Программа «геоботаника» Тип: адаптированная Направленность: эколого-биологическая Срок реализации: 3 года


НазваниеПрограмма «геоботаника» Тип: адаптированная Направленность: эколого-биологическая Срок реализации: 3 года
страница1/5
ТипПрограмма
blankidoc.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5


ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СОЗВЕЗДИЕ»

ПРОГРАММА
«ГЕОБОТАНИКА»

Тип: адаптированная

Направленность: эколого-биологическая

Срок реализации: 3 года

Возраст: 10-14 лет
Программа является интеллектуальной собственностью ЦДОД «Созвездие» и не может быть использована вне данного учреждения без согласования с администрацией.
Составитель:

педагог доп. образования

Решетникова Т.В.

Рецензент: методист

эколого-биологического отдела

Попова Т.И.


Воронеж

Пояснительная записка
Образовательная программа «Геоботаника» имеет эколого-биологическую направленность.

Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна

Переход на новые образовательные программы в школе повлек за собой изменения в преподавании биологии. В частности, изучение в 6 классе курса ботаники «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» в настоящее время рассчитано всего на 68 часов. Следуя рамкам школьной программы, дети оказываются лишены возможности получить достаточном объеме знания о видовом составе растений родного края, их особенностях, взаимодействии с окружающей средой. Не имеется времени и возможностей для формирования навыков описания, определения растений и изучения различных фитоценозов.

В свете этого, актуальность и педагогическая целесообразность данной образовательной программы состоит в том, что она, не дублируя, дополняет школьный курс природоведения, ботаники, общей биологии, экологии и физической географии. Рассчитанная на учащихся 4 -8 классов, она формирует у них информационно-практическую базу, необходимую для более успешного освоения курса ботаники, общей биологии и физической географии в более старших классах, способствует получению учащимися именно комплексных систематизированных знаний.

Растения рассматриваются не изолированно от других объектов, а с позиции их тесных взаимосвязей с окружающей средой. Кроме того, данная программа имеет практико-ориентированный характер и позволяет учащимся получить практические навыки и умения по определению, описанию растений, фитоценозов и прикладному использованию геоботанических знаний (выявление пищевых и ядовитых растений, ориентирование по растениям во времени и на местности, биоиндикация качества окружающей среды, использование растений для определения качества воды и воздуха, определения типа почв, геологических аномалий и т. д.).

Знание основ геоботаники чрезвычайно важно для формирования научного мировоззрения учащихся, понимания принципов взаимосвязи человека и окружающей среды, осознания необходимости соблюдать здоровый образ жизни. Изучение основано на применении преимущественно частично-поисковых и исследовательских методов, доступных школьникам, что делает обучение привлекательным для учащихся, позволяя им реализовать свои познавательные потребности.

Кроме этого, программа дает представление о геоботанике как возможной специализации при дальнейшем обучения в вузе.

Новизной программы является наличие в ней специального блока, посвященного учебно-исследовательской деятельности обучающихся - на 3 году обучения предусмотрено выполнение ряда учебно-исследовательских работ по геоботанике на основе изученного материала. Этот блок органично дополняет курс геоботаники и предоставляет обучающимся дополнительные возможности в самореализации и применении полученных ЗУН.
Цель образовательной программы: создание условий для выявления и реализации творческого потенциала обучающихся на основе изучения геоботаники.

Задачи:

  • сформировать у детей представления о ботанике, биологии, фенологии, как науках, о значении растений в природе и для человека, о растительных сообществах, видовом составе растительных сообществ различных климатических зон, биологических особенностях растений, сформировать у учащихся представление о взаимосвязи растений и окружающей среды;

- сформировать знания о видовом составе фитоценозов Воронежского края

- выработать у учащихся комплекс знаний, умений и навыков по определению различных видов растений и анализу растительных сообществ

- воспитать бережное отношение к природе, способствовать формированию экологического мышления

- активизировать у воспитанников познавательный интерес к биологии и природе родного края

  • развить интеллектуальную сферу учащихся: внимание, память, навыки самостоятельного поиска, обработки и применения информации, повышение эрудиции, способность творчески решать поставленные задачи.


Отличительные особенности данной программы от уже существующих

Программа не является принципиально новой, в ее базе лежат, с одной стороны, программы для дополнительного образования детей «Цветоводство открытого грунта», «Полевая экология», «Юный исследователь». Однако она не дублирует их и имеет свою специфику: программа построена таким образом, что позволяет детям младшего и среднего школьного возраста приобрести помимо общих, базовых знаний, узкоспециальные знания и навыки по геоботанике. Практикоориентированный характер программы позволяет реализовать потребности учащихся в общении с природой, в познании, в самоутверждении посредством приобретения и демонстрации ЗУН. Кроме того, немаловажно значение программы в формировании у детей представления о единстве природы и человека.

Отличительная особенность программы — в интеграции таких наук, как ботаника, физическая география, экология растений, и ярко выраженном краеведческом аспекте — практически все понятия и явления рассматриваются на примере растительности Воронежской области, большое внимание уделяется изучению флоры родного края. Вместе с тем дается представление и о растениях мира в целом, но изучение флоры и растительности Воронежской области и России имеет приоритетное значение. Также отличие программы от существующих программ заключается в ее интеграции с гуманитарными дисциплинами - при изучении различных растений рассматривается их отражение в культуре разных народов (быте, живописи, литературе, мифологии, истории).
Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы

Возраст обучаемых – 10 – 14 лет. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.

Психологические особенности детей 10-12 лет

Это период особенно благоприятен для целенаправленного развития отношения к природе. Интенсивность отношения к миру природы в этом возрасте очень высока. Наряду с познавательным интересом к природе на высоком уровне находятся стремления к практическому взаимодействию с живыми существами, а также желание их охранять, способствовать их благополучию. Этот возраст благоприятен для актуализации у младших подростков процессов сочувствия и сопереживания по отношению к живым организмам. Эффективны для формирования экологической культуры организация участия детей в природоохранной деятельности, биологических играх, экологических акциях и подобных мероприятиях (Экскурсии по памятникам природы, «Новогодняя ель», «День Земли» - акция по уборке мусора на территории лесного массива, изучение состояния окружающей среды с помощью биоиндикации), а также практическая работа на с живыми объектами. В этом возрасте определяется направление дальнейшего развития экологического сознания.

Таким образом, в младшем подростковом возрасте педагогический процесс носит комплексный характер. Он должен обеспечить развитие позитивного отношения ребенка к миру природы (социально-желательного отношения) наряду с продолжением развития системы представлений и усилением внимания к его практической деятельности, затрагивающей поступочный компонент.

Психологические особенности учащихся 13-14 лет

Подростковый возраст 13-14 лет, характеризуется некоторыми противоречиями, которые являются стимулом его поведения, интересов и деятельности. В этом возрасте дети начинают осознавать себя как личность и индивидуальность. Главной потребностью этого возраста является потребность в духовно-нравственном самосознании и осмыслении своего места среди других людей. В данном возрасте подросток подражает всему, что кажется ему достойным и способным помочь среди сверстников.

Получаемые в учебно-воспитательном процессе знания для подростка имеют значение важного средства понимания себя и своих взаимоотношений с окружающим миром. Это обеспечивает быстрый рост сознания и сознательности. Ребенок подросткового возраста испытывает потребность в общении с более опытным и знающим взрослым человеком, авторитетным педагогом и самостоятельным человеком, четко регулирующим свое поведение и отношение к окружающему миру. Поэтому важно организовывать встречи с учеными, представителями природоохранных организаций.

Этот возраст эффективен для обучения детей самоорганизации с опорой на их сознательность. Основные способы взаимодействия с подростком состоят в том, чтобы анализировать и осмысливать вместе с ними поступки и происходящие события, предоставлять ему возможность самостоятельных выборов и решений, пробуждать их к самоконтролю, управлению своим поведением. Такие взаимоотношения с ребенком положительно сказываются на формировании экологического мировоззрения.

Этот возраст благоприятен для формирования личности ребенка посредством вовлечения его в социально значимую практическую природоохранную и учебно-исследовательскую деятельность.
Сроки реализации образовательной программы:

Программа рассчитана на 3 года обучения. Количество учебных часов в год – 144 ч.
Форма и режим занятий

При реализации программы используются теоретические и практические формы занятий. Теоретические занятия проводятся в аудиториях эколого-биологического отдела. При изучении тем используются дидактические игры, дискуссии, просмотры видеоматериалов. Особое внимание уделяется практическим и лабораторным работам, экскурсиям. Преобладание практических часов способствует более эффективному освоению курса, выполнению поисковых и исследовательских работ.

Оптимальное количество учащихся в группе – 10-12 человек,

Режим проведения занятий: два раза в неделю по 2 часа (144 часа в год).
Для обучения принимаются все учащиеся указанного возраста, проявляющие интерес к биологическим дисциплинам. Уровень базовых ЗУН при приеме в группы первого года обучения определяется путем собеседования. Основание для перехода на следующий этап обучения – успешное выполнение программы предыдущего года, определяющееся результатами мониторинга ЗУН в конце учебного года.
Ожидаемые результаты и способы их проверки

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:

- значение растений в природе и для человека

- основные биологические понятия

- характеристику и значение биологии, ботаники и геоботаники

- взаимосвязь растений со средой обитания

- причины и сущность сезонных явлений в растительном мире

- простейшую классификацию органического мира и его представителей

- основные части растений – корень, стебель, лист, почки, цветок, семена – и их значение для растения

- представителей растительного мира Воронежской области: хвойные деревья, лиственные деревья, кустарники, мхи, лишайники, травы

- климатические особенности природных зон Земли, типичных представителей растений различных климатических и природных зон мира

- культурные растения, возделываемые в Воронежской области и их родину

- нормы экологического поведения.

Должны уметь:

- оперировать основными биологическими понятиями и терминами

- определять наиболее распространенные виды дикорастущих и культурных видов растений по внешнему виду

- осуществлять фенологические наблюдения

- определять возраст растений

- выявлять роль растений, бактерий и грибов в экосистеме, в том числе, в осуществлении круговорота веществ

- выявлять приуроченность конкретных видов растений к природным зонам по внешнему строению растений

- соблюдать нормы экологического поведения
По окончании второго года обучения учащиеся должны знать:

- устройство микроскопа и правила работы с ним

- строение растительной клетки

- особенности жизнедеятельности растительной клетки

- особенности строения представителей Царств Бактерий, Грибов, Растений

- морфологическое строение наиболее типичных представителей Царств грибов (грибы, лишайники) и растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники), произрастающих в Воронежской области

- основных представителей отряда голосеменных растений

- строение вегетативных органов растений – корня, листа и стебля, почки, цветка, семени, плода

- овощи и фрукты, импортируемые в Россию из других стран

- понятие фитоценоза, закономерности его образования и развития, состав основных типов фитоценозов Воронежской области.

Должны уметь:

- изготовлять препараты для микроскопа, изучать объекты с помощью микроскопа

- изготавливать гербарий

- определять виды растений по внешних признакам по внешним признакам, при помощи атласа-определителя, определителя растений по принципу дихотомического ключа;

  • ориентироваться на местности при помощи растений

  • осуществлять биоиндикацию качества воздуха с помощью лишайников

- производить глазомерную съёмку и составлять план местности

- описывать растительный фитоценоз

  • применять научный подход к раскрытию природных явлений и закономерностей



По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать:

  • основные экологические факторы, их воздействие на растения, адаптации растений к ним

  • строение и классификацию почв,

- значение комнатных растений для человека

- лекарственные и ядовитые растения Воронежской области

  • знать растения-природные красители, растения, применяющиеся в косметических целях, дикорастущие пищевые растений, растения — природные инсектициды и гербициды

- использование растений в промышленности и в народных промыслах народов России

- роль растений в культурах различных народов мира

- методы и принципы осуществления учебно-исследовательской работы

Должны уметь:

- описывать почвенные разрезы и составлять почвенную карту

- проводить комплексный анализ фитоцинозов

- определять при помощи растений-индикаторов: влажность почвы, глубину залегания грунтовых вод, кислотность почв, плодородие почв, наличие или избыток различных химических элементов, степень засоления почв, залегание полезных ископаемых

- определять астрономическое время по состоянию растений

- осуществлять биоиндикацию чистоты воздуха, почв и водных объектов при помощи растений

- предсказывать погоду и определять господствующие направления ветра при помощи растений

- определять глубину залегания грунтовых вод по видовому составу растений, произрастающих на данной территории

- измерять микроклиматические показатели

- применять растения в качестве природных красителей, инсектицидов, гербицидов, косметических средств и пищевых продуктов

  • осуществлять учебно-исследовательскую деятельность по изучению растительности и флоры.


Способы проверки результатов

Исходя из возрастных особенностей детей, проверка ЗУН проводится преимущественно в игровых формах. Текущий контроль ЗУН учащихся осуществляется после изучения каждой темы, раздела. Диагностика ЗУН проводится в начале, середине и конце учебного года. Основная форма проверки – тесты, которые проводятся в игровой форме (викторины), защита рефератов и учебно-исследовательских работ. Также используются для отслеживания результатов освоения программного материала лабораторно-практические работы, биологические игры, соревнования, участие в конференциях, выставках и т. д.
Учебно-тематический план

первого года обучения



п/п


Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Экскур-сии

1.

Вводное занятие


2

2







2

Составление учебного гербария

10

2

4

4

3

Общее знакомство с органическим миром

34

10

20

4

4

Высшие и низшие растения

30

10

20




5

Растения природных зон мира

26

7

19




6

Культурные и дикорастущие растения г. Воронежа и Воронежской области

30

4

12

14

7

Охрана растений

10

4

6




8

Итоговое занятие

2




2







Итого:

144

39

83

22
  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа «геоботаника» Тип: адаптированная Направленность: эколого-биологическая Срок реализации: 3 года iconАдаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью
Абаканского спец. Пу. Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в...

Программа «геоботаника» Тип: адаптированная Направленность: эколого-биологическая Срок реализации: 3 года iconПояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы»
Адаптированная основная общеобразовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

Программа «геоботаника» Тип: адаптированная Направленность: эколого-биологическая Срок реализации: 3 года iconМатематическая, физическая, гуманитарная, химико-биологическая и т д. Математическая одаренность
Под предметной одаренностью понимается развитие уникальных способностей учащегося в определенных сферах знаний – математическая,...

Программа «геоботаника» Тип: адаптированная Направленность: эколого-биологическая Срок реализации: 3 года iconПояснительная записка направленность программы данная программа имеет...
В федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» в статье 59 «Итоговая...

Программа «геоботаника» Тип: адаптированная Направленность: эколого-биологическая Срок реализации: 3 года iconРабочая программа Дисциплины дс. 01. Судебная медицина и судебная психиатрия
Соо, срок обучения 6 лет; на базе спо, срок обучения – 3,5 года; на базе впо, срок обучения – 4 года

Программа «геоботаника» Тип: адаптированная Направленность: эколого-биологическая Срок реализации: 3 года iconПояснительная записка Адаптированная основная общеобразовательная...
Адаптированная основная общеобразовательная программа кгбоу «Красноярская общеобразовательная школа №8» составлена на основе следующих...

Программа «геоботаника» Тип: адаптированная Направленность: эколого-биологическая Срок реализации: 3 года iconПояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа...
Адаптированная основная образовательная программа кгбоу «Тинская общеобразовательная школа-интернат» составлена на основе следующих...

Программа «геоботаника» Тип: адаптированная Направленность: эколого-биологическая Срок реализации: 3 года iconАдаптированная образовательная программа для обучения лиц с ограниченными...
Адаптированная образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (овз)

Программа «геоботаника» Тип: адаптированная Направленность: эколого-биологическая Срок реализации: 3 года iconПрограмма формирования универсальных учебных действий
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования

Программа «геоботаника» Тип: адаптированная Направленность: эколого-биологическая Срок реализации: 3 года iconПояснительная записка Адаптированная образовательная программа основного...
Аоп ООО для обучающихся с овз и детей-инвалидов это образовательная программа, адаптированная для обучения обучающихся с овз и детей-инвалидов,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru