Приложение 1 к Приказу Управления образования администрации муниципального образования Светлинский район Оренбургской области от 24.09.2013 № 92 а-О Программа подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителейСрок реализации программы – бессрочно Программа осваивается по очной, очно-заочной формах обучения п. Светлый 2013 г. Пояснительная запискаВ течение последних десятилетий убеждение, что ребёнок должен воспитываться в семье стало основой организации помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Жизнеустройство ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в естественную среду развития, т.е. в семью – признано актуальной задачей современной социальной политики. К сожалению не все дети, оставшиеся без попечения родителей, соответствуют ожиданиям и запросам потенциальных родителей. В результате множество детей, достигших подросткового возраста, или имеющие особенности развития, девиантное поведение не могут быть устроены в семьи. Но существует и другая проблема. Зачастую люди, благополучные по формальным показателям, оказываются несостоятельны как воспитатели, в лучшем случае они просто не справляются с задачами воспитания, а в худшем – применяют насилие. Следовательно, подготовка кандидатов, выразивших желание взять на воспитание ребёнка в семью, необходима. При разработке настоящей программы мы опирались на ряд уже существующих программ подготовки будущих приёмных родителей, а также на собственный опыт практической работы по подготовке и сопровождению замещающих семей. Часть заданий программы обучения заимствованы нами из методического пособия «Методические рекомендации по подготовке и сопровождению замещающих семей», разработанного авторским коллективом: Л.М. Абросова, А.М. Аржевская, Н.Б. Девоян, М.А. Патрина, Л.В. Смыкало, О.В. Суковатова.
| Цели программы:
1. Формирование предварительной компетентности в области воспитания детей, оставшихся без попечения, повышение родительской компетентности в целом у кандидатов в замещающие родители;
2. Предотвращение отказа от опекаемых и приемных детей и жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.
Задачи программы:
Создание ребенку благоприятных условий в замещающей семье;
Предотвращение (профилактика) отказов от замещающего родительства и вторичных возвратов ребенка в учреждение;
Подведение родителей к осознанию реальных проблем, с которыми предстоит столкнуться, чтобы дать им возможность в полной мере оценить ответственность, которую они берут на себя;
Способствование установлению кандидатами связи между их собственным жизненным опытом и их задачами как замещающими родителями;
Создание условий для принятия кандидатом осознанного решения в реальной оценке своих возможностей;
Повышение восприимчивости замещающих родителей по отношению к возможным чувствам и реакциям других людей, прежде всего ребенка;
Развитие у замещающих родителей уверенности в себе, помощь им в определении своих сильных сторон, как семейного воспитателя;
Информирование кандидатов о том, как подготовить других членов семьи к переменам, связанным с появлением в семье приемных детей;
Предоставление возможности каждому кандидату проявить себя в процессе тренинга для более полной оценки его личностных качеств, ресурсов и потребностей как замещающего родителя;
Формирование у кандидатов в замещающие родители знаний в области детской психологии, развития ребенка.
Основной принцип программы: опора на практику.
Объект программы: потенциальные замещающие родители, естественная среда развития, удовлетворяющая потребности ребёнка.
Формы и методы обучения, используемые в школе замещающих родителей
Программа школы замещающих родителей представляет собой:
тренинг из девяти занятий продолжительностью 3 часа каждое, которые проводятся преимущественно два раза в неделю;
лекции;
диагностику;
индивидуальные консультации.
Часы, выделенные на индивидуальные консультации, проводятся в период между занятиями.
Тренинг – это форма активного обучения, предполагающая усвоение новых знаний, навыков, и/или социальных установок через выполнение практических заданий и их последующий анализ. Практические задания обычно моделируют проблемные ситуации, с которыми можно встретиться в реальной жизни. Таким образом, тренинг – это форма обучения, которая предполагает активное участие слушателей и опирается на принцип «обучение через опыт».
На этапе первичного интервьюирования (приложение 1,2) и этапе подготовки заключения о ресурсах семьи проводятся индивидуальные консультации.
В исключительных случаях возможна индивидуальная подготовка кандидатов в замещающие родители или семейных пар при сохранении общего количества часов и содержания встреч (занятий).
Программа предназначена для того, чтобы помочь потенциальным и уже воспитывающим родителям обрести большую уверенность в себе благодаря новым знаниям, правильному пониманию своих возможностей, сильных и слабых сторон, собственной роли и роли сотрудников службы социальной защиты детей.
Ведущими школы замещающих родителей выступают специалисты, имеющие профессиональное образование в области психологии, педагогики и/или социальной работы, опыт практической работы с замещающими семьями и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также обладающие навыками проведения тренинга. Занятия проводит ведущий специалист Управления образования администрации муниципального образования Светлинский район Оренбургской области. Также, к проведению некоторых занятий школы привлекаются другие специалисты, в частности, педиатр и юрист, поскольку программа школы замещающих родителей включает правовые и медицинские вопросы.
Кроме того, программа должна помочь участникам подготовиться к совместной работе как к работе коллектива единомышленников. В результате они узнают, что могут обращаться за помощью к социальным работникам и специалистам службы, а также к другим родителям. Они смогут лучше понять потребности детей и подростков, воспитываемых ими.
В качестве диагностического материала психологом используется:
тест родительского отношения к детям (Варга - Столина);
методика «Измерение родительских установок и реакций» (Т.В.Нещерет);
тест «Диагностика родительской тревожности» (А.М.Прихожан);
методика «Экспресс – диагностика семейного состояния» (Р.В.Овчарова);
опросник «Сознательное родительство» (Р.В. Овчарова);
методика «Принятие и исполнение родительской роли» (Р.В.Овчарова);
методика «Позитивные родительские чувства» (Е.А. Падурина);
опросник «Родительская любовь и симпатия» (Е.В. Милюкова).
Ожидаемые результаты
У родителей должна быть формирована родительская компетентность (на уровне осведомленности, понимая проблемы и базовых навыков) в области воспитания детей, оставшихся без попечения.
Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке замещающих семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи замещающим семьям;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю;
о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны знать:
свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей и замещающим родителям;
заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Способы определения результативности
Успешность освоения курса подготовки каждого кандидата (семьи кандидатов) наблюдается специалистами в процессе обучения, а так же по результатам диагностического исследования и отражается в психологическом заключении.
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация кандидатов в замещающие родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в замещающие родители и завершается выдачей свидетельства установленного образца о прохождении программы подготовки.
Учебно-тематический план программы
№
| Темы
| Количество часов
| всего
| в том числе
| теоретические
занятия
| практические занятия
| индивидуальное консультирование
| 1
| Открытие школы. Приёмные родители и приёмные дети.
Понятие о мотивации приемных родителей.
| 4
|
| 3
| 1
| 2
| Анкетирование и тестирование граждан.
| 3
|
| 3
|
| 3
| Перед началом устройства ребёнка в семью.
| 3
|
| 3
|
| 4
| Особенности возрастного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
| 3
| 3
|
|
| 5
| Умственное и эмоциональное развитие приёмного ребёнка.
| 3
|
| 3
|
| 6
| Внутренний мир ребёнка: как его сохранить?
| 3
|
| 3
|
| 7
| Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей.
| 2
| 2
|
|
| 8
| Первая встреча с ребёнком.
| 3
|
| 3
|
| 9
| Этапы адаптации ребёнка в приёмной семье.
| 3
|
| 3
|
| 10
| Механизмы психологической защиты у детей.
| 2
| 2
|
|
| 11
| Трудности поведения. Вопросы дисциплины.
| 3
|
| 3
|
| 12
| Стили семейного воспитания.
| 2
| 2
|
|
| 13
| Здоровье приёмного ребёнка.
| 3
|
| 3
|
| 14
| Особенности полового воспитания детей.
| 2
| 2
|
|
| 15
| Правовые вопросы, связанные с устройством ребёнка в семью.
| 3
|
| 3
|
| 16
| Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители.
| 2
|
|
| 2
| 17
| Итоговая аттестация.
| 1
|
|
| 1
| Всего по программе
| 45
| 11
| 30
| 4
| | |