Скачать 0.9 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ (Рособразование) Архангельский государственный технический университет Кафедра педагогики, психологии, профессионального обучения ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Методические рекомендации по подготовке контрольных работ для студентов заочного факультета Архангельск 2005 Печатается по решению УМС«Гуманитарное образование и ПК»Архангельского государственноготехнического университета Авторы-составители: Борчук А.В., к.п.н., доцент; Мосягина С.Ю., к.п.н., доцент; Овчинникова Н.П., к.п.н., доцент; Пушкина И.М., ассистент кафедры; Смирнова Е.В., старший преподаватель. Ответственный редактор: Буторина Т.С., д.п.н., профессор. Рецензенты: Сковородкина И.З., д.п.н., профессор; Михашина А.С., к.п.н., доцент. Борчук А.В., Мосягина С.Ю., Овчинникова Н.П., Пушкина И.М., СмирноваЕ.В. Психология и педагогика: Методические рекомендации по подготовке контрольной работы. /Отв.ред.Т.С.Буторина. – Архангельск: АГТУ, 2005. - 70 с. Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по дисциплине «Психология и педагогика». Материалы содержат тематику контрольных работ по основным разделам педагогики и психологии, общие методические указания по их выполнению, требования к содержанию и оформлению работы. Предназначены для студентов заочной формы обучения. © Архангельский государственный технический университет, 2005 ВВЕДЕНИЕ Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов. Полученные в процессе обучения знания необходимы в различных сферах жизнедеятельности: в работе с персоналом и социальными группами, в межличностных отношениях, в раскрытии творческих способностей, самоактуализации, самореализации и в личностном росте студента. Контрольная работа является видом самостоятельной и научно-исследовательской деятельности студента в ВУЗе. В процессе выполнения контрольной работы у студентов значительно расширяется научно-теоретический кругозор по избранной проблеме, совершенствуются навыки самостоятельного изучения литературы, умения анализировать и обобщать педагогический опыт, использовать методы научного исследования, такие как: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, изучение продуктов творческой деятельности определенной группы людей (студентов, коллег по работе, друзей, родственников) и др. Рекомендуемый объем контрольной работы должен быть не менее 30 страниц рукописного текста или 25 страниц машинописного. Целесообразно воспользоваться следующей логикой выполнения контрольной работы:
Студенты заочной формы обучения при выборе темы могут воспользоваться предложенной тематикой, а также самостоятельно сформулировать тему, отвечающую профессиональным и личностным интересам. Преподаватели кафедры рекомендуют студентам примерную литературу, предложенную в данных рекомендациях. Затем необходимо самостоятельно подобрать литературные источники, проанализировать журнальные и газетные публикации, психолого-педагогическую периодику, журналы «Педагогика», «Образование», «Семья и школа», «Частная школа», «Вопросы психологии», «Обруч», «Наш лицей», серии «Педагогика и психология». СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ Введение Во введении необходимо обосновать выбор темы, ее актуальность, сформулировать проблему и круг вопросов, необходимых для ее решения. Определяется цель работы и задачи. Тема исследования – лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Проблема исследования формулируется в форме вопроса, на который следует дать ответ в ходе работы. Цель исследования – выявление причинно-следственных связей и закономерностей. Задачи исследования – конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе, апробировать и т.п. Основная часть Контрольная работа должна содержать два раздела, разделенные на параграфы. В основной части излагаются положения, характеризующие поставленные вопросы. Важно, чтобы они были логически связаны, а переход от одной части к другой был последовательным. Работа должна быть посвящена анализу какой-либо проблемы на основе самостоятельного изучения студентами источников научной, справочной и периодической литературы. При написании работы исключается переписывание источников, требуется осмысление работы в целом. Необходимы точные ссылки на литературу. Первый раздел носит общетеоретический характер. В нем на основе изучения литературы излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы, анализ различных точек зрения, дается объективная информация. Проводится историко-педагогический анализ, философское и психологическое обоснование проблемы. Изучаются ведущие концепции современной педагогической теории по данной проблеме. Дается оценка подходам, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. В выводах по данному разделу необходимо четко выделить основные опорные теоретические позиции. Обязательным является выполнение второго раздела – творческого или практического задания, которое написано в перечне, рядом с выбранной темой. Рекомендуется использовать тесты, анкеты, схемы, диаграммы, рисунки, таблицы и графики. Заключение В заключении подводятся итоги, формулируются выводы и обобщения, логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Выводы должны быть написаны по пунктам, в них отражаются основные положения по теории вопроса, проведенному анализу и предлагаемым направлениям совершенствования проблемы с оценкой их эффективности по конкретному объекту работы. Приложения К приложениям относят: расчеты, таблицы, инструкции, методики, распечатки, иллюстрации, опросники, тесты, анкеты, планы, сценарии, результаты исследований и т.д., подтверждающие основные положения работы. ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ Общие правила оформления Работа должна быть написана грамотно, разборчивым почерком, переплетена или сброшюрована. Писать следует на одной стороне листа формата А4 (210x295 мм), последовательно и аккуратно. Цвет чернил - единый для всей работы (фиолетовый или черный). Работа может быть выполнена в электронном виде в печатном варианте через 1,5 интервала, шрифт: размер (кегль) -14. Размеры полей: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Рамкой не очерчивается. Титульный лист и приложения оформляются в соответствии с приложениями 1, 2. Разделы, параграфы, пункты и подпункты должны иметь заголовки, слово «раздел» не печатается. Заголовки разделов следует располагать в середине строчки, печатать жирным шрифтом, прописными буквами, не подчеркивая, отделяя от текста двумя межстрочными интервалами. Переносы слов в заголовке не допускаются. Заголовки начинать с новой страницы. Страницы работы нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер проставляется в вверху страницы без точек и тире. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер страницы на нем не ставится. Иллюстрации, таблицы, написанные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. Таблицы Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблицы. Ее следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, на следующей странице или в приложении. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы необходимо пронумеровать в пределах всей работы. Номер размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы, после слова «Таблица». Заголовки граф таблиц должны начинаться с прописных букв, подзаголовки со строчных. Ссылки Ссылки на литературу делают в квадратных скобках, указывается порядковый номер источника по списку использованной литературы, номера страниц, например, [9, с. 12-19]. Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки (таблица 3), (приложение 1). Список литературы Список литературы должен содержать перечень источников, использованных при написании работы. Составляется список по алфавиту. При составлении списка необходимо выполнять требования библиографии. Для монографий и брошюр - фамилия и инициалы автора, наименование работы и выходные данные. Например: 1. Кочетов А.И. Педагогические технологии: Учебное пособие. – Славянск-на-Кубани: РАО ГУП, Издательский дом «Славянский», 2000. – 200 с. 2. Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Центр, 2002. - 272 с. Для сборников - наименование сборника, инициалы и фамилия редактора или составителя, выходные данные. Например: 1. Актуальные проблемы общего и профессионального образования. Сб. статей аспирантов, соискателей и преподавателей. /Под ред. Т.С. Буториной, С.Ю.Мосягиной. - Архангельск: АГТУ, 2003. - 133 с. 2. Психология для студентов вузов. /Под ред. Е.И.Рогова. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 560 с. Для журнальных статей - фамилия и инициалы автора, название статьи, наименование журнала, год, номер. Например: 1. Барчунова Т.В. Способствует ли возрождение наук и искусств очищению нравов? //Вопросы философии. - 1997. - № 1. - С. 166 - 173. Для статей в сборнике - фамилия и инициалы автора, название статьи, название сборника, фамилия редактора, выходные данные. Например: 1. Буров С.В. Архангельский вариант теории развития творческой личности. //Сб. научных трудов. Креативная педагогика XXI века. /Под ред. Зиновкиной М.М. – М.: МГИУ, 1999.- 152 с. 2. Буторина Т. С. Национально - региональный компонент в воспитании и образовании в условиях Архангельской области. //Национально - региональный компонент в образовании. /Под ред. Т.С. Буториной — Архангельск: ПМПУ им. М.В. Ломоносова, 1994. - 92 с. Для произведения из собрания сочинений автора - фамилия и инициалы автора, название работы, наименование издания сочинений, выходные данные, номер тома. Например: 1. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. //Педагогические сочинения: В 8т. - М., - Т 4. - с. 15. Сокращенно указываются названия городов Москва (М.:) и Санкт-Петербург (СПб.:) Приложения Приложения следует оформлять как продолжение работы, располагая после списка литературы, отделяя листом с надписью «Приложения». Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, в правом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера и тематический заголовок посередине страницы. Располагают приложения в порядке появления ссылок на них в тексте. ЗАЩИТА РАБОТЫ Самостоятельная творческая подготовка работы дает возможность студентам приобрести знания, навыки логической и аргументированной защиты своих выводов, четкого изложения мыслей. Контрольная работа выполняется студентом в межсессионный период и должна быть защищена до сдачи зачета или экзамена. Защита контрольной работы предполагает краткое (7-10 мин.) изложение рассмотренной проблемы, обоснованные ответы на замечания рецензента и ответы на вопросы слушателей. Оценка выставляется по итогам защиты и качеству выполнения работы. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Тема 1. ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ Литература:
Практическое задание: проведите тест: «Нравишься ли ты людям?» (с тремя респондентами) и сделайте соответствующие выводы. Чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо выразить свое отношение к каждому из двадцати суждений, содержащихся в тесте. Если ты соглашаешься с каким-либо из этих суждений, поставь около него знак «+», а если нет, то «-». Ответы типа «не знаю», «не уверен» не допускаются. 1. Я должен помнить, что почти ежеминутно в течение дня меня пристально оценивают те, с кем приходится общаться. 2. У человека должно быть достаточно развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, несмотря на то, разделяют они или нет его увлечение. 3. Самое мудрое — это сохранять достоинство даже тогда, когда это представляется невозможным. 4. Если человек замечает ошибки в речи других, он должен их поправлять. 5. Когда ты встречаешься с незнакомыми людьми, ты должен быть достаточно остроумным, общительным и привлекательным, чтобы произвести на них впечатление. 6. Когда тебя знакомят с незнакомым человеком, и ты не расслышал его имя, ты должен попросить его повторить. 7. Ты уверен, что тебя уважают за то, что ты никогда не позволяешь другим подшучивать над собой. 8. Ты должен быть всегда настороже, не то окружающие начнут подшучивать над тобой и выставлять тебя в смешном виде. 9. Если ты общаешься с интересным и остроумным человеком, лучше не ввязываться в соревнование, а отдать ему должное и уклониться от разговора. 10. Человек всегда должен стремиться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится. 11. Ты должен всегда помогать своим друзьям, потому что может наступить время, когда тебе понадобится их помощь. 12. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что, в конце концов, очень немногие оценивают эти услуги по достоинству. 13. Лучше, если другие зависят от тебя, чем ты зависишь от других. 14. Настоящий друг старается помогать своим друзьям. 15. Человек должен демонстрировать свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили. 16. Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал, ты должен остановить рассказчика. 17. Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал, ты должен быть достаточно вежлив, чтобы от всего сердца посмеяться над анекдотом. 18. Если тебя пригласили к другу, а ты предпочитаешь пойти в кино, ты должен сказать, что болит голова, или придумать какое-то другое объяснение, но не рисковать возможностью обидеть друга, сообщая ему действительную причину. 19. Настоящий друг требует, чтобы его друзья поступали с ним всегда наилучшим образом, даже если они и не хотят этого. 20. Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выразит противоположное мнение. За каждый ответ, который совпадает с правильным, начисли себе 5 очков. Правильные ответы: «+» относится к суждениям с номерами 6, 13, 14, 20; «-» относится к суждениям с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 19. Вычисли общую сумму очков за все совпавшие с правильными ответы. 85—100 очков: отличный результат. Большинство людей в тебе души не чает. 75—85 очков: хороший результат. Ты умеешь быть любезным, обаятельным и симпатичным в общении, но иногда допускаешь срывы. Надолго тебя иногда не хватает. 60—75 очков: результат весьма удовлетворительный. Умение общаться с разными людьми, не теряя собственного достоинства, ты еще сможешь продемонстрировать, а вот общаться так, чтобы сохранять достоинство собеседника,— в этом твои успехи значительно скромнее. 0—60 очков: откровенно плохой результат, даже похвалить не за что. Но НЕ СТОИТ терять надежды, что в деле овладения искусством общения у тебя все впереди. Будь внимателен к людям, это — самое главное и самое трудное. Остальное придет в процессе общения. |
Программа предназначена для студентов второго курса заочного отделения исторического факультета кгу и призвана познакомить их с особой... | Методические указания предназначены для обучающихся юридического факультета и факультета заочного обучения фгбоу во кубанский гау,... | ||
Издательство «Ивановский государственный университет» специализируется на выпуске литературы, обеспечивающей учебный и научный процессы.... | Уголовно-процессуальные акты [Текст]: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения... | ||
Методические указания предназначены для оказания методической помощи студентам заочного обучения при изучении дисциплины «Иностранный... | Федерального Закона «Об образовании Российской Федерации» (принят Государственной Думой 19. 06. 2013 г., одобрен Советом федерации... | ||
Все задания контрольной работы выполняются поочередно, в той последовательности, в которой они представлены в работе | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования | ||
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Дизайн» подготовки бакалавров, специалистов и магистров... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |