Комплексно-тематическое планирование работы
(подготовительная группа 6-7 лет) Сентябрь, октябрь, ноябрь
Тема
| Содержание
| Сроки
| Примерный продукт и форма презентации. Детская деятельность в условиях обогащенной среды
| Я и мои друзья
| Формирование представлений о
том, что дети подготовительной
группы — самые старшие в детском
саду. Развитие интереса к
сверстникам, их увлечениям;
выработка правил организации
жизни и совместной деятельности в
группе; формирование дружеских
отношений и представлений о
группе
| 01.09-04.09
| Варианты
1. «Визитная карточка
группы» — подготовка
материала к сайту
детского сада,
оформление электронного
варианта.
2. Оформление визитной
карточки группы в форме
коллажа или альбома
(обложка и первые
страницы).
3. Оформление «Кодекса
лучшего друга» в
электронном варианте
(для сайта) или на
странице группового
альбома
| Лето – это маленькая жизнь
| Отражение в разных видах
деятельности (коммуникативной,
изобразительной, математической,
игровой) впечатлений от летнего
отдыха, путешествий. Развитие
интереса к разным формам (игры,
хобби, досуг, труд по интересам и
пр.) и видам отдыха (путешествия,
отдых на даче, отдых в городе)
| 07.09 – 11.09
| Сюжетно-ролевая игра
«Туристическое
агентство». Создание
материалов для игры:
рекламные буклеты,
плакаты, коллекции
сувениров,
приобретенных во время
летнего отдыха, элементы
костюмов
| Осень. Осеннее настроение
| Развитие способности замечать
«хорошие» и «плохие» проявления осени в жизни природы (растений, животных), людей (смена одежды, переход от летнего отдыха к труду и делам).
Восприятие разных настроений
осени в поэзии, прозе, живописи
| 14.09 – 18.09
| Детское
книгоиздательство: книга
«Грустные и веселые
истории и рисунки про
осень»
| Дары осени: осенние угощения
| Рассматривание, сенсорное
обследование овощей и фруктов (развитие обоняния, осязания,вкусовых ощущений).
Знакомство с натюрмортами
(изображения овощей, фруктов, ягод, грибов и пр.).
Ознакомление с традициями
правильного питания,
использования в рационе овощей и фруктов. Приготовление с родителями несложных и оригинальных вкусных блюд из овощей и фруктов
| 21.09 – 25.09
| Оформление на основе
дизайн-деятельности
книги рецептов «Осенние
угощения» (осенние
салаты, бутерброды).
Проведение тематического Дня дегустатора фруктовых и овощных блюд (приготовленных
родителями и детьми).
Презентация книги
рецептов
| Пожилые люди в жизни страны и семьи (день пожилого человека)
| Воспитание уважения к пожилым
людям: как к своим бабушкам и дедушкам, так и ко всем
представителям старшего
поколения. Ознакомление с
профессиями бабушек и дедушек, наградами за профессиональную
деятельность и другие достижения, с ролью старшего поколения в семье
| 28.09 – 02.10
| Изготовление и
презентация совместного
детско-родительского
альбома «Старшее
поколение нашей семьи»
ко Дню пожилого
человека.
Социальная акция
«Подарки для пожилых
людей».
Дополнение проекта
«Визитная карточка
группы» — достижения
бабушек и дедушек нашей
группы (награды,
достижения, заслуги перед
Отечеством)
| Уборка урожая. Путешествие в Простоквашино
| Установление связей между
трудовыми процессами разных
людей (фермеры, механизаторы, работники овощехранилищ и магазинов и др.). Воспитание уважения к труду людей разных
профессий. Знакомство со
способами сохранения урожая,
заготовкой фруктов и овощей на зиму
| 05.10 – 09.10
| Написание письма Дяде
Федору «Как быстрее и
лучше убрать урожай».
Сюжетно-ролевая игра
«Овощное бистро».
Выполнение рисунков для
выставки «Вкусная
осень», оформление
выставки
| Игрушки детей разных стран
| Ознакомление детей с играми и
игрушками их сверстников в других странах.
Подготовка к социальной акции «Ярмарка игрушек» (покупка игрушек членами семьи и взрослыми, перечисление денег
| 12.10 – 16.10
| Презентация альбома
«Игрушки детей разных
народов».
Открытие выставки
игрушек, сделанных
детьми.
Социальная акция
«Ярмарка игрушек»
детям из детского дома) (поможем детскому дому)
| Страна, в которой я живу, и другие страны – дружат люди всей земли
| Сравнение традиций, образа жизни россиян и жителей некоторых других стран (на примере стран, в которые дети ездят отдыхать летом,
примере жизни людей в
произведениях детской
художественной литературы, на картинах). Воспитание уважения к традициям разных народов.
Выработка правил отношения к
людям из других стран
| 19.10 – 23.10
| Оформление карты мира с
изображением героев
художественных
произведений —
представителей разных
стран, фотографий
летнего отдыха из
семейных архивов.
Составление «Кодекса
друга»: дружба людей
разных стран
| Моя малая родина – знаменитые люди малой родины
| Подготовка в совместной с
родителями деятельности: подбор фотографий улиц малой родины (города, поселка), изображений
знаменитых соотечественников,
поиск информации о них,
составление рассказов «Почему так названы...»
| 26.10 – 30.10
| Игра-экскурсия «Почему
так названы...»
Презентация
фотовыставки с
рассказами детей о
памятниках знаменитым
людям малой родины
(совместно с родителями)
| «Чтобы было интересно…» (обустроим нашу группу)
| Развитие интереса детей к разным
видам деятельности в группе
детского сада, проявлений
инициативы в обустройстве разных
уголков в группе, способности к
согласованию инициатив и
интересов. Развитие способностей
устно презентовать результаты
индивидуальной и совместной
деятельности
| 02.11 – 06.11
| Детские проекты, схемы и
макеты оформления и
содержания игрового,
конструктивного уголков,
центра детского
творчества
| Страна, в которой я живу, и другие страны – дружат люди всей земли – если бы я был президентом волшебной Страны детства
| Знакомство с государственным
устройством России. Знакомство с
волшебными странами в
произведениях детской
художественной литературы.
Сравнение устройства сказочной и
реальной стран. Придумывание
страны-мечты, пожеланий жителей
этой страны своему президенту
| 09.11 – 13.11
| Оформление материалов в
форме карты «Волшебная
страна». Презентация
карты.
Режиссерская игра с
использованием карты
| Как хлеб на стол попал
| Закрепить знание о различиях между городом и селом
Дать знания о профессиях людей, работающих в овощеводстве, животноводстве
Уточнить представление о труде хлебороба
Воспитывать бережное отношение к продуктам сельскохозяйственного труда
| 16.11 – 20.11
| Коллаж
| День матери
| Подготовка сценария музыкально-
литературной гостиной, подбор
музыкальных и литературных
произведений
| 23.11 – 27.11
| Музыкально-литературная
гостиная для мам
|
Комплексно-тематическое планирование
(подготовительная группа 6-7 лет)
Декабрь, январь, февраль
Тема
| Содержание
| Сроки
| Примерный продукт и форма презентации. Детская деятельность в условиях обогащенной среды
| Мой мир
- Кто я, какой я?
| Развитие у детей интереса к событиям своего детства и своему будущему («Что будет в школе?», «Что я возьму с собой в школу»), к жизни школьников.
Развитие умения словесно оформлять свои переживания («Я мечтаю о...», «Я жду, когда...»).
Составление описательных и сравнительных рассказов о школьных атрибутах, о том, как собрать ранец или портфель в школу.
Знакомство с букварем и учебниками. Оценка собственных умений: как я умею считать, измерять, решать задачи, различать звуки и буквы.
Чтение произведений художественной литературы о школьниках и школьной жизни.
Рассматривание иллюстраций, живописных произведений школьной тематики
| 01.12 – 05.12
| Продолжение создания индивидуальных портфолио «Я — будущий первоклассник» (портфель «мечты», школьные атрибуты)
| Начало зимы
- Как укрепить организм зимой?
| Ознакомление со способами укрепления здоровья в зимнее время, зимними видами спорта и спортивными упражнениями, возможными травматическими ситуациями зимой и способами их предупреждения.
Закрепление представлений о правильном питании, его значении в зимнее время.
Подготовка сценария зимнего дня здоровья: подбор спортивных игр и упражнений литературных произведений и музыки, оформление группы
| 08.12 – 12.12
| Тематический «День здоровья»
| Как приходит зима?
| Ознакомление с жизнью живой природы в начале зимы. Установление связей между изменениями в неживой природе и жизнью растений и животных зимой
Проведение опытов и экспериментов: влияние тепла на жизнь живых организмов.
Использование объяснительной речи и речи-доказательства
| 15.12 – 19.12
| Заполнение экологического дневника (связи начала зимы, мира животных и растений; как меняется жизнь, если тепло или холодно)
| К нам приходит Новый год
- Новый год в разных странах
| Развитие интереса к традициям празднования Нового года на разных континентах и в разных странах, образ Деда Мороза, традиции украшения ели
| 22.12 – 26.12
| «Посиделки Дедов Морозов» (разыгрывание сценок с Дедами Морозами из разных стран)
| Рождественское чудо
- Волшебные сказки Рождества
| Знакомство с художественными произведениями о зиме и рождественских днях (поэзия, музыка, живопись, сказки, рассказы).
Создание сценария святочного карнавала, изготовление карнавальных костюмов.
Отбор фрагментов из сказок и живописных произведений для обыгрывания
| 29.12 – 31.12
| «Карнавал» (детские представления персонажей, костюмов, ряженье, святочные игры и традиции)
| Я и мои друзья
- Разноцветные настроения
| Знакомство детей с проявлениями эмоций людей в мимике, жестах.
Понимание разнообразия эмоционального мира людей в портретной живописи, детской литературе, музыке.
Развитие способности реагировать на настроение другого человека.
Создание страничек настроений (фото, советы, рекомендации, как регулировать настроения).
Ознакомление со способами поддержания позитивного настроения (безопасность жизнедеятельности)
| 12.01 – 16.01
| Книга «Азбука настроений». Презентация книги в День улыбки. Заполнение странички индивидуального портфолио «Мое разноцветное настроение»
| Мир профессий
- Все профессии нужны, все профессии важны
| Развитие интереса детей к людям разных профессий, способности к интервьюированию людей, формулированию вопросов о профессии, об особенностях профессиональной деятельности.
Установление связей между трудом людей разных профессий.
Воспитание уважения к трудящемуся человеку.
Составление картотеки профессий (названия профессий, качества, нужные людям разных профессий, инструменты и профессиональная одежда, места работы, связи с другими профессиями)
| 19.01 – 23.01
| Игровой проект «Ярмарка профессий»: презентация профессий
|
День Ленинградской победы
- Дети блокадного Ленинграда
| Ознакомление с жизнью детей во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны (еда, занятия и игрушки блокадных детей, новогодние елки и подарки, дети и их судьбы).
Воспитание уважения к традиции празднования дня Ленинградской победы, понимания значения этого дня в жизни России.
Участие в подготовке музыкально-литературной композиции о блокаде
| 26.01 – 30.01
| Литературно-музыкальная композиция о блокаде. Региональный компонент: образовательное путешествие «По памятным местам блокады» (Санкт-Петербург). Участие в социальной акции «Свеча в окне» (совместно с родителями зажжение в окне свечи в память о людях, которые защищали Ленинград и погибли в блокаду)
| Мир технических чудес
- Тайны света
| Освоение свойств, отношений и зависимостей, связанных с физическими и эстетическими свойствами света (преломление, отражение, разделение на цвета, сочетание цветов и оттенков).
Развитие представлений о свете как физическом явлении (источник света, смена дня и ночи, тень и солнечный блик (зайчик) на доступных примерах).
Представление роли света в жизни живых организмов (развитие растений, животных на примере простых опытов экологической направленности).
Ознакомление с влиянием света на человека (правила безопасного поведения на солнце (на море, на улице в солнечную погоду и др.)), сезонными проявлениями и эффектами (белые ночи, северное сияние).
Развитие познавательных интересов, опытно-исследовательской деятельности детей (выдвижение гипотез, обследование, формулирование выводов и обобщение).
Развитие речи-доказательства, использования разных предложений
| 02.02 – 06.02
| Книга «Необычные опыты и эксперименты со светом» (составление символических изображений — алгоритмов опытов, запись символами информации о свете и его влиянии на жизнь живых объектов)
| Зима
| Закрепление представлений о жизни живой и неживой природы в зимнее время, установление причинно-следственных связей
| 09.02 -13.02
| Заполнение странички экологического дневника (изменения в природе в конце зимы)
| Зимний город
| Ознакомление с изменениями
внешнего вида города (поселка) в
зимнее время. Отражение
впечатлений при помощи разных
изобразительных техник,
подготовка к конкурсу детско-
родительских макетов «Зима в
городе»
| 16.02 – 20.02
| Детско-родительское
макетирование «Зима в
городе», конкурс макетов
| Защитники Отечества
- Российская армия
| Ознакомление с Российской армией, ее функцией защиты Отечества от врагов, нравственными качествами воинов.
Рассматривание эмблем разных родов войск — что рассказывают образы эмблем о воинах, их деятельности и качествах.
Оформление коллекции атрибутов Российской армии (эмблемы, солдатики, фотографии, репродукции, изображения техники и др.).
Подготовка сценария праздника, посвященного Дню защитника Отечества (подбор игр-эстафет, спортивных упражнений, заданий).
Изготовление праздничных открыток-призов
| 23.02 – 27.02
| Межгрупповая выставка «Наша армия». Спортивный праздник (для детей и пап, старших братьев). Региональный компонент «Виртуальная экскурсия в Музей артиллерии и ракетной техники»
|
Комплексно-тематическое планирование
Март, апрель, май
подготовительная группа
Тема
| Содержание
| Сроки
| Примерный продукт и форма презентации. Детская деятельность в условиях обогащенной среды
| «Красота в искусстве и жизни»
Моя прекрасная леди
| Развитие интереса детей к событиям жизни детей разного пола.
Сравнивать особенности внешнего вида, одежды, обуви, увлечений мальчиков и девочек. Находить черты сходства и различия.
Выделять добрые поступки мальчиков и девочек, вырабатывать правила отношений между мальчиками и девочками в группе.
Рассматривание картин, изображающих мам и детей, любовь матери к детям.
Формулирование пожеланий маме и рисование портретов
| 02.03 – 06.03
| «Кодекс отношений мальчиков и девочек, мужчин и женщин» (исторический и современный аспекты): разыгрывание сценок. Выставка портретов мам с пожеланиями детей
| «Скоро в школу»
Секреты школьной жизни
| Воспитывать желание идти в школу, хорошо учиться, стать учеником, найти много новых друзей, многому научиться.
Развитие умений передавать свои впечатления о школе и школьной жизни в художественной творческой и игровой деятельности (рисунках, рассказах, стихах, коллажах, игровых сюжетах и др.).
Ознакомление с литературными произведениями о школе и первоклассниках.
Развивать умение пересказывать их по ролям, использовать в играх- драма-газациях .
Развитие умений специальной готовности к школе (математические и по обучению грамоте)
| 09.03 – 13.03
| Путеводитель «Что надо знать первокласснику?» («Как стать первоклассником?»). Заполнение «Визитной карточки группы» («Готовимся к школе»). Заполнение странички индивидуального портфолио «Лесенка моих интересов»
| «Книжкина неделя» История книги
| Знакомство с историей появления письменности, знаков и символов, грамоты, с формами хранения информации: берестяные грамоты, книги, компьютер, азбука.
Развитие интереса к книге, письменной речи
| 16.03 – 20.03
| «Делаем книги сами»: форма книги, способ оформления информации, жанр, адресат (малыши, взрослые). Заполнение странички индивидуального портфолио «Мои любимые книги»
| «Юмор в нашей жизни»
| Веселые истории вокруг нас (юмор в искусстве и жизни)
Развитие интереса к литературным и изобразительным юмористическим произведениям.
Знакомство с юмористическими и сатирическими стихотворениями: С. Михалков, А. Барто, Д. Хармс и др.
Драматизация произведений юмористической тематики.
Подготовка социальной акции «Подари улыбку»: обсуждение, кому будет приятнее всего получить улыбку, как это можно сделать
| 23.03 – 27.03
| Детская театрализация «Ожившие сюжеты» (разыгрывание картин, иллюстраций детских книг). Социальная акция «Подари улыбку» (изготовление смайликов, приветствий)
| «Весна пришла»
| Изменения в природе в начале весны
| 30.03 – 03.04
| Заполнение экологического дневника (начало весны)
| «Тайна третьей планеты»
Загадки космоса
| Знакомство с планетой Земля, способами заботы людей о своей планете.
Чтение фрагментов произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Знакомство с космическими явлениями.
Проведение элементарных опытов и экспериментов.
Развитие интереса к людям, профессии которых связаны с космосом, их качествами, способами жизни человека в космическом пространстве.
Знакомство с мифологическими названиями созвездий, мифами и легендами Древней Греции и Рима
| 06.04 – 10.04
| Макет «Звездное небо»
| «Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли»
Весна в окно стучится...
| Развитие способности к установлению связей между изменениями в неживой и живой природе весной.
Развитие эстетического отношения к образам весны в произведениях искусства (сказках, поэтических произведениях, загадках, пословицах и поговорках, живописи).
Наблюдения и эксперименты (вода, свет, воздух)
| 13.04 – 17.04
| Дизайн-проект «Весна в окно стучится...» Картотека наблюдений, опытов, экспериментов
| К школе готов!
| Самооценка готовности к школе
(что я умею, знаю, какие трудности
могут встретиться в школе, как их
преодолеть). Развитие интереса к
школьной жизни.
Подготовка сценария выпускного
бала
| 20.04 – 24.04
| Игра-путешествие ««К
школе готов!»
| Дружат люди всей Земли
| Знакомство с костюмами, традициями, этикетом разных народов.
Формирование представлений о формах дружбы людей разных народов (спортивные Олимпиады, фестиваля, Евросоюз, Интернет, коммуникация с людьми разных народов — жесты, слова на разных языках)
| 27.04 – 01.05
| Фестиваль дружбы народов
|
Праздник Победы
| Развитие интереса к историческому прошлому России.
Знакомство с подвигами людей — защитников Отечества, с традициями празднования Дня Победы в России.
Чтение произведений детской художественной литературы о войне, рассматривание произведений изобразительного искусства, фотографий памятников воинской славы в разных городах (поселках) страны.
Подготовка социальной акции для людей старшего поколения
| 04.05 – 08.05
| Социальная акция для людей старшего поколения: музыкально- литературная композиция
| Мы - пешеходы
| Уточнить знание значения некоторых дорожных знаков
Уточнить знание о том, что в городе все движение подчиняется особым правилам
Обобщить представление о труде сотрудников ДПС
Закрепить правила перехода через проезжую часть улицы, упражнять в их выполнении. Воспитывать ответственность за их выполнение
Закрепить знание названий и назначении видов транспорта
| 11.05 – 15.05
| Презентация, коллаж, макет «Моя улица»
| «Права детей в России»
Имею права и обязанности
| Закрепление представления о правах ребенка.
Обобщение представлений об обязанностях в семье и школе.
Заполнение странички портфолио «Мои права и обязанности»
| 18.05 – 22.05
| Презентация индивидуальных портфолио
| Музей — хранитель времени
(музеи родного города)
| Формирование образа музея как
собрания ценных предметов;
уточнение и расширение
представлений о видах музеев,
правилах поведения в музейном
пространстве; воспитание
начальных ценностных проявлений по отношению к музею; обогащение
опыта коллекционирования
предметов (по интересам).
Развитие дизайн-деятельности:
оформление выставки и
пространства мини-музея, издание
путеводителя
| 25.05 – 29.05
| Выставка предметов из
домашних коллекций или
коллекций «О чем
рассказывают музейные
предметы», сюжетная
игра в пространстве мини-
музея.
Посещение с родителями
музеев разных профилей (краеведческий музей,
Музей хлеба и т. п.)
| |