Скачать 4.17 Mb.
|
УДК 338.48(075.8) ББК 65.49я73 М80/ Рецензенты: первый проректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), зав. кафедрой электггронного бизнеса, профессор А. В. Хорошилов; зав. кафедрой общего менеджмента и статистггики фирм Московского государственного университета экономики, стайтистики и информатики, д-р экон. наук, профессор С.Д.Шльянкова Морозов М.А. М80 Экономика и предпринимательствйо в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник для студ. въысш. учеб. заведений / Михаил Анатольевич Морозов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с. КВИ 5-7695-1795-6| Рассматриваются основные аспекты экономики индустрии туризма с уче- ! том специфики функционирования гостиничвяых предприятий в условиях рыночной экономики. Излагаются основные поннятия и концепции экономики гостеприимства. Анализируются факторы, влияющие на развитие этой отрасли, основные проблемы и пути их решения. Особоое внимание уделяется предприятию гостиничного комплекса. Предлагаются о современные методы управления экономикой гостиничного предприятия. Для студентов высших учебных заведенийй. УДК 338.48(075.8) ББК65.49я73 [ Учебное издание Морозов Михаил Анатольевич Экономика и предпринимательство в сгоциально-культурном сервисе и туризмле, Учебник ! I ! Редактор Т. И. Якушкина. Технический редактор О. С. Александрова. Компьютерная верстка: Р. Ю. Волкова. Корректор Я. А. Балашова Диапозитивы предоставлены издательством Изд. № А-893-1. Подписано в печать 27.04.2004. Форкмат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 18,0. Тираж 5100 экз. Заказ №13272. Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский «центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.Ю2.953.Д.003903.06.03 от 05.06.2003. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 328. Тел./фшхс: (095)330-1092, 334-8337. Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59. I8ВN 5-7695-1795-6 Ч © Щв0ЖМт&№т№ю&»я«», 2 104 1 ■ г'осударвтевю. ■■■; ПРЕДИСЛОВИЕ Развитие сферы социально-культурного сервиса и туризма является одним из перспективных направлений совершенствования экономики Российской Федерации. По сравнению с другими странами, в которых сфера услуг, и в частности туризм, стала одной из доходных отраслей экономики, российская сфера услуг и туристский бизнес в настоящее время находятся в стадии становления. Индустрия услуг — очень специфическая и многогранная отрасль экономики, объединяющая предприятия, которые производят как материальные, так и нематериальные продукты (услуги). В этом заключается ее отличие от других отраслей экономики, что значительно увеличивает сложность управления как отраслью в целом, так и отдельно взятыми предприятиями сферы услуг. По сравнению с управлением материальным производством управление предприятиями сервиса и туризма имеет очень много специфических черт. И прежде всего это связано с особенностями услуги как товара. Услуги невозможно складировать и сохранять, как материальные товары. Их производство, т. е. оказание услуг, и потребление происходят одновременно. Вопросы качества услуги и постоянства этого параметра во времени зависят от очень многих субъективных факторов, в частности от личностных характеристик тех субъектов, которые оказывают и получают услуги. Существует также много специфических особенностей и в области экономических аспектов управления индустрией туризма, поскольку ее эффективное функционирование очень сильно зависит от различных факторов: политических, экономических, социальных, экологических и т.п. Индустрия туризма — одна из специфических отраслей экономики, которая непосредственно зависит от капризов природы и в которой сезонность является одним из основополагающих факторов функционирования предприятий. Гостеприимство, являясь составной частью туристской индустрии, во многом предопределяет развитие туризма в целом. Бурное развитие индустрии гостеприимства требует проработки вопросов, связанных с особенностями экономики сферы сервисных услуг, в частности экономики гостеприимства. 3 В книге рассматриваются ключевые аспекты экономики гостеприимства с учетом специфики функционирования гостиничных предприятий в условиях рыночной экономики; излагаются основные понятия и концепции экономики гостеприимства; анализируются факторы, влияющие на развитие этой отрасли, основные проблемы и пути их разрешения. Проводится анализ экономической важности развития индустрии гостеприимства. Основное внимание уделяется одной из важнейших составляющих индустрии гостеприимства — предприятию гостиничного комплекса. Рассматривается комплекс вопросов, начиная от образования данного предприятия и заканчивая оценкой экономической эффективности его функционирования. Предлагаются современные методы и подходы в управлении экономикой гостиничного предприятия. РАЗДЕЛ I МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ ГЛАВА 1 КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА 1.1. Экономика туризма и влияющие на нее факторы Люди, живущие в развитом обществе, помимо биологических нужд имеют много других потребностей и желаний. Одной из потребностей является потребность в туризме. Удовлетворение туристских потребностей и желаний предполагает производство туристских продуктов и услуг, а это в свою очередь влияет на развитие производственной деятельности и развитие туристских ресурсов. Экономику туриндустрии можно определить как дисциплину, которая изучает и анализирует экономические отношения, развивающиеся в процессе производства и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей и желаний путешественников. Эти отношения можно рассматривать как на макроуровне (уровень государства, региона, дестинации1), так и на микроуровне (уровень конкретно взятого района либо предприятия, производящего туристские продукты и услуги). Производство продукции и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей, с одной стороны, непосредственно зависит от желаний самих потребителей — туристов. С другой стороны, на развитие самой туристской индустрии влияет множество различных как внешних, так и внутренних факторов. Поэтому экономику туризма определяют как быстро развивающуюся, динамичную, стохастическую (неопределенную) составляющую национальной экономики. Для многих стран она находится еще в стадии развития. Хорошо известно, что послевоенный туризм, т.е. с конца 1950-х гг. до наших дней, претерпел множество изменений. Особенностью этого периода является то, что изменения касались в основном формы и содержания туризма. Большинство изменений ' Дестинация — территория, обладающая определенной привлекательностью для туристов, место назначения. Подробнее о дестинации см. п. 2.1. 5 связано со способом, каким туристские потребности и желания удовлетворялись. И, естественно, это привело к систематизированному изучению и анализу экономики туризма. В прошлом туризм не рассматривался как отрасль экономики. Его производственная активность была не важна, и в большинстве случаев развитию туризма даже не придавалось особого значения. С течением времени туризм начал постепенно развиваться качественно и количественно. Только тогда экономисты поняли важность туризма как экономического феномена и ту роль, которую он может играть для развития национальной экономики. При этом они были вынуждены обратить внимание на конкретные экономические проблемы, возникающие в процессе туристской деятельности. Тогда туризм как экономический феномен выдвинулся на передний план. Бурное развитие мирового туризма и рост его влияния на экономику различных стран привели к необходимости его научного исследования. Эти исследования касались различных проблем экономики туризма, в том числе изучения туризма как самостоятельной отрасли, выявления основных тенденций развития и др. Экономика туризма родилась в силу необходимости изучения и анализа экономических отношений, возникающих между отдельными людьми, принимающими участие в туристской деятельности. Приведем классическое определение предмета экономической науки. Предметом экономической науки являются методы решения задачи выбора направлений и способов использования ограниченных (редких) ресурсов в различных конкурирующих целях. Другими словами, экономическая наука изучает то, как из ограниченных ресурсов произвести наибольшее количество продукции или услуг с максимальной выгодой. Но поскольку экономика туризма является специфической составляющей экономики, при ее определении и рассмотрении основных частей необходимо учитывать эту специфику. Как и любая экономика, экономика туризма отвечает на следующие основные вопросы: что? как? для кого? Но с учетом ее специфики необходимо добавить вопрос о том, как данная экономика будет развиваться во времени. В общем, можно сказать, что экономика туризма исследует и анализирует способы, которыми организованная социальная система решает следующие проблемы:
6
Ниже даны некоторые пояснения к указанным выше проблемам.
7 и, как следствие, привести к его краху как туристской дестина-ции, поэтому проблема туристского развития региона (страны, дестинации) является одной из наиболее важных проблем в экономике туризма. Основные проблемы экономики туриндустрии. Хорошо известно, что все общества независимо от места, времени и уровня развития сталкиваются с экономическими проблемами в туризме, которые связаны с тем, что: а) неопределенное количество туристских потребностей и по желаний индивидуумов сочетается с задачей распределения их в порядке важности; б) ограниченные или редкие туристские ресурсы, которые используются для удовлетворения потребностей и пожеланий ту ристов, должны сочетаться с различными способами использова ния этих ресурсов. Эти проблемы связаны с созданием туристских продуктов, определением цены, по которой они будут распреде ляться, размещением туристских компаний и т.д. В рыночной экономике справедливое распределение туристских ресурсов, поддержание устойчивой экономики туризма, ее развитие, а также распределение туристского дохода осуществляются с помощью механизмов туристского рынка. В плановой экономике, известной как социалистическая, экономические отношения не регулировались посредством рыночных механизмов, и руководящая роль в экономике туризма принадлежала государству или центральным органам. Государство от имени туристских компаний и самих туристов принимало и координировало ежедневные решения, а роль туристского рынка была второстепенна. Практический опыт показывает, что посредством механизмов туристского рынка основные проблемы экономики туризма не могут быть решены в полной мере. Поэтому современное государство вовлекается в процесс регулирования экономики туризма для того, чтобы предотвратить ее нежелательное развитие и возможное негативное влияние на другие отрасли экономики. Вовлечение государства в экономику туризма достигается туристской политикой, цель которой — корректировка слабых мест и нежелательных влияний механизмов туристского рынка. Таким образом, туристская политика необходима для корректировки и решения проблем экономики туризма, среди которых можно выделить четыре основные:
8 Вовлечение государства в рабочие механизмы регулирования туристского рынка возможно только для корректировки слабых мест и нежелательных последствий в экономике туризма. |
Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, работников органов государственной власти... | Москвы Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» | ||
Материалы для промежуточной аттестации по дисциплине «Современные методы исследований в естествознании» для студентов заочной формы... | Стоимость проживания в общежитии колеблется от 320 рублей до 1000 рублей за сутки | ||
Вы держите в руках методическое пособие «Основы ведения гостиничного хозяйства. Классификация гостиниц и других средств размещения».... | ... | ||
Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» (огрб) | Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный... | ||
Допущено Учебно-методическим объединением в области менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений направления... | Наименование работы: Ознакомление с нормативными документами по правилам предоставления гостиничных услуг в РФ |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |