособности людей; 4) подготовку к профессиональной деятельности. 4. К личной гигиене игрока в настольный теннис относятся… 1) водные процедуры; 2) рациональное питание; 3) отдых; 4) сон. 5. Нарушением спортивного режима является … 1) недостаточное знание терминологии; 2) употребление алкоголя и курение; 3) травматизм; 4) нерациональное физическое напряжение. 6. Где была запатентована игра в настольный теннис: 1) Япония, 2) Китай, 3) Англия. 7. В каком году создана Федерация настольного тенниса СССР: 1) 1947 г, 2) 1950 г, 3) 1957 г. 4) 1960 г. 8. В каком году был проведен первый личный чемпионат по настольному теннису 1) 1949 г, 2) 1950 г, 3) 1951 г. 9. Какой фон должен быть позади стола: 1) светлый, 2) темный, 3) прозрачный. 10. Какой пол опасен для занятий настольным теннисом в помещении 1) деревянный, 2) бетонный, 3) кафельный. 11. Высота сетки по правилам соревнований: 1) 15,15 см, 2) 15,25 см, 3) 15.30 см. 12. Высота стола от пола составляет: 1) 76 см, 2) 78 см, 3) 80 см. 13. Вес мяча для настольного тенниса: 1) 2,5 г, 2) 2,6 г, 3) 2,7 г. 4) 2,8 г 14. Диаметр мяча для настольного тенниса составляет: 1) 35 мм 2) 38 мм 3) 40 мм 4) 42 мм 5) 45 мм 15. Какой формы может быть головка ракетки: 1) круглой, 2) квадратной, 3) любой. 16. Накладка сендвич (мягкая) состоит из: 1) губки и резины, 2) из резины, 3) из губки. 17. В футболке какого цвета запрещено играть в настольный теннис: 1) желтого, 2) оранжевого, 3) белого. 18. В какой обуви нельзя играть в настольный теннис: 1) кроссовки, 2) кеды, 3) шлепанцы. 19. Мяч с нижним вращением вращается: 1) вперед, 2) назад, 3) вбок. 20. Мяч с верхним вращением имеет отскок от стола после соударения: 1) под прямым углом, 2) под острым углом, 3) под тупым углом. 21. Мяч, имеющий верхнее вращение летит по траектории: 1) пологой, 2) крутой, 3) дугообразной. 22. Расставьте последовательность фаз при выполнении удара 1) удар, 2) разгон ракетки, 3) замах, 4) возвращение в исходное положение, 5) окончание движения. (3-2-1-5-4) 23. Ритмическая характеристика удара это: 1) ускорение, 2) скорость, 3) темп. 24. Подача выполняется по мячу, который: 1) лежит на ладони, 2) опускается вниз, 3) подбрасывается вверх. 25. При выполнении ударов ладонной стороной ракетки теннисист стоит: 1) правым боком к столу, 2) левым боком к столу, 3) лицом к столу. 26. Какой технический прием не является приемом с верхним вращением 1) срезка, 2) накат, 3) свеча. 27. К показателям эффективности техники не относится: 1) результативность, 2) стабильность, 3) точность. 28. Двигательное умение это: 1) способность выполнять двигательное действие под контролем сознания, 2) способность выполнять двигательное действие без напряжения, 3) способность выполнять действие автоматизировано. 29. Что не является определением навыка: 1) автоматизированное выполнение действия, не требующее постоянного контроля сознания, 2) такой уровень освоения действия, при котором оно выполняется как бы автоматически, рефлекторно, на уровне умственных действий без постоянного контроля сознания 3) уровень освоения действия, позволяющий индивиду осуществлять их осознанно и с необходимым уровнем качества. 30. Какой метод не является методом обучения: 1) соревновательный метод, 2) метод самостоятельной работы, 3) метод устного изложения знаний. 31. Приведите последовательность частей тренировочного занятия: 1) основная часть тренировки, 2) построение, 3) перерыв 4) подготовка мест занятия 5) разминка 6) объяснение задач занятия 7) подведение итогов занятия 4-2-6-5-1-3-7 32. Приведите последовательность обучения техническому элементу 1. Усложнение условий выполнения двигательных действий, (увеличение количества мячей, партнеров, дополнительные задания и т.д.). 2. Объяснение техники выполнения приема с демонстрацией выполнения технического приема, 3. Работа на тренажерах, специальном оборудовании с мячами и без мячей. 4. Упражнения с мячами с партнером в самых простых условиях. 5. Выполнение технического приема в условиях, приближенных к игре. 6. Терминологически правильно назвать прием. 7. Выполнения приема в упрощенных условиях - имитация в целом или по частям. 8. Показ приема тренером или на слайдах, плакатах, видеотехнике с комментариями о его роли в игре. 6-8-2-7-4-3-1-5 33. Технические средства обучения применяются для: 1) лучшего понимания техники выполнения ударов 2) для овладения техникой ударов в упрощенных условиях, 3) для совершенствования техники выполнения ударов. 34. При проведении занятий настольным теннисом с детьми младшего школьного возраста время занятия: 1) такое же, как и у групп среднего школьного возраста, 2) меньше чем и у групп среднего школьного возраста, 3) больше, чем у групп среднего школьного возраста. 35.В спортивно-оздоровительном лагере соревнования по настольному теннису используются как 1) воспитательное средство, 2) средство физического развития, 3) рекреационно-развлекательное средство. 36. При игре на счет подачи выполняются поочередно через: 1) 5 очков, 2) 2 очка, 3) 1 очко. 37. Система проведения соревнований определяется 1) календарем соревнований, 2) главным судьей соревнований, 3) положением соревнований. 38. Какая система соревнований требует наименьшего количества встреч для выявления победителей: 1) групповая система, 2) чистая олимпийка, 3) двухминусная олимпийка. 39. Игра в настольный теннис проводится до выигрыша одним из игроков 1) 21 очка, 2) 15 очков 3) 11 очков. 40. Продолжительность перерыва между завершившимися партиями индивидуальной или парной встречи составляет: 1) 30 сек 2) 1 мин 3) 1,5 мин 4) 2 мин 41. Вероятность травм при занятиях настольным теннисом снижается, если занимающиеся … 1) не переоценивают свои возможности; 2) следуют указаниям преподавателя; 3) овладевают навыками выполнения движений; 4) умеют владеть своими эмоциями. 42. В каком случае очко не считается выигранным: 1) если соперник не выполнит правильно подачу; 2) если мяч после удара пролетит сзади концевой линии стола не коснувшись игровой поверхности; 3) если соперник ударил по мячу дважды подряд; 4) если мяч после удара не перелетит через сетку и не коснется половины стола соперника; 5) если мяч дважды до удара ракеткой коснется стола; 6) если мяч во время полета коснулся сетки, перелетел и коснулся игровой поверхности стола. 43. Правило «активизации» (ускорение) игры вводится … 1) по просьбе одного из участников 2) по просьбе обоих участников 3) в не зависимости от счета после 10 мин игры 4) если игрок или пара по истечении 10 мин не набрали 9 очков 5) если игрок или пара по истечении 10 мин набрали 10очков 44. Присуждение массовых спортивных разрядов осуществляется на основании: 1) определенного количества одержанных побед над спортсменами одного разряда, 2) общего количества побед над соперниками, 3) по занятому месту на соревновании. V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Амелин А.Н. Современный настольный теннис. - М.: ФиС, 1982. 2. Байгулов Ю.П. Настольный теннис: Вчера, сегодня, завтра. - М.: ФиС, 2000. 3. Барчукова Г.В. и др. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. проф. Барчуковой Г.В. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 4. Барчукова Г.В. Настольный теннис (Спорт для всех). - М.: ФиС, 2006 5. Барчукова Г.В. Учись играть в настольный теннис. - М.: Советский спорт, 1989. 6. Барчукова Г.В.Настольный теннис для всех. Изд. 2-е перераб и доп. – М.: Физкультура и Спорт, 2008. 7. Богушас М.-В.М. Играем в настольный теннис: Книга для учащихся. - М. Просвещение, 1987. 8. Вартанян М.М. Российская энциклопедия настольного тенниса. Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2010 9. Вартанян М.М., Команов В.В.Беседы о настольном теннисе (методика и практика). М., 2010 10. Захаров Г.С. Настольный теннис: Теоретические основы. - Ярославль: Верхне-волжское кн. из-во, 1990 11. Журавский В.П. Настольный теннис - такая простая и сложная игра. – Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2007 12. Ландик В.И., Похоленчук Ю.Т., Артюзов Г.Н. Методология спортивной подготовки: настольный теннис. - Из-во «НОРД_ПРЕСС», Донецк, 2005 13. Легенды настольного тенниса // Барчукова Г.В., Команов В.В., Марков В.М. // Федерация настольного тенниса России. М.: Из-во ООО «УП-Принт»., 2010. 14. Матыцин О.В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе. – М.: Изд. «Теория и методика физической культуры», 2001 15. Настольный теннис. Пер с кит./ Под.ред. Чжунхуйэй Ц. - М. ФиС, 1987. 16 Настольный теннис. Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (Методическая часть). - М Советский спорт, 1990 17 Настольный теннис. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапа спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. // Барчукова Г.В. ,Воробьев В.А., Матыцин О.В. – М..: Советский спорт, 2009. 18. Неизвестное об известном./ под ред. Матыцина О.В. – М., 1995 19. Серова Л.К. Умей владеть ракеткой / Сост. А.М.Кондратов. – Л.: Лениздат, 1989 20. Фримерман Э.Я. Настольный теннис (Краткая энциклопедия спорта)/ Сост. серии - Штейнбах В.Л./- М.: Олимпия Пресс, 2005 21. Худец Настольный теннис. Техника с Владимиром Самсоновым / пер. с англ. Белозеров О. – М.: ВистаСпорт, 2005. Интернет ресурсы:
|
Программа повышения квалификации составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования,... | ... | ||
Подведомственных департаменту образования города москвы, проходящими подготовку по основам военной службы | Анонсы мероприятий учреждений, подведомственных департаменту культуры Администрации города Тюмени | ||
Порядок определения нормативных затрат на оказание (выполнение) подведомственными Москомспорту государственными учреждениями государственных... | |||
«организация переподготовки и повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений, подведомственных министерству... | |||
Ставляет собой программу повышения квалификации специалистов, привлекаемых в качестве тьюторов для организации и проведения повышения... | Сургут», в рамках муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014 – 2030 годы», утвер-жденной... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |