ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
______________________________________________________________________________ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
С Т Е Н О Г Р А М М А первого заседания Совета Федерации
11—15 января 1994 года
Москва 1994 год Дом Совета Федерации. Большой зал заседаний. 11 января 1994 года. 10 часов. Заседание открыл Президент Российской Федерации Б.Н. ЕЛЬЦИН
Ельцин Б.Н. Уважаемые члены Совета Федерации! По Конституции в Совете Федерации предусмотрено 178 мест. Избран 171 человек. Зарегистрировались 140 человек. Так что Совет Федерации правомочен начать свою работу.
Разрешите в соответствии с Конституцией первое заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации объявить открытым. (Звучит Государственный гимн Российской Федерации. Все встают.)
Уважаемые члены Совета Федерации! С сегодняшнего дня российская государственность обретает новое качество — начинает свою работу двухпалатный парламент Российской Федерации. В то же время восстанавливается связь времен, разорванная на десятилетия. Одновременно с Советом Федерации приступила к работе Государственная Дума. И дело не в формальном восстановлении названия одного из государственных институтов России. Смысл происходящего гораздо глубже: Россия возвращается к своим корням, восстанавливает утраченные традиции. Без этого не обрести своего подлинного лица. Без этого невозможно идти вперед. Без этого не занять достойного места в современном мире.
Новая российская государственность опирается на прочную правовую основу — на Конституцию, которая принята не группой людей, не партией, а впервые в истории России всенародным голосованием. Всем нам предстоит еще многое сделать, чтобы конституционные положения стали нормами нашей жизни, чтобы мы научились жить в соответствии с ними. В полной мере осознаю, что особая ответственность в этой общей работе лежит на Президенте. Как Президент Российской Федерации при осуществлении своих полномочий буду строго соблюдать и защищать принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституцию Российской Федерации, уважать и охранять права и свободы россиян, верно служить их интересам, защищать суверенитет, независимость, безопасность и территориальную целостность государства, добросовестно выполнять обязанности, возложенные на меня Конституцией. Рассчитываю, что и депутаты Федерального Собрания в своей деятельности будут строго придерживаться Конституции России.
В Совет Федерации пришли те, кто победил на свободных демократических выборах в остром и открытом соревновании. Поздравляю вас с этим большим политическим и личным успехом. Вы избраны в Совет Федерации — верхнюю палату Федерального Собрания. Российские граждане поверили вам. Они передали вам часть своей власти и одновременно возложили на вас огромную ответственность за Отечество, за российский народ. Надеюсь, что каждый из вас осознает это в полной мере. Теперь вы будете участвовать непосредственно в управлении великой державой, в определении ее судьбы. У каждого из вас многократно возрастают возможности принести пользу России. Верю, что вы максимально используете их во благо нашего народа. В этот волнующий день хотел бы поделиться с вами тем, что считаю особенно важным для сегодняшней России.
Парламент начинает свою работу в мирной стране. Избиратели ждут от депутатов реальных усилий по укреплению гражданского мира. В прошлом году потребовалось огромное напряжение, чтобы сохранить его. В самый сложный момент большинство из тех, кто находится сегодня в этом зале, поддержали Президента, помогли не допустить в России хаоса и гражданского противоборства. И сейчас очень нужно, чтобы члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы вывели российский парламент на путь созидания, чтобы сотрудничество стало главным в отношениях законодательной и исполнительной властей.
Федеральное Собрание начинает работать в едином Российском государстве. За кого бы ни голосовали наши избиратели, каким бы партии и блоку ни отдали свои голоса, они были единодушны в том, что Российская Федерация должна и впредь быть целостным государством, прочной федерацией. Наша обязанность — выполнить эту волю.
Конституция дает четкое разграничение предметов ведения Федерации и ее субъектов. Надо строго придерживаться его и одновременно помнить: сильные регионы — условие процветания России.
Парламент начинает работу в самый ответственный момент существования Содружества Независимых Государств. Каждое из государств все более понимает: в одиночку с труднейшими проблемами не справиться, в одиночку не выжить. Сближение наших стран уже идет. И в этом процессе призвание России — быть первой среди равных. Наши соотечественники, и прежде всего в ближнем зарубежье, рассчитывают, что добровольная, свободная и мирная интеграция будет крепнуть и набирать силу. Они надеются, что их законные интересы будут защищены. Наш долг — оправдать их надежды. Избрание Президента России Председателем Совета глав государств — участников СНГ дает исключительно благоприятный шанс для реализации этих целей. Наша позиция остается неизменной: чем богаче, разнообразнее и теснее будут отношения между нашими государствами, тем лучше.
Вы начинаете работу в разгар глубоких преобразований в стране. Всем известно, как нелегко было перейти от нескончаемых бесплодных разговоров к практическому делу. Тем более важно сейчас не останавливаться на полпути. За два года реформ в России заложены основы рыночной экономики, но это лишь начало. В ходе избирательной кампании звучало немало свежих и оригинальных идей, которые способны обеспечить второе дыхание реформам.
Парламентарии имеют реальную возможность воплотить их. И прежде всего в законах, именно они — основа демократической власти. Российское законодательство во многом все еще не стало рыночным. До сих пор остаются почти непреодолимые препятствия и для бизнесмена, и для банкира, и для фермера. Если за время вашей работы в этой сфере произойдет перелом, вы не только оправдаете чаяния избирателей, но и займете достойное место в истории России. У нас много инициативных, энергичных людей, которые хотят и могут трудиться. Сегодня они нуждаются в нашей поддержке. Нужно наконец дать им возможность работать и зарабатывать. Эти люди — основа основ процветания нашей страны. Их руками создается стабильное и благополучное общество, в котором никто не будет чувствовать себя униженным и обделенным.
В то же время одно материальное благополучие не сделает страну счастливой, не возродит чувство собственного достоинства граждан России. Надо честно признать — в сложнейших российских преобразованиях до сих пор слабо задействован мощный потенциал многонациональной отечественной культуры. Она оказалась на обочине реформ, и, может быть, в этом корни многих трудностей и неудач. Наша общая задача — найти оптимальное соотношение рынка и культуры. Без этого рынок не станет цивилизованным, без этого культура не выйдет из кризиса, не возродится духовность, не возродится величие России. Призываю вас в своей деятельности постоянно помнить об этом.
Федеральное Собрание начинает работать в период становления российской демократической государственности. Всем известно, насколько сложно и болезненно шел этот процесс. Принятие Конституции дает реальный шанс сделать его более спокойным и эффективным. Можно сказать, что в России впервые достигнуто согласие о правилах и нормах, которые обязательны для всех политических сил. И нам нужно во что бы то ни стало сберечь его ради спокойствия в стране, ради того, чтобы в Россию никогда больше не вернулась диктатура. Мы можем и должны помочь общественным, политическим силам найти согласие по главному вопросу — о категорическом и полном исключении насилия из политической жизни страны. Нет оправдания тем, кто организует массовые беспорядки, никто не должен уйти от ответственности за призывы к насильственным действиям, за разжигание национальной, социальной, религиозной розни между людьми.
Еще один вопрос, на котором хочу остановиться особо. Россия — великая держава. И она никогда не согласится быть на обочине мировой цивилизации. Закончилось время, когда наша страна чувствовала себя осажденной крепостью и находилась в конфронтации с остальным миром. Наша задача сегодня — наладить действительно широкое и равноправное сотрудничество с мировым сообществом. Достойное место в мире определяется далеко не только военной мощью. Наша страна, наш народ имеет огромный запас жизненной энергии. Мы с вами должны помочь своему Отечеству собраться с силами, вернуть в жизнь все мощные стимулы, которые возродят его величие. Наш основополагающий ориентир в мире — международное право. Россия будет твердо следовать его нормам и принципам, считая, что именно такой путь наиболее эффективен для защиты национальных интересов. Но не менее важна и другая сторона. Все государства во взаимоотношениях с Россией также должны строго придерживаться норм международного права. Никакие двойные стандарты здесь недопустимы. Надеюсь, что депутаты Совета Федерации и Государственной Думы поддержат в этом и Президента, и Правительство.
Уважаемые члены Совета Федерации! Большинство из вас — опытные политические деятели, познавшие тайны власти и способные отличить большую политику от мелкого политиканства. Вижу в вас одну из главных стабилизирующих сил российской государственности. И Президент, и парламентарии могут выражать несогласие с теми или иными решениями друг друга, могут быть недовольны друг другом, спорить и настаивать на своем. Но любые политические проблемы могут и должны разрешаться только посредством юридических процедур. Нам всегда нужно помнить, что мы представляем великую страну, великий народ многонациональной России. А значит, пока действуют наши полномочия, мы не свободны от этого требования даже в частной жизни, а тем более на государственной трибуне. Необходимо наконец забыть революционную лексику, избавиться от рецидивов болезненной подозрительности и политического максимализма. При всей партийной неоднородности парламента есть принципиальная основа для совместной конструктивной деятельности — это забота о гражданах России, это сохранение стратегического курса на экономические реформы. Мы должны считать непоколебимыми и неприкосновенными конституционно-демократические процедуры формирования власти и определения политического, экономического курсов страны. В то же время государство обязано защищать демократию всеми законными средствами.
В России, в российской государственности существует немало давних и недавних традиций. Их предстоит существенно обогатить и заложить новые. Это впрямую касается и Совета Федерации. Конституционные нормы определяют общий каркас работы верхней палаты российского парламента. Предстоит большая работа по их конкретизации. Надеюсь, вы будете вести ее с расчетом не на год-два, а на перспективу, на ХХI век.
Намерен поддерживать постоянные контакты с законодателями, проводить консультации с лидерами парламентских фракций по всем наиболее важным вопросам. Конституцией предусмотрено ежегодное Послание Президента Федеральному Собранию. Представлю его в ближайшее время, после того как будут решены организационные вопросы работы каждой палаты. В Послании вам будет предложена программа политических и экономических преобразований на 1994 год, основные направления внутренней и внешней политики, а также наметки на двухлетнюю перспективу. В нем будут максимально бережно учтены конструктивные идеи предвыборных программ и платформ, предложения депутатов по организации нашего взаимодействия.
Уважаемые российские парламентарии! Вы призваны гражданами страны заложить основы здания российской парламентской культуры. Это мирная, созидательная и в то же время очень сложная работа. На вас лежит особая ответственность — вы начинаете. И от того, насколько успешным будет это начало, во многом зависит судьба России. Позвольте пожелать вам успехов в нашем общем деле — обустройстве нашего Отечества. (Аплодисменты.)
Уважаемые члены Совета Федерации! Конституцией не предусмотрено, кто будет председательствовать на заседании Совета Федерации до избрания его Председателя. В Государственной Думе это предусмотрено Конституцией — там ведет старейший. По предложению оргкомитета по подготовке заседания Совета Федерации вносится предложение, чтобы до избрания Председателя Совета Федерации заседание вел также старейший депутат Совета Федерации. Я прошу за это предложение проголосовать... Прошу посчитать. Прошу подержать руки. Голосуйте, пожалуйста. Потом будет: кто против, кто воздержался... "За" — 158? (Шум в зале.)
Из зала. Подошли потом товарищи.
Ельцин Б.Н. То есть после регистрации еще подошли? Тогда это большинство, так что, видимо, нет смысла голосовать "против" и "воздержался". Старейший депутат Совета Федерации у нас 1929 года рождения, 7 августа, Юрий Дмитриевич Черниченко. Я прошу, Юрий Дмитриевич, занять место председательствующего. (Аплодисменты.)
Председательствует депутат Совета Федерации Ю.Д. ЧЕРНИЧЕНКО
Председательствующий. Благодарю Вас.
Ельцин Б.Н. Еще раз желаю вам всем удачи, успехов. До свидания, всего самого доброго! (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо вам, уважаемые депутаты, за печальную для меня честь — признание старшинства, но само слово "сенат" у нас в обиходе, оно подразумевает старшинство (это совет старейшин). Я просил бы вас (раз уж есть орган, он должен развиваться) поддержать мою структуру и дать возможность другим людям тоже поуправлять, как говорится, потому что одному очень трудно нести это бремя. Вот у нас есть почти мой ровесник, который представляет самый крайний запад России, — депутат Маточкин. Если вы не против, то я бы с удовольствием с Юрием Семеновичем разделил эту ношу. С другой стороны, самый крайний восток нашей страны представляет депутат Краснояров Евгений Алексеевич (он с Сахалина и тоже в зрелых годах). Если бы вы позволили нам нести эту ношу втроем, это было бы очень любезно с вашей стороны. Кто за это предложение: избрать вышеупомянутых коллег-депутатов замами?
Нет возражений?
Из зала. Нет!
Председательствующий. Пожалуйста, займите свои места, с тем чтобы не было так трудно здесь одному. И Россия будет широко представлена от края и до края в прямом смысле. (Шум в зале.) Пожалуйста, садитесь, чтобы был и восток, и запад. Борис Николаевич Ельцин в своей короткой, но содержательной речи уже упоминал, что здесь у нас кворум и палата правомочна работать. Для начала функционирования Совета Федерации необходимо утвердить депутатские полномочия. Об итогах выборов депутатов Совета Федерации Федерального Собрания, что вполне логично, сделает сообщение Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Николай Тимофеевич Рябов. Прошу, Николай Тимофеевич.
Рябов Н.Т. Спасибо, Юрий Дмитриевич.
Уважаемые депутаты! Друзья! Разрешите прежде всего сердечно поздравить вас от имени Центральной избирательной комиссии с успешным завершением выборной кампании и избранием вас в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — новый представительный и законодательный орган страны.
Нелегок был путь к депутатским мандатам, однако доверие избирателей, их поддержка в ходе голосования достойно венчают ваши намерения служить российскому народу, нашему Отечеству.
Избирательная кампания 1993 года началась в очень сложный, можно сказать, драматический период истории нашей страны, когда были поставлены под сомнение ее государственность и общественная стабильность. Октябрьская трагедия, силовое противостояние властей, сбой в проведении реформ, расшатывание федерализма — все это потребовало кардинальных действий, которые пользовались бы поддержкой россиян.
Не вдаваясь в анализ той ситуации, сегодня можно с уверенностью сказать, что всенародное голосование по проекту новой Конституции, выборы в Федеральное Собрание Российской Федерации явились, по сути, решающим условием формирования политической стабильности в обществе, заложили основу столь нужного для нас гражданского мира и партнерства. В первую очередь это касается всенародного голосования по проекту новой российской Конституции. Так уж получилось, что выборы и всенародный референдум совпали по времени. Подготовка к референдуму велась, что называется, параллельным курсом с избирательной кампанией. Говорить в деталях об этом здесь, наверное, излишне, поскольку все вы при осуществлении своих предвыборных пропагандистских акций и в ходе агитации показали себя знающими нормы Основного Закона, профессионально оценили его значение для нашей страны, во всяком случае на обозримую перспективу.
Назову лишь несколько итоговых цифр, отражающих результаты всенародного голосования, в котором приняли участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8 процента от всего числа избирателей нашей страны. За принятие Конституции проголосовали 32 937 630 избирателей — 58,4 процента принявших участие в голосовании. Результат волеизъявления россиян очевиден.
Говоря о других особенностях прошедшей избирательной кампании, следует сказать о том, что выборы 1993 года принципиальным образом отличались от всех ранее проводимых в нашей стране. Они были свободны от идеологических пут, максимально демократичны для граждан России, всех партий и движений, выразивших готовность открыть новую парламентскую страницу в своей деятельности.
Важнейшей приметой этой избирательной кампании явилось и то, что начала формироваться единая система избирательных комиссий, которая должна стать действительно независимой в принятии решений, представлять собой по существу новый организационный механизм избирательной системы под контролем суда.
Кстати, в демократическом государстве излишними становятся всякого рода мандатные комиссии, как, в частности, у вас, в Совете Федерации, так и в Государственной Думе, и уже само ваше присутствие здесь подтверждает ваши полномочия как депутатов Совета Федерации.
Еще одной примечательной особенностью избирательной кампании стало проведение выборов депутатов Государственной Думы по мажоритарно-пропорциональной системе. Как известно, кандидаты в депутаты здесь выдвигались списками от политических партий и других общественных объединений. Для проведения выборов по федеральному округу нам пришлось, помимо всех прочих обязанностей, выполнять и организационно-технические функции Всероссийской окружной комиссии.
Я очень коротко об этом вас проинформирую. О своем праве выдвинуть кандидатов в депутаты по общефедеральному округу изначально заявили 35 общественных объединений. На регистрацию были представлены списки кандидатов от 21 избирательного объединения, Центральная избирательная комиссия зарегистрировала списки только 13 объединений. Ни один из тех, кому мы отказали, не обратился в суд, согласившись со всеми выводами Центризбиркома, так как они не смогли набрать в свою поддержку необходимого количества подписей избирателей. Такое активное начало избирательной кампании напрочь опровергло утверждения скептиков о политической неактивности нашего населения и о невозможности проведения y нас выборов по пропорциональной системе. Избиратели быстро разобрались в ее особенностях и сумели отразить свою позицию при работе с общефедеральными партийными списками.
Проведение выборов по этой системе сыграло положительную роль в становлении самих партий и движений, а также способствовало развитию в целом многопартийности в России. Другое дело, что нам предстоит еще раз очень внимательно изучить вопрос о соотношении количества мандатов, распределенных по пропорциональной и по мажоритарной системе. К этому мы вернемся.
Есть все основания полагать, что среди наиболее характерных черт избирательной кампании весьма значимой была ее открытость. Все делалось на виду общественности, гласно. Результаты при проведении предвыборных мероприятий на каждом из этапов кампании немедленно доводились до сведения общественности. Этому содействовали, кстати, более 700 журналистов из 30 стран, аккредитованных при Центральной избирательной комиссии. Они присутствовали на ее заседаниях, на официальных встречах, регулярных пресс-конференциях, ездили по стране.
Со своей стороны и мы, и третейский информационный суд предпринимали максимум возможного, чтобы информационные гарантии, установленные известным указом Президента для участников избирательной кампании 1993 года, не были преданы забвению в пылу предвыборных баталий, чтобы каждый кандидат в депутаты, избирательные объединения имели равные возможности вести агитацию прежде всего через средства массовой информации.
Разумеется, не только этими мерами достигались открытость и гласность. Нам удалось за время подготовки к выборам отпечатать и разослать по всей территории Российской Федерации 20 различных изданий общим объемом 65 печатных листов и тиражом порядка 4 миллионов экземпляров. Это и брошюры с текстами нормативных актов, и методические материалы, разъяснения, образцы избирательной документации, плакаты, календари выборов.
За этот короткий срок мы издали 10 номеров специального бюллетеня Центральной избирательной комиссии, который, как вы знаете, был доставлен буквально в каждую участковую избирательную комиссию, в общественно-политические центры, в публичные библиотеки и в администрации.
Как никогда раньше, придавалось большое значение общественному контролю. Кандидаты в депутаты, избирательные объединения активно пользовались своим правом направлять в соответствующие избирательные комиссии своих представителей в качестве членов комиссий с совещательным голосом. Во всех предвыборных акциях участвовали доверенные лица. Кроме того, в день голосования на большинстве избирательных участков находились их наблюдатели.
По нашим данным, около 50 тысяч специально выделенных лиц, имеющих соответствующий статус, обеспечивали наряду с избирательными комиссиями ежедневный, а подчас и ежечасный контроль за соблюдением положений о выборах в Совет Федерации, Государственную Думу и способствовали тем самым укреплению доверия россиян к важнейшей политической кампании.
За ходом подготовки к выборам и самими выборами следили 1100 иностранных наблюдателей. Это еще одна особенность избирательной кампании. Представители 58 стран Европы, Америки, Азии, 37 международных правительственных, парламентских, неправительственных организаций наглядно убедились в том, что выборы прошли в соответствии с действующим законодательством. Сегодня мы уже имеем их заключения.
Это беспрецедентный случай, когда в одну страну съехалось такое число международных наблюдателей. Их общее мнение таково: нарушений, которые ставили бы под сомнение результаты голосования, не было. Отмечены явно недостаточные сроки проведения избирательной кампании, нежелательность внесения коррективов в Положение о выборах в ходе кампании, слабая техническая оснащенность избирательных комиссий. Но, несмотря на эти издержки, с самой лучшей стороны, по их мнению, проявили себя избирательные комиссии, которые сумели в предельно сжатые сроки четко осуществить все мероприятия, включая составление списков и организацию голосования на избирательных участках.
Характерной чертой прошедшей избирательной кампании можно считать и сравнительно небольшое количество обращений граждан, кандидатов в депутаты, избирательных объединений и политических партий по поводу нарушений действующего законодательства. К нам, в Центральную избирательную комиссию, поступило около 150 таких жалоб и обращений. Все они были тщательно рассмотрены. В некоторых случаях мы были вынуждены отменить решения окружных комиссий. Однако в абсолютном большинстве случаев действия комиссий соответствовали нормам права. Отдельные материалы переданы сейчас в суд и органы прокуратуры. Ведется следствие.
Словом, весь ход избирательной кампании, что бы порой ни говорили и ни печатали в отдельных "звонкоголосых" изданиях, показал: сомнений в том, что выборы прошли на демократической, свободной основе, практически не было.
Но при этом могу заверить уважаемых депутатов, что Центральная избирательная комиссия, следуя принципу политической беспристрастности, всегда занимала одну позицию — позицию закона и справедливости, не проявляла излишней застенчивости, когда возникала необходимость решать вопрос в соответствии с правом. Так, буквально за день до выборов нам пришлось освободить от должности председателя Краснодарской окружной комиссии только за то, что он стал проявлять свои политические симпатии к отдельным кандидатам в депутаты.
Работа Центральной избирательной комиссии по проверке жалоб не завершена и сегодня. В соответствии с Положением о выборах нам предстоит финансовая проверка деятельности почти 250 комиссий, а также финансовая проверка деятельности избирательных объединений.
Из выделенных из республиканского бюджета денег на финансирование мероприятий, осуществляемых непосредственно избирательными комиссиями, направлено около 160 миллиардов. Оставшиеся средства сейчас используются для проведения выборов в округах, где они не состоялись, а также выборов в представительные органы власти субъектов Федерации. Часть денег, естественно, идет на финансирование деятельности Центризбиркома, окружных избирательных комиссий, которые ныне образуют постоянно действующую систему.
Надо отметить, что впервые в нашей избирательной практике осуществлялось финансирование избирательных объединений, зарегистрировавших в установленном порядке свои списки кандидатов в депутаты. Каждому из них было выделено по 100 млн. рублей. По предварительным данным, избирательные фонды избирательных объединений с учетом поступлений от юридических, физических лиц составили около 4700 млн. рублей. Наиболее крупные поступления были в избирательные фонды "Выбора России" (около 2 млрд. рублей), "Партии российского единства и согласия" (830 млн. рублей), "Блока: Явлинский — Болдырев — Лукин" (380 млн. рублей).
В настоящее время Центризбирком в соответствии с установленным порядком начинает проводить проверку поступлений, расходования и учета денежных средств избирательных фондов. Поскольку эти деньги направили около ста предприятий, организаций, юридических лиц, Министерству юстиции, Регистрационной палате сейчас предложено представить нам сведения о составе всех учредителей этих организаций. Это даст нам возможность проверить соответствие организаций-спонсоров предъявляемым требованиям.
Шесть избирательных объединений, как они сами нам официально заявили (мы, естественно, проверку еще будем проводить), — "Либерально-демократическая партия России", "Аграрная партия России", "Российское движение демократических реформ", "Коммунистическая партия Российской Федерации", "Политическое движение "Женщины России", "Демократическая партия России", — по их официальным сообщениям, использовали для избирательной кампании только те 100 млн. рублей, которые мы им выделили из бюджета, и не прибегали к использованию добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Об окончательных результатах проверки использования этих "выборных" денег будет сообщено в средства массовой информации и в парламент.
Уважаемые депутаты, теперь позвольте перейти непосредственно к итогам избирательной кампании. Для информации депутатов Совета Федерации несколько слов скажу о составе нижней палаты. Думаю, это будет вам небезынтересно. Здесь избрано 444 депутата, в их числе 225 — по общефедеральному избирательному округу и 219 — по одномандатным избирательным округам. В пяти одномандатных избирательных округах выборы не проводились. Все эти округа образованы на территории Республики Татарстан. Не проводились выборы и в Чеченской Республике. Таким образом, предстоит в марте избрать еще шесть депутатов.
Как вы знаете, только восемь избирательных объединений из тринадцати преодолели пятипроцентный барьер, дающий право на распределение мандатов. Они получили такое количество мандатов: "Аграрная партия России" — 21 мандат, "Блок: Явлинский—Болдырев—Лукин" — 20, "Выбор России" — 40, "Коммунистическая партия Российской Федерации" —32, "Либерально-демократическая партия России" — 59, "Партия российского единства и согласия" — 18, "Политическое движение "Женщины России" — 21 мандат.
Что касается Совета Федерации, то надо отметить следующее. В 86 двухмандатных избирательных округах избран 171 депутат. В Ямало-Ненецком избирательном округе № 89 избран один депутат, в Татарстанском № 16, в Челябинском № 74, Чеченском № 20 двухмандатных избирательных округах выборы не проводились. Дополнительные выборы в этих округах назначены нами на март. Предстоит доизбрать еще семь депутатов.
Коротко о составе депутатского корпуса. Говоря о Совете Федерации, прежде всего следует отметить, что в эту палату избраны представители 29 национальностей России. Причем русские составляют 76 процентов, тогда как в Государственной Думе этот показатель на 6,5 процента выше. В Совете Федерации будут работать только девять женщин, к сожалению, или 5,3 процента от общего числа избранных депутатов. В Государственной Думе этот процент равен 13,5.
В возрасте от 25 до 50 лет находятся 50 процентов депутатов. За исключением двух депутатов, имеющих незаконченное высшее образование, все остальные — специалисты, как минимум, с высшим образованием. В составе палаты 34 кандидата и 11 докторов наук, каждый десятый имеет ученое звание.
Почти 84 процента депутатов Совета Федерации заявили себя пока беспартийными. Только Коммунистическая партия Российской Федерации и избирательное объединение "Выбор России" располагают у вас соответственно 11 и 6 депутатами. Остальные партии и движения представлены не более чем одним депутатом. Но это все, конечно, пока ориентировочно.
Наиболее характерным для Совета Федерации является весьма широкое представительство в нем работников органов власти и управления. Работники представительной власти составляют 15,3 процента, а исполнительной, включая федеральный, региональный уровень и местное самоуправление, — 54,6 процента.
В промышленности, строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве занято около 12 процентов депутатов. От предпринимателей избрано 4,3 процента депутатов, от правоохранительных органов — 3 процента.
В Совете Федерации будут работать 49 бывших народных депутатов Российской Федерации.
Теперь о составе Государственной Думы. В нее вошли представители 32 национальностей. Из сферы материального производства в Государственную Думу пришло 12 процентов депутатов, из сферы науки, культуры, искусства и народного образования — 23 процента.
Представители президентских структур власти составляют около 5 процентов, федеральных управленческих структур — 7, территориальных органов исполнительной власти, включая местное самоуправление, — 9 процентов.
Из представительных органов власти всех уровней в Государственную Думу избраны 18 человек (4,2 процента депутатского корпуса).
Около 11 процентов депутатов до избрания занималось предпринимательской деятельностью. Это в два раза больше, чем у вас. 6,6 процента (тоже в два раза больше) пришло из правоохранительной сферы.
Остается добавить лишь то, что в Государственную Думу избраны 68 бывших народных депутатов Российской Федерации, из них 32 человека — от одномандатных округов.
Завершая свое сообщение, хотел бы подчеркнуть, что за прошедшие три месяца мы не только смогли избрать новый парламент, но и апробировать новую избирательную систему. С ее помощью (хотя было и нелегко) удалось материализовать, казалось бы, самостоятельные процессы: обеспечить избрание Федерального Собрания и принятие новой Конституции страны, укрепление правовой основы последующих демократических преобразований. Итогом выборов в политическом аспекте является создание реальных предпосылок для достижения мира и согласия в обществе.
Выборы (нравится это кому-то или нет) выявили реальную расстановку политических сил, усиление влияния тех общественных кругов, которые, на наш взгляд, выступают за динамичные реформы, но скорректированные в интересах людей, усиливающие, а не ослабляющие их чувство уверенности в завтрашнем дне.
Вместе с тем по завершении избирательной кампании нельзя не отметить и определенные недостатки избирательной системы. Не хотелось бы в столь торжественной обстановке говорить об этом подробно. Поэтому буквально несколько слов.
Некоторые стадии избирательного процесса, с точки зрения нормативного обеспечения, были прописаны схематично. Ряд норм требовал уточнения уже в ходе предвыборной кампании. Возникали разночтения и спорные ситуации по вопросам применения Положения о выборах.
Учитывая реальную ситуацию, Центральная избирательная комиссия готовила инструкции-разъяснения по отдельным позициям предвыборных мероприятий, направляла на места методические информационные материалы, которые способствовали упорядочению хода избирательной кампании.
В этой связи хотелось бы подчеркнуть важность указа Президента Российской Федерации о мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации, в котором, в частности, Центризбиркому совместно с Министерством юстиции поручено разработать проект федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы и проект федерального конституционного закона о референдуме.
Надеюсь, что исходя из опыта прошедшей избирательной кампании при активном участии парламента нам удастся сделать федеральное выборное законодательство более совершенным. Мы надеемся также, что избирательное законодательство можно будет обогатить и за счет опыта, накопленного при проведении выборов представительных органов власти субъектов Федерации. Кстати, сейчас мы ведем работу в этом направлении. Могу сообщить, что в 10 краях и областях такие выборы уже состоялись. В эти дни мы взаимодействуем с региональными избирательными объединениями десятков субъектов Федерации и обеспечиваем формирование принципиально новых представительных органов власти. Наша работа проходит под знаком начала работы Федерального Собрания, его палат. В этот знаменательный для всех вас, уважаемые депутаты, день хочу пожелать новому российскому парламенту плодотворной деятельности на благо нашей страны, ее многонационального народа, который оказал вам высшее доверие и который вправе рассчитывать на лучшую жизнь. Дорожите этим вниманием.
|