Рабочая программа по обществознанию
7 класс
(1 час в неделю, 35 часов в год)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Рабочая программа для 7 класса рассчитана на 35 часов учебного времени.
В УМК, позволяющий реализовать программу, входит учебник Л.Н. Боголюбова Обществознание 7 класс. – М.: «Дрофа» 2015 г. Учебник соответствуют федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию и реализует авторскую программу.
Согласно программе 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу обучающихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни; совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Количество практических работ за год – 10
Практические работы в 7 классе будут проводиться форме устных обсуждений, деловых игр, диспутов, работы с текстом, презентаций, составления кроссвордов, написания рассказов, эссе и др.. Практические работы будут оцениваться выборочно по усмотрению учителя.
Количество контрольных работ за год – 2
Контрольная работа по теме «Человек и закон»
Контрольная работа по теме «Человек и экономика»
Контроль знаний учащихся осуществляется в ходе индивидуальных опросов, тематических и критериальных тестовых проверочных работ.
Измерителями являются сборники КИМов ГИА и ЕГЭ по обществознанию ФИПИ, «Интеллект-Центр», 2009-2013 г.
Обществознание. Тестовые задания. Изд-во «Экзамен» 2009 г.,
Обществознание. Тестовые задания. Изд-во «Учитель». 2009г.
материалы методических пособий:
Л.Н. Боголюбов. Методическое пособие для учителя. -М.: Просвещение,2015;
А.И.Кравченко. Методическое пособие для учителя. -М.: Просвещение,2015.
В соответствии с областным Законом от 15.06.10 «О духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся в образовательных учреждениях в Ростовской области» особое звучание приобретает материал о культурных традициях народов, населяющих нашу страну, нравственных идеалах многочисленных конфессий. На протяжении всего периода обучения в школе учащиеся имеют возможность расширять свой кругозор, приобщаться к традициям, обычаям российского народа, на примерах героического служения Родине происходит воспитание патриотизма. На уроках обществознания в 7 классе учащиеся имеют возможность развивать нравственное, духовное начало. Уроки по темам «Что значит жить по правилам», «Защита отечества» и др. дают возможность рассматривать аспекты духовно-нравственного воспитания.
Программа рассчитана на преподавание курса обществознание в 7 классе в объеме 1 часа в неделю. Фактически учебных недель в 7 классе 35часов, поэтому календарно-тематическое планирование составлено на 35 часов.
Рабочая программа включает разделы:
1.Пояснительную записку;
2.Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы;
3.Цели изучения курса;
4.Структуру курса;
5.Годовой календарный график текущего контроля;
6. График практических работ;
7.Календарно-тематическое планирование;
8.Требования к уровню подготовки учащихся;
9.Критерии оценивания;
10.Перечень учебно-методических средств обучения.
2. Нормативно-правовое обеспечение
Федеральный уровень
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по обществознанию.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362).
Примерные программы по обществознанию, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
Письмо Министерства образования и науки HA от 09 ноября 2009 г. № 03-2235 «Об использовании учебников разных лет выпуска».
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы, [Текст] //Вестник образования России. – 2011. – № 7. – с. 8-31.
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в
2013 году единого государственного экзамена по обществознанию, подготовленная Федеральным государственным научным учреждением «ФИПИ»
Авторская программа Л.Н. Боголюбов, « Обществознание» для 5-9 классов .
Региональный уровень
1. Областной закон « Об образовании в Ростовской области»
2. Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 11.05.2012 года № 387 «О формировании учебных планов в образовательных учреждениях Ростовской области в 2013-2014 учебном году».
3. Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 16.06.2011 года № 478 «О внесении изменений в приказ от 29.03.2011 № 2123».
4. Рекомендации к реализации регионального учебного плана в общеобразовательных учреждениях Ростовской области. Методическое пособие. Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора С.Ф. Хлебуновой. Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, 2011.
Методические письма Министерства образования и науки РФ
1. Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования.
2. Минобрнауки России от 21 мая 2007 г. № 03-1102 «О заполнении бланков документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании в 2007 году».
3. Цели и задачи изучения курса
развитие личности в ответственный период социального взросле- ния человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критиче- ского мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собст- венной позиции; нравственной и правовой культуры, экономиче- ского образа мышления, способности к самоопределению и само- реализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответ- ственности, уважения к социальным нормам; приверженности гу- манистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социаль- ной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулиро- вания общественных отношений; механизмах реализации и защи- ты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практи- ческой деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для реше- ния типичных задач в области социальных отношений; экономи- ческой и гражданско-общественной деятельности; межличност- ных отношениях; отношениях между людьми различных нацио- нальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
4. Структура курса
№
| Наименование разделов
| Кол-во часов
| 1
| Вводный урок
| 1
| 2
| Человек среди людей
| 5
| 3
| Человек и закон
| 12
| 4
| Человек и экономика
| 12
| 5
| Человек и природа
| 4
| 4
| Итоговый урок
| 1
| ИТОГО: 35 ЧАСОв
5. График текущего контроля
№
| Тема
| Время изучения
| Дата
| Форма контроля
| Источник
| 1
| Человек и закон
| 16.10-15.01
| 22.01
| К/р
| КИМы ГИА и ЕГЭ по обществознанию, ФИПИ, 2009-2013гг., Обществознание. Тесты. Изд-во «Экзамен» 2009г., Обществознание. Тесты. Изд-во «Учитель». 2009г.,
| 2
| Человек и экономика
| 29.01-16.04
| 23.04
| К/р
| КИМы ГИА и ЕГЭ по обществознанию, ФИПИ, 2009-2013 гг., Обществознание. Тесты. Изд-во «Экзамен» 2009г., Обществознание. Тесты. Изд-во «Учитель». 2009г.,
| 6. График практических работ
№
| Тема
| Дата
| Источник
| 1
| Почему нужно быть терпимым
| 9.10
| Л.Н. Боголюбов. Обществознание 7 кл. М. «Просвещение» 2012 С. 54-55
| 2
| Что значит жить по правилам
| 23.10
| С.66-67
| 3
| Права и обязанности граждан
| 13.11
| С.76-77
| 4
| Почему нужно соблюдать законы
| 27.11
| С.85
| 5
| Защита Отечества
| 11.12
| С.95-96
| 6
| Экономика и ее основные участники
| 5.02
| С.136-137
| 7
| Золотые руки работника
| 19.02
| С.150-151
| 8
| Виды и формы бизнеса
| 12.03
| С.168
| 9
| Обмен, торговля, реклама
| 2.04
| С.178
| 10
| Закон на страже природы
| 21.05
| С.234
| 7. Календарно-тематическое планирование по обществознанию
|