Скачать 391.71 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №26 Программа лагеря с дневным пребыванием детей Нагорнова М.А., Директор оздоровительного лагеря Наумова М.И., Директор оздоровительно-трудового лагеря Колесникова Р.И., зам. директора по ВР Томск 2009
Лагерь с дневным пребыванием детей при гимназии был основан в 1987 году (год спустя после открытия школы) и на протяжении 22 лет выполняет свои основные функции: оздоравливает детей, продолжает формирование трудовых навыков у школьников, развивает у ребят чувство коллективизма, творческие способности и т.д. На современном этапе лагерь не утратил своих основных функций, а с учетом изменений в социально-экономической жизни общества расширил их. Программа лагеря разработана в соответствии с приказом Департамента образования №365 от 21.04.09, приказом директора МОУ гимназии №26 от 30.04.09 и в целях реализации мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в период летних каникул, с Законом РФ «Об образовании», Уставом гимназии №26 и является основой организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. На решение данной проблемы направлена вся работа летнего лагеря. В течение нескольких лет работы оздоровительного лагеря особую роль приобретают разработанные и внедренные в практику многокомпонентные и профилактические мероприятия, в том числе физические тренировки, восстановительная терапия в период пребывания детей в лагере в сочетании с продуманной системой воспитательно-оздоровительной работы, что позволяет обеспечить полноценное воспитание и оздоровление детей. Мы рассматриваем воспитание как процесс организации воспитательной работы в летнем лагере, дающий толчок для самореализации и самосовершенствования. Одна из главных задач воспитания - вовлечение ребенка в общественную жизнь, выработка ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания. Работа летнего лагеря – это организация досуга, где наиболее полно и ярко раскрывается естественная потребность в свободе и независимости ребенка; является сферой активного самовоспитания, предоставляет детям возможность роста и самосовершенствования, преодоление трудностей, возрастных проблем. Программа предназначена для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Младший школьный возраст специфичен тем, что его можно рассматривать как переходный – от периода, когда ведущей деятельностью является игровая, к периоду, когда ведущей деятельностью становится учебная. В связи с этим игровые методы обучения остаются эффективными приемами обучения и воспитания. Реализация программы осуществляется через организацию различных видов деятельности. Использование массовых форм проведения досуга, таких как игры, путешествия, конкурсы, состязания, концертно-игровые программы способствуют включению всех детей в творческую деятельность. «Путешествие» по странам, изучение культуры и традиций разных стран позволяет расширить кругозор детей, развивать у них любознательность. Поскольку отдых – это смена деятельности, то лучше всего, чтобы энергия ребенка в период летнего отдыха нашла выход в деятельности творческой, которая, по сути своей, всегда несет психотерапевтический эффект. Система организованного досуга в оздоровительном детском лагере позволяет решить социально-педагогическую задачу: заполнить свободное время ребят культурно - ценностным содержанием, приобщить к культуре и творчеству. Программа предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе, что взаимно обогащает детей, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением, работать в команде, развивает коммуникативные навыки и умения. Программа также способствует формированию самостоятельности детей в организации совместной деятельности, через включение ребят в управление делами на уровне микрогруппы, отряда. Установка на всесторонние развитие личности предполагает непрерывную работу, направленную на овладение детьми основами физической культуры в период летних каникул. Воспитание у детей осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни является одной из главных задач данной программы. Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, встречи с медицинскими работниками, оздоровительные процедуры призваны способствовать: - укреплению здоровья; - развитию двигательных способностей и функциональных возможностей детей; - воспитанию нравственных и волевых качеств личности. Цели программы: - способствовать физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному здоровью детей; - содействовать воспитанию в детях толерантности друг к другу; - создать условия для раскрытия творческого потенциала ребёнка; - повысить культурный уровень ребёнка; - организовать и осуществить оздоровительные мероприятия, результатом которых будет повышение уровня здоровья детей; - формировать стремление к здоровому образу жизни. Задачи лагеря: - обеспечение охраны здоровья и создания благоприятных условий для разностороннего развития личности, летнего отдыха детей; - создание нормативной и правовой базы в области оздоровления детей, обеспечивающей функционирование и развитие системы детского отдыха, оздоровления и занятости детей; - проведение профилактических оздоровительных мероприятий дыхательной и нервной системы; - создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учетом её возможностей; - создание условий для успеха, формирование позитивного отношения к жизни; - экологическое воспитание; - раскрытие способности и творческого потенциала каждого ребенка; - воспитание у отдыхающих, любви к Родине, окружающей природе, семье; - выявление одаренных и талантливых детей, привлечения их к участию в различных мероприятиях; - социальная поддержка детей из малообеспеченных семей; - разработка норм и нормативов материально-технического и иного ресурсного обеспечения программы; - формирование трудовых навыков, подготовка к сознательному выбору профессии и активному труду; озеленение территории школы и микрорайона; - профилактическая работа по борьбе с курением, алкоголизмом, наркоманией. Успешность педагогической деятельности коллектива реализуется при следующих условиях: — защита прав и интересов ребёнка; — доброжелательность; — соблюдение конфиденциальности; — сотрудничество и содействие. Для реализации поставленных целей и решения задач, педагогический коллектив лагеря старается заложить в ребенке: - любознательность – основу познавательного интереса; - умение играть, навыки, необходимые для успешного осуществления игровой деятельности; - воображение и способность творчески переосмысливать преподнесенный материал; - любовь к труду, уважение чужого труда; - представление об общих человеческих ценностях как фундамент для формирования нравственности, эстетического отношения к действительности; - самоуважение; - тенденцию к раскрытию собственного творческого «Я». Наша воспитательная деятельность направлена на формирование следующих основных качеств личности ребенка и представлена через своеобразную Я-концепцию, предполагающую не законченный образ, а формирующиеся качества: любознателен здоров гуманен психически благополучен творчески активен Я индивидуален нравственен эмоционален Детский летний лагерь отвечает всем требованиям для охраны и укрепления здоровья ребенка, его отдыха. Достаточное программно – методическое обеспечение позволяет нам на творческом уровне осуществлять формирование здоровой, нравственной и творческой личности. Принципы программы: 1. Принцип педагогического профессионализма. 2. Принцип уважения личности ребенка. 3. Принцип сотрудничества, сотворчества, содружества. 4. Принцип поддержки детских инициатив и творчества. 5. Принцип самоуправления детского коллектива. 6. Принцип сочетания общечеловеческих и национальных культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей. 7. Принцип индивидуального подхода и коллективного творчества. 8. Принцип позитивного решения конфликтных ситуаций. ЧТО В ЛАГЕРЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ? Конечно отдых, но лагерь – не просто дом отдыха. В лагере ребята живут по законам и правилам детских коллективов. Нужно стараться не нарушать эти правила. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – не надо делать и думать за ребят, не надо водить их за ручку, тем более строем. Пусть думают и придумывают сами, пусть сами организовывают свою жизнь. Самостоятельность – это доверие. КОЛЛЕКТИВИЗМ – любое дело нужно придумывать для всех и для каждого. Это когда у всех общие интересы, когда друг без друга скучно. Но коллективизм всегда ради личности. ТВОРЧЕСТВО – каждое дело выполнять с выдумкой, личной и коллективной инициативой. ПОЛЬЗА – себе, отряду, людям, выбирайте дела на пользу всем. КТД – из всех дел самые важные коллективно-творческие дела: познавательные, трудовые, спортивные. Говорим дело, потому что оно представляет собой заботу о своём коллективе, друг о друге, об окружающих людях. Оно – коллективное, потому что совершается вместе с ребятами и их старшими товарищами. Оно – творческое, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важных задач, потому что не только выполняется, но и задумывается, планируется, организуется, оценивается сообща. О ЧЕМ НУЖНО РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ В ПЕРВЫЕ ДНИ:
ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ
2. Основное содержание программы 1. Блок. - Вместе весело шагать -конкурсные мероприятия, -посещения театров, -посещение музеев, -организация праздников, концертов, акций, -кружковая работа, -встреча с работниками ГИБДД и ПЧ, правоохранительных органов 2. Блок. - Музыкальный калейдоскоп «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности». В.А. Сухомлинский «Музыкальный калейдоскоп» структурирован следующим образом – он содержит «Музыкальные странички»: 1. Страничка релаксации. 2. «Музыкальная шкатулка». 3. «Лейся, песня!» 4. «Капустник». Первая страничка включает в себя слушание релаксационной музыки, что способствует формированию у ребёнка навыка саморегуляции, мягкого постепенного расслабления. Особенно это полезно для детей с активным темпераментом и для детей с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения центральной нервной системы. Длительность – 5-7 минут. «Музыкальная шкатулка» наполнена звучанием музыкальных произведений различных веков и стилей. Предпочтение отдаётся произведениям ярким, колоритным, быстро запоминающимся .Это способствует развитию у детей навыка «слушать и слышать» музыку. Уделяется внимание современным произведениям, в основе которых лежат классические темы. Современные аранжировки способствуют популяризации классики и подчёркивают её культурно-историческую ценность через обращение композиторов-современников к ярчайшему музыкальному материалу, накопленному столетиями. Звучание музыки сопровождается сообщением ярких фактов из жизни композитора и музыкальной жизни в целом. Длительность - 5-7 минут. Третья страничка «Лейся, песня!» посвящается исполнению песен, особенно любимых детьми (В. Шаинского, Е. Крылатова, А.Рыбникова и др.), и разучиванию музыкального материала (популярные песни из мультфильмов и кинофильмов) с учётом возрастных особенностей детей. В связи с тем, что на июнь выпадает скорбная дата – начало Великой Отечественной Войны, к этому событию приурочена подготовка патриотических песен на военную тематику к смотру строя и песни. Творческим стимулом для детей является заключительное занятие, которое проводится в форме «Музыкального марафона»: каждый отряд исполняет все песни, разученные за сезон. Результат марафона и подготовка к нему регулярно отражается на особом графике-плакате, что усиливает у детей дух соревнования и вызывает стремление качественно разучить наибольшее количество предлагаемых песен. Длительность - 12-20 минут. Четвёртая страничка- «Капустник». С самого открытия лагеря музыкальный руководитель нацеливает детей на подготовку яркого, запоминающегося концерта, посвящённого закрытию лагеря. Перед детьми ставится задача: написать новые тексты на мелодии популярных песен, сочинить частушки, отражающие жизнь ребят в лагере. Опыт работы показывает, что детям особенно нравится разучивать такие творческие номера, даже если сочинить они могут сначала не много. Вожатые, воспитатели и музыкальный руководитель помогают им в этом. Длительность – 10-15 минут. Песенный репертуарный план Младшие группы 7-8, 8-9 лет. Песни из мультфильмов. 1. Если добрый ты. М/ф «Про Кота Леопольда». Е. Крылатов 2. Неприятность эту мы переживём. М/ф «Про Кота Леопольда». Е.Крылатов. 3. Кабы не было зимы. М/ф «Каникулы в Простоквашино». 4. Песенка мамонтёнка. М/ф «Путешествие мамонтёнка». 5. Три белых коня. К/ф «Чародеи». 6. Прекрасное далёко. К/ф «Гости из будущего». Е.Крылатов. 7. По секрету всему свету. В. Шаинский. 8. Если с другом вышел в путь. В. Шаинский. 9. Рыба-Кит. Ю. Ким. 10. Чунга-Чанга. В. Шаинский. 11. Домовёнок. В. Шаинский. Старшие группы. 9-11, 12-15 лет. Возможно исполнение песен из репертуарного плана младших групп по желанию учащихся. 1. «Беловежская пуща» А. Пахмутова. 2. Песенка Бременских музыкантов. Г.Гладков. 3. «Небылицы». В. Шаинский. 4. Песенка волшебника из к/ф «Обыкновенное чудо». Г.Гладков. 5. «Уно-моменто» из к/ф «Формула любви». Г.Гладков. 6. «Брадобрей» из к/ф «Мери Поппинс, до свидания!» М.Дунаевский. 7. «Ветер перемен» из к/ф «Мери Поппинс, до свидания!» М.Дунаевский 8. «Непогода» из к/ф «Мери Поппинс, до свидания!» М.Дунаевский. 9. «Ангел-хранитель мой». И.Крутой. 10. «Замыкая круг». К.Кельми. 11. «Песня остается с человеком». А.Островский. С.Островой. В песенный репертуар могут быть внесены дополнения. |
Название номинации: лагерь с дневным пребыванием на базе образовательного учреждения | I. Организация работы лагеря с дневным пребыванием при образовательном учреждении | ||
«Веселый улей» (далее – Положение) определяет порядок деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей муниципального... | Примерные должностные инструкции работников лагеря с дневным пребыванием стр. 2-7 | ||
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Управления образованием Новолялинского городского округа по предоставлению муниципальной услуги «Предоставления путевок детям в лагеря... | ||
Году учет детей для обеспечения путевками в оздоровительные учреждения (оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей, загородные... | Настоящее положение определяет порядок создания и функционирования лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием на базе моу сош №24... | ||
Настоящий стандарт разработан на основе действующего законодательства Российской Федерации, Московской области и главы Красногорского... | Настоящее Положение определяет порядок создания и функционирования школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием в мбоу... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |