Скачать 59.44 Kb.
|
Размещение и расселение населения мира. Разработка урока учителя географии Гайдуковой Татьяны Алексеевны МБОУ «Лиманская СОШ №2» Цели и задачи:
Оборудование:
Ход урока I Организационный момент II Новая тема. В настоящее время все пригодные для жизни людей и их хозяйственной деятельности пространства на Земле заселены. Однако население размещается крайне неравномерно. Около 70 % всего человечества проживает на 7% территории. В восточном полушарии проживает больше людей, чем в западном полушарии. В северном полушарии больше, чем в южном. 15% суши - совершенно не освоено людьми. Это районы с экстремальными природными условиями. Задание -1 Размещение населения 1) Выявите факторы, влияющие на размещение населения. 2) Определите роль природных условий в размещении населения. 3) Охарактеризуйте распределение населения мира по степени удалённости от моря (океана). Вывод: Размещение населения крайне неравномерное. Главные причины: природный фактор, исторические условия, социально-экономические условия. Задание -2 Плотность населения
Практическое задание. Проанализируйте карту «Плотность населения мира» в атласе, текст учебника с 84-85 заполните таблицу, сделайте вывод.
Вывод: Среднемировой показатель плотности населения- 44 чел / км. Но этот показатель не дает представления о реальной плотности населения в различных районах мира, потому, что есть территории густо заселенные, есть практически не освоенные, такие как Гренландия, Антарктида, Высокогорья планеты, пустыни, тундры и арктические пустыни. Практически не заселено 15% суши планеты. А 70% населения проживает на 7% площади континентов. 90% мирового населения живет в Северном и Восточном полушариях. Плотность по материкам составляет: в Азии-75 чел/км, в Европе- 70 чел/км, в Африке-22 чел/км, в Америке-19 чел/км, в Австралии и Океании- 3 чел/км. Миграция населения. «Люди – не перелётные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами» Н.Н. Баранский Задание-3 1) Какие законы имел в виду Н.Н. Баранский? 2) С помощью таблицы 16 с.86 «Виды миграционных процессов» вспомните: -. Что такое «миграция»? - Виды миграции. В чём разница между внешними и внутренними миграциями. Приведите примеры внешних и внутренних миграций. -Чем отличаются побудительные мотивы тех и других миграций? -Чем можно объяснить вспышку миграций в XIX – XXвв.? Самый большой «миграционный взрыв» начался в 19 веке. Главным очагом эмиграции оставалась Европа, где развитие капитализма сопровождалось «выталкиванием» части населения в те районы, где были свободные земли, хозяйство быстро развивалось и создавало спрос на рабочую силу. Второй очаг эмиграции сложился в Азии . Здесь эмигрантами стали китайские и индийские рабочие (кули), которых вербовали для работы на плантациях и рудниках. Главными же очагами иммиграции были США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка. После Второй мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать и к концу 20 в. достигли масштаба нового «миграционного взрыва» -Трудовая миграция. Основной поток этих эмигрантов направлялся из развивающихся в экономически развитые страны. Главная причина - большой разрыв в условиях жизни и заработной платы между экономически развитыми и развивающимися странами. Задание-4. Практическое задание. На контурной карте цветом покажите три главных центра притяжения трудовых ресурсов:
Городское и сельское население По характеру расселения население мира можно разделить на городское и сельское. Сельское расселение возникло с развитием земледелия. В настоящее время более половины населения мира живет в сельской местности. Существуют две формы сельского расселения:
Задание-5. С развитием промышленности начался рост городов. 1) Что называется урбанизацией? 2) Проанализируйте рис.35 на с.88. Как изменилась доля городского населения мира в 20 веке и сделайте вывод. Вывод: По темпам урбанизации резко различаются развитые и развивающиеся страны. В развивающихся странах темпы роста городского населения превышают темпы развитых стран. 3)Что называют агломерацией? Назовите крупнейшие агломерации мира по табл.17, с.91. В каких частях света сосредоточено большее количество агломераций? Задание –6. По тексту учебника с.90 изучите процессы «субурбанизации», «рурбанизации», «ложной (трущобной) урбанизации». Для каких стран характерно развитие данных процессов? III Закрепление пройденного материала. Тест.
5. Из перечисленных стран наименьшая плотность населения характерна для: 1. Индонезия и Нидерланды; 2. Великобритания и Пакистан; 3. Монголия и Чад; + 4. Италия и Ю. Корея. 6. Агломерации, каких из указанных городов являются крупнейшими в своих странах? 1) Осака, 2) Рио-де-Жанейро, 3) Мехико,+ 4) Дели, 5) Шанхай.+ 7. Какие из указанных стран относятся к высокоурбанизированным? 1) Судан; 2) Индонезия, 3) Канада,+ 4) Ливия, 5) Швеция + IV Домашнее задание 1. Изучить параграф 15 2.Дайте определение следующим понятиям: Утечка мозгов; белые, синие, золотые воротнички. 3. Выполнить практическую работу на с 92. |
Выявить географические особенности полового и возрастного состава населения мира | Правильность и обоснованность цели урока с учетом: программных требований; содержания материала; необходимого уровня знаний и умений... | ||
Данное занятие разработано в рамках школьной программы по теме : «Размещение и миграции населения», по учебнику 10 класса для общеобразовательных... | Цель урока: сформировать целостное представление об экономико-географических особенностях Индии | ||
... | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской... | ||
Для реализации цели перед педагогическим коллективом были поставлены следующие задачи | Урок это логически законченный отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы... | ||
«Обобщение опыта работы учителя английского языка Гиматдиновой З. М., Мбоу сош им. М. И. Калинина» | Мбоу асекеевская сош; 05. 02. 2015 года в мбоу яковлевская сош; 06. 02. 2015 года в мбоу заглядинская сош; 11. 02. 2015 года в мбоу... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |