МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г.Тобольск
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор
______________/ Е.А. Короткова /
«___» ________2015 г.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для бакалавров заочной формы обучения
всех направлений подготовки
Тюменского государственного университета
Тобольск 2015
Ильиных И.А., Шестакова Г.В. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для бакалавров заочной формы обучения всех направлений подготовки Тюменского государственного университета. Тюмень, 2015, 21 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Физическая культура: теория и методика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный. Рекомендовано к электронному изданию центром оздоровительной физической культуры. Утверждено директором института.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.Я. Ильиных, зав. кафедрой ФВСиМП
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи дисциплины
Целью освоения дисциплины «Физическая культура» является формирование физической культуры студентов и способности творческого применения разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для укрепления здоровья, обеспечения психофизической готовности к профессиональной деятельности и реализации личностного потенциала.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к здоровью и занятиям физкультурно-спортивной деятельностью;
- освоение системой знаний о социально-биологических, психолого-педагогических основах физической культуры и здорового образа жизни;
- овладение системой методических умений, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование двигательных способностей и психофизических качеств, определяющих готовность бакалавра к условиям профессиональной деятельности и жизни в современном мире;
- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения профессиональных и жизненных целей.
Учебно-методический комплекс составлен на основании ФГОС ВО и Примерной программы по «Физической культуре», рекомендованной научно-методическим советом по физической культуре при Минобразовании России для учреждений ВПО.
1.2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата
Дисциплина «Физическая культура» является компонентом общекультурной подготовки бакалавров и входит в базовую часть Блока 1 образовательной программы всех направлений бакалавриата.
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента по физической культуре:
знать/ понимать:
влияние физкультурно-оздоровительных систем на состояние здоровья, профилактику заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности;
уметь:
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной, адаптивной и профессионально-прикладной физической культуры;
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
выполнять приемы самообороны, страховки и самостраховки;
использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для:
повышения укрепления здоровья и повышения работоспособности;
подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
организации индивидуального, коллективного и семейного отдыха и участия в массовых спортивных соревнованиях;
активной творческой деятельности по формированию здорового образа жизни.
В сочетании с другими дисциплинами учебного плана (история, концепция современного естествознания, безопасность жизнедеятельности и др.) дисциплина «Физическая культура» содействует разносторонней профессиональной подготовке бакалавров.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Физическая культура: теория и методика» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК):
готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8)
готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6)
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
научно-методические основы физической культуры и здорового образа жизни, педагогический потенциал физкультурно-спортивной деятельности;
анатомо-физиологические, гигиенические и психолого-педагогические основы физического воспитания и спорта;
способы контроля и оценки психофизического потенциала человека.
Уметь:
творчески использовать средства и методы физического воспитания для физкультурного самосовершенствования, формирования здорового стиля жизни и профессионально-личностного развития;
осуществлять самоконтроль психофизического состояния;
обеспечивать психофизическую готовность к успешному выполнению социально-профессиональных ролей и функций.
Владеть:
системой средств и методов сохранения и укрепления здоровья, физического развития и подготовленности, регулирования индивидуальной двигательной активности;
способами и методами самопознания, самодиагностики и развития индивидуальных физических, психических и функциональных возможностей человека;
опытом использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения профессиональных и жизненных целей.
Свои образовательные и развивающие функции дисциплина «Физическая культура: теория и методика» наиболее полно реализует в процессе физического воспитания с опорой на основные дидактические принципы: сознательности и активности, наглядности и доступности, систематичности и динамичности, дифференциации и индивидуализации.
2. Структура и трудоемкость дисциплины
Дисциплина «Физическая культура» предусмотрена учебным планом ОП ВО и общая трудоемкость составляет 2 зачетные единицы (400 часов).
Виды учебной работы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Вид учебной работы
| Всего часов
| Контактная работа:
| 6
| Аудиторные занятия (всего)
| 6
| В том числе:
| -
| Лекции
| 6
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| Семинары (С)
| -
| Лабораторные занятия (ЛЗ)
| -
| Иные виды работ:
|
| Самостоятельная работа (всего):
| 394
| Общая трудоемкость зач. ед.
час
| 2
| 400
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачет
| Аттестация студентов по дисциплине «Физическая культура» проводится в форме зачета.
3. Тематический план
Содержание и объем (час) учебного материала Таблица 2
№ п/п
| Модуль и тема учебного материала
| Формы занятий/ кол-во часов
| Л
| ПЗ
| ЛЗ
| С/Р
| ИФ
| 1
| 2
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| Модуль 1. Оздоровительные системы
| 1.
| Методы самоконтроля состояния здоровья, функциональных возможностей организма и работоспособности. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
| 2
|
|
| 50
| 2
| Модуль 2. Общефизическая подготовка бакалавра
| 2.
| Методы оценки и развития физических качеств (общей выносливости, скоростных и силовых способностей, гибкости)
| 2
|
|
| 90
| 2
| Модуль 3. Занятия избранным видом спорта
| 3
| Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений
| -
|
|
| 154
|
| Модуль 4. Социально-биологические основы физической культуры и здорового образа жизни
| 4.
| Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья
| -
|
|
| 50
|
| Модуль 5. Физическая культура в общекультурной и профессионально-прикладной физической подготовке бакалавра
| 5.
| Профессионально-прикладная физическая подготовка бакалавров
| 2
|
|
| 50
| 2
|
| Всего: 400
| 6
|
|
| 394
| 6
|
| Итого в интерактивной форме
| 6
|
|
| -
| 6
|
| Примечание: Л- лекции; ПЗ - практические занятия; ЛЗ - лабораторные занятия; С/Р самостоятельная работа, включая иные виды контактных работ; ИФ- интерактивная форма
|
4. ВИДЫ И ФОРМЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В ПЕРИОД ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ Таблица 3
№ темы
| Устный
опрос
| Письменные
работы
| Технич. формы контроля
| Информ. системы и техноло-гии
| Итого количество баллов
| собеседование
| ответ на семинаре
| контрольная работа
| тест
| Реферат / эссе
| программы компьютерного тестирования
| комплексные ситуационные задания
| электронные практикумы
| 1. Методы самоконтроля состояния здоровья, функциональных возможностей организма и работоспособности. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
| 0-5
| 0-5
| 0-5
| 0-5
| 0-5
| 0-5
| 0-5
| 0-5
| 0-40
| 2. Методы оценки и развития физических качеств (общей выносливости, скоростных и силовых способностей, гибкости)
| 0-4
| 0-4
| 0-5
| 0-5
| 0-4
| 0-4
|
| 0-4
| 0-30
| 3. Профессионально-прикладная физическая подготовка бакалавров
| 0-2
| 0-4
| 0-5
| 0-5
| 0-4
| 0-5
| 0-5
|
| 0-30
| Всего
| 0-11
| 0-13
| 0-15
| 0-15
| 0-13
| 0-14
| 0-10
| 0-9
| 0-100
|
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль «Оздоровительные системы»
Тема 1. Методы самоконтроля состояния здоровья, функциональных возможностей организма и работоспособности. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями (2 часа)
Краткое содержание. Оценка физического развития. Оценка уровня соматического здоровья по Г.Л. Апанасенко (определение весоростового индекса, жизненного и силового индексов, индекса Эриксона, проведение пробы Летунова).Ортостатическая проба, проба Генчи (задержка дыхания на выдохе), проба Руфье.
Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях.
Модуль «Общефизическая подготовка бакалавра»
Тема 2. Методы оценки и развития физических качеств (2 часа)
Краткое содержание. Понятие, структура и содержание физических качеств (общей выносливости, скоростных и силовых способностей, гибкости). Факторы и условия, детерминирующие проявление физических качеств. Сенситивные периоды развития физических качеств. Методы оценки физических качеств (контрольные упражнения, тесты, сопоставительные таблицы). Средства и методы развития физических качеств. Развитие общей выносливости. Развитие скоростных способностей. Развитие силовых способностей. Развитие гибкости. Гендерные и возрастные особенности студентов, которые необходимо учитывать при составлении дифференцированных и индивидуальных программ развития физических качеств.
Модуль «Занятия избранным видом спорта»
|