Содержани е


НазваниеСодержани е
страница1/14
ТипДокументы
blankidoc.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Вацлав Клаус

Мы, Европа и мир

Статьи последних лет

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие

Глава I

Что мы чувствуем через двадцать лет после краха коммунизма

    1. Разочарование современным развитием в Чехии и в мире

    2. Современные опасности и угрозы, которые мы видели уже тогда

    3. Что мы, однако, не увидели в прошлом или представляли себе недостаточно полно?

    4. Что мы проглядели?

Глава II

Узловые точки истории последних двух десятилетий

2.1 Крах коммунизма

2.2 Распад Советского Союза

2.3 Объединение Германии

2.4 Югославская трагедия

2.5 Маастрихтский поворот

2.6 Раздел Чехословакии (и ее валюты)

2.7. Стремительный взлет Китая

2.8 Рыночная экономика – не гарантия экономического роста (или чешский валютный кризис 1997 года)

2.9 Одиннадцатое сентября или ловушка, в которую нас заманил терроризм

2.10 Иракская война как выражение и продукт современного визионерства

2.11 Референдум о европейской Конституции во Франции

2.12 Кульминация кампании сторонников глобального потепления – перевоплощение энвайронментализма

2.13 Финансовый и экономический кризис 2008 – 2009 годов и его последствия

2.14 Трагическая смерть Леха Качиньского и Центральная и Восточная Европа

2.15 Арабская весна

Глава III

Что из всего этого следует или какова же «тема нашего времени»?

ПРЕДИСЛОВИЕ

Написать и предложить читателям эту книгу я задумал в последний год своего президентского срока. Подчеркиваю это обстоятельство, так как я хотел издать ее до его окончания, еще в определенной степени будучи связанным президентскими функциями. Это не мемуары, к ним я еще не готов (и на них в 2012 году из-за не уменьшающихся служебных обязанностей у меня не было времени). Это несколько пространные рассуждения о последних 23 годах. Это время было для меня, как и для миллионов людей в нашей стране, бесценным периодом жизни без тяжелого панциря, которым нас на протяжении 41 года сковывал, тормозил и подавлял коммунизм. Большому числу из нас он радикально изменил жизнь, а некоторых ее даже лишил.

Для меня это были свободные 23 года существования в политике, чего я перед ноябрем 1989 года не мог предположить и не планировал. Я мечтал о возвращении к академической карьере, которую безжалостно прервал август 1968 года. Дни «Бархатной революции» неожиданно быстро вынесли меня в политику, что повлекло за собой множество последствий. Все 23 года мое лицо ежедневно мелькало по телевизору или в других средствах массовой информации. В нашей стране, наверное, нет никого, кто меня не знает, что, к сожалению, не означает, что они знают, каких взглядов я придерживаюсь, и понимают их. Я никогда не перестану пытаться объяснить свои взгляды. Отсюда и эта книга.

В феврале 2012 года я начал, за полгода вперед, обдумывать свое выступление на престижном, проходящем в Праге всемирном заседании общества «Мон Пелерин», важнейшей мировой организации либералов (классического, не обамовского типа) и консерваторов, членом которой я, первым из посткоммунистической страны, стал в 1990 году. Я считал это большой честью. Его знаменитые учредители Людвиг фон Мизес, Фридрих А. фон Хайек, Милтон Фридман, Джордж Стиглер и другие, менее известные сегодня мыслители, почти все умерли. Эти выдающиеся люди, ощущая угрозу коммунизма и социализма после Второй мировой войны, основали это общество 65 лет назад. Со многими из них я имел возможность встретиться в начале 90-х годов и благодарен им за свою жизненную мировоззренческую позицию. Их работы я читал уже с начала шестидесятых годов. Выступления на проходящей один раз в два года конференции (последнюю в Австралии я пропустил, на предпоследней в Токио был) всегда являются для меня вызовом.

Со своими взыскательными читателями я хотел бы поделиться чувством разочарования, которое проистекает из того, что, по крайней мере в моих глазах, современный мир все более отдаляется от идей общества «Мон Пелерин», от идей свободы, парламентской демократии, рыночной экономики. Со всей откровенностью я хочу заявить, что у меня не было предвзятого критического отношения к политической, экономической, социальной и в целом общественной ситуации в нашей стране. Напротив, в первой половине 90-х годов мне казалось, что под влиянием происходящих тогда фундаментальных изменений в нашей стране мы приближаемся к миру, сформированному на основе этих идей. Теперь я испытываю совершенно противоположные чувства как от развития у нас, так и в Европе, да и во всем западном мире. Отсюда название «Мы, Европа и мир».

Пожалуй, название звучит несколько амбициозно. Я осознаю, что могу описать в этой книге лишь малую часть того, что происходит в современном мире.

Тем не менее я считаю, что мое разочарование является скорее отражением фактической реальности, чем отражением моих чувств от приближающегося к окончанию десятилетнего периода президентства (которое, несомненно, было значительным этапом жизни и по-прежнему им остается сейчас, когда я пишу эти строки). И что оно не является результатом моего возраста, который также представляет собой реальность, хотя я могу отметить, что я не стал работать меньше. В теннис в этом году я играл значительно реже, чем в прошлые годы.

Книга, которую вы держите в руках не о высокой политике, хотя я занимал высокие политические и государственные посты на протяжении всех 23 лет. Речь идет о переменах в современном мире. Нет сведений из кулуаров, закрытых, непубличных встреч и переговоров. Это не об отдельных личностях, хотя в ней приводится много имен, действия и взгляды которых я иногда комментирую. Первая часть представляет собой расширенную версию размышлений о моем разочаровании. Я написал их на английском языке, и в сокращенном варианте они опубликованы в австралийском ежеквартальнике «Политика» (Policy) (№ 4, 2012) под названием We Are Not on the Winning Side(«Мы не на стороне победителей» - прим. перев.), которое довольно точно отражает мои нынешние чувства.

Я часто слышу, что такое мнение или отношение слишком пессимистично. Я с этим не согласен. Я готов принять тот факт, что мой анализ событий или явлений является ошибочным, но ошибки в анализе – не пессимизм. По тем же причинам я отвергаю ярлыки европессимиста или климатоскептика. Я всегда был убежден и по-прежнему считаю, что обязанность человека пристально смотреть вокруг и не закрывать глаза на всякие неприятные явления. Он также обязан называть вещи своими именами. Главное – необходимо мыслить свободно. И формулировать свои взгляды на окружающий мир. Мне нравится высказывание «it is impossible to think clearly in understatements“ («невозможно ясно мыслить в недосказанности»). Увы, не знаю, кому оно принадлежит.

Основу книги составляет ее вторая часть, состоящая из 15 разделов. В них рассматриваются «узловые» или другими словами переломные и ключевые моменты прошедших 23 лет так, как я их видел и понимал. Я мог что-то забыть или недооценить, но уверен, что главное там есть. В содержании книги приводятся названия всех 15 разделов, так что первое впечатление о них составить легко. Очевидны также их временная последовательность и связь между ними. К некоторым вещам я возвращаюсь неоднократно – Маастрихтский договор (раздел 2.5) помимо всего прочего породил евро, Лиссабонский договор (раздел 2.11), который пытался продвинуть дальше европейскую унификацию, и финансовый и экономический кризис, обнаживший наготу этого проекта (раздел 2.13). Югославская трагедия (раздел 2.4) связана с войной в Афганистане (раздел 2.9) и в Ираке (глава 2.10) и т.д.

Если я через пару лет соберусь готовить второе издание этой книги, то не знаю, что бы я в ней исправил или дополнил.

Третья часть посвящена размышлениям о том, что же делать с этим неблагополучным развитием, какова «тема нашего времени», поскольку «it is impossible to think clearly in understatements» («невозможно ясно мыслить в недосказанности»). Я позаимствовал название известной книги Ортеги-и-Гассета. Речь идет не о формулировании политической задачи или политической стратегии (хотя без них, возможно, и нет изменений), скорее это призыв к фундаментальной перемене, которая больше, чем обычная политика. Это призыв задуматься и сформулировать политические решения.

Спасибо всем, кто читал отдельные разделы, спасибо Монике Черной за бесконечное переписывание и внесение правки в оригинал, спасибо издательству «Фрагмент», которое решило издать этот текст. Предисловие я пишу в Рождественский сочельник. В 2006 году, тоже в Рождественский сочельник, когда от меня дома нет никакой пользы (в этом году я даже разбил бутылку вина), я начал писать книгу «Синяя, но не зеленая планета». За последние шесть лет она была опубликована на 20 языках. Хотелось бы, чтобы такие же перспективы были и у этой книги.

24. 12.2012


Глава I

Что мы чувствуем через двадцать лет после краха коммунизма

    1. Разочарование современным развитием в Чехии и в мире1

Человек, который после падения коммунизма в стране, которую он любит и с которой себя идентифицирует (в моем случае в Чешской Республике, первоначально собственно в Чехословакии), принимал активное участие в радикальных политических и экономических реформах, приведших к масштабной и глубокой, помимо всего прочего, позитивной системной трансформации, сегодня, по прошествии всего двух десятилетий, с огорчением констатирует, что мир, в котором он живет, гораздо более социалистический и даже коммунистический, в любом случае не свободный, чем тот, какой он представлял себе в порыве первоначального энтузиазма.

Мое чувство разочарования, а вернее защита и обоснование этого моего сегодняшнего ощущения, и является предметом данной книги. Одновременно в ней объясняются причины ее написания. У меня никогда не было иллюзий о революциях, бархатных и других, я был хорошо знаком с «Темой нашего времени» Ортеги-и-Гассета2, но верил в силу системной трансформации, в ее способность изменить не самих людей, но их поведение. Нацисты хотели создать нового человека, коммунисты тоже, и мы после бархатной революции вели полемику о том, плохи ли люди или система. Те, которые думали, что первое, хотели, чтобы господствовали элиты (имели в виду самих себя), мы, считавшие плохой систему, выбирали демократию и систему политических партий.

Моя сентенция о разочаровании не только характеризует современную реальность (хотя в определенном смысле так оно и есть), она в большей степени представляет собой сравнение моих прежних ожиданий и моего нынешнего понимания и оценки реальности. И не только. Это мое чувство является отражением общей нервозности сегодняшнего дня и в немалой степени выражением моего опасения от преобладающего в обществе неуважения к эволюционно созданному общественному строю нашего западного мира и факторам, которые гарантируют3 его существование.

Боюсь, что именно это неуважение стало модой или нормой сегодняшнего дня. Чем горячее нынешние элиты, а скорее люди, которые считают себя элитой, защищают и культивируют его, тем более они собой гордятся. Человеку, который жил при коммунизме и безмерно радовался его падению, сегодня в иные минуты кажется, что во многом он опять возвращается в эпоху, которую уже однажды пережил и о которой думал, что она окончательно в прошлом. Может быть, это чересчур оптимистическое ощущение и предопределяет мое нынешнее разочарование4.

Не знаю, есть ли сегодня подобное чувство разочарования у человека Запада, особенно из Западной Европы, который два десятилетия тому назад не пережил такого радикального разрыва общественной системы, свидетелями и участниками которого являлись мы. В высшей степени правдоподобно, что такую глубокую трансформацию мира вокруг себя он не прожил за всю свою жизнь, с окончания Второй мировой войны и нацизма. Возможно, благодаря этому он был и остается удовлетворенным и «подкупленным» своим относительно высоким уровнем жизни. Со своим неоднократно проверенным (а потому и оправдавшем себя), естественным (и здоровым) скептицизмом он избавлен от иллюзий и готов пережить отдельные, приятные или неприятные, лично для него радостные или нерадостные, но в любом случае незначительные сдвиги основы общественной системы, при которой жил. Он привык к колебаниям в направлении как большей, так и меньшей свободы, к большему или меньшему вмешательству государства в человеческую жизнь (в том числе и в свою собственную).

Западный человек, не имея непосредственного личного опыта радикального осуждения прошлого своей страны, живет в «нирване» беззаботности и ему кажется, что государство не может предпринять ничего существенного, и потому он не удивляется сегодняшнему развитию и не разочарован так, как я5. Кроме того, он воспринимает все не так остро, за что я не могу его винить. Двадцать лет назад, в отличие от нас, у него не было сколь-нибудь больших ожиданий, и поэтому сегодня у него не возник разрыв между реальностью и ожиданиями. У нас были ожидания. Поэтому для нас этот «разрыв» имеет негативное значение. И это нас, осмелюсь предположить, беспокоит, что оправданно или хотя бы понятно.

Двадцать лет тому назад мы наблюдали и на собственной шкуре ощущали, что прямо перед нашими глазами и при нашем личном участии (а возможно и благодаря нашим заслугам) происходит радикальное и бесспорно в своей основе позитивное движение по оси несвобода-свобода, государство-рынок. Мы хотели больше свободы и меньше государства, что и происходило в реальности. Это не было иллюзией. И тогда, так же, как и сейчас, максимум свободы и минимум вмешательства государства казались нам решающим для человеческой жизни.

Ничего большего в общественной сфере мы не хотели и не хотим. В отличие от социалистов всех цветов и мастей (некоторые из них сами себя обманывают тем, что называются по-другому) у нас не было амбиций достичь конкретных материальных целей. Мы не хотели большего равенства в доходах, позитивной дискриминации, минимизации выбросов CO2, более короткой рабочей недели и более длительного отпуска, большей или меньшей исламизации мира и тому подобного. Все это должно было стать результатом свободного общественного взаимодействия, а не вынесенной за скобки целью. Именно в этом мы видим основное различие между нами и социалистами всех сортов.

Одновременно мы – немного наивно – полагали, что некоторые изменения, которые у нас тогда происходили, являются необратимыми. Мы верили в известный, как говорят экономисты, «эффект храповика» (инерционный эффект). Однако он действует в противоположном направлении, худшее всегда может случиться. Прошедшие 20 лет действенность этого эффекта в позитивном направлении не подтвердили.

Источником нашего оптимизма было и то, что наша «бархатная революция» проходила в уникальную с исторической точки зрения эпоху Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер, хотя та и близилась к завершению. Их преемники проводили совсем другую политику. Такие как я тогда знали, что это редкостное и уникальное время. Но не думали, что оно будет так быстро забыто и дискредитировано, что о выдающейся личности Маргарет Тэтчер будет снят один единственный фильм, в котором она показана не полной сил, а в беспомощной ситуации, возникшей по медицинским причинам. Это очень показательно и печально6. Благодаря Рейгану и Тэтчер, а в мире идей - Хайеку, Фридману, Стиглеру и другим мыслителям, мы поддались заблуждению, что на Западе капитализм – по крайней мере на определенный период – был защищен от постоянно повторяющегося «восстания масс» Ортеги-и-Гассета, а точнее от мирового социализма7.

У многих теперь уже нет такого чувства. Во всяком случае, у меня. От капитализма и свободы опять, к сожалению, незаметно и тихо, но ежедневно, отщипываются куски. Такое же чувство должен был испытывать в 1996 году мой приятель, парижский профессор экономики Паскаль Сален, один из президентов общества «Мон Пелерин», когда в Вене, которая сегодня уже ничего не знает об австрийской школе, в своем выступлении провидчески сказал: “We are not the winners of the present time” («Мы не являемся победителями в настоящее время» - прим. перев.). В 1996 году наш проигрыш не был для меня так очевиден, как сегодня. У нас все еще проходили возможные изменения к лучшему, хотя и приближался их конец, связанный с завершением наших радикальных реформ и с начинающимся обязательным приспособлением к условиям Европейского Союза. Обязательным, если мы хотели вступить в ЕС. Это было началом нашего странствования в обратном направлении. В сегодняшнем ЕС об этом никто не хочет слышать, так же, как и наши социалисты и энвайронменталисты. Но так оно, к сожалению, и происходит. Наше приближение к ЕС означало и означает отступление от капитализма8.

Наши прежние изменения были очевидны; всеми пережиты и зафиксированы – многими с восторгом, меньшей частью наших сограждан с сопротивлением. Невероятно быстро была создана система политической свободы и парламентской демократии, которая сменила предшествующий несвободный авторитарный, а в определенные периоды и тоталитарный политический режим9. В экономике стали доминировать рынок вместо планирования и частная собственность вместо государственной. Настали всеобщая либерализация, отмена регулирования и субсидирования не только в экономической области. Во всех своих ролях государство отступило на второй план, а свободный индивид, наоборот, вышел вперед. Нам также казалось, что «при старом добром капитализме» тенденции развития ведут пусть не к революции, но к позитивным изменениям. Что через полвека умягчения капитализма происходит его постепенное и необходимое «затвердение»10.

Сегодня, в начале второго десятилетия XXI века ситуация представляется совершенно иной, по крайней мере, с моей точки зрения. Поэтому возникают логические вопросы: были ли у нас двадцать лет назад неуместные и неоправданные иллюзии? мы видели мир неправильно? мы были наивными и глупыми? мы ошибались в своих ожиданиях? И если это так, то это относится только к нам, только что избавившимся тогда от жизни в коммунистическом обществе, или ко всем? На вопросы подобного рода следует отвечать со всей серьезностью, без предрассудков и упрощенных идеологических схем.

Бесспорно, мы могли ошибаться, но не потому, что при коммунизме лишь «заглядывали» за «железный занавес», не имея реального аутентичного опыта жизни на Западе, и питали в отношении Запада и особенно Западной Европы излишние иллюзии, и не потому, что наше неверное или неточное толкование той реальности было обусловлено взглядом на мир сквозь «розовые очки».

Осмелюсь утверждать, что, по крайней мере, у меня была сильная и оптимистическая вера в долгосрочно действующую силу принципов свободного мира, в силу рынка, в силу идей свободы и в нашу способность претворить эти идеи на практике, как только падет тоталитарная система. Поэтому я думаю, что неточно было бы говорить, что такие как я не видели проблем Запада и связанных с ними рисков, что не были способны предвидеть их возможное будущее негативное развитие.

В отличие от многих поверхностных и конъюнктурных критиков коммунизма, которых после его падения стало неожиданно очень много, могу сказать, что нам коммунизм, отобрав многое, все же дал возможность кое-что понять. Весной 1980 года в безнадежную эпоху гусаковского коммунизма я записал в своей записной книжке слова немецкого лютеранского теолога Дитриха Бонхёффера. Он написал их незадолго до своей гибели в концентрационном лагере Флоссенбург в 1943 году, и касались они жизни при нацизме: «Потерянное время – это незаполненное, пустое время. Прошедшие годы определенно такими не были. Безмерно много было потеряно, но время потеряно не было». Я верю, что и мы в этом смысле полностью не потеряли годы коммунизма. По крайней мере, некоторые из нас.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Содержани е iconСодержани е европейский суд по правам человека
Буква закона (66/2010)

Содержани е iconСодержани е
Теоретические основы административной юрисдикции пограничных органов фсб россии 10

Содержани е iconСодержани е
Обращение к читателям Президента Адвокатской палаты Иркутской области Середы Г. В

Содержани е iconСодержани е
Обращение к читателям Президента Адвокатской палаты Иркутской области Середы Г. В

Содержани е iconСодержани е
Выплаты, которые включаются в объект обложения страховыми взносами, но не облагаются ими 11

Содержани е iconСодержани е
Отчетность за 9 месяцев 2011 года: бухгалтерская, налоговая, персонифицированная, по страховым взносам

Содержани е iconСодержани е
Отчетность за 1 квартал 2011 года: бухгалтерская, налоговая, персонифицированная, по страховым взносам

Содержани е iconСодержани е
Отчетность за 1 – е полугодие 2011 года: бухгалтерская, налоговая, персонифицированная, по страховым взносам

Содержани е iconСодержани е
Общая характеристика жесткого обращения с животными как преступления против общественной безопасности 6

Содержани е iconСодержани е
Авторское выполнение научных работ на заказ. Контроль плагиата, скидки, гарантии, прямое общение с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru