Скачать 359.5 Kb.
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВОВЕДЕНИЕ». Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, при этом носящая сугубо индивидуальный характер. Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия: – готовность студентов к самостоятельному труду; – мотивация получения знаний; – наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала; – система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы; – консультационная помощь преподавателя. Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов. Эта работа включает в себя: 1) самостоятельное изучение источников, в том числе нормативных правовых актов и практики их применения; 2) решение правовых задач; 3) подготовку к практическим занятиям; 4) подготовку к промежуточному контролю; 5) подготовку к зачету (экзамену). Общий объём времени, отведённого на самостоятельную работу составляет 36 часов. К теме 1. « Понятие, признаки и функции государства». Задания для самостоятельной работы.
Рекомендуемая литература.
К теме 1.2 «Формы государства». Задания для самостоятельной работы.
- монархия; - республика; - унитарное государство; - автономия; - федерация; - сецессия; - конфедерация; - демократия; - тоталитарный режим; - авторитарный режим.
1. Укажите форму правления при которой правительство образуется на парламентской основе и несет ответственность перед парламентом: 1) дуалистическая монархия; 2) парламентская республика; 3) президентская республика; 4) смешанная республика. 2. Какое из указанных положений характеризует форму правления государства: 1) способ объединения населения на определённой территории; 2) право вступления страны в международные организации; 3) источник и способ организации власти; 4) средства и методы осуществления государственной власти. 3. В чём заключается отличие унитарного государства от федеративного:
4. Укажите форму правления при которой правительство образуется на парламентской основе и несёт ответственность перед парламентом: 1) дуалистическая монархия; 2) парламентская республика; 3) президентская республика; 4) смешанная республика. 5. Какой из признаков характеризует президентскую республику: 1) внепарламентский способ избрания президента; 2) ответственность правительства перед парламентом; 3) наличие у президента права роспуска парламента; 4) наличие поста премьер-министра. 6. Монархия отличается от республики: 1) наличием института референдума; 2 ) наличием поста президента; 3) передачей власти главы государства в порядке престолонаследия; 4) ответственностью правительства перед парламентом. 7. Укажите отличие авторитарного режима от тоталитарного:
Рекомендуемая литература.
К теме 2.4 «Правоотношения». Задания для самостоятельной работы. 1. Объясните следующие термины: - правоотношение; - юридические факты; - правоспособность; - дееспособность; - деликтоспособность; - правосубъектность; - эмансипация несовершеннолетнего. 2. Выполните тест: 1. С какого возраста по российскому законодательству наступает полная дееспособность субъектов права:
4) с момента рождения. 2. Какие из перечисленных юридических фактов относятся к действиям: 1) достижение пенсионного возраста; 2) стихийное бедствие; 3) заключение брака; 4) принятие наследства. 3. Как называется закреплённое в законодательстве возможность субъекта своими действиями осуществлять права и исполнять обязанности:
4. Какие из ниже перечисленных общественных отношений являются правоотношениями? 1) покупка хлеба в булочной; 2) прогулка по парку; 3) поздравление товарища с днём рождения; 4) заказ билета на самолёт. 5. С какого момента начинается правосубъектность юридических лиц? 1) с момента образования; 2) с момента регистрации; 3) с момента утверждения совета директоров; 4) с момента принятия устава организации. 3. Решите задачи. 1. Иванова вступила в брак, в 16 лет, в результате снижения ей брачного возраста. Через год она расторгла брак. После расторжения брака она продала автомобиль, подаренный отцом. Её отец подал в суд иск о признании акта купли-продажи недействительным, обосновав иск тем, что несовершеннолетняя дочь не вправе совершать подобные сделки. Имеет ли упомянутый договор купли-продажи юридическую силу? Ответ обоснуйте. 2. Укажите к каким видам правоотношений относятся перечисленные ниже ситуации: - Толя Иванов подал заявление о приёме на работу; - Петя купил билет на автобус; - Ира перешла улицу в неположенном месте; - Сергей совершил кражу сигарет из ларька; - родители подарили сыну велосипед; - Олег подал заявление в милицию об утере паспорта; - преподаватель Петрова подала заявление о предоставлении ей очередного отпуска. Рекомендуемая литература:
К теме 2.5 «Правонарушение и юридическая ответственность». Задания для самостоятельной работы: 1. Объясните следующие термины: -правонарушение; - преступление; - проступок; - юридическая ответственность. 2. Решите задачи. А) Школьники 10 класса Игорь и Саша решили покататься на лодке. Заехав в глубокое место, Игорь предложил Саше искупаться. Тот отказался, так как не умел плавать. Однако Игорь в шутку столкнул Сашу в воду, пообещав научить плавать. Саша захлебнувшись, пошел ко дну. Найти и вытащить его Игорю не удалось. Было ли совершено преступление? Охарактеризуйте его состав. Б) Сухотина из окна своей квартиры , находящейся на 5 этаже одного из домов на людной улице города, выбросила из окна пустую консервную банку. Банка попала в лицо Афониной, проходившей по улице. В результате пострадавшая лишилась левого глаза. Виновна ли Сухотина в наступивших последствиях? Какова форма её вины? Охарактеризуйте элементы состава преступления.
Рекомендуемая литература
К теме 3.1 «Конституция, её роль и место в правовой системе России» Задания для самостоятельной работ. 1. Рассмотрите историю развития российской Конституции (причины принятия, основное содержание, положительные и отрицательные стороны). 2. Заполните таблицу «Характеристики Конституции РФ»
3. Проанализируйте 9 главу Конституции РФ и схематично покажите процесс внесения поправок в 1,2,9 главы Конституции, а также в главы 3-8. Рекомендуемая литература. Нормативные акты:
Научная литература:
М., 1995.
К теме 3.2 «Правовой статус человека и гражданина в РФ». Задания для самостоятельной работы.
- правовой статус; - гражданство; - апатриды; - бипатриды; - филиация; - оптация; - натурализация; - реинтеграция.
А) Семья Ивановых в своей квартире с друзьями отмечали семейный праздник. После 23 часов они продолжали веселиться, шуметь, танцевать, чем беспокоили своих соседей. Ивановы на замечания соседей не реагировали, тогда соседи вызвали наряд милиции. Однако Ивановы милиции дверь не открыли, сославшись на своё конституционное право. Какое право граждан РФ имели в виду Ивановы? Б) Российский морской лайнер на пути к острову Барбадос сделал остановку в порту одного из государств Южной Америки. Многие иностранные пассажиры завершили здесь своё путешествие. Когда судно отчалило от берега и находилось в открытом море, матросы обнаружили на палубе грудного ребёнка. В записке на испанском языке была просьба позаботиться о судьбе ребёнка. Как решить вопрос о гражданстве данного ребёнка? Может ли он стать российским гражданином ? На каком основании?
Правовой статус гражданина и человека – это: 1) мера возможного поведения человека в государстве; 2) политико-правовая связь человека и государства; 3) совокупность основных прав, свобод и обязанностей; 4) должное поведение лица в государстве; 5) юридическое закрепление фактического положения человека и гражданина в обществе и государстве. 2. К каким конституционным правам гражданина и человека в России относится право на защиту от безработицы? 1) социальные; 2) политические; 3) личные; 4) общегражданскими. 3. Какие из ниже перечисленных прав человека и гражданина не могут быть ограничены даже в условиях чрезвычайного положения? 1) право на достоинство человека; 2) свобода передвижения; 3) право на объединение; 4) право на проведение политических мероприятий. 4. На какой максимальный срок в соответствии с Конституцией РФ может быть задержано лицо до вынесения судебного решения о содержании его под стражей? 1) не более 1 суток; 2) не более 2 суток; 3) не более 3 суток; 4) не более 10 суток.
1) право на забастовку; 2) право на неприкосновенность жилища; 3) право на проведение митинга; 4) свобода вероисповедания. 6. Какое из перечисленных ниже суждений является верным: 1) ни один гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства; 2) любой гражданин может быть лишен своего гражданства; 3) любой гражданин может быть лишен гражданства РФ в случае совершения им преступления, направленного против государства; 4) любой гражданин может быть лишен гражданства РФ только по приговору суда. 7. Выберите из перечня те условия, при которых человек не имеет права голосовать:
служба в армии. Рекомендуемая литература Нормативные акты: 1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года).
Научная литература:
К теме 3.3 «Система органов государственной власти в РФ». Задания для самостоятельной работы:
Рекомендуемая литература. Нормативные акты:
Научная литература:
К теме 4.1 «Основы семейного права РФ» Задания для самостоятельной работы.
- брачный договор; - лишение родительских прав; - опека; - попечительство; - приёмная семья.
4.Возможно ли заключение брака в день подачи заявления?
5. Какое из ниже перечисленных условий не может быть зафиксировано в брачном договоре (контракте )? 1) о принадлежности рояля супругу – пианисту в случае расторжения брака ; 2) о незаключении брака бывшей супругой до достижения детьми совершеннолетия; 3) о размере алиментов в случае расторжения брака ; 4) о том, что после рождения ребёнка режим собственности супругов становится совместным. 6. В соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, ребёнком признается человеческое существо в возрасте от рождения до: 1) 14 лет; 2) 12 лет; 3) 16 лет; 4) 18 лет. 7. В каких случаях расторжение брака производится в органах загса? 1)при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей; 2) если один из супругов осуждён за совершение преступления; 3) если один из супругов уклоняется от развода; 4) если выясняется, что один из супругов уже состоит в другом зарегистрированном браке. 8. К личной собственности каждого супруга не относятся: 1) подарки родственников; 2) драгоценности и предметы роскоши, приобретённые до брака за счёт общих средств; 3) имущество, принадлежащее до вступления в брак; 4) вещи индивидуального пользования, приобретённые во время брака за счёт общих средств. 9. Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака в следующем случае: 1) во время беременности жены; 2) в течение года после рождения ребёнка; 3) во время беременности жены и в течение года после рождения ребёнка; 4) с момента рождения ребёнка до достижения им возраста 3-х лет.
3. Решите задачи: |
Содержание внеуадиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Аудит налогообложения» включает в себя различные... | Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по экспериментальной программе по английскому языку, в их самостоятельной... | ||
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» среднего профессионального образования (фгос) и локального акта гбоу спо бст «Положение... | Развитие творческих способностей и мыслительной деятельности студентов при самостоятельной работе | ||
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения... | Составить учебную заявку на изобретение или написать реферат по теме (Приложение 1) | ||
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и икт» предназначены для студентов первого... | Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с рабочими программами,... | ||
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,... | В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |