Аналитическая оценка фискальной (налоговой) нагрузки в российской экономике
Научно-исследовательская работа
Москва | 2015
Оглавление
Аналитическая оценка фискальной (налоговой) нагрузки в российской экономике 1
Научно-исследовательская работа 1
Москва | 2015 1
Введение 3
1.Обзор индикаторов налоговой нагрузки, применяемых в России, за рубежом и предлагаемых в теоретических научно-исследовательских работах по данной тематике. 5
1.1.Индикаторы, применяемые в рамках российского законодательства 5
1.2.Индикаторы, предлагаемые в российских научных работах 12
1.3.Индикаторы, применяемые за рубежом (ОЭСР, Всемирный банк, МВФ и пр.) 13
2.Оценка возможности и целесообразности применения наилучших практик по оцениванию фискальной (налоговой) нагрузки в России с учётом российской специфики налогообложения. 25
3.Сравнительный анализ налоговой нагрузки в системе факторов, ограничивающих деловую активность организаций (по данным обследований деловой активности предприятий России, проводимых Росстатом). 36
4.Оценка фискальной (налоговой) нагрузки в России, по видам экономической деятельности (в том числе в динамике), разработка соответствующих рекомендаций 45
4.1.Сбор данных налоговой отчётности ФНС России и Росстата, а также других необходимых данных 45
4.2.Расчёт и интерпретация показателей фискальной (налоговой) нагрузки (в т.ч. динамических) согласно выбранной методике 48
4.3.Расчёт фискальной (налоговой) нагрузки по альтернативной методике, как отношение налогов к ВДС 53
Заключение. Рекомендации по результатам оценки фискальной (налоговой) нагрузки в России по видам экономической деятельности 56
Приложение Налоговая нагрузка по видам и подвидам экономической деятельности 59
Приложение Классификация Всемирного банка стран по уровню доходов, 2013 г. 65
Приложение Налоговая квота в странах мира, 2000-2012 гг. 68
Приложение Налоговая квота в странах ОЭСР с учетом и без социальных выплат, 2012 г. 72
Приложение Расчет Дня налоговой свободы по данным 2005-2013 гг. 75
Приложение 6 Перечень налогов и сборов согласно форме №1-НОМ 77
Введение Оценка уровня налоговой нагрузки, несмотря на имеющийся зарубежный и отечественный практический опыт, а также на то, что данная тема всегда была в центре внимания исследователей, продолжает оставаться актуальной.
Причин этому несколько. Во-первых, нет единства во взглядах на то, какой подход к оценке налоговой нагрузки в методологическом плане является наилучшим. Во-вторых, оценка налоговой нагрузки, по большому счёту, так до сих пор и не стала важнейшим механизмом обеспечения эффективности налоговой политики через установление оптимального налогового бремени.
Налоговая нагрузка представляет собой обобщенную характеристику системы налогообложения, определяя уровень налогового бремени налогоплательщика. При этом большинство подходов к оценке налоговой нагрузки основаны на соизмерении суммы уплачиваемых налогоплательщиками налогов и их финансовых возможностей (через показатели дохода, выручки, прибыли и др.).
Измерение налоговой нагрузки преследует свои цели и на уровне налогоплательщиков и на уровне государства.
Предприятия заинтересованы в определении уровня налогового бремени в целях налогового планирования и оптимизации финансов. Величина налогового бремени может иметь существенный вес в расходах компании и прогнозирование налогового бремени на будущий период является необходимой составляющей финансового менеджмента. Процесс подготовки инвестиционных проектов в определенные направления деятельности компании также включает рассмотрение величин налоговой нагрузки на каждый из видов деятельности. Соизмерение уровня налоговой нагрузки конкретного предприятия со средним уровнем налоговой нагрузки по отрасли помогает компаниям ориентироваться в налоговом пространстве, искать пути налоговой оптимизации посредством применения всех доступных налоговых льгот или реорганизации предприятия.
Государственные органы нуждаются в информации по налоговой нагрузке для достижения следующих целей:
проведение эффективной налоговой политики и оценки ее эффективности (введение новых налоговых ставок или льгот должно соизмеряться с оказываемым ими давлением на экономику; оценка эффективности влияния налоговой системы на социально-экономическое развитие страны также отражается данным показателем);
контроль налоговых поступлений (существенные отклонения по уровню налоговой нагрузки отдельного предприятия от среднеотраслевых показателей дает информацию к детальному анализу ситуации);
получение прогнозных оценок доходов бюджета (индикатор налоговой нагрузки позволяет делать быстрые прогнозные оценки доходов бюджета);
проведение сбалансированной региональной политики (изменение уровня налогового бремени в отдельных регионах является важной информацией для формирования эффективной межбюджетной политики);
контроль за условиями развития хозяйствующих субъектов, т.к. налоговая нагрузка во многом определяет уровень и направление инвестирования.
Само функционирование налоговой системы не может быть эффективно без учета влияния налогового бремени на экономические и финансовые характеристики хозяйствующих субъектов, на условия и результаты их деятельности. Эффективно функционирующая налоговая система не должна допускать угнетающего воздействия налогового бремени на предприятия. Напротив, она должна стимулировать к развитию тех видов деятельности, которые наиболее перспективны и востребованы. Об опасности чрезмерного превышения налогового бремени писал еще А. Смит в XVIII в., отмечая, что чрезмерное налоговое бремя может «уменьшать или даже уничтожать фонды, которые дали бы им (людям) возможность с большей легкостью делать эти платежи (налоги)», а разорение компаний ввиду непосильных податей ведет к увеличению безработицы, что также исключает возможность собирать с разорившихся хоть какие-то налоговые средства, в то время как развитие их бизнеса в более благоприятных условиях могло принести свои плоды для экономики страны, в том числе, и в виде налоговых сборов.
В данной работе налоговая нагрузка будет оцениваться на макроуровне (экономика в целом, виды экономической деятельности). Это не означает, что уровень отдельных предприятий не актуален для данной темы. Однако поставленные цели работы, её стратегическая направленность предопределяют именно макроэкономический фокус исследования.
Современная макроэкономическая теория касается данной проблемы на примере кривой Лаффера (графически изображает зависимость величины сборов налогов от налоговых ставок) и налогового мультипликатора (показывает, что снижение налогового бремени высвобождает дополнительные средства у налогоплательщиков, которые направляются на потребление или инвестиции, что стимулирует развитие экономики и приводит к ее росту).
В частности, в работе 2010 года американских исследователей Румера С.Д. и Румера Д.Х. показано, что рост налогов на сумму в 1% ВВП приводит к сокращению ВВП почти на 3% .
Помимо сокращения инвестиций в случае чрезмерно высокого налогового бремени, также возникает проблема ухода предприятий в теневой сектор экономики. Отсутствие налогового бремени в теневом секторе ведет к возможности инвестирования большей части своей прибыли в развитие производства, что обуславливает значительно более комфортные условия для развития теневого сектора. Это влечет за собой замещение все большей части легального сектора теневым, рост потерь государственной казны.
Помимо учёта этих и других особенностей оценки налоговой нагрузки, важна инвентаризация всего имеющегося исследовательского и практического опыта. Оценка налоговой нагрузки позволит определиться с возможностью использования лучших практик в соответствующей деятельности в России сегодня. Однако даже до проведения данной работы можно утверждать, что просто ограничиться применением лучших имеющихся подходов не получится. Потребуется выработка, как минимум, серьёзно модифицированного в методическом плане подхода.
Практическое применение нового подхода к оценке налоговой (фискальной) нагрузки позволит получить более объективные соответствующие показатели.
|