Скачать 1.88 Mb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» Ярославский филиал Чирков П.А. Заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой Ярославского филиала МЭСИ «ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО» учебное пособие для направления подготовки «Юриспруденция» Ярославль, 2014. Рецензенты: И.о. заведующего кафедрой ФП Ярославского филиала МЭСИ, кандидат юридических наук Кашковский В.В. И.о. заведующего кафедрой ГиПП Ярославского филиала МЭСИ, кандидат экономических наук Гусар С.А. СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА Вопросы темы: Понятие, правовая природа, предмет и метод правового регулирования исполнительного производства, Место исполнительного производства в системе Российского права. Задачи и принципы исполнительного производства. Источники исполнительного производства. Законодательство об исполнительном производстве. Понятие, правовая природа, предмет и метод исполнительного производства. Исполнительное производство - это отрасль права, регулирующая условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, уполномоченных возлагать на физических и юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо по совершению в определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. Исполнительное производство – самостоятельная отрасль Российского права, имеющая свой предмет и метод правового регулирования. Однако не все ученые данное утверждение поддерживают. Как и любая другая отрасль права, исполнительное право имеет собственный предмет правового регулирования, специфический метод правового регулирования, свою нормативную базу. Исполнительное право характеризуется особыми, закрепленными в законе принципами и регулирует деятельность специальных субъектов - участников исполнительного производства. Предмет правового регулирования. Исполнительное производство, как отрасль права, направлено на регулирование общественных отношений, возникающих в процессе принудительного исполнения обязывающих актов судебных органов, а также иных органов и должностных лиц, уполномоченных возлагать на граждан и организации обязанности по передаче денежных средств и имущества, по совершению определенных действий или отказаться от совершения действий. В предмет правового регулирования не входят отношения по исполнению актов судебных актов о передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, поскольку условия и порядок исполнения которых устанавливаются бюджетным законодательством РФ (ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ). Исполнительное право относится к процессуальным отраслям права и, поэтому, характеризуется тем, что регулирует правоотношения в динамике. В предмет регулирования входят не только юридические связи между участниками правоотношений, но и процессуальная деятельность по реализации этих связей. Предмет правового регулирования исполнительного права достаточно сложен. Его основу составляет совокупность отношений, складывающихся между органами принудительного исполнения (ст.5 ФЗ "Об исполнительном производстве"), с одной стороны, и взыскателем, должником и иными участниками исполнительного производства - с другой стороны. Правоотношения в исполнительном производстве представляют собой общественные отношения, возникающие на основе норм права, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. В правоотношениях выделяют следующие элементы: субъекты - участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности; содержание - субъективное право и юридическая обязанность, принадлежащие участникам правоотношений; объект - то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений. Основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений, которыми являются юридические факты. В юридической литературе широкая дискуссия о том, какова природа правоотношений в исполнительном производстве. Высказывались различные точки зрения на этот счет: 1. Исполнительные правоотношения есть гражданские процессуальные; 2. Правоотношения в исполнительном производстве не входят в систему гражданских процессуальных, поскольку являются административными, так как одна из сторон их - судебный пристав- исполнитель, состоящий на государственной службе в органе исполнительной власти; 3. Правоотношения в исполнительном производстве не являются ни "чисто" гражданскими процессуальными, ни "чисто" административно-правовыми отношениями". Причина возникновения столь различных взглядов заключается в том, что: во-первых, принят самостоятельный специальный закон об ИП; во-вторых, исполнительное производство оказалось организационно выведенным из сферы судебной власти и переданным в ведение органов исполнительной власти. Отличительным признаком исполнительных правоотношений является их обязательная урегулированность нормами права. Эти правоотношения возможны только в правовой форме. В этом они схожи с гражданскими процессуальными отношениями. По структуре правоотношения в исполнительном производстве также совпадают и со структурой гражданских процессуальных правоотношений. С момента предъявления исполнительного документа к исполнению и возбуждения исполнительного производства возникает единое правоотношение, состоящее из элементарных правоотношений типа "судебный пристав-исполнитель - взыскатель", "судебный пристав-исполнитель - переводчик", "судебный пристав-исполнитель - должник", "судебный пристав-исполнитель - хранитель" и т.п. В тоже время, правоотношения в исполнительном производстве между судебным приставом-исполнителем и взыскателем, должником, а также иными участниками, весьма схожи с административно-правовыми отношениями, так как основным субъектом их является представитель органа исполнительной власти - СПИ. В учебной литературе предлагается правоотношения в исполнительном производстве рассматривать как разновидность гражданских процессуальных. При этом указывается, что такой вывод о природе исполнительных правоотношений основан не только не только на существующей правовой доктрине, но и находит подтверждение в правоприменительной практике. Метод правового регулирования - совокупность юридических средств, правовых приемов и способов, посредством которых государство регламентирует и воздействует на общественные отношения, возникающие по поводу и в связи с исполнением юрисдикционных актов. Метод правового регулирования отношений, возникающих в ходе исполнительного производства, характеризуется сочетанием императивных и диспозитивных начал. У сторон исполнительного производства, являющихся его равноправными участниками, существует определенная свобода распоряжения собственными правами. Они вправе в конкретном правоотношении выбрать один из возможных вариантов поведения, совершать или отказаться от совершения каких-либо действий. В настоящее время в исполнительном производстве законодатель придает большее значение императивности метода правового регулирования, отношениям власти и подчинения. Во всех процессуальных отношениях в исполнительном производстве всегда участвует судебный пристав-исполнитель, обладающий властными полномочиями. Отношения власти и подчинения, составляющие содержание императивного метода правового регулирования, возникают в исполнительном производстве в процессе осуществления судебными приставами-исполнителями своих полномочий между ними, как субъектами власти, и другими участниками, являющимися субъектами подчинения. При этом властные полномочия судебного пристава-исполнителя распространяются не только на непосредственных участников исполнительного производства, но и на иные органы, организации, других должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. За невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, законодательством Российской Федерации устанавливаются различные виды ответственности. Это следует из установлений ст.6 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Властные полномочия судебного пристава-исполнителя ограничены возможностью их оспаривания в суде и в административном порядке подчиненности. Место исполнительного производства в системе российского права. Представители российской юридической науки в разное время по-разному определяли место исполнительного законодательства в системе российского права. В начале XX века правоведы полагали, что исполнительное производство носит внепроцессуальный характер, так как оно бесспорно, либо характеризовали его как "полицейское право". Ведь спор разрешен судом в ходе состязательного процесса и исполнение не охватывается понятием судебной власти. Некоторые специалисты считают исполнение стадией правосудия. Например, Лесницкая Л.Ф., Цихоцкий А.В. считают, что исполнение судебных решений представляет собой реализацию актов применения права, а не процесс реализации нормы права, поэтому и вынесение судебного решения, и его принудительное исполнение - этапы единого процесса реализации норм материального права. В решениях Европейского суда по правам человека прослеживается позиция о том, что исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как "часть суда" (см. Постановление Европейского суда по правам человека от 19 марта 1997 г. по делу "Хорнсби против Греции" ) Сегодня актуален вопрос о полностью внепроцессуальном характере исполнительного производства как совокупности системы определенных производств по исполнению юрисдикционных актов, относящихся к сфере ведения органов исполнительной власти. Многие признают самостоятельный характера исполнительного производства, о чем говорит наличие принципиальных положений, правовое положение субъектов, характер их деятельности и норм, регулирующих ее. Во-первых, исполнительное производство не состязательно. Юрисдикционным актом уже установлены права и обязанности сторон, а выбор вариантов поведения для должника, который обязан исполнить соответствующее решение, ограничен. Во-вторых, следует исходить из сложности предмета правового регулирования исполнительного законодательства. Принудительное исполнение не является единым производством, а выступает в качестве системы определенных производств по исполнению конкретных юрисдикционных актов. Деление исполнительных процедур происходит по некоторым критериям: в зависимости от вида исполняемого акта, обязанного субъекта - должника (физические или юридические лица, должностные лица, иностранные физические и юридические лица), характера действий, которые должны быть совершены должником, системы исполнительных действий, характерных для конкретного вида исполнения. В-третьих, иной характер носят стадии исполнительного производства. Возбуждение исполнительного производства определяется в основном волей заинтересованных лиц. Остальной же процесс исполнения не связан с установлением большого количества юридических фактов до фактического осуществления должником действий, прекращающих собой исполнительный процесс. В-четвертых - взаимодействие с судом. Воздействие органов судебной власти на исполнительное производство заключается в основном в следующем: - на суде лежит разрешение вопросов об обеспечении иска как гарантии будущего его исполнения; - судебные приставы-исполнители исполняют резолютивную часть решения, которая перенесена в исполнительный документ, от правильности и точности формулировки судом этой части решения, а также от полноты и правильности оформления исполнительных документов порой зависят быстрота и результативность исполнительных действий; - суд решает такие вопросы исполнительного производства, как выдача исполнительного документа, восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа к взысканию, разъяснение судебного акта, отсрочка или рассрочка исполнения, изменение способа и порядка исполнения и другие вопросы в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве", ГПК РФ и АПК РФ; - суд осуществляет контроль за действиями судебного пристава-исполнителя, жалобы от сторон исполнительного производства или других заинтересованных лиц на его действия подаются в зависимости от вида исполнительного документа в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд. Таким образом, исполнительное производство - это юридическая деятельность, происходящая вне рамок судебного процесса, которая требует целостного правового регулирования и относится к сфере действия органов исполнительной власти, призванной обеспечивать принудительное исполнение актов различных юрисдикционных органов. |
Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 40. 03. 01 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения | Учебное пособие предназначено для студентов направления подготовки «Юриспруденция» (квалификация бакалавр) удк 347. 73/76 | ||
Разработано учебное пособие в соответствии с требованиями Программы дисциплины английский язык для направления 080 100. 62 «Экономика»... | Учебное пособие для бакалавров направления подготовки 230700. 62 «Прикладная информатика в области экономики» | ||
Учебное пособие по дисциплине «Таможенное право» разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного... | Г75 Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. 2-е изд., испр и доп. М.: Юриспруденция, 2000. 304 с | ||
Учебное пособие предназначено для студентов технических вузов направления подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника»... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебное пособие предназначено для подготовки студентов экономико-управленческих специальностей по программе группового проектного... | Учебное пособие предназначено для подготовки студентов к лабораторно-практическим занятиям и включает название темы, цель занятия,... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |