Скачать 1.69 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования администрации Ангарского муниципального образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №82 г. Ангарска Программа психологической поддержкии повышения уровня психологической готовности дошкольников к школьному обучению"Я - будущий ученик!"Автор - составитель: педагог – психолог МБДОУ №82 Олифиренко Галина Сергеевна. Ангарск, 2013 год Содержание.
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. В.А. Сухомлинский Пояснительная записка.Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Эта проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: педагогов, родителей и детей.Работы Божович Л.И. показали, что к моменту поступления в школу в мотивационной сфере ребёнка должны быть развиты как познавательные, так и социальные мотивы учения, в совокупности позволяющие ребёнку стать субъектом учения, то есть сознательно принимать и выполнять поставленные перед ним задачи. Другими словами, первоклассник, готовый к школьному обучению, должен обладать учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения. Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Адаптация к школе это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. С рождением ребенка мамы и папы автоматически становятся педагогами. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе. Но подчас родители, прикрываясь нехваткой времени, большой занятостью, зарабатыванием денег перекладывают ответственность за воспитание и обучение своих детей на воспитателей, учителей и других участников образовательного процесса. Наблюдается печальная тенденция ухода родителей от их непосредственной функции. Между тем, формирование положительной мотивации учения – не стихийный процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки детей и старания педагогов было бы опрометчиво. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать. И в этом деле должны принимать непосредственное участие родители. Программа «Я – будущий ученик!» решает задачу вовлечения родителей в процесс подготовки к школе через обязательное выполнение домашних заданий с детьми. Домашняя работа — важная и неотъемлемая часть образовательного процесса. Ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на занятии, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности детей. Любое домашнее задание влияет также и на становление других сторон личности ребенка: самодисциплины, чувства долга, силы воли. Оно развивает память, автоматизирует навыки, развивает ответственность. При выполнении домашних заданий целесообразно использовать содружество и сотворчество ребенка и его родителей, что способствует творческой обстановке, увлечённости сотрудничества, а главное повышению мотивации и развитию интереса к учебе. В этом состоит обоснование объективной необходимости данной программы, ее новизна. Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс). Повышение эффективности программы основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Методологической основой программы являются концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации. Согласно концепции интегральной социальной сущности человека индивид включен в социальную деятельность изначально, так как имеет внутренние предпосылки для этого. Человеческая социальность как основное свойство может и должна развиваться в свободном от принуждения диалоге с окружающими. Первой и определяющей формой социализации выступает идентификация. Ребенок не просто приспосабливается к ситуации, пассивно реагируя на систему воздействия. На основе возникших потребностей, сформированных качеств личности, усвоенного нравственного опыта он преломляет воздействие внешней среды, и относительно осознанно занимает внутреннюю позицию. На занятиях создаются условия для переживания общности с другими, радости в процессе общения, проявления внутренней психологической активности. Подведение ребенка к переживанию собственной индивидуальности, ее неповторимости, уникальности; помощь ему в приобретении позитивного опыта самопознания и самовыражения, является основой для перехода ребенка на следующий уровень — персонализации, который характеризуется индивидуальным выбором поведения, формированием ценностных ориентаций. Через социально ориентированную деятельность происходит развитие восприимчивости, эмпатии. Программа «Я – будущий ученик!» реализуется посредством проигрывания сказок, («Лесная школа» М.Панфиловой), создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-развивающей среды. Сказкотерапия является самостоятельной методикой, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведения. Рассказ сказки обычно сопровождается инсценировкой сюжета. По ходу сказки взрослый действует куклами, от имени кукол представляет детям проблемные ситуации. Дети не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в рассказе и показе сказки. Они то придумывают ее продолжение, то пробуют сами разрешить проблемную ситуацию, то подсказывают героям сказки, как надо поступить. После прослушивания сказки следует ее обсуждение. Цель работы на этом этапе — вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их личный опыт. Схема размышления над сказками и их обсуждения (Т. Зинкевич – Евстигнеева)
|
Задача психолога в доу – создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической поддержки, помощи | Диагностический комплекс для оценки сформированности коммуникативного компонента универсальных учебных действий на этапе готовности... | ||
Ел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. №248, в целях формирования у сотрудников... | В связи с этим одной из задач школьной психологической службы является организация психологической подготовки к экзаменам в формате... | ||
Организационно-методологические принципы психологической службы организации. Цели и задачи психологической службы в организации | Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными... | ||
Данная работа посвящена проблеме психического состояния в ее наиболее общей форме. Вряд ли можно переоценить значение этой проблемы... | Для определения психологической готовности к сдаче егэ в 11- м классе использовался комплексный адаптационный ресурсный подход, ставящий... | ||
Баланова Т. А. – заместитель директора по увр, председатель цпмпк мурманской области | Натальи Ефимовой. «Чем раньше начнется личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |