Программа психологической поддержки и повышения уровня психологической готовности дошкольников к школьному обучению


НазваниеПрограмма психологической поддержки и повышения уровня психологической готовности дошкольников к школьному обучению
страница1/17
ТипПрограмма
blankidoc.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации Ангарского муниципального образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №82 г. Ангарска

Программа психологической поддержки

и повышения уровня психологической готовности дошкольников к школьному обучению

"Я - будущий ученик!"


Автор - составитель:

педагог – психолог МБДОУ №82

Олифиренко Галина Сергеевна.

Ангарск, 2013 год

Содержание.


  1. Пояснительная записка……………………………………………3

  2. Описание разделов программы…………………………………..6

  3. Учебно-тематический план………………………………………..8

  4. Содержание психологических занятий…………………………..9

  5. Литература………………………………………………………...61

  6. Приложение……………………………………………………….62





Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться.

В.А. Сухомлинский


Пояснительная записка.

Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Эта проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: педагогов, родителей и детей.


Работы Божович Л.И. показали, что к моменту поступления в школу в мотивационной сфере ребёнка должны быть развиты как познавательные, так и социальные мотивы учения, в совокупности позволяющие ребёнку стать субъектом учения, то есть сознательно принимать и выполнять поставленные перед ним задачи. Другими словами, первоклассник, готовый к школьному обучению, должен обладать учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения.

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.

Адаптация к школе это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности.

С рождением ребенка мамы и папы автоматически становятся педагогами. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе. Но подчас родители, прикрываясь нехваткой времени, большой занятостью, зарабатыванием денег перекладывают ответственность за воспитание и обучение своих детей на воспитателей, учителей и других участников образовательного процесса. Наблюдается печальная тенденция ухода родителей от их непосредственной функции. Между тем, формирование положительной мотивации учения – не стихийный процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки детей и старания педагогов было бы опрометчиво. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать. И в этом деле должны принимать непосредственное участие родители.

Программа «Я – будущий ученик!» решает задачу вовлечения родителей в процесс подготовки к школе через обязательное выполнение домашних заданий с детьми. Домашняя работа — важная и неотъемлемая часть образовательного процесса. Ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на занятии, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности детей. Любое домашнее задание влияет также и на становление других сторон личности ребенка: самодисциплины, чувства долга, силы воли. Оно развивает память, автоматизирует навыки, развивает ответственность. При выполнении домашних заданий целесообразно использовать содружество и сотворчество ребенка и его родителей, что способствует творческой обстановке, увлечённости сотрудничества, а главное повышению мотивации и развитию интереса к учебе. В этом состоит обоснование объективной необходимости данной программы, ее новизна.

Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс). Повышение эффективности программы основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Методологической основой программы являются концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации.

Согласно концепции интегральной социальной сущности человека индивид включен в социальную деятельность изначально, так как имеет внутренние предпосылки для этого. Человеческая социальность как основное свойство может и должна развиваться в свободном от принуждения диалоге с окружающими.

Первой и определяющей формой социализации выступает идентификация. Ребенок не просто приспосабливается к ситуации, пассивно реагируя на систему воздействия. На основе возникших потребностей, сформированных качеств личности, усвоенного нравственного опыта он преломляет воздействие внешней среды, и относительно осознанно занимает внутреннюю позицию.

На занятиях создаются условия для переживания общности с другими, радости в процессе общения, проявления внутренней психологической активности. Подведение ребенка к переживанию собственной индивидуальности, ее неповторимости, уникальности; помощь ему в приобретении позитивного опыта самопознания и самовыражения, является основой для перехода ребенка на следующий уровень — персонализации, который характеризуется индивидуальным выбором поведения, формированием ценностных ориентаций. Через социально ориентированную деятельность происходит развитие восприимчивости, эмпатии.

Программа «Я – будущий ученик!» реализуется посредством проигрывания сказок, («Лесная школа» М.Панфиловой), создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-развивающей среды. Сказкотерапия является самостоятельной методикой, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведения.

Рассказ сказки обычно сопровождается инсценировкой сюжета. По ходу сказки взрослый действует куклами, от имени кукол представляет детям проблемные ситуации. Дети не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в рассказе и показе сказки. Они то придумывают ее продолжение, то пробуют сами разрешить проблемную ситуацию, то подсказывают героям сказки, как надо поступить. После прослушивания сказки следует ее обсуждение. Цель работы на этом этапе — вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их личный опыт.

Схема размышления над сказками и их обсуждения

(Т. Зинкевич – Евстигнеева)


Акцент

Направление

размышления

Вопросы

Комментарий

Основная тема

Понимание основных идей сказки, то есть того, что с ее помощью нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем хотели предупредить, чем подбодрить и пр.

О чем эта сказка? Чему она учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки?

Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?

Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы

Линия героев

сказки. Мотивы

поступков

Понимание видимой и скрытой мотивации героев сказки

Почему герой совершает тот или иной поступок?

Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?

Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев вдруг с другом

Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей

«Составление списка» способов преодоления трудностей героями сказки

Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает — активный или пассивный? Преодолевает все трудности и решает проблемы сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей

Имея набор способов решения проблем — прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение, важно оценить, в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей

Линия героев сказки. Отношение к окружающе-му миру и к самому себе

Понимание общей направленности героя: созидатель он или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям?

Что приносят поступки героя окружающим: радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, а в каких — разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции?

Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной жизненной ситуации

Актуализированные чувства

Осознание эмоциональной реакции, которую вызывает у героя определенная ситуация и почему это именно так?

Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызвали радостные чувства, какие — грустные? Какие ситуации вызывали страх, какие — раздражение? Почему герой реагирует именно так?

Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источниках чувств внутри нас
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Программа психологической поддержки и повышения уровня психологической готовности дошкольников к школьному обучению iconРабочая программа реализуется посредством основной общеобразовательной...
Задача психолога в доу – создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической поддержки, помощи

Программа психологической поддержки и повышения уровня психологической готовности дошкольников к школьному обучению iconПрограмма наблюдения за культурой поведения ребенка (А. М. Щетинина). «Маски»
Диагностический комплекс для оценки сформированности коммуникативного компонента универсальных учебных действий на этапе готовности...

Программа психологической поддержки и повышения уровня психологической готовности дошкольников к школьному обучению iconПриказ "10 " августа 2012 г. №777 Москва Об организации морально-...
Ел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. №248, в целях формирования у сотрудников...

Программа психологической поддержки и повышения уровня психологической готовности дошкольников к школьному обучению iconЛитература
В связи с этим одной из задач школьной психологической службы является организация психологической подготовки к экзаменам в формате...

Программа психологической поддержки и повышения уровня психологической готовности дошкольников к школьному обучению iconВопросы к экзамену
Организационно-методологические принципы психологической службы организации. Цели и задачи психологической службы в организации

Программа психологической поддержки и повышения уровня психологической готовности дошкольников к школьному обучению iconПрограмма психологической помощи и активной поддержки успешного родителя...
Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными...

Программа психологической поддержки и повышения уровня психологической готовности дошкольников к школьному обучению iconМетодика диагностики основных параметров психического состояния тестом люшера введение
Данная работа посвящена проблеме психического состояния в ее наиболее общей форме. Вряд ли можно переоценить значение этой проблемы...

Программа психологической поддержки и повышения уровня психологической готовности дошкольников к школьному обучению iconАнкета Оптанта получение информации о намерениях учащихся после окончания...
Для определения психологической готовности к сдаче егэ в 11- м классе использовался комплексный адаптационный ресурсный подход, ставящий...

Программа психологической поддержки и повышения уровня психологической готовности дошкольников к школьному обучению iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов образовательных...
Баланова Т. А. – заместитель директора по увр, председатель цпмпк мурманской области

Программа психологической поддержки и повышения уровня психологической готовности дошкольников к школьному обучению iconПрограмма психологической поддержки профессионального самоопределения...
Натальи Ефимовой. «Чем раньше начнется личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru