Рассмотрено
На заседании ЦМК
Клинических дисциплин
Протокол №_____от «____»__________
Председатель ЦМК_________________
Рекомендовано
Методическим советом
Протокол заседания №__
от «____»__________ Согласовано с работодателями:
ФИО
| Должность
| Дата, печать МО
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 Рабочая программа производственной практики по ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01. Сестринское дело, примерной программы, рекомендованной Советом Министерства образования и науки Челябинской области по примерным основным профессиональным образовательным программам начального профессионального и среднего профессионального образования (Заключение Совета по примерным ОПОП МОиН Челябинской области № 19 от 31 мая 2011 года) и рабочей программы ПМ.07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными разработанной ГБОУ СПО (ССУЗ) ММК им. П.Ф.Надеждина. Организация-разработчик: ГБОУ СПО (ССУЗ) «ММК им. П.Ф. Надеждина»
Разработчик: Казакова Н.М. преподаватель сестринского дела высшей категории, председатель ЦМК «Сестринское дело»
Эксперт:
Рафикова С.М. – зам. директора по учебно-
производственной работе (ГБОУ СПО Магнитогорский
медицинский колледж имени П.Ф. Надеждина),
преподаватель высшей квалификационной категории.
Рецензенты: Буренок О.К. – главный специалист по сестринскому делу городского управления здравоохранения г. Магнитогорска; Новикова Г.В. – заместитель главного врача по работе со средним медицинским персоналом АНО МСЧ и АГ.
3 СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы производственной практики
по профилю специальности ………………………………..5-7
Результаты освоения производственной практики ……….8-9
График распределения времени и содержание
производственной практики……………………………….10-16
Условия реализации производственной практики………. 17-21
Контроль и оценка результатов производственной
практики…………………………………………………….22-28 6. Методические рекомендации для обучающихся…………29-79
4 1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКи по профилю специальности
ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» 1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа производственной практики по профилю специальности является завершающей частью программы профессионального модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01. «Сестринское дело» СПО повышенной уровень подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): решение проблем пациента посредством сестринского ухода и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 4.1
| Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности
| ПК 4.2.
| Соблюдать принципы профессиональной этики.
| ПК 4.3.
| Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
| ПК 4.4.
| Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
| ПК 4.5.
| Оформлять медицинскую документацию.
| ПК 4.6.
| Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
| ПК 4.7.
| Обеспечивать инфекционную безопасность.
| ПК 4.8.
| Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
| ПК 4.9.
| Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
| ПК 4.10.
| Владеть основами гигиенического питания.
| ПК 4.11.
| Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
|
1.2. Цели и задачи практики – требования к результатам производственной практики:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе прохождения производственной практики должен:
иметь практический опыт:
выявления нарушенных потребностей пациента;
оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
планирования и осуществления сестринского ухода;
5
ведения медицинской документации
обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;
обеспечения гигиенических условий при получении и доставке лечебного питания для пациентов в ЛПУ;
применения средств транспортировки пациентов и средств малой механизации с учетом основ эргономики;
соблюдения требований техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций
уметь:
собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;
оказывать помощь при потере, смерти, горе;
осуществлять посмертный уход;
обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;
составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д.;
использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечения безопасного перемещения больного
знать:
способы реализации сестринского ухода;
технологии выполнения медицинских услуг
факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;
основы профилактики внутрибольничной инфекции;
основы эргономики
1.3. Количество часов на освоение программы производственной практики по профилю специальности: 2 недели, всего 72 часа. 6
1.4. Формы проведения производственной практики
Производственная практика проводится в форме практической деятельности обучающихся под руководством и контролем общего и
непосредственного руководителей медицинских организаций и методического руководителя колледжа. 1.5. Место и время проведения производственной практики
Производственная практика по профилю специальности проводится на базе многопрофильных медицинских организаций, являющихся базой практической подготовки ГБОУ СПО (ССУЗ) ММК имени П.Ф. Надеждина на основе договоров о социальном партнерстве и сотрудничестве до 2018 года.
Время прохождения производственной практики определяется графиком учебного процесса и расписанием производственных практик.
Продолжительность производственной практики не более 36 академических часов в неделю.
1.6. Отчетная документация обучающегося по результатам производственной практики
В период прохождения производственной практики по профилю специальности обучающиеся обязаны вести документацию:
Дневник производственной практики.
Манипуляционный лист.
Отчет по производственной практике(текстовой, цифровой)
Сестринская история болезни.
Лист оценки сформированности компетенции.
Характеристика.
Аттестационный лист.
7
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Результатом освоения программы производственной практики является формирование практических профессиональных умений, приобретение обучающимися практического опыта при овладении видом профессиональной деятельности: «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
| Наименование результата обучения
| ПК 4.1
| Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности
| ПК 4.2.
| Соблюдать принципы профессиональной этики.
| ПК 4.3.
| Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
| ПК 4.4.
| Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
| ПК 4.5.
| Оформлять медицинскую документацию.
| ПК 4.6.
| Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
| ПК 4.7.
| Обеспечивать инфекционную безопасность.
| ПК 4.8.
| Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
| ПК 4.9.
| Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
| ПК 4.10.
| Владеть основами гигиенического питания.
| ПК 4.11.
| Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
| ОК 1.
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| ОК 2.
| Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
| ОК 3.
| Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
| ОК 4.
| Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
| ОК 5.
| Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
| ОК 6.
| Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
| ОК 7.
| Брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий.
| ОК 8.
| Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
| ОК 9.
| Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
| ОК 10.
| Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
| ОК 11.
| Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
| ОК 12.
| Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
| ОК 13.
| Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
| А также видами работ на производственной практике в соответствии с перечнем из рабочей программы профессионального модуля являются:
Соблюдение норм медицинской этики, морали и права при всех при всех видах работ;
Применение типов (вербального, невербального) общения в профессиональной деятельности;
Сбор информации о состоянии здоровья пациента;
Выявление нарушенных потребностей и проблем пациента.
Оказание помощи медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;
Обучение пациента и его родственников элементам самоухода .
Выполнение технологий простых медицинских услуг в пределах своих полномочий (измерение массы тела, измерение роста, исследование пульса и артериального давления, термометрии, парентеральное введение лекарственных средств, ингаляционное введение лекарственных средств и кислорода, промывание желудка, введение лекарственных средств с помощью клизм, уход за кожей, уход за полостью рта и дыхательными путями, выполнений пособий, размещение пациента в постели для профилактики пролежней, смена белья и одежды больного, оценка степени риска развития пролежней и оценка степени тяжести пролежней).
Ведение медицинской документации установленного образа.
9 3. ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ И
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 3.1. График распределения времени: Наименование подразделения отделения
| Количество дней
| Количество часов
| Приёмное отделение
| 3
| 18
| Лечебное отделение стационара
| 5
| 30
| Процедурный кабинет
| 3
| 18
| Дифференцированный зачет
| 1
| 6
| Итого
| 12
| 72
|
В целях лучшей организации работы студентов целесообразно руководителю практики совместно с методическим руководством составить «скользящий» график прохождения практики, что позволит в полном объёме овладеть необходимыми практическими умениями.
10
3.2. Содержание производственной практики
Количество дней практики
| Наименование отделения/
структурное подразделение
| Содержание работы студентов
| Кол-во
часов
| 3 дня
| Приёмное отделение
| Знакомство с устройством и функцией приёмного отделения стационара. Пути госпитализации пациентов в стационар.
Работа с документацией приёмного отделения (по приказу М.З. СССР от 04. 1980 №1030):
медицинская карта стационарного больного (ф.№ 003у);
журнал учёта приёма больных госпитализации и отказа от госпитализации (ф. № 001у);
статистический талон для регистрации заключительных диагнозов (ф. № 025-2/у);
извещение о выявлении инфекционного диагноза (ф. № 085у);
температурный лист ( ф. № 004/у)
Определение массы тела и роста пациента.
Осмотр волосистой части головы пациента на выявление педикулеза.
Дезинфекционные мероприятия при педикулезе в соответствии с нормативными документами (приказ МЗ Р.Ф. №342 от 6.11.1998г). Умение пользоваться противопедикулезной укладкой.
Проведение санитарной обработки пациентов: полная и частичная.
Приготовление и применение гигиенической ванны, гигиенического душа, обмывание, обтирание тяжелобольного пациента. Осмотр кожных покровов, стрижка ногтей, бритьё пациента.
Переодевание пациента в чистое бельё и одежду. Хранение вещей пациента.
Транспортировка пациентов в лечебное отделение на носилках, на каталке, пешком: в сопровождении медсестры.
| 18 час.
| 3 дня
| Процедурный кабинет
| Знакомство с оснащением и документацией процедурного кабинета.
Знакомство и проработка должностной инструкции процедурной медсестры.
Санитарно-гигиенический режим процедурного кабинета. Участие в проведении:
предварительной;
текущей;
заключительной;
генеральной уборки кабинета.
Укладка биксов и доставка их в ЦСО. Знакомство с принципами работы ЦСО.
Использование в практической деятельности защитной одежды:
халат;
маска;
фартук;
очки;
щётки;
перчатки
Обработка рук на социальном и гигиеническом уровне. Одевание и снятие стерильных перчаток.
Проведение дезинфекции и предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения по приказу МЗ Р.Ф. №408 от 12.07.1989г. «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране».
Соблюдение техники безопасности при работе с биологическими жидкостями.
Приготовление рабочих растворов дезинфицирующих и моющих средств для обработки одноразового инструментария с последующим проведением утилизации.
Накрытие стерильного стола в процедурном кабинете.
Набор лекарственных средств из ампул и флаконов.
Проведение внутрикожных, подкожных, внутримышечных инъекций.
Разведение и расчёт доз антибиотиков.
Заполнение систем для внутривенного капельного вливания и проведение внутривенных инъекций под контролем процедурной медицинской сестры.
Контроль за состоянием пациента при введении различных лекарственных средств.
Знание побочного действия применяемых лекарственных препаратов; осложнения при выполнении инъекций, их профилактику и лечение.
Техника взятия крови из вены для лабораторных исследований. Доставка биологического материала в лабораторию.
Хранение и учёт лекарственных веществ в процедурном кабинете.
| 18 час.
| 5 дней
| Лечебное отделение стационара.
| Знакомство с лечебно-охранительным режимом отделения:
приём и размещение в палате больных;
проверка качества санитарной обработке вновь поступивших больных.
Субъективное обследование пациента Документирование данных субъективного обследования в сестринской истории болезни.
Объективное обследование пациента:
внешний вид;
сознание;
положение в постели;
состояние кожи и слизистых;
антропометрию;
исследование органов дыхания (ЧДД);
определение пульса;
артериального давления;
термометрия
4. Выявление нарушенных потребностей и сестринских проблем пациента. Заполнение сестринскую историю болезни и составление плана сестринского ухода. 5. Участие в обходе врачей и фиксация в журнале назначенного лечения и ухода за больным. 6. Контроль за выполнением больными назначений лечащего врача. 7. Выполнение назначений лечащего врача. 8. Контроль выполнения больными и их родственниками режима посещения больных. 9. Перемещение и изменение положения тела пациента в постели с учетом факторов риска возникновения несчастных случаев. Контроль за выполнением пациентами режимов двигательной активности, назначенных врачом. 10. Проведение личной гигиены тяжелобольных пациентов:
смена нательного и постельного белья;
уход за кожей и меры по профилактике пролежней;
уход за слизистыми полости рта, глаз, носа, ушей;
подача судна, мочеприемника;
уход за наружными половыми органами.
11. Проведение термометрии и осуществление ухода за лихорадящими пациентами. 12. Участие в кормлении тяжелобольных пациентов (с ложки, через назогастральный зонд).
Контроль за выполнением пациентом, назначенной врачом диеты. 13. Выборка врачебных назначений из истории болезни. Оформление направлений для лабораторного исследования. 14. Выписывание и получение лекарственных средств в лечебное отделение.
15. Участие в раздаче лекарственных средств для перорального и сублингвального приёма.
16. Соблюдение правил хранения и распределения лекарственных средств на посту. 17. Проведение всех видов клизм:
очистительной;
сифонной;
послабляющей;
лекарственной
18. Введение газоотводной трубки при метеоризме. 19. Постановка горчичников, согревающих компрессов, приготовление и применение грелки и пузыря со льдом 20. Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером. Уход за больным с постоянным мочевым катетером. Обучение подготовке больных к лабораторным методам исследования. Анализов мочи:
общий анализ;
по Нечипоренко;
по Зимницкому;
на сахар;
на бактериологический посев;
на диастазу
Анализов кала:
копрологическое исследование;
на скрытую кровь;
на яйца гельминтов;
на простейшие
на бактериологическое исследование Анализов мокроты:
на общий анализ;
микобактерии туберкулёза;
бактериологическое исследование
на чувствительность к антибиотикам;
на атипичные клетки;
взятие мазков из носоглотки. 22. Оформление направлений и доставка биологического материала для лабораторного исследования. 23. Обучение и подготовка пациента к инструментальным методам исследования:
эндоскопическим;
рентгенологическим;
УЗИ. 24. Проведение сердечно-легочной реанимации при необходимости. 25. Уход за тяжелобольными и агонирующими пациентами.
| 30 часов
|
| Дифференцированный зачёт по итогам производственной практики
| 1). Экспертная оценка выполнения манипуляций и заполнения медицинской документации. 2). Подведение итогов производственной практики. Обмен мнениями о результатах производственной практики.
| 6 час.
|
16
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 4.1.Требования к условиям допуска обучающихся к производственной практике К производственной практике допускаются обучающиеся, освоившие разделы и МДК профессионального модуля ПМ.04:
|