Скачать 0.51 Mb.
|
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СОЗВЕЗДИЕ» ПРОГРАММА «ГЕОБОТАНИКА» Тип: адаптированная Направленность: эколого-биологическая Срок реализации: 3 года Возраст: 10-14 лет Программа является интеллектуальной собственностью ЦДОД «Созвездие» и не может быть использована вне данного учреждения без согласования с администрацией. Составитель: педагог доп. образования Решетникова Т.В. Рецензент: методист эколого-биологического отдела Попова Т.И. Воронеж Пояснительная записка Образовательная программа «Геоботаника» имеет эколого-биологическую направленность. Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна Переход на новые образовательные программы в школе повлек за собой изменения в преподавании биологии. В частности, изучение в 6 классе курса ботаники «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» в настоящее время рассчитано всего на 68 часов. Следуя рамкам школьной программы, дети оказываются лишены возможности получить достаточном объеме знания о видовом составе растений родного края, их особенностях, взаимодействии с окружающей средой. Не имеется времени и возможностей для формирования навыков описания, определения растений и изучения различных фитоценозов. В свете этого, актуальность и педагогическая целесообразность данной образовательной программы состоит в том, что она, не дублируя, дополняет школьный курс природоведения, ботаники, общей биологии, экологии и физической географии. Рассчитанная на учащихся 4 -8 классов, она формирует у них информационно-практическую базу, необходимую для более успешного освоения курса ботаники, общей биологии и физической географии в более старших классах, способствует получению учащимися именно комплексных систематизированных знаний. Растения рассматриваются не изолированно от других объектов, а с позиции их тесных взаимосвязей с окружающей средой. Кроме того, данная программа имеет практико-ориентированный характер и позволяет учащимся получить практические навыки и умения по определению, описанию растений, фитоценозов и прикладному использованию геоботанических знаний (выявление пищевых и ядовитых растений, ориентирование по растениям во времени и на местности, биоиндикация качества окружающей среды, использование растений для определения качества воды и воздуха, определения типа почв, геологических аномалий и т. д.). Знание основ геоботаники чрезвычайно важно для формирования научного мировоззрения учащихся, понимания принципов взаимосвязи человека и окружающей среды, осознания необходимости соблюдать здоровый образ жизни. Изучение основано на применении преимущественно частично-поисковых и исследовательских методов, доступных школьникам, что делает обучение привлекательным для учащихся, позволяя им реализовать свои познавательные потребности. Кроме этого, программа дает представление о геоботанике как возможной специализации при дальнейшем обучения в вузе. Новизной программы является наличие в ней специального блока, посвященного учебно-исследовательской деятельности обучающихся - на 3 году обучения предусмотрено выполнение ряда учебно-исследовательских работ по геоботанике на основе изученного материала. Этот блок органично дополняет курс геоботаники и предоставляет обучающимся дополнительные возможности в самореализации и применении полученных ЗУН. Цель образовательной программы: создание условий для выявления и реализации творческого потенциала обучающихся на основе изучения геоботаники. Задачи:
- сформировать знания о видовом составе фитоценозов Воронежского края - выработать у учащихся комплекс знаний, умений и навыков по определению различных видов растений и анализу растительных сообществ - воспитать бережное отношение к природе, способствовать формированию экологического мышления - активизировать у воспитанников познавательный интерес к биологии и природе родного края
Отличительные особенности данной программы от уже существующих Программа не является принципиально новой, в ее базе лежат, с одной стороны, программы для дополнительного образования детей «Цветоводство открытого грунта», «Полевая экология», «Юный исследователь». Однако она не дублирует их и имеет свою специфику: программа построена таким образом, что позволяет детям младшего и среднего школьного возраста приобрести помимо общих, базовых знаний, узкоспециальные знания и навыки по геоботанике. Практикоориентированный характер программы позволяет реализовать потребности учащихся в общении с природой, в познании, в самоутверждении посредством приобретения и демонстрации ЗУН. Кроме того, немаловажно значение программы в формировании у детей представления о единстве природы и человека. Отличительная особенность программы — в интеграции таких наук, как ботаника, физическая география, экология растений, и ярко выраженном краеведческом аспекте — практически все понятия и явления рассматриваются на примере растительности Воронежской области, большое внимание уделяется изучению флоры родного края. Вместе с тем дается представление и о растениях мира в целом, но изучение флоры и растительности Воронежской области и России имеет приоритетное значение. Также отличие программы от существующих программ заключается в ее интеграции с гуманитарными дисциплинами - при изучении различных растений рассматривается их отражение в культуре разных народов (быте, живописи, литературе, мифологии, истории). Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы Возраст обучаемых – 10 – 14 лет. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Психологические особенности детей 10-12 лет Это период особенно благоприятен для целенаправленного развития отношения к природе. Интенсивность отношения к миру природы в этом возрасте очень высока. Наряду с познавательным интересом к природе на высоком уровне находятся стремления к практическому взаимодействию с живыми существами, а также желание их охранять, способствовать их благополучию. Этот возраст благоприятен для актуализации у младших подростков процессов сочувствия и сопереживания по отношению к живым организмам. Эффективны для формирования экологической культуры организация участия детей в природоохранной деятельности, биологических играх, экологических акциях и подобных мероприятиях (Экскурсии по памятникам природы, «Новогодняя ель», «День Земли» - акция по уборке мусора на территории лесного массива, изучение состояния окружающей среды с помощью биоиндикации), а также практическая работа на с живыми объектами. В этом возрасте определяется направление дальнейшего развития экологического сознания. Таким образом, в младшем подростковом возрасте педагогический процесс носит комплексный характер. Он должен обеспечить развитие позитивного отношения ребенка к миру природы (социально-желательного отношения) наряду с продолжением развития системы представлений и усилением внимания к его практической деятельности, затрагивающей поступочный компонент. Психологические особенности учащихся 13-14 лет Подростковый возраст 13-14 лет, характеризуется некоторыми противоречиями, которые являются стимулом его поведения, интересов и деятельности. В этом возрасте дети начинают осознавать себя как личность и индивидуальность. Главной потребностью этого возраста является потребность в духовно-нравственном самосознании и осмыслении своего места среди других людей. В данном возрасте подросток подражает всему, что кажется ему достойным и способным помочь среди сверстников. Получаемые в учебно-воспитательном процессе знания для подростка имеют значение важного средства понимания себя и своих взаимоотношений с окружающим миром. Это обеспечивает быстрый рост сознания и сознательности. Ребенок подросткового возраста испытывает потребность в общении с более опытным и знающим взрослым человеком, авторитетным педагогом и самостоятельным человеком, четко регулирующим свое поведение и отношение к окружающему миру. Поэтому важно организовывать встречи с учеными, представителями природоохранных организаций. Этот возраст эффективен для обучения детей самоорганизации с опорой на их сознательность. Основные способы взаимодействия с подростком состоят в том, чтобы анализировать и осмысливать вместе с ними поступки и происходящие события, предоставлять ему возможность самостоятельных выборов и решений, пробуждать их к самоконтролю, управлению своим поведением. Такие взаимоотношения с ребенком положительно сказываются на формировании экологического мировоззрения. Этот возраст благоприятен для формирования личности ребенка посредством вовлечения его в социально значимую практическую природоохранную и учебно-исследовательскую деятельность. Сроки реализации образовательной программы: Программа рассчитана на 3 года обучения. Количество учебных часов в год – 144 ч. Форма и режим занятий При реализации программы используются теоретические и практические формы занятий. Теоретические занятия проводятся в аудиториях эколого-биологического отдела. При изучении тем используются дидактические игры, дискуссии, просмотры видеоматериалов. Особое внимание уделяется практическим и лабораторным работам, экскурсиям. Преобладание практических часов способствует более эффективному освоению курса, выполнению поисковых и исследовательских работ. Оптимальное количество учащихся в группе – 10-12 человек, Режим проведения занятий: два раза в неделю по 2 часа (144 часа в год). Для обучения принимаются все учащиеся указанного возраста, проявляющие интерес к биологическим дисциплинам. Уровень базовых ЗУН при приеме в группы первого года обучения определяется путем собеседования. Основание для перехода на следующий этап обучения – успешное выполнение программы предыдущего года, определяющееся результатами мониторинга ЗУН в конце учебного года. Ожидаемые результаты и способы их проверки По окончании первого года обучения учащиеся должны знать: - значение растений в природе и для человека - основные биологические понятия - характеристику и значение биологии, ботаники и геоботаники - взаимосвязь растений со средой обитания - причины и сущность сезонных явлений в растительном мире - простейшую классификацию органического мира и его представителей - основные части растений – корень, стебель, лист, почки, цветок, семена – и их значение для растения - представителей растительного мира Воронежской области: хвойные деревья, лиственные деревья, кустарники, мхи, лишайники, травы - климатические особенности природных зон Земли, типичных представителей растений различных климатических и природных зон мира - культурные растения, возделываемые в Воронежской области и их родину - нормы экологического поведения. Должны уметь: - оперировать основными биологическими понятиями и терминами - определять наиболее распространенные виды дикорастущих и культурных видов растений по внешнему виду - осуществлять фенологические наблюдения - определять возраст растений - выявлять роль растений, бактерий и грибов в экосистеме, в том числе, в осуществлении круговорота веществ - выявлять приуроченность конкретных видов растений к природным зонам по внешнему строению растений - соблюдать нормы экологического поведения По окончании второго года обучения учащиеся должны знать: - устройство микроскопа и правила работы с ним - строение растительной клетки - особенности жизнедеятельности растительной клетки - особенности строения представителей Царств Бактерий, Грибов, Растений - морфологическое строение наиболее типичных представителей Царств грибов (грибы, лишайники) и растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники), произрастающих в Воронежской области - основных представителей отряда голосеменных растений - строение вегетативных органов растений – корня, листа и стебля, почки, цветка, семени, плода - овощи и фрукты, импортируемые в Россию из других стран - понятие фитоценоза, закономерности его образования и развития, состав основных типов фитоценозов Воронежской области. Должны уметь: - изготовлять препараты для микроскопа, изучать объекты с помощью микроскопа - изготавливать гербарий - определять виды растений по внешних признакам по внешним признакам, при помощи атласа-определителя, определителя растений по принципу дихотомического ключа;
- производить глазомерную съёмку и составлять план местности - описывать растительный фитоценоз
По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать:
- значение комнатных растений для человека - лекарственные и ядовитые растения Воронежской области
- использование растений в промышленности и в народных промыслах народов России - роль растений в культурах различных народов мира - методы и принципы осуществления учебно-исследовательской работы Должны уметь: - описывать почвенные разрезы и составлять почвенную карту - проводить комплексный анализ фитоцинозов - определять при помощи растений-индикаторов: влажность почвы, глубину залегания грунтовых вод, кислотность почв, плодородие почв, наличие или избыток различных химических элементов, степень засоления почв, залегание полезных ископаемых - определять астрономическое время по состоянию растений - осуществлять биоиндикацию чистоты воздуха, почв и водных объектов при помощи растений - предсказывать погоду и определять господствующие направления ветра при помощи растений - определять глубину залегания грунтовых вод по видовому составу растений, произрастающих на данной территории - измерять микроклиматические показатели - применять растения в качестве природных красителей, инсектицидов, гербицидов, косметических средств и пищевых продуктов
Способы проверки результатов Исходя из возрастных особенностей детей, проверка ЗУН проводится преимущественно в игровых формах. Текущий контроль ЗУН учащихся осуществляется после изучения каждой темы, раздела. Диагностика ЗУН проводится в начале, середине и конце учебного года. Основная форма проверки – тесты, которые проводятся в игровой форме (викторины), защита рефератов и учебно-исследовательских работ. Также используются для отслеживания результатов освоения программного материала лабораторно-практические работы, биологические игры, соревнования, участие в конференциях, выставках и т. д. Учебно-тематический план первого года обучения
|
Абаканского спец. Пу. Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в... | Адаптированная основная общеобразовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения | ||
Под предметной одаренностью понимается развитие уникальных способностей учащегося в определенных сферах знаний – математическая,... | В федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» в статье 59 «Итоговая... | ||
Соо, срок обучения 6 лет; на базе спо, срок обучения – 3,5 года; на базе впо, срок обучения – 4 года | Адаптированная основная общеобразовательная программа кгбоу «Красноярская общеобразовательная школа №8» составлена на основе следующих... | ||
Адаптированная основная образовательная программа кгбоу «Тинская общеобразовательная школа-интернат» составлена на основе следующих... | Адаптированная образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (овз) | ||
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования | Аоп ООО для обучающихся с овз и детей-инвалидов это образовательная программа, адаптированная для обучения обучающихся с овз и детей-инвалидов,... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |