Антиникотиновые занятия и тренинг отказа от курения для подростков (модульный курс) Минск


НазваниеАнтиникотиновые занятия и тренинг отказа от курения для подростков (модульный курс) Минск
страница1/10
ТипДокументы
blankidoc.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Министерство образования Республики Беларусь

Государственное учреждение образования

«Республиканский институт высшей школы»

А.Н.Сизанов, Н.Н.Поплавский, В.А.Хриптович

Антиникотиновые занятия и

тренинг отказа от курения для подростков

(модульный курс)


Минск

РИВШ

2006

Введение

Курение является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Вред, наносимый здоровью населения никотином, усугубляется особенностями экологической обстановки после аварии на Чернобыльской АЭС. Радиационный фон усиливает пагубное влияние табака на организм. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.

К сожалению, в сознании молодых людей нашей страны, как и в общественном сознании белорусского народа, курение не считается девиацией (отклонением от общепринятой нормы поведения). Общественная мораль в Республике Беларусь терпима к курению. В то же время в целом ряде стран курение признается одной из форм девиантного поведения. Курильщиков отождествляют с наркоманами, невротиками, загрязнителями воздуха, виновниками пожаров и т. п.

Одним из факторов, формирующих позитивное или нейтральное отношение к курению, является наличие этой привычки среди некоторой части педагогов и врачей. Эффективных же мониторингов по проблеме курения среди молодежи в нашей стране проведено недостаточно. Слабо представлены данные об эффективности профилактических программ. Эти данные преимущественно зарубежные. Так, в США в ранг национальной политики возведена борьба по предупреждению этой вредной привычки. А в странах Европейского союза рассматривается вопрос о праве нанимателя отказать в приеме на работу только на основании курения претендента на должность.

Разрушительная сила курения заставила психологов и педагогов искать ответы на вопросы, почему люди курят и как им помочь избавиться от этой привычки, насколько эффективны программы по борьбе с курением.

Сегодня помощь курильщикам включает следующее: предупреждение официальной службы охраны здоровья, советы врачей, лечение, когнитивную терапию, создание групп поддержки. Но все это дает только временный эффект, и всего лишь 1/5 часть людей бросает курить после принятых мер, большинство же возобновляет привычку.

Наибольший эффект дают программы по коррекции поведения, приводящего к курению. В данном пособии представлен модульный курс, который отличается от обычных программ широким разнообразием методического оснащения, гибкостью и длительностью применения. Ключевыми моментами нашего модульного курса являются: предоставление полной информации о вреде курения на организм человека; показ механизмов влияния рекламы, сверстников, родителей и средств массовой информации на распространенность курения; проведение исследовательских заданий по изучению проблем, связанных с курением; моделирование ситуаций и ролевых игр с целью избавления от вредной привычки; проведение тренингов по формированию ответственного и безопасного поведения, социальных и жизненных навыков.

Модульный курс имеет гибкую структуру и позволяет проводить систематическую профилактическую работу в классе и учебной группе на протяжении нескольких лет (но не менее двух лет). Под профилактической работой мы понимаем создание на занятиях, вне учебного процесса (классные часы, факультативы, досуговое время, родительские собрания), в социуме (учреждения, предприятия, прилегающая территория) таких ситуаций, которые приводят учащихся к положительным установкам на здоровый образ жизни, формируют мотивацию на полный отказ от курения. Классные руководители, психологи, социальные педагоги, преподаватели естественно-научных дисциплин, врачи могут изменять и дополнять содержание модульного курса, адаптируя его к особенностям подростков, учитывая специфику конкретного региона.

Почему необходим специальный курс по предупреждению курения подростков и что мешает его внедрению?

Прежде всего следует выделить типичные заблуждения администрации учреждений образования и педагогов по проблеме подросткового курения. Их рассуждения сводятся к следующему:

1. Большинство подростков пробуют курить, и с этим ничего не поделаешь — не все из них станут курильщиками.

2. Курение — меньшее из существующих зол, особенно таких, как алкоголизм, наркомания, преступность.

3. Оградить подростков от курения в курящем взрослом социуме невозможно.

4. В каждом учебном заведении есть подростки, составляющие так называемые группы риска, для которых курение является непременным атрибутом общения и досуга.

5. Если мы начнем говорить о курении с подростками, то только привлечем внимание к этой проблеме и многие захотят поэкспериментировать с курением.

6. Мы проводим много воспитательных мероприятий, и нет необходимости в специальной образовательной программе по борьбе с курением.

Но есть аргументы в пользу изменения позиции администрации учреждений образования и педагогов по проблеме курения среди подростков. Они сводятся к следующим суждениям:

1. Многие из взрослых курильщиков очень сожалеют, что их не остановили в школьные годы.

2. Курение подростков часто сопровождается такими негативными явлениями, как употребление алкоголя, наркотиков, незаконная добыча денег на сигареты, низкая культура общения.

3. Оградить подростков от курящего взрослого социума невозможно, но научить их сознательно отказываться от курения можно и нужно.

4. Многие подростки хотели бы бросить курить, но для этого им надо обеспечить психолого-педагогическую поддержку, в том числе с помощью системы тренинговых и коррекционных занятий и других активных методов изменения поведения.

5. Системная профилактическая работа создает не только стойкий иммунитет против курения, но и показывает преимущества выбора в пользу здорового образа жизни.

6. Признание существования проблемы курения среди школьников — это признак высокого профессионализма педагогов и руководителей учебного заведения. Осознание необходимости внедрения модульного курса — показатель высококлассной профессиональной «команды».

Следует добавить, что многие родители отдали бы предпочтение той школе, где нет места для курящих школьников, где дают гарантию воспитания здорового и некурящего ребенка.

В нашей стране предприняты определенные усилия по предотвращению курения среди несовершеннолетних: 17 декабря 2002 года Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко подписал Декрет № 28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий». Министр образования Республики Беларусь подписал приказ от 19 августа 2005 года № 481 «О неотложных мерах по недопущению курения в учреждениях образования».


ПРОГРАММА

антиникотиновых занятий и тренинга отказа от курения

для 7 класса


№ занятия

Тема занятия

Сроки проведения

Количество часов




Занятия-практикумы







1-2

Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни

сентябрь

4

3

Анатомические и физиологические аспекты курения

октябрь

2

4

Физиологические последствия курения

ноябрь

2

5

Курение как угроза здоровью

декабрь

2

6

Кратковременные и длительные последствия курения

январь

2

7

Игра-шоу «Вы рискуете своими легкими»

февраль

2

8

Портрет курильщика

март

2

9

Психология привычки

апрель

2

10

Как отстоять свою точку зрения

май

2




Тренинг здорового образа жизни







1

Формирование представлений о преимуществах здорового образа жизни

октябрь

2

2

Развитие креативности личности

ноябрь

2

3

Формирование положительной Я-концепции

декабрь

2

4

Развитие волевой сферы личности

февраль

2

5

Формирование умения отказать

март

2

Итого:

30


ПРОГРАММА

антиникотиновых занятий и тренинга отказа от курения

для 8 класса


№ занятия

Тема занятия

Сроки проведения

Количество часов




Занятия-практикумы







1-2

Принятие решения и влияние среды

сентябрь

4

3

Принятие решения

октябрь

2

4-5

Ролевая игра «Курильная опера»

ноябрь

4

6-7

Здоровье и выбор образа жизни

декабрь

4

8

Как бросить курить

январь

2

9

Психология влияния группы

февраль

2

10

Кампания «Нет – курению!»

март

2




Тренинг здорового образа жизни







1

Развитие готовности к принятию и отстаиванию принципов здорового образа жизни


октябрь


2

2

Обучение приемам снятия эмоционального напряжения


февраль


2

3

Приобретение умения отстаивать свою позицию по отношению к курению путем отказа


март


2

4

Обучение ведению дискуссии с учетом своих личностных особенностей, сильных и слабых сторон


апрель


2

5

Формирование умений планирования и достижения цели


май


2

Итого:

30


7 класс
Занятия-практикумы 1–2. Принятие на себя ответственности

за собственный образ жизни
Цель: дать информацию об общих принципах, на которых основано уважение к себе и другим.

Основные понятия: агрессивное поведение, оскорбление, пассивное поведение, самоутверждение, самоуважение, ответственность, образ жизни, уважение к другим.

Исследовательские задания:

1. При возможности учащиеся должны посмотреть кинофильм «Чучело» Р. Быкова, в котором поднимаются вопросы отношения человека к самому себе и окружающим.

2. Попробуйте продолжить фразы: «Ответственность – это…», «Самоуважение – это…», «Самоутверждение – это…», «Образ жизни – это…». Обобщите ответы учащихся.

Информационные материалы.

Ролевая игра.

В центр круга выходят двое учеников. Предварительно их инструктируют, но так, чтобы остальные ученики не знали, какое задание они получили. Для этого их можно вывести в коридор. Пока они отсутствуют, остальные учащиеся получают свое задание.

Один из игроков должен держаться очень спокойно, естественно и на все вопросы и обращения отвечать так, как если бы это его вовсе не задевало. Если к нему обращаются грубо, агрессивно, он должен просто промолчать, демонстрируя как можно более спокойное отношение. Второй игрок, наоборот, ведет себя вызывающе, показывая всем, что он сильный, готов постоять за себя прямо сейчас и никому не спустит попытки обращаться с ним пренебрежительно.

После того, как все участники игры получат задание, игроки входят в круг. Окружающие начинают по очереди к ним обращаться, имитируя различные конфликтные ситуации на улице, в транспорте, в общественном месте, в школе, в семье, между двумя товарищами. Можно использовать ситуации, которые имели место недавно и вызвали выраженную эмоциональную реакцию ребят – расстроили их или, наоборот, развеселили. В качестве потенциально конфликтной может быть также рассмотрена ситуация отвержения (игнорирования), когда игрок обращается к одному из окружающих с каким-либо простым предложением (выпить чая, сходить на дискотеку) и получает немотивированный отказ или выраженную пренебрежительную реакцию. Используемые фразы должны быть эмоционально окрашены («Эй ты, подойди сюда!», «Не могли бы вы помочь мне?», «Мне кажется, тебе здесь не место!», «Не слишком ли вы шумите?», «Ты должен сделать это сам!», «Ваш поезд давно ушел!» и т. д.).

Для всех участников игры должна стать очевидной разница в видимой и реальной защищенности каждого из игроков, а также преимущества и недостатки каждой из форм защиты собственного достоинства. В этой игре, как и в реальной жизни, на деле защищен не тот, кто постоянно готов демонстрировать окружающим свою способность постоять за себя, а тот, кто ведет себя сдержанно и адекватно предлагаемой ситуации.

Важно, чтобы в результате обсуждения этой игры ее участники сами поняли ее цель. Но учитель может и помогать им. Можно, к примеру, сообщить, что реакции второго игрока характерны для людей, чувствующих свою незащищенность. Более того, подобная разница в реакциях существует у животных (агрессивными чаще бывают маленькие дворняжки и реже – крупные породистые собаки).

Информационные материалы.

Самоуважение (уважение себя) – важный фактор принятия решений, их выполнения и оценки последствий. Если самоуважение человека достаточно высоко, он лучше контролирует свое поведение, понимает, что важнее всего для него самого и что – для людей, которые его окружают. Такой человек в большей мере отвечает за свои решения и поступки. Он также меньше зависит от чужих мнений и оценок.

Давайте рассмотрим, как можно повысить свое самоуважение.

1. Нарисуйте в тетради маленький круг. Это центр цветка, но у него пока нет лепестков. Допустим, что этот центр символизирует вашу личность. Его надо окружить лепестками, символически представляющими элементы, из которых складывается уважение к себе. В своей тетради нарисуйте лепестки, назвав их. Названия каждого лепестка можно выписывать под рисунком.

Когда работа будет закончена, обсудите те элементы, из которых составлен цветок. Нужно подсчитать, сколько раз был назван тот или иной элемент. Каждый сможет либо придумать свой собственный элемент, либо подтвердить важность уже придуманного другими. Тем элементам, которые назывались чаще, будет соответствовать больший или более яркий (раскрашенный цветными мелками) лепесток. Цветок получится асимметричным. Учащимся следует объяснить, что самоуважение зависит от разных свойств нашей личности, и не все они одинаково важны.

Список элементов может выглядеть так:

  • ощущение своей необходимости и ценности;

  • ощущение своей уникальности, особенности;

  • вера в свои способности, силы и возможности;

  • умение настоять на своем;

  • умение аргументировать свою точку зрения;

  • хорошая успеваемость;

  • готовность к разумному риску;

  • умение поддерживать хорошие отношения с окружающими людьми;

  • удовлетворенность своим внешним видом;

  • отсутствие страха перед ошибкой;

  • доверие окружающих;

  • уверенность в себе;

  • умение позаботиться о себе.

2. Посмотрите на полученный цветок. Вы видите, что наше уважение к себе во многом зависит от того, как складываются наши отношения с окружающими, удается ли нам наладить с ними хорошие отношения, доверяют ли они нам, дают ли нам возможность почувствовать нашу собственную ценность.

Все это важно. Однако важно не только это. Лепестки нашего цветка держатся вместе потому, что их что-то объединяет. Это «что-то» – вы сами. Прежде чем быть желанным, уважаемым, любимым, нужно просто «быть». И просто «быть» вполне достаточно для того, чтобы себя уважать. Другим людям тоже достаточно просто «быть», чтобы рассчитывать на уважение.

Уважают себя и других на самом деле не «за что-то». Глупо, например, отказывать человеку в праве на уважение только потому, что он плохо успевает в школе. Уважение к себе и к другим – это нормальное состояние здорового человека. Оно ничем не обусловлено. Все лепестки нашего цветка – это просто внешние формы его выражения. Это нужно понять. Если вам удалось это понять, все остальное получится.

Люди сильно влияют друг на друга. Если они относятся друг к другу хорошо, с уважением и заботой, то они помогают друг другу развить в себе самоуважение. Но бывает и так, что к человеку многие люди относятся плохо, пренебрегают им, унижают его. Часто человек попадает в такую ситуацию, что теряет уважение и к себе, и к окружающим. Как вы думаете, к каким последствиям это приведет? А каков наилучший выход из подобной ситуации?

Возможно, вы придете к выводу о том, что следует проявлять уважение к окружающим даже в том случае, если это не встречает у них понимания и ответных положительных действий. Проявление уважения к окружающим в том случае, если они этого вовсе не заслуживают, позволит прежде всего восстановить уважение к себе, после чего отношения с окружающими улучшаются почти автоматически.

Однако имейте в виду: сформировать самоуважение невозможно лежа на диване и повторяя: «Я очень ценный человек, я себя очень уважаю». Путь к самоуважению – это путь действия. Действуйте так, как если бы вы уже были тем замечательным, всеми любимым человеком, которым вы хотите стать.

3. Действуйте! Каждый может назвать то действие, которое он считает нужным совершить в первую очередь для того, чтобы обрести самоуважение. Это действие запишите в тетрадь; укажите также, почему вы считаете нужным сделать в первую очередь именно это.
Способен ли я к самоутверждению? Какого человека мы называем способным к самоутверждению? Что он может делать такого, чего человек, не способный к самоутверждению, делать не может? Вы предлагаете различные варианты ответов. Вы можете сформулировать свои выводы, например, следующим образом: человек, способный к самоутверждению, может постоять за свои права, не ущемляя при этом прав других. Он может выбрать один из трех вариантов:

  1. Сказать «нет», не испытывая при этом чувства вины.

  2. Не соглашаться с кем-либо, спокойно высказывая свое мнение.

  3. Обращаться за помощью при необходимости.

Обычно разные люди ведут себя по отношению к окружающим по-разному. В чем, по вашему мнению, проявляются стили поведения в повседневной жизни (прилагается рисунок)? Ответы оформите в виде таблицы.

Пассивное:

  • человек не предпринимает никаких действий для утверждения своих прав;

  • он ставит других выше себя в ущерб себе;

  • он молчит, когда его что-то беспокоит;

  • он все время извиняется.

Самоутверждающее:

  • человек защищает свои права, не ущемляя при этом прав других;

  • он уважает себя и других;

  • он умеет слушать и говорить;

  • он выражает положительные и отрицательные эмоции;

  • он уверен в себе, но не слишком «давит».

Агрессивное:

  • человек защищает свои права, не думая о других;

  • он думает только о себе, забывая о других;

  • он довлеет над другими;

  • он добивается своих целей за счет других.

В чем вы видите преимущества самоутверждающего поведения? Покажи, как… следует действовать. В момент демонстрации окружающие могут подбадривать вас возгласами и дружескими жестами.

Покажите, как двигается человек, который себя уважает:

  • он стоит…

  • он сидит…

  • он ходит…

  • он дотрагивается…

Покажи, как смотрит человек, который себя уважает:

  • он смотрит…

Покажи, как разговаривает человек, который себя уважает:

  • его голос…

  • его дикция…

  • его жесты…

Особый вопрос: Показывая, как ведет себя человек, обладающий самоуважением, не надеваем ли мы маску, пытаясь обмануть окружающих, не демонстрируем ли то, чего на самом деле нет?

Мы уже говорили о том, что основаниями для самоуважения обладает каждый человек – в силу одного того факта, что он существует. Не все люди это понимают, и не все понимающие умеют вести себя соответственно. Демонстрируя уважение к себе, мы просто не скрываем то, что на самом деле уже есть, причем у каждого. Нужно немного личного опыта, чтобы в этом убедиться.

Как отличить шутку от оскорбления. Определите унижающие достоинство и грубые действия и расскажите, в каких формах они проявляются. Вы можете называть некоторые свои действия «поддразниванием» и видеть в них безобидную шутку. Иногда так оно и есть, но часто такие шутки могут быть оскорбительными.

Итак, вы перечислили действия и поступки, которые, по вашему мнению, унижают достоинство. Ответы записываются на доске одним из учеников (или в тетради).

Возможные варианты ответов:

  • давать кому-нибудь клички и прозвища;

  • давать прозвища, относящиеся к каким-то врожденным недостаткам человека;

  • смеяться над кем-нибудь;

  • нарочно толкнуть кого-нибудь;

  • сбросить книги с чьей-нибудь парты;

  • таскать кого-нибудь за волосы.

Иногда люди говорят или делают такие вещи в шутку, но шутка для одного человека может быть оскорблением для другого. Трудно провести грань между шуткой и грубостью. Иногда один и тот же поступок вызывает у разных людей разную реакцию. Поскольку нельзя заранее предсказать реакцию человека, лучше не рисковать – не совершать сомнительных действий даже в шутку.

После этого занятия вы должны:

  • уметь дать определение грубых и унижающих достоинство поступков;

  • знать, какие поступки подростков можно назвать унижающими достоинство или грубыми;

  • понимать, как действуют на людей такие поступки.

Далее педагог дает учащимся задание на дом.

Задание: Придумайте основные правила отношений между людьми, и не только в школе, но и за ее пределами. Такие правила помогут понять, что человека может огорчить, а что позабавить, что смешно и безобидно, а что граничит с оскорблением. Обсудите эти правила с друзьями вне школы и в группах на занятии.

Выработанные правила оформляются учениками в виде плаката и вывешиваются в классе. Задание оформить правила дается следующим образом: каждая группа должна придумать маленький лаконичный и остроумный рисунок (логотип), иллюстрирующий какое-либо правило. Далее представители каждой группы пишут на общем листе ватмана «свое» правило и рисуют придуманный логотип. Правила вывешиваются в заранее подготовленном месте.

Принципы поведения, которые человек принимает в юности, являются основой поведения взрослого человека. Если вы совершаете поступки, которые кажутся вам безобидными, но оскорбляют других людей, а вы этого не осознаете или не обращаете на это внимания, это будет продолжаться и в зрелом возрасте, и вы будете долго удивляться, почему вам никак не удается наладить добрые отношения с другими людьми.

Обсудите возможность осуществления общешкольного проекта, в рамках которого будет проведен конкурс между классами на самую остроумную сценку на эту тему, на агитку-листовку с остроумным рисунком и рифмованным двустишием или слоган – короткое высказывание рекламного характера, «боевой клич класса».

Вопросы по теме занятия:

  1. В чем связь самоуважения и здорового образа жизни?

  2. Если человек курит, наносит вред своему здоровью – он уважает себя? Это ответственный человек?

Информ-дайджест

Совместимы ли спорт и курение?

«Однажды, – вспоминает Н. Б. Коростелев, автор книги «От А до Я» (М., 1987), – мне пришлось наблюдать матч между двумя футбольными коллективами на первенство области. Судья дал свисток на перерыв. Кто-то из футболистов крикнул: кончай, ребята, перекур. И действительно, начался перекур в буквальном смысле этого слова. Чуть ли не все игроки обеих команд задымили сигаретами, а некоторые футболисты успели выкурить даже по две штуки во время перерыва. Какую же дополнительную нагрузку они дали себе, своему сердцу, своим легким! И хотя на поле были совсем молодые ребята, двигались они по полю медленно, в развалку, в основном гоняя мяч поперек поля, словно у них не хватало сил на глубокие рейды и резкие рывки. «Ишь, накурились и ножками еле двигают, дыхалка отказывает», – заметил один из болельщиков.

Как-то среди учеников технической школы в Гуммерсбахе (Германия), страстных любителей футбола, возник спор о том, вреден ли никотин для спортсмена. Решено было устроить оригинальное спортивное соревнование. Учащиеся каждого из трех старших классов разделились на две команды: курильщиков и некурильщиков. Победители на зеленом поле объявлялись и победителями в дискуссии. Все встречи закончились, к общему удовольствию врагов никотина, в пользу некурящих – 7:2, 3:0 и 4:3.

Тот, кто серьезно занимается спортом, кому доверено защищать честь вуза, техникума, ПТУ, школы, быть участником команды, команды любого ранга, – не может курить, так как сигарета заведомо снижает потенциальные возможности спортсмена». Гораздо строже должны подходить к себе те молодые люди, которые решили добиться хороших результатов в спорте. О том, как табак мешает даже исключительно одаренным природой спортсменам, говорят такие примеры.

Анатолий Фирсов, один из самых выдающихся спортсменов за всю историю советского хоккея, был удивительно одаренным и трудолюбивым. Он обладал сильнейшим броском, хитроумной обводкой, прекрасным видением поля, был виртуозным организатором атаки. Ему играть бы да играть, но Фирсов начал значительно терять в скорости. Возраст? Не только. Ведь многие спортсмены, в том числе и хоккеисты, покидали спортивную арену значительно позднее. Как писал А. Фирсов, причина заключается в том, что в детском и подростковом возрасте он много курил, и хотя потом, уже будучи признанным мастером, отказался от этой дурной привычки, последствия курения сказались, и спортсмену пришлось уйти на тренерскую работу.

В книге Н. Б. Коростелева приводятся и размышления знаменитого гимнаста Николая Серого. Он долгое время курил, хотя и знал, что курить спортсмену вредно, так как курение отражается на дыхании, но не придавал этому большого значения, считая, что гимнасту дыхание не так важно, как, например, легкоатлету, пловцу, боксеру.

Курение оказывает плохое действие на центральную нервную систему. Бросив курить, спортсмен резко улучшил способность координировать движения, что дало возможность иначе выполнять упражнения на коне и доводить их до конца. Значительно точнее стало равновесие в стопе. Произвольные упражнения, требующие очень большой выносливости и хорошо поставленного дыхания, он стал выполнять два раза подряд.

А вот мнение специалиста из совершенно другой области спорта, одного из величайших шахматистов А. Алехина. Он считал, что папироса приносит на момент известное успокоение. Но это лишь самообольщение, ибо никотин ослабляюще действует на память, разрушает нервную систему и ослабляет силу воли – способность, столь необходимую для шахматного мастера. «Он был уверен, что получил уверенность в выигрыше матча на мировое первенство лишь тогда, когда отучился от страсти к табаку».

Вместе с тем ряд выдающихся спортсменов подчеркивают, что их успехи в спорте во многом были определены именно воздержанием от курения. Многократный чемпион России по конькам И. Аниканов считает, что его спортивные достижения в немалой степени связаны с полным воздержанием от курения и горячо советует всем спортсменам отказаться от этой вредной привычки.

А вот Николай Константинович Волков – тренер-психолог сборной СССР по классической борьбе, тренер-консультант сборной России по борьбе, тренер-консультант олимпийской сборной Беларуси – бросил курить, написав следующее стихотворение в 1985 г.
Дым


Когда я синий дым курю,

Вдыхая глубоко –

Я чувствую, как я горю,

Мне это нелегко.

Я чувствую, как жжет в груди,

Как горько все во рту,

И кашель рвется из груди,

Сгоняя мокроту.

И в синем пламени горят

Мои дела, мечты.

Они, сгорая, говорят:

О, что же сделал ты?!

Вы спросите: «Зачем курю,

Коль неприятно мне?»

«Но курят все, и я курю,

Сгорая, как в огне».

Привычка свыше нам дана –

Сказал давно поэт –

Замена счастию она,

Коль выше счастья нет!


Таково мнение высших авторитетов разных видов спорта.

Научные наблюдения показали, что у курящих спортсменов учащается пульс и повышается артериальное давление во время соревнований и тренировок значительно больше, чем у некурящих. Возвращение к исходным цифрам после окончания соревнований и тренировок происходит медленнее, их сердце и легкие гораздо хуже справляются с нагрузкой, координация движений слабее.

Не только спортсмены, но и многие ученые, писатели, философы, занятые напряженной умственной работой, отмечали пагубное влияние табака на активный творческий труд. Так, Л. Н. Толстой бросил курить шестидесяти лет от роду. Вот что он рассказывал: «С этого времени я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голове». И.-В. Гёте отказался от курения в 50 лет и стал страстным противником курения. «От курения тупеешь. Оно несовместимо с творческой работой. Курение хорошо лишь для бездеятельных людей».
Занятие 3. Анатомические и физиологические аспекты курения
Цель: объяснить влияние табачной смолы на дыхательную систему человека.

Основные понятия: дыхательная система, респираторные инфекции, никотин, смола, бронхит, эмфизема, рак, реснички респираторного эпителия.

Исследовательские задания:

1. Предложите учащимся ответить на вопросы анкеты. За каждое совпадение с ключом – 1 балл.

2. Проанализируйте групповые ответы учащихся. Какие ответы чаще совпадали с правильными? Сколько учащихся правильно ответили на каждое утверждение? У кого самое высокое количество баллов?

Информационные материалы.

Каждое дыхательное движение включает в себя вдох и выдох. Мы вбираем воздух в себя и выдыхаем его. Когда дыхание проходит нормально, то дышим мы через нос, где воздух подогревается, увлажняется и фильтруется через крошечные ворсинки, выстилающие носовую полость и дыхательные пути. Именно поэтому мы чихаем, когда пользуемся чем-то мелко измельченным. Таким образом организм исторгает из себя инородное тело, попавшее в дыхательные пути.

После того как воздух покидает носовую полость, он проходит через гортань и попадает в трахею, которая выстлана мерцательными ресничками, совершающими до 900 колебаний в минуту. Функция ресничек респираторного эпителия состоит в том, чтобы отфильтровывать любые инородные тела, попадающие с воздухом в дыхательные пути. При нормальном дыхании отфильтрованный ресничками воздух поступает через трахею в два бронха – один ведущий в правое легкое, а другой – в левое. Подобно корням дерева бронхи разветвляются на бронхиолы, которые становятся все тоньше и тоньше. Поэтому многие врачи называют их бронхиальным деревом. По краям бронхиол расположены альвеолярные мешочки, в которых происходит газообмен. Из всех газов нас больше всего интересуют кислород и углекислый газ. Обычно мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ. Наши легкие по размеру соответствуют футбольному мячу и не имеют мышечной ткани. Мышцей, обеспечивающей работу легких, является диафрагма, которая расположена под легкими и над желудком.

При нормальном дыхании, вдыхая через нос с закрытым ртом, вы полностью расправляете легкие, и ваша диафрагма оказывает давление на желудок, а стенка живота выдвигается вперед. Однако большинство из нас дышат неправильно. И в результате поднимается грудная клетка, а легкие не заполняются до полного объема.

Отвлечемся немного и посмотрим, что происходит при затяжке сигаретой. Во-первых, вы затягиваетесь через рот, обходя, таким образом, первый рубеж обороны, каким является нос. Во-вторых, при вдыхании более 30 канцерогенных веществ вместе со смолой и никотином, возникает первая реакция – кашель. Это первая попытка организма избавиться от чужеродных веществ, которые мы в него вводим. Однако, если настойчиво продолжать курить, мерцательные реснички, которые раньше колебались с частотой 900 раз в минуту, начинают замедлять колебания. При достаточной длительности раздражения реснички отмирают. Под слоем ресничек расположены клетки слизистой оболочки, вырабатывающие слизь. Слизь функционирует подобно пробке, очищая воздух, как это когда-то делали реснички. Для курильщика такое состояние называется хроническим бронхитом (хроническим, потому что оно постоянно).

Респираторные инфекции, которые нас поражают в холодное время года или во время эпидемий гриппа и которые приводят к бронхиту, вызываются бактериями и вирусами и длятся 10–14 дней. Постоянное раздражение слизистой оболочки при хроническом бронхите, как показали исследования, чаще всего ведет к зарождению раковых клеток, именно здесь, в слизистой оболочке.

По мере продвижения вниз по дыхательному тракту к основанию бронхиол разрушительное воздействие никотина, смолы и еще 150 химических веществ усиливается. Один из вредных процессов имеет место при газообмене. Отдельные химические вещества вступают в связь с кислородом, входящим в состав молекулы углекислого газа, тем самым превращая его в чрезвычайно ядовитый угарный газ, который затем разносится по всему организму. Одним из последствий длительного отравления угарным газом является болезнь Рэйно, в результате которой уменьшается приток крови к пальцам рук и ног, что может повлечь за собой заражение крови и последующую ампутацию.

Еще одно вредное воздействие химических веществ на альвеолы в том, что альвеолы, приспосабливаясь к изменениям в кислородном обмене, до предела увеличиваются в объеме. И так же, как лопается чрезмерно надутый шар, происходит разрыв альвеол, который носит название альвеолярной (везикулярной) эмфиземы.

Человек рождается с определенным количеством альвеол, и организм не в состоянии заменить их в случае их разрушения. Конечно же, в процессе старения какое-то количество альвеол теряется, но ущерб, наносимый курением, несравнимо больше. Эмфизема необратима. Однако, если удается убедить курящего отказаться от курения, развитие данного заболевания может быть остановлено. За исключением эмфиземы и роста раковых клеток, другие патологические процессы в органах дыхания, вызванные курением, могут быть обратимыми, если человек бросает курить. В зависимости от интенсивности курения в прошлом процесс восстановления может занять от одного до пяти лет. В течение первых двух недель происходит обильное выделение слизи, и начинается процесс оздоровления.

Вопросы по теме занятия:

  1. Что происходит с воздухом, когда мы его вдыхаем?

  2. Нарисуйте путь движения воздуха в легкие.

  3. Что происходит, когда человек затягивает в рот дым сигареты?

  4. Какова функция ресничек респираторного эпителия?

  5. Каковы последствия курения для человека?

  6. Сочините сказку о проникновении Злого Дыма в Царство Организма.

  7. Дайте ответы на вопросы анкеты «Что вы знаете о вреде курения» («верно» – «неверно»):

  • Одна из главных причин курения подростков – желание «быть как все».

  • Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

  • Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.

  • В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает один литр табачной смолы.

  • Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

  • Одной пачки сигарет вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление и нарушились нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.

  • Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать курить.

  • Курение является одной из основных причин заболеваний сердца.

  • Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

  • Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратится в привычку.


Ключ к ответам:


Ключ

Правильные ответы

Верно

1. Одна из главных причин, почему подростки курят, это желание «быть как все».

Верно

2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

Неверно

3. Никотин вызывает сильное привыкание. Он влияет на деятельность мозга, вызывает смену настроений.

Верно

4. В легких человека, выкуривающего ежедневно в течение года по пачке сигарет, оседает один литр табачной смолы.

Неверно

5. Курение влияет на обменные процессы в организме, но физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

Неверно

6. В считанные секунды, после первой затяжки, в легкие проникают канцерогенные вещества.

Неверно

7. Большинство курящих хотят бросить вредную привычку, но не могут.

Верно

8. Курение является одной из основных причин заболеваний сердца.

Неверно

9. Никотин вызывает самое сильное привыкание.

Неверно

10. Курение ради «баловства», как правило, приводит к привыканию.


Информ-дайджест

Восемь курильщиков в минуту

В Бангкоке установлены гигантские «часы смерти». Они отсчитывают каждую минуту по восемь смертей. Именно столько людей на планете гибнет ежеминутно от курения. По словам руководителя Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Гру Харлем Брундтланд ежегодно от этой вредной привычки умирают 3,4 млн. человек. «И если мы ничего не предпримем, к 2030 году каждый год от никотина будут погибать более 10 млн. курильщиков в год», – отметила она.

По информации английского информационного агентства Рейтер, сегодня миллионы молодых людей по всему миру приобщаются к сигаретам, что делает табачный бизнес наиболее прибыльным, особенно в Юго-Восточной Азии. Приятное исключение составляет лишь Таиланд, в котором больше десяти лет продолжается антитабачная кампания. Здесь запрещена реклама сигарет, а цены на табачные изделия из-за различных акцизов порой оказываются доступными далеко не для всех. Сегодня в Таиланде заядлым курильщиком считает себя каждый пятый житель страны. Несколько лет назад пускал дымок каждый третий.
Занятие 4. Физиологические последствия курения
Цель: добиться от учащихся понимания физиологических последствий курения и влияния табачной смолы на живую ткань.

Основные понятия: никотин, дыхательные пути, головной мозг, последствия курения для организма.

Материалы: прозрачная пластиковая бутылка с колпачком, трубка длиной 5–7 см, шарики из ваты, пластилин, сигарета без фильтра, спички.

Исследовательские задания:

1. Приготовьте прибор для демонстрации процесса курения. В крышке проделайте отверстие размером с диаметр трубки. Вставьте трубку и замажьте отверстие пластилином.

2. Необходимо продемонстрировать учащимся проникновение смолистых веществ в легкие.

Информационные материалы.

Задача эксперимента – показать, что смолистые вещества немедленно проникают в рот и легкие. Вставьте ватные шарики в бутылку, сигарету – в трубку. Завинтите крышку. Сжав бутылку, выдавите из нее воздух. Зажгите сигарету и начните медленно и равномерно ослаблять давление на бутылку.

Выводы из наблюдений можно получить, ответив на вопросы:

Как выглядят ватные шарики после эксперимента?

Как выглядит бутылка?

Как вы думаете, какое влияние оказывает курение на внутреннюю поверхность ваших легких?

После эксперимента проделайте следующее:

Протрите ватным шариком стебель нескольких растений. Посмотрите, что произошло с растениями.

В природных условиях никотин представляет собой жидкое вещество, содержащееся в растении под названием табак. Он содержится в сигаретах, сигарах, трубочных и жевательных сортах табака. Когда человек закуривает сигарету, никотин вдыхается с дымом. Дым проникает через клетки дыхательных путей с током крови быстро достигает головного мозга.

При курении никотин способствует повышению частоты сердечных сокращений, в результате чего сердце вынуждено работать интенсивнее, и ему требуется больше кислорода. Одновременно угарный газ, образующийся в легких из дыма, уменьшает количество кислорода, поступающего в кровь и к сердцу.

Таким образом, в то время, когда организму требуется большее количество кислорода, он его недополучает. Кроме того, курение временно повышает кровяное давление, сужая сосуды и учащая сердечный ритм. Человек, выкуривающий пачку сигарет в день, подвергает себя вдвое большему риску сердечного приступа по сравнению с некурящим. Чем раньше он начал курить, тем выше этот риск.

Безвредных сигарет не существует. Сигареты с пониженным содержанием никотина и никотиновых смол также вредны и увеличивают опасность разных заболеваний. В сигаретах содержится липкое вещество, называемое смолой. Она похожа на гудрон, или вар. Никотиновая смола налипает на легкие, приводит к появлению пятен на зубах и пальцах. Даже если в сигарете имеется фильтр, он не может задержать все количество смолы, часть которой попадает в организм курящего. Часто люди, курящие сигареты с фильтром, затягиваются сильнее, таким образом все равно наполняя легкие табачным дымом и смолой.

В состав табачного дыма входит около 4 000 химических веществ, многие из которых ядовиты. Более 40 из них вызывают раковые заболевания. Шансы курильщика на получение рака легких в 10 раз выше, чем у некурящих. Курение тесно связано с эмфиземой и хроническим бронхитом. Курильщики часто кашляют, пытаясь избавить свой организм от дыма и ядовитых химических веществ. Сигаретный дым вреден как для курящих, так и для некурящих.

А теперь вместе с преподавателем изготавливают аппарат, с помощью которого демонстрируется воздействие табачного дыма на легкие человека.

Вопросы по теме занятия:

  1. Обсудите итоги эксперимента.

  2. Каковы физиологические последствия курения и влияния табачной смолы на живую ткань?

  3. Что изменяется в организме человека во время курения?

Информ-дайджест

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Антиникотиновые занятия и тренинг отказа от курения для подростков (модульный курс) Минск iconЭлизабет Кристофер Лэрри Смит тренинг в рекруитменте Элизабет Кристофер, Лэрри
К82 Тренинг в рекруитменте. — Спб.: Питер, 2002. — 224 с. — (Серия «Эффективный тренинг»)

Антиникотиновые занятия и тренинг отказа от курения для подростков (модульный курс) Минск iconКурс лекций Минск 2005 удк 651. 4/. 9 (076. 6)
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления...

Антиникотиновые занятия и тренинг отказа от курения для подростков (модульный курс) Минск iconСовременная Гуманитарная Академия Компьютерное средство обучения...
...

Антиникотиновые занятия и тренинг отказа от курения для подростков (модульный курс) Минск iconА. И. Войтович Электронная торговля Курс лекций Минск 2012
Сущность понятий «электронный бизнес», «электронная торговля» и «электронная коммерция» 3

Антиникотиновые занятия и тренинг отказа от курения для подростков (модульный курс) Минск iconКурс: II группа: сд 21, 22, 23, 24 Вид занятия: практика Время: 12...
Образовательная цель: Формирование новых знаний, умений, навыков по подготовке наборов инструментов, необходимых для выполнения простейших...

Антиникотиновые занятия и тренинг отказа от курения для подростков (модульный курс) Минск iconМетоды диагностики девиантного поведения детей и подростков
Тест rafft (Relax, Alone, Friends, Family, Trouble) для быстрой диагностики алкоголизма и наркомании у подростков

Антиникотиновые занятия и тренинг отказа от курения для подростков (модульный курс) Минск iconРегламент отказа от услуг проводного радиовещания
Для отказа от предоставления услуг проводного радиовещания жилец должен выполнить следующие действия

Антиникотиновые занятия и тренинг отказа от курения для подростков (модульный курс) Минск iconАнкета по выявлению трудновоспитуемых подростков
Организация работы по профилактике аддиктивного поведения подростков в профессиональном лицее №32

Антиникотиновые занятия и тренинг отказа от курения для подростков (модульный курс) Минск iconЛитература: Ход занятия № элемента занятия Элементы занятия Время,...
Оборудование и методическое обеспечение урока (электронные ресурсы, Интернет ресурсы)

Антиникотиновые занятия и тренинг отказа от курения для подростков (модульный курс) Минск iconПрактический курс английского языка 4 курс Под редакцией В. Д. Аракина...
Практический курс английского языка. 4 курс: П69 Учеб для педвузов по спец. «Иностр яз.» / Под ред. В. Д. Аракина. 4-е изд., перераб...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru