Скачать 1.5 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РТ ГУП РТ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТРг. Казань – 2010г. Оглавление стр.
России 4
фактор повышения эффективности производства картофеля 13
4. Возможности повышения эффективности растениеводства и молочного животноводства 29
животноводстве 37 6. Прибыльные технологии в свиноводстве 46
породы 51
10. Козоводство - отрасль полезная и доходная 57
Государственное регулирование аграрного сектора экономики России Аграрный сектор экономики остается одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом. От уровня его развития зависит продовольственная безопасность страны, улучшение производственного обеспечения населения. На этапе становления аграрных рыночных отношений необходимо и оправдано усиление регулирующего воздействия со стороны государства на инновационное развитие сельской экономики, скорейшее внедрение соответствующей программы государственного регулирования и поддержки этой важной отрасли. Мировой опыт свидетельствует об усилении роли государства в регулировании экономических, финансовых и социальных отношений. Однако существует грань, за пределами которой наблюдается деформация рыночных процессов, снижается эффективность производства. Тогда, рано или поздно, встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже всей экономики страны. Во многих странах мира государство оказывает огромную экономическую и финансовую поддержку сельскому хозяйству. Например, в расчете на 1 га пашни в США ежегодно выделяется до 400 долл., а в России - 9 долл., то есть соотношение почти в 40 раз не в пользу российского сельхозпроизводителя. В США прямая поддержка сельскому хозяйству в 17-20 раз больше, чем в России. Общая сумма бюджета США на поддержку сельского хозяйства в настоящее время составляет около 80-85 млрд. долл. Согласно закону «О фермерской безопасности и инвестициях в сельскую местность» для поддержания благоприятных условий ведения сельхозпроизводства используется система дотаций и программ, в том числе в виде прямых финансовых платежей фермерам. При этом используются следующие механизмы господдержки: - фиксированные платежи, не связанные с уровнем производства; - предоставление кредитов под залог урожая; - введение специальной системы поддержки финансовой стабильности фермерского сектора. Механизм государственной поддержки сельхозпроизводителей стран Европейского союза включает: - регулирование рыночной цены, обеспечивающей рентабельность производства; - выплаты в зависимости от целевого использования субсидий; - выплаты в зависимости от размера посевных площадей; - различные компенсационные выплаты; - применение штрафных санкций к сельхозпроизводителям, не выполняющим экологические требования к организации и ведению производства. Кроме того, мировой опыт показывает необходимость использования интегрированных с рыночными механизмами форм и методов государственной ресурсной поддержки. К ним относятся амортизационная политика, использование механизмов лизинга в сочетании с льготным кредитованием, совместное с коммерческими структурами страхование рисков, исключение протекционизма в получении компенсаций и дотаций в отношении определенных групп сельских товаропроизводителей, в частности за счет неконкурсного распределения государственных бюджетных инвестиций. Все эти меры способствуют устойчивому и эффективному развитию сельскохозяйственного производства этих стран. Что касается сельского хозяйства России, то основными проблемами на селе остаются высокая просроченная кредиторская задолженность, низкий уровень инвестиционной активности, технической оснащенности, неэквивалентность в товарообороте сельского хозяйства с другими отраслями экономики из-за ценового диспаритета. Негативно влияет на развитие отечественного сельскохозяйственного производства ухудшение продовольственной безопасности страны, возрастающие объемы импорта продовольственных товаров, доля которых в настоящее время в общем объеме товарных ресурсов продовольствия превысила 30%, а в некоторых регионах составляет более 50%. Особенно отрицательно влияет на развитие аграрного сектора экономики отсутствие государственного заказа на производство необходимой продукции. В ряде зарубежных стран (Дания, Германия, Швеция, Венгрия, Франция и др.) сельхозпроизводители уже в январе знают, какой заказ будет на их продукцию в наступающем году. Это создает у них уверенность в том, что их продукция будет востребована. Введение госзаказа на продовольствие, разумеется, вызовет необходимость создания современной государственной системы закупок продукции, госкорпорации по закупкам продовольствия, в ведении которой должна быть вся заготовительная инфраструктура, работающая на сельское хозяйство. В настоящее время заготовительные организации или приватизированы, или акционированы, что не позволяет эффективно осуществлять закупки сельхозпродукции, ее хранение. В названных странах сельхозпроизводители имеют возможность без лишних проволочек взять кредиты на 30 лет под 3-4% годовых. При этом начало расчетов начинается через 8-10 лет после того, как взят кредит. За это время сельхозпроизводители успевают так развить дело, что возвращают потом кредиты своевременно. В России для сельхозпроизводителей кредиты предлагают на один год под 18-20%. Отсюда следует сделать вывод о необходимости совершенствования финансово-кредитной системы аграрной сферы. Дальнейший подъем сельскохозяйственного производства в современных рыночных условиях невозможен без государственной поддержки и регулирования этого важного сектора экономики. В настоящее время господдержка развития сельского хозяйства регулируется законодательной базой, которая включает федеральные и региональные законы и программы, наиболее важные из которых - ПНП «Развитие АПК» и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых государством в целях обеспечения социально-экономического роста страны (рис. 1). Система госрегулирования призвана создать благоприятные условия для развития сельского хозяйства, должна быть сориентирована на решение следующих первоочередных задач: - ускорение социального развития села; - обеспечение продовольственной безопасности страны; - стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции в интересах самообеспечения страны продуктами питания; - стимулирование развития конкуренции и бизнеса на аграрном рынке; - создание специальных фондов поддержки и развития сельскохозяйственных производств; - усиление государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях внедрения современных технологий в сельском хозяйстве; - создание единой информационной и консультационной системы в АПК, позволяющей иметь оперативные сведения о состоянии аграрного сектора, проведение сельскохозяйственных выставок, развитие рекламной деятельности, освещающей передовой опыт в АПК; - содействие развитию агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки, хранения и сбыта продукции; - расширение научных исследований проблем рынка, создание рыночных моделей эффективного управления в рыночных условиях, маркетинга, инновационной деятельности в АПК; - интеграция в мировую экономику. Рисунок 1 Система государственного регулирования аграрного сектора экономики России
Государственное регулирование аграрной сферы будет эффективно только при условии создания единого управляемого экономического пространства внутри страны, исключающего региональный сепаратизм. Одновременно необходимо предусмотреть рациональное распределение функций между федеральным центром и региональными органами власти, обеспечивающих успешное развитие сельской экономики. При этом федеральные органы должны обеспечивать общие условия функционирования агропродовольственных рынков и их единства на всей территории страны путем единой экономической и финансовой политики, модернизации отрасли, развития инвестиционной и внешнеэкономической деятельности. Вопрос о роли государства в период перехода к рынку является одним из центральных при характеристике процесса становления рыночных отношений в аграрной сфере экономики России, поэтому разработка и внедрение Федеральной программы регулирования и поддержки сельского хозяйства имеет исключительно важное значение. Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику считается известнейший английский экономист Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью контроль над общим спросом и его регулирование таким образом, чтобы он находился в соответствии с общим предложением при достижении полной и высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного спроса путем побуждения к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Основными инструментами регулирования в этой модели были государственный бюджет, дефицитное финансирование экономики, а также манипулирование учетной ставкой процента. Целевые приоритеты модели Кейнса - занятость и стабильность экономического роста, инструменты - государственный бюджет и кредитно-денежная политика. Кейнс и его последователи исходят из того, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства. Доктрина Кейнса получила наиболее широкое применение в США, показав там хорошую результативность. Это представляет интерес для изучения и возможного применения ее основ в российской экономике. Опыт европейских стран с развитой рыночной экономикой (Франция, Германия, Голландия, Дания и др.) показывает, что меры государственного воздействия можно разделить на две группы: прямое воздействие государства на развитие сельского хозяйства, включающее принятие директивных, административных и плановых мер по регулированию данной отрасли; косвенное воздействие - ценовые, кредитно-финансовые, налоговые и инвестиционные механизмы. Оба варианта связаны с определенными затратами государственных средств, которые должны быть направлены на решение таких задач, как повышение эффективности сельскохозяйственного производства и его конкурентоспособности, интенсификация, стимулирование инновационной деятельности, улучшение использования земли, фондов, увеличение занятости, развитие рыночной и социальной инфраструктуры. Применительно к сельскому хозяйству государство осуществляет налоговое, денежное, кредитное, бюджетное, ценовое и социальное регулирование, а также регулирование путем формирования государственных целевых программ и госзаказов, охрану окружающей среды и других сфер. Система госрегулирования призвана создать благоприятные условия для развития сельского хозяйства, повышения его конкурентоспособности, что возможно только лишь при государственной поддержке всего агропромышленного комплекса страны. С учетом мирового опыта основными принципами государственной политики в области регулирования аграрного сектора, на наш взгляд, должны стать: 1. Устойчивость. Обязательства государства перед сельскохозяйственными товаропроизводителями (через госзаказ) обеспечивают устойчивость механизма поддержки развития сельского хозяйства. 2. Адресность. Государственная поддержка предоставляется хозяйственным товаропроизводителям непосредственно, не допускается получение данных средств государственными или негосударственными посредническими организациями. 3. Гарантированность. Каждому участнику, выполнившему требования, предъявляемые к участникам отдельных направлений и программ поддержки, гарантируется получение государственной поддержки. Государство не может отказать участнику отдельного направления или программы в поддержке по причине исчерпания лимитов, выделенных в бюджете на текущий год на данный вид поддержки. 4. Соблюдение равных условий конкуренции сельскохозяйственных товаропроизводителей и единого экономического пространства в стране. 5. Перспективность. Уровень государственной поддержки должен обеспечивать рентабельность сельхозпроизводства при условии соблюдения технологий, обеспечивающих инновационное развитие аграрной экономики. 6. Оптимальное сочетание административных и экономических методов хозяйствования. Особое внимание должно уделяться государством развитию и регулированию внешнеэкономической деятельности, созданию более совершенного механизма защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном рынке от импорта продукции и одновременно формирование благоприятных условий для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Степень и формы внешнеторговой защиты аграрного протекционизма должны зависеть от состояния сельскохозяйственного производства и рынка по отдельным товарам и товарным группам, от насыщения рынка и конкурентоспособности отечественной продукции. Россия имеет реальные условия для повышения экспортных возможностей аграрного сектора. В частности перспективным ресурсом для увеличения экспорта продовольствия является зерновое хозяйство. Следует подчеркнуть, что стимулирование увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия должно быть при условии, если это не нарушает стабильности внутреннего агропродовольственного рынка. В процессе вступления России во Всемирную торговую организацию необходимо обеспечить экономические интересы отечественного агропромышленного комплекса, особенно в части привлечения иностранных инвестиций в развитие аграрного сектора. Таким образом, присоединение России к ВТО, которая регулирует 96% мирового рынка - это шаг вперед по интеграции России в мировую экономику. Оно должно сыграть прогрессивную роль в создании емкого внутреннего аграрного рынка и повышении конкурентоспособности всего отечественного агропромышленного комплекса. Стратегический план интеграции России в мировое хозяйство должен включать федеральную программу поддержки российского экспорта, систему подготовки специалистов по внешнеэкономической деятельности, создание особых (свободных) экономических зон, организацию совместных предприятий с участием иностранных инвесторов. Мировой опыт создания особых экономических зон (ОЭЗ) свидетельствует о том, что это один из эффективных способов привлечения инвестиций, катализатор развития внешнеэкономических связей и экономики региона, в котором размещается ОЭЗ, а также страны в целом. В сложившихся условиях, когда на внутренние инвестиции рассчитывать особенно не приходится, наиболее реальным способом привлечения внешних инвестиций, в том числе и иностранного капитала, является организация особых (специальных) экономических зон, зон свободного предпринимательства. ОЭЗ способна привлечь крупные международные компании, использующие в производстве высокие технологии, создать свои новые и совместные предприятия и, что очень важно для развития отечественного бизнеса, сформировать реальные экономические условия для вложения частного капитала коммерческих структур в развитие экономики. В конечном итоге создание ОЭЗ будет способствовать организации новых предприятий, улучшению занятости населения и повышению уровня заработной платы, увеличению дополнительных налоговых поступлений в бюджет региона, страны. Поскольку для России особые экономические зоны - новое явление, необходимо оперативно, используя мировой опыт в этом перспективном направлении ускорения экономики, и прежде всего Китая, создать необходимую нормативно-правовую базу их формирования и функционирования, организовать специальную подготовку специалистов в соответствующих вузах. Регулирование создания ОЭЗ должно осуществлять государство посредством пошлин, налоговых платежей для вновь создаваемых предприятий, ценообразования на производимую продукцию. Таким образом, создание в России ОЭЗ является одним из важных направлений и условием рыночных преобразований инструментов развития экономики России, расширения международного экономического сотрудничества на ближайшие 10-15 лет. Принимая во внимание геополитическое положение России, ее аграрный экономический и природный потенциал, формирование ОЭЗ, включая и аграрных, - исключительно перспективно и выгодно, что вызывает необходимость скорейшей разработки Целевой программы их развития в стране и в отдельных регионах. Координацию по формированию ОЭЗ в настоящее время осуществляет специально созданное в масштабах страны Федеральное агентство по управлению этими зонами. Существующая система государственного регулирования функционирования ОЭЗ не всегда эффективно срабатывает на региональном, муниципальном и ином уровнях, не всегда доходит до конкретной организации. Поэтому с учетом мирового опыта развития ОЭЗ, применительно к российской экономике, нами предлагается схема их организационной структуры (рис. 2). |
Муниципальное учреждение «Управление многофункциональных центров города Ростова-на-Дону» (далее – му «умфц») либо в Государственное... | Муниципальное учреждение «Управление многофункциональных центров города Ростова-на-Дону» (далее – му «умфц») либо в Государственное... | ||
Информационно-методических материалов по организации временных детских разновозрастных коллективов | Гбуз "Республиканский медицинский информационно-аналитический центр" Министерства здравоохранения Республики Бурятия | ||
Информационно-аналитический обзор о положении русских соотечественников в казахстане 2007 год | Информационно-аналитический обзор о положении русских соотечественников в казахстане 2007 год | ||
Заказчик: Открытое акционерное общество «Информационно- издательский центр Правительства Санкт-Петербурга «Петроцентр», Адрес: 197046,... | Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Республиканский информационно-методический центр в сфере социального... | ||
Центр повышения квалификации специалистов Петроградского района Санкт-Петербурга «Информационно-методический центр» | Санкт-Петербургская общественная информационно-просветительская организация Центр социальных программ |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |