Информационно – аналитическая справка о деятельности Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» в 2012 году


НазваниеИнформационно – аналитическая справка о деятельности Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» в 2012 году
страница1/9
ТипДокументы
blankidoc.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Утверждаю:

Директор ЧОЦСЗ «Семья»

_____________А.В.Дягилева

«_____» декабря 2012 года

Информационно – аналитическая справка о деятельности

Челябинского областного центра социальной защиты «Семья»

в 2012 году.
В 2012 году на базе центра «Семья» проводилась работа по оказанию социально-бытовой, психолого-педагогической, юридической, медицинской и других видов адресной помощи для различных категорий граждан Челябинской области. Осуществлялись мероприятия по социальной поддержке семей, женщин и детей, нуждающихся в особой заботе государства и граждан, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию. В Центре «Семья» проводятся мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья, направленные на медико-социальную реабилитацию, создание условий для социальной адаптации детей. Проводится работа по социально-психологической реабилитации детей из семей «группы риска», попавших в кризисную ситуацию; проводится диагностика и групповое консультирование с элементами тренинговых упражнений в школе «Росток» граждан, желающих принять на воспитание в семью ребёнка сироту или ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Специалистами центра «Семья» в 2012 году решались следующие задачи:

  • социально-психологическая реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проживающих на территории Челябинской области;

  • осуществление мероприятий по организации медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей и подростков, состоящих на диспансерном учёте в органах здравоохранения;

  • определение и предоставление конкретных видов и форм адресной социальной помощи, семьям, женщинам и детям, оказавшимся в кризисной ситуации или нуждающимся в социальной реабилитации;

  • проведение школы «Росток» для граждан, желающих принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; диагностика психолого-педагогической и эмоциональной готовности граждан, желающих принять на воспитание ребёнка-сироту или ребёнка, оставшегося без попечения родителей;

  • проведение постоянно действующих семинаров для специалистов территорий в рамках работы по профилактике семейного неблагополучия;

  • совместная организация с управлениями социальной защиты Челябинской области социально-психологического патронажа семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • оказание информационно-методической помощи специалистам территорий Челябинской области по вопросам сопровождения семей попавших в трудную жизненную ситуацию;

  • взаимодействие с различными государственными органами и общественными объединениями по решению вопросов социальной защиты семьи, женщин, детей, подростков и граждан, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию;

  • социально-экономическая, психолого-педагогическая, правовая поддержка семей с детьми в решении проблем их самообеспечения и реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций на базе стационарного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями;

  • изучение отечественного и зарубежного опыта социальной защиты семьи, женщин, детей и подростков, организация апробирования новых форм, видов и методов в этой сфере с учётом социально-экономической ситуации в регионе;

  • внедрение новых технологий – онлайн консультирование граждан и специалистов, работающих в сфере социальной защиты населения, организация работы сайта semya-centr.ru.


В 2012 году населению Челябинской области предоставлялись следующие виды услуг: социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, социально-медицинские, социально-бытовые, социально-экономические. Услуги оказывались семьям, находящимся в социально опасном положении; несовершеннолетним; женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации; гражданам решившим принять на воспитание ребёнка в замещающую семью как по месту их проживания, так и в условиях отделений Центра «Семья», во время выездов на территории Челябинской области, через Телефон и Почту «Доверие», а также в рамках школы замещающих родителей «Росток». Проводились семинары для специалистов, работающих по проблеме семейного неблагополучия, индивидуальные и групповые консультации; психологические тренинги, тренинговые занятия, психологическая диагностика. Организован процесс медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и социально-психологической реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В 2012 году к основным видам деятельности ЧОЦСЗ «Семья» добавлена Государственная работа «Перевозка между субъектами Российской Федерации несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа и иных детских учреждений».

В истекшем году количество обслуженных граждан составило 71 159 человек.

Количество клиентов, обслуженных в 2012 году


Количество человек

Из них

на территории области выездной консультативной службой Центра Семья

в Центре «Семья» отделениями: социально-психологической помощи гражданам; первичного приема граждан;

организационно-методического

в стационарном отделении

71 159

2 959

67 459

741


Количество услуг, оказанных населению Челябинска и Челябинской области составило 144 483

Виды и количество оказанных услуг:

  • Социально-медицинские – 34 871

  • Социально-психологические – 72 584

  • Социально-бытовые – 2 968

  • Социально-правовые – 9 218

  • Социально-экономические – 2 423

  • Прочие – 22 419


Итоги работы за 2012 год отделения социально-психологической помощи семье и содействие устройству детей в семью. Школа «Росток». Служба «Доверие».
Целью работы отделения является оказание комплексной психолого-педагогической и социально-правовой помощи семьям (в том числе замещающим семьям), а так же содействие в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан. Профилактика вторичного сиротства.

Этих целей специалисты отделения добиваются через реализацию различных задач, к которым относится:

  • оказание консультативной психолого-педагогической, социально-правовой помощи;

  • проведение диагностики психолого-педагогической и эмоциональной готовности граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

  • осуществление психологической, педагогической, социально-правовой подготовки семей, решивших принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей – работа школы «Росток».

  • социально-психологическое и социально-правовое сопровождений семей, принявших детей на воспитание в семью, в том числе с выездом по месту проживания данных семей;

  • оказание комплексной психолого-педагогической помощи как средство профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • формирование духовно-нравственных ценностей как профилактика рискованного поведения;

  • оказание экстренной психолого-педагогической помощи в разрешении жизненных ситуаций, содействие выходу из кризисных состояний;

  • помощь в активизации творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из травмирующих ситуаций;

  • содействие в формировании субъективности граждан: расширение диапазона социально приемлемых личностных ресурсов для самостоятельного разрешения возникших проблем и преодоления имеющихся трудностей;

  • способствование формированию и развитию самоуважения и уверенности в себе у граждан, обратившихся за психологической помощью;

  • формирование психологической культуры, укрепление психологического здоровья населения;

  • информационно-методическая поддержка специалистов территорий;

  • информирование граждан о возможных путях решения проблем с помощью специалистов ЧОЦСЗ «Семья», а так же других государственных и общественных организаций.

Для реализации поставленных задач отделением используются различные формы, методы, направления работы, такие как:

  • психологическая диагностика;

  • тренинги;

  • групповые консультации;

  • обучающие семинары;

  • школа «Росток», для граждан, решивших принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

  • заочное (телефонное) консультирование;

  • индивидуальное очное психологическое консультирование;

  • семейное консультирование;

  • расстановки по Хеллингеру;

  • символдрама;

  • арт-терапия;

  • on-line консультирование на сайте ЧОЦСЗ «Семья»;

  • групповые и индивидуальные супервизии;

  • сотрудничество с Уполномоченным по правам ребенка и Уполномоченным по правам человека в Челябинской области по запросу;

  • работа со СМИ;

  • работа со студентами;

  • индивидуальное очное юридическое консультирование;

  • составление исковых документов;

  • психологическое сопровождение детей в суде;

  • составление ответов на письма почты «Доверие»;

  • разработка, издание и распространение буклетов, памяток;

  • социально-психологическое сопровождение;

  • социально-правовое сопровождение.


Одним из основных направлений деятельности отделения было и остается в текущем году оказание социально-психологической, психолого-педагогической и социально-правовой помощи семьям, решившим принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей. Эта деятельность развивается в рамках реализации государственной семейной политики, направленной на создание экономических, социальных и правовых условий полноценной деятельности семей, стимулирование их активности в осуществлении социальных функций, преодоление социального сиротства и развития семейных форм воспитания детей. К этому направлению относятся:

  • проведение подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в школе «Росток»;

  • психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители;

  • социально-психологическое, социально-правовое сопровождение замещающих семей;

  • информационно-методическая поддержка специалистов территорий Челябинской области по работе с замещающими семьями.

В истекшем году данная деятельность претерпела несколько изменений.

В 2012 году была изменена программа Школы «Росток». Эти изменения были определены Приказом Министерства социальных отношений Челябинской области от 31 июля 2012 г. № 238 «Об утверждении Программы и Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» и примерной программой подготовки граждан, решивших принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, предложенной Министерством образования Российской Федерации. В соответствии с Программой были разработаны и внедрены новые темы.

За 2012 год в Школе «Росток» было обслужено 2 650 человек, из них первично обратилось 315 человек, повторно – 2 335. Всего было обслужено 1890 семей, из них первично – 204, повторно – 1 686. Среди первично обратившихся семей 111 полных и 93 неполных.

С кандидатами в замещающие родители работали 13 специалистов (7 психологов, 2 юрисконсульта, 3 специалиста по социальной работе, психотерапевт). Всего было проведено 15 курсов занятий.

Одновременно с групповыми занятиями, прохождение школы «Росток» подразумевало получение индивидуальных консультаций.

В работе с кандидатами в замещающие родители наиболее эффективными продолжали оставаться тренинговые занятия, групповые консультации, мини-семинары и обмен опытом.

Среди наиболее эффективных техник работы можно выделить: мозговой штурм, ролевые игры, программированные инструкции, анализ конкретных случаев, анализ ранних воспоминаний, использование различных притч, метафор.

До 1 сентября 2012 года гражданам, успешно прошедшим курс подготовки в Школе «Росток» выдавались справки о прохождении подготовки, а с сентября 2012 года, кандидаты в замещающие родители стали получать свидетельства. Каждое свидетельство именное, имеет свой номер, в нем указываются дата выдачи и период прохождения подготовки. Таких свидетельств в период с 1 сентября 2012 года по 29 декабря 2012 года было выдано 101.

В 2012 году были внесены изменения в диагностический блок работы с кандидатами в замещающие родители. Было выделено два блока методик (основной и дополнительный), используемых в ходе диагностики психолого-педагогической и эмоциональной готовности граждан решивших принять ребенка на воспитание.

Поскольку успешность воспитания во многом зависит от личностных качеств родителей, их воспитательных установок, а так же от особенностей внутрисемейных отношений, основное внимание при проведении диагностики уделялось исследованию именно этих параметров.

В 2012 году диагностику психолого-педагогической и эмоциональной готовности принять ребенка на воспитание прошли 819 человек (516 семей: 303 полные и 213 неполные), им было оказано 4 361 услуг (из них 4 218 – непосредственно диагностика, и 143 – сопутствующие психологические и/или юридические консультации).

Преобладающей формой устройства детей в семью является опека – 54%. Это связано с тем, что чаще всего обращаются кровные родственники, которые берут под опеку своих внуков и племянников, а также с тем, что процедура оформления опеки более простая по сравнению с усыновлением, поэтому родители предпочитают сначала оформлять опеку. Далее – усыновление и приемная семья – 24% и 19% соответственно. Гораздо реже граждане обращаются с желанием изменить форму устройства с опеки или приемной семьи на усыновление – 3%. (график 1)

График 1. Форма устройства детей в семью



Для большинства кандидатов в замещающие родители немаловажное значение имеют пол и возраст ребенка.

По предпочитаемому полу ребенка семьи кандидатов в замещающие родители распределились следующим образом:

  • 33,9% семей кандидатов в замещающие родители хотели бы принять в семью мальчиков;

  • 48,75% семей кандидатов в замещающие родители хотели бы принять в семью девочек;

  • 10,2% семей кандидатов в замещающие родители хотели бы принять в семью, как мальчиков, так и девочек;

  • для 7,15% семей кандидатов в замещающие родители пол ребенка значения не имеет.


Возраст детей, устраиваемых в семьи:

  • 38,5% испытуемых хотели бы принять в семью ребенка в возрасте от 0 до 3 лет

  • 15,5% - от 4 до 6 лет

  • 24,7% - от 7 до 10 лет

  • 21,3% - от 11 до 17 лет

При этом важно отметить, что для детей старшего возраста (предподросткового и подросткового) чаще оформляется опека родственниками, и в таких случаях вопрос о поле и возрасте ребенка перед кандидатами в замещающие родители не стоит.
Большинство граждан, проходивших диагностику психолого-педагогической и эмоциональной готовности, воспитывают или уже воспитали собственных детей (73,65%). На втором месте среди обращений бездетные семьи (22,85%). Дале идут семьи, имеющие опыт воспитания приемных детей – семьи с биологическими и приемными детьми и семьи только с приемными детьми (по 1,75% соответственно). Таблица 1.
Таблица 1. Наличие детей в семьях кандидатов в замещающие родители

Семьи с биологическими детьми

Бездетные семьи

Семьи с приемными детьми

Семьи с биологическими и приемными детьми

73,65%

22,85%

1,75%

1,75%


68,15% семей, решивших взять ребенка на воспитание, являются полными, 31,85% – неполными.

Наибольшее количество обратившихся в возрасте от 26 до 40 лет и от 41 до 55 лет (47,4% и 35,4% соответственно), далее идут кандидаты в возрасте 56-65 лет (12%), до 25 лет и старше 65 лет (4,1% и 1,1% соответственно). График 2.

График 2. Возраст кандидатов в замещающие родители



Значительная часть кандидатов в замещающие родители имеют средне-специальное (35%) или среднее (33%) образование, высшее образование есть у 19,5%, неполное среднее, а также неоконченное высшее образование у 10% и 2,5% соответственно. График 3.

График 3. Образовательный уровень кандидатов в замещающие родители



Прием ребенка замещающие родители чаще мотивировали как заботу о ребенке и желание дать ему семью, так же причиной указывали невозможность иметь биологических детей по причине бесплодия одного из супругов, либо вследствие перенесенных абортов и операционных вмешательств. Часты случаи обращений кровных родственников, которые берут под опеку своих внуков и племянников. Часто обращаются бабушки и дедушки, дети которых находятся в наркотической или алкогольной зависимости, ведут асоциальный образ жизни, находятся в местах лишения свободы. При этом они далеко не всегда воспринимают сложившуюся ситуацию как кризисную, травмирующую, не думают о том, что возможно они сами допустили какие-то ошибки в воспитании детей, в результате чего их внуки оказались без попечения родителей.

Анализ работы школы «Росток» с момента ее существования подтвердил, что наиболее успешной моделью вхождения ребенка в семью является та модель, когда ребенок из специализированного учреждения входит в семью через гостевой режим. В это время потенциальные родители проходят подготовку в школе «Росток», психотерапию (в случае рекомендации), а ребенок получает социально-психологическую поддержку. Если родители за время прохождения подготовки в школе «Росток» определились с дальнейшей формой семейного устройства ребенка, то несовершеннолетний передается на воспитание в семью. При наличии сомнений гостевой режим продлевается на срок, который определяется договором. По истечении срока действия договора определяется форма устройства ребенка в семью: приемная семья, усыновление, установление опеки или попечительства.

Анализ работы школы приемного родителя позволяет оценить эффективность приемных родителей. Эффективными были родители, которые уже воспитали приемных детей, но чувствовали в себе силы и желания продолжать этот позитивный опыт.

Неэффективными оказались те, кто имеет собственных несовершеннолетних детей и наивно полагает, что взяв подростка, он облегчает воспитание родных детей.

Даже после прохождения школы «Росток», не все до конца осознавали, что воспитывать собственных детей – совсем не то же самое, что воспитывать чужих детей. Иногда мы наблюдали, что родители очень старались делать это одинаково, не понимая, что их бессознательные установки и сценарии все равно будут влиять на процесс воспитания.

Очень сложно воспитывать своих и чужих детей с небольшой разницей в возрасте. Многие проблемы выходят на соперничество кровных и приемных детей. Это еще раз подтверждает, что биологическое в человеке столь же явственно представлено, как и социальное и каждый ребенок в семье, будь то кровный или приемный будет бороться за внимание матери любыми доступными способами. Именно поэтому наиболее эффективными становятся те семьи, которые воспитали своих детей, они отделились от них. Родители зрелые, у них есть позитивный опыт и силы, терпение для воспитания приемных детей.

Вторая группа родителей это люди, которые не имели своих собственных детей, они могут быть эффективными, если они «растут» как родители и «приняли» ребенка с его историей жизни. Но они могут быть и неэффективными, если будут ожидать от ребенка высоких достижений.

В своих наблюдениях, беседах, анализе, мы отметили еще один факт, что процесс адаптации ребенка в семье не зависит от интеллекта взрослых. Весьма успешными оказались мамы и папы, проживающие в сельской местности. Они не ставили перед приемными детьми высоких планок, принимали их любыми, радовались даже малым достижениям детей.

Итак, эффективные родители – эмоциональны, демократичны, но если надо проявить твердость они могут это сделать; терпимы, гибки, открыты на принятие ребенка с его прошлым опытом; готовы прощать ошибки, идти чуть впереди развития приемного ребенка; имеют успешный опыт собственного родительства. Главное, принимая ребенка в семью они решают проблемы ребенка, а не свои за счет ребенка; осознают и несут ответственность за него, проживая любые трудности ищут креативные решения.

Особенное внимание при проведении диагностики специалисты уделяли уточнению мотивов создания замещающей семьи при обращении семейных пар, еще воспитывающих собственных детей. В одних случаях это желание реализовать себя еще раз в качестве родителя, высокий воспитательный, педагогический потенциал. В других случаях – это желание иметь девочку (если в семье мальчик) и наоборот. Обращаются семьи, в которых есть сводные дети от первых браков, но нет совместного ребенка. Иногда, создание замещающей семьи – это попытка решить проблемы взаимоотношений с родными детьми за счет приемного. Бывают обращения после семейной трагедии – смерти ребенка либо близкого родственника. Иногда семьи приходят сразу после несчастья, в состоянии острого горя. В таких случаях проводится психокоррекционная работа, предлагается отложить на время решение вопроса.  Приходят  супруги, обиженные собственными детьми, одинокие в душе, ждущие благодарности от приемного ребенка за то, что его возьмут в семью. Здесь можно предположить, что с приемным ребенком  они тоже не найдут понимания.

В подобных случаях специалисты, проводящие диагностику, рекомендовали органам опеки и попечительства рассмотреть вопрос о целесообразности передачи ребенка в данную семью. Несформированность мотивов свидетельствует о том, что семья не готова к воспитанию ребенка, и его адаптация в семье будет затруднена. Семье в таких ситуациях рекомендовали пройти курс семейного консультирования или терапии, после чего – повторную диагностику.

Помимо мотивов принятия ребенка на воспитание, внимание уделялось исследованию уровня агрессии и тревожности кандидатов в замещающие родители, а так же их воспитательный потенциал и особенности внутрисемейных отношений.

На основании данных полученных в ходе психологической диагностики составлялись психологические заключения. При составлении заключений специалисты сопоставляли, сравнивали и описывали взаимосвязь разных личностных особенностей и индивидуальных характеристик испытуемых. Каждое заключение выносилось на консилиум, обсуждалось всеми специалистами. Всего в 2012 году было проведено 72 консилиума, на них рассмотрено 786 человек.

Но не только подготовка и диагностика кандидатов в замещающие родители входили в задачи отделения. За отчетный период осуществлялось социально-психологическое и социально-правое сопровождение замещающих семей, в том числе и с организацией выездов по месту их жительства. На выездах по сопровождению было обслужено 15 человек. Основная проблематика – межличностные отношения, школьная дезадаптация, высокий уровень тревожности, низкая самооценка, последствия психотравмирующей ситуации, пережитой ребенком, поведение ребенка, кризисы развития, навязчивые страхи. Специалисты выезжали в Сосновский, Аргаяшский, Красноармейский муниципальные районы и в г. Еманжелинск.

В начале года проводилась совместная работа группы самопомощи замещающих родителей ГУ ЧОЦСЗ «Семья» и Регионального благотворительного фонда «Теплый дом». Было проведено 2 встречи, с участием 31 человека.

Данные встречи носили неформальный характер, в рамках встреч специалисты ГУ ЧОЦСЗ «Семья» проводили психогимнастические игры, а также игры на знакомство, оказывали консультативную психологическую помощь приемным семьям.
Следующим важным направлением деятельности отделения является консультирование населения г. Челябинска и Челябинской области, как индивидуальное, так и семейное. В 2012 году специалистами отделения социально-психологической помощи проведено 3 350 консультаций, из них:

  • Социально-правовые очные – 524;

  • Социально-правовые заочные – 922;

  • Психологическое консультирование (индивидуальное и семейное) – 1904 (из них 127 консультаций – работа с детьми);

В очном психологическом консультировании использовались методы (технологии), такие как:

  • Когнитивно-поведенческая психотерапия

  • Позитивная психотерапия

  • Суггестивная психотерапия

  • Нейролингвистическое программирование

  • Кататимно-имагинативная психотерапия (символдрама)

  • Стратегическая, семейная терапия Р. Коннера

  • Расстановки по Хеллингеру

Основные запросы, с которыми граждане обращались на консультации:

  • Особенности процесса адаптации ребенка в семье

  • Эмоциональная связь ребенка с биологическими родителями, тайна усыновления

  • Личностные особенности, которые могут влиять на процесс воспитания

  • Семейные, супружеские конфликты; трудности взаимоотношений мужчина-женщина

  • Трудности родительско-детских отношений, неудовлетворенность родителей поведением ребенка

  • Жестокое обращение с приемным ребенком, сексуальное насилие: как выявить, как помогать ребенку.

  • Психотравмирующие ситуации (родительско-детские отношения, созависимые отношения, экзистенциальный кризис, смерть близкого человека)

  • Личностные проблемы

  • Проблема выбора


В течение года специалисты, наравне со специалистами других отделений ЧОЦСЗ «Семья» занимались внедрением новой формы работы – on-line консультирования. В 2012 году специалистами отделения было проведено 84 on-line консультаций, в том числе и со специалистами УСЗН области.

Основные проблемы, заявляемые при обращении на сайт ЧОЦСЗ «Семья»:

- личностные трудности

- межличностное взаимодействие

- вопросы развития и воспитания детей

- информация о специалистах и услугах ЧОЦСЗ «Семья»

Специалисты УСЗН различных территорий области обращались преимущественно за информационно-методической поддержкой.
Продолжалась работа почты «Доверие». Изменена форма предоставления данной услуги: обращения стали приходить на адрес электронной почты отделения rostok_shkola@mail.ru, это позволило значительно ускорить процесс оказания данной услуги. Тем не менее, граждане по-прежнему могут написать письмо на юридический адрес ЧОЦСЗ «Семья».

В 2012 году на почту «Доверие» обратилось 31 человек, им было оказано 101 услуга. В основном, это специалисты различных организаций социальной защиты населения Челябинской области. Были и обращения граждан. Специалисты районных организаций обращались за информационно-методической помощью. Такие обращения были особенно актуальны после проведения специалистами ЧОЦСЗ «Семья» выездных тренингов, консультаций и семинаров, когда на занятиях или после них затрагивались вопросы, не касающиеся проводимой темы, но по которым можно было переслать методические материалы. Население области обращалось по вопросам, связанным с личностными и межличностными трудностями, а так же по социально-правовым вопросам.
За отчетный период на телефон «Доверие» было принято 15 032 обращения.

Клиенты обращаются не только для разрешения личностных и семейных проблем, но и для получения информации. В представленных ниже диаграммах можно увидеть, что с небольшой разницей, но все же чаще на телефон «Доверие» в 2012 года обращались женщины (график 4). Они более эмоциональны, чувствительны, и, в отличие от мужчин, стараются использовать все виды помощи. Тем не менее, следует отметить, что и мужчины прибегают к услугам телефонного консультирования. Это может быть связано с тем, что служба является анонимной, в связи с чем собеседникам проще довериться консультанту.

Среди возрастных групп клиентов телефона «Доверие» можно выделить 21–35, 35-50 и после 50 лет (график 4). Связано это с возрастными особенностями человека. Накопленные в процессе социализации новообразования приводят к кризису. Возрастной кризис – это всегда переход к новому видению, новому уровню развития; меняются мировоззрение.

Причиной обращения телефон «Доверие» людей пенсионного возраста так же может являться недостаток общения и желание продолжать активную жизнь, интенсивность которой снижается после выхода на пенсию.

Во всех этих ситуациях, которые можно расценить как тяжелые, кризисные, человек стремится получить помощь и поддержку, как от близких людей, так и от специалистов.

Дети и подростки обращаются преимущественно на экстренную линию детского телефона доверия.

Примерно одинаковое количество обращений поступило от граждан, состоящих в браке и от граждан, не состоящих в браке. На определенных стадиях становления и развития семьи возникают трудности, которые угрожают ее жизнедеятельности (известие о супружеской измене, длительные и устойчивые конфликты между членами семьи, невозможность иметь детей и т.д.). Один из супругов, как правило, женщина, обращается к психологу за помощью в решении конкретных проблем. Граждане, не состоящие в браке – их число превалирует в связи с ростом звонков от лиц от 21 до 35 лет. Скорее всего это связано с социальными изменениями в обществе. Большинство молодых людей сейчас стремятся к тому, чтобы обеспечить себя материально, а потом уже создавать семью (возможно, высокие ставки по кредитам и затяжной экономический спад влияет на нежелание иметь еще и семейные обязательства). Обращение лиц, состоящих в сожительстве менее часты. К тому же большинство женщин предпочитает (даже при анонимном обращении) говорить о том, что состоят в зарегистрированном браке (график 4).


График 4.

Пол обратившихся на телефон «Доверие»

Возраст обратившихся на телефон «Доверие»

Семейное положение обратившихся на телефон «Доверие»







Причины обращений на телефон «Доверие» разнообразны. Но можно выделить наиболее значимые и часто встречаемые трудности (график 5).

Наибольшие показатели в рейтинге проблем занимают:

    1. Взаимоотношение и общение. Поскольку общение сопровождает человека на протяжении всей жизни, очень часто собеседники интересуются способами эффективного общения, обращаются с просьбой помочь понять психологический аспект в поведении близких, друзей, знакомых, супругов, коллег, руководства, хотят узнать, как вести себя в конфликтной ситуации на работе, дома, какие существуют способы позитивного, бесконфликтного общения.

    2. Личностные проблемы. Большое количество обсуждаемых с собеседником проблем, которые могут касаться любых вопросов и сфер жизнедеятельности, так или иначе упираются в проблемы личностной сферы. Многие трудности во взаимоотношениях с окружающими и в семье бывают связаны с личностными особенностями и проблемами конкретного человека. Неумение и нежелание принимать себя усложняет жизнь человека, поэтому вполне естественно его стремление справиться с этими трудностями.

    3. Семейные/супружеские отношения. Семья является одним из главных институтов в жизни человека, поэтому желание находиться в благоприятной атмосфере дома является естественной потребностью.

    4. Психолого-педагогические проблемы с детьми. Родителям зачастую не хватает имеющихся у них знаний о развитии и воспитании ребенка. Многие из них, при возникновении трудностей, связанных с ребенком, обращаются за консультацией к специалистам. При всей своей занятости, современные родители, экономя время, обращаются за консультациями по телефону.

    5. Социальные проблемы. Поскольку большинство социальных проблем (потеря работы, низкий заработок, неудовлетворительные жилищные, неустроенность детей в школу и прочее) являются кризисными, люди, оказавшиеся в тяжелом социальном положении, стремятся хоть немного уменьшить свои негативные переживания через беседу с консультантом.

Несмотря на тот факт, что суицидальные обращения и насилие стоят на последних местах в рейтинге, эти проблемы продолжают оставаться актуальными. Анализ обращений на телефон «Доверие» показывает важность повышения психологической грамотности населения и развития представлений о различных путях выхода из кризисных ситуаций, что, в свою очередь, будет являться профилактикой рискованного, суицидального поведения.

Помимо возможности решить проблемы по телефону «Доверие», звонящие интересуются работой специалистов ЧОЦСЗ «Семья», по каким проблемам и как можно получить консультации, как записаться на очную консультацию к специалисту, в какие еще учреждения они могут обратиться за решением важного для них вопроса.

График 5.

Рейтинг проблем, с которыми граждане обращаются

на телефон «Доверие»



  1. Взаимоотношение и общение – 4612

  2. Справочно-информационные – 3474

  3. Семейные/супружеские отношения – 1763

  4. Личностные проблемы – 1392

  5. Психолого-педагогические проблемы с детьми – 1020

  6. Социальные проблемы – 1000

  7. Наркологические проблемы – 502

  8. Травмирующие ситуации – 465

  9. Сексуальные отношения – 357

  10. Здоровье, болезнь – 346

  11. Насилие – 63

  12. Суицидальные проблемы – 38


Поскольку работа консультанта телефона «Доверие» связана с большими эмоциональными и личностными затратами, требует постоянного непрерывного самообучения и профессионального развития, на протяжении всего 2012 года специалист Чермных А.А. проводила супервизии для консультантов телефона «Доверие». Всего было проведено 36 супервизий, из них 1 групповая с участием 9 человек и 27 индивидуальных.
В течение 2012 года проводилась работа по обращениям Уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области Павловой М.Н. Всего в 2012 году специалистами ЧОЦСЗ «Семья» была проведена работа и составлены ответы по 10 обращениям. Обращения касались вопросов психологического консультирования граждан, переживающих кризисную ситуацию; детей, переживающих развод родителей; так же были запросы на проведение психологического обследования ребенка по выявлению факта жестокого обращения в семье и обращения с просьбой оказания реабилитационных услуг в стационарных отделениях ЧОЦСЗ «Семья».

Кроме работы по запросам Уполномоченного, специалистами отделения так же проводилась работа по запросам и направлениям других организаций:

  1. Психологическая диагностика внутрисемейных отношений кандидатов в приемные родители по направлению УСЗН Администрации Миасского городского округа № 3026 от 12 июля 2012г.

  2. Психологическое обследование на определение психоэмоционального состояния ребенка по запросу Сосновского районного суда Челябинской области от 19.06.2012г.

  3. Психологическое обследование на определение психоэмоционального состояния ребенка по направлению № 1924-ОП от 18 октября 2012г. от УСЗН г. Троицка, 23 октября 2012г.

  4. Психологическая диагностика с целью исследования личностных особенностей и отношения ребенка к потенциальной замещающей семье по запросу МКОУ «Специальный детский дом» г. Миасса.

  5. Психологическая консультация и диагностика с целью исследования личностных особенностей ребенка по запросу МУ КЦСОН Аргаяшского муниципального района.


Специалисты отделения принимали участие в работе выездной консультационной службы, где проводили психологическую диагностику, индивидуальные, семейные и групповые консультации, тренинги, мастер-классы, в том числе в рамках семинаров.

В течение года специалисты отделения приняли участие во внеплановой выездной работе по запросам территорий области.

13 апреля 2012 года специалисты ЧОЦСЗ «Семья» провели работу в МОУ СОШ №26 п. Первомайский по запросу УСЗН Коркинского муниципального района. На базе школы были проведены следующие мероприятия:

  1. индивидуальное консультирование с 3 ученицами школы, совершившими суицидальные попытки. Семейное консультирование по профилактике суицидального поведения ребенка.

  2. Психологическая диагностика учащихся класса, направленная на выявление их личностных особенностей и эмоционального состояния, с целью профилактики суицидального поведения.

  3. Индивидуальное консультирование администрации школы.

  4. Групповая консультация педагогического состава школы по вопросам выявления причин и профилактики суицидального поведения (какими бывают основные причины суицидального поведения детей; как распознать суицидальные намерения и тенденции в поведении детей; какие существуют меры профилактики суицидального поведения).

  5. Круглый стол по результатам работы.

На основании результатов всех проведенных консультаций и материалов диагностики администрации школы было рекомендовано:

  1. Организовать консультативную и коррекционную работу с родителями и педагогами, направленную на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения и преодоления страхов.

  2. Организовать коррекционную работу с учащимися направленную на развитие эмоционально-личностной сферы, снятие состояния эмоционального дискомфорта, укрепление уверенности в себе, развитие самооценки, оказание помощи в открытии своего «я», создание ситуации успеха, развитие навыков саморегуляции, выражения негативных эмоций социально-приемлемыми способами, снятие враждебности во взаимоотношениях со сверстниками, развитие навыков общения.

  3. Обратить внимание на семейную ситуацию детей, а также взаимоотношения между коллективом преподавателей и учениками.

24 сентября 2012 г. на основании ходатайства Администрации Кизильского муниципального района Челябинской области был организован выезд специалистов ЧОЦСЗ «Семья» для работы в МОУ СОШ п. Измайловский Кизильского муниципального района.

На базе школы были проведены следующие мероприятия:

  1. Психологическая диагностика учащихся.

  2. Психологическая диагностика учителей.

  3. Индивидуальное консультирование администрации школы.

  4. Круглый стол по результатам работы.

На основании результатов диагностики и материалов, полученных при проведении работы, администрации было рекомендовано:

  1. Организовать профилактическую, консультативную и коррекционную работу с родителями и педагогами, направленную на развитие способности противостоять воздействиям людей и организаций, которые могут нанести вред физическому и психическому здоровью.

  2. Организовать профилактическую и коррекционную работу с учащимися направленную развитие способности противостоять воздействиям людей и организаций, наносящих вред физическому и психическому здоровью, а так же направленную на развитие эмоционально-личностной сферы, снятие состояния эмоционального дискомфорта, укрепление уверенности в себе, развитие самооценки, оказание помощи в открытии своего «я», создание ситуации успеха, развитие навыков саморегуляции, выражения негативных эмоций социально-приемлемыми способами, снятие враждебности во взаимоотношениях со сверстниками, развитие навыков общения.

  3. Обратить внимание на семейные ситуации детей и на взаимоотношения в педагогическом коллективе.


Специалисты отделения в качестве участников и ведущих принимали участие в семинарах «Технологии работы с семейным неблагополучием», проводимых на базе ЧОЦСЗ «Семья».

В дополнение к практической работе, на протяжении всего 2012 года специалисты занимались информационно-методическими разработками. Были подготовлены информационно-методические материалы для групповых консультаций и тренингов, подготовлены и выпущены буклеты в помощь детям, родителям и специалистам.

Во втором полугодии было отредактировано, дополнено и выпущено методическое пособие «Становление новой семьи» для граждан, решивших принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Начиная с октября 2012 года, еженедельно специалисты предоставляли информационные статьи о текущей деятельности отделения для размещения в новостной ленте сайта ЧОЦСЗ «Семья». Всего было предоставлено 10 информационных статей. Так же была предоставлена информация для размещения на сайте в рубриках от каждого специалиста.
В рамках профилактики психоэмоционального выгорания для специалистов отделения были проведены тренинги и мастер-классы:

  • март 2012г. Проведение мастерской «Декупаж».

  • апрель 2012г. Проведение мастерской «Кукла-веснушка» (куклотерапия).

  • октябрь 2012г. Тренинге по профилактике профессионального выгорания консультантов телефона доверия.

  • ноябрь 2012г. Проведение мастерской «Кукла-зерновушка» (куклотерапия).


В течение года специалистов отделения являлись руководителями производственной практики 9 студентов. Будущие специалисты знакомились с деятельностью отделения, принимали участие в проведении групповых консультаций, в обработке данных психологических обследований, так же с некоторыми студентами было проведено очное консультирование и супервизирование. Супервизии позволяют студентам, проходящим подготовку на Телефоне «Доверие» обозначить для самих себя основные внутриличностные проблемы и личностные особенности, которые могут оказать негативное влияние на процесс консультирования и вызвать феномен «сгорания». Супервизия также выполняет обучающую и ресурсную функцию.
В 2012 году фактически отделением социально-психологической помощи семье и содействие устройству детей в семью. Школа «Росток». Служба «Доверие» было обслужено 23 117 человек, им было оказано 27 126 услуг.

В рамках приоритетного направления (работа с приемными семьями, а также консультирование населения очное и заочное) было обслужено 22 130 человек.

Работа, которая в течение 2012 года проводилась в отделении в рамках Школы «Росток» по подготовке граждан к принятию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью, продолжает быть эффективной и востребованной на территории Челябинска и Челябинской области. Школой «Росток» в течение года было обслужено 2 650 человек, из них первично – 315, повторно – 2 335.

С 1 сентября 2012 года в соответствии со вступившими в силу поправками к Семейному и Гражданскому процессуальному кодексу, гражданам, успешно прошедшим курс подготовки, стали выдавать свидетельства установленного образца. Таких свидетельств в период с сентября по декабрь 2012 года было выдано 101.

При проведении диагностики психолого-педагогической и эмоциональной готовности принять ребенка на воспитание, специалистами было определено, что приоритетной формой семейного устройства в 2012 году являлась опека. Среди кандидатов в замещающие родители большое количество семей, в которых уже имеются биологические дети, а так же родственников детей, оставшихся без попечения родителей. Возраст кандидатов в замещающие родители варьируется, в основном, в пределах от 26 до 55 лет. Люди этого возраста характеризуются личностной и эмоциональной зрелостью, у них достаточно сил и ресурсов для успешного воспитания детей.

Оставались актуальными для населения индивидуальные консультации психологов, проводимых при обращении в Центр, а так же юрисконсультом при психолого-педагогической диагностике граждан, выразивших желание взять ребенка на воспитание в семью.

Остается востребованной работа телефона «Доверие», в рамках которой осуществляется социально-психологическая и социально-правовая помощь жителям Челябинской области.

Получило достаточное распространение новое направление работы – on-line консультирование.

Показал свою эффективность дополненный новыми методиками диагностический комплекс по определению психолого-эмоциональной и мотивационной готовности граждан к принятию ребенка в семью.

Продолжена работа со специалистами на территории Челябинской области через семинары, проводимые как на базе ЧОЦСЗ «Семья», так и в рамках выездной консультационной службы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Информационно – аналитическая справка о деятельности Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» в 2012 году iconМетодическое пособие Министерство социальных отношений Челябинской...
Реабилитации детей и подростков в деятельности специалистов челябинского областного центра

Информационно – аналитическая справка о деятельности Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» в 2012 году iconМетодическое пособие Из опыта работы Челябинского областного центра социальной защиты «Семья»
Психолого-педагогические и юридические аспекты помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию

Информационно – аналитическая справка о деятельности Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» в 2012 году iconМетодическое пособие Из опыта работы Челябинского областного центра социальной защиты «Семья»
Психолого-педагогические и юридические аспекты работы с семьями, готовящимися принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся...

Информационно – аналитическая справка о деятельности Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» в 2012 году iconИнформационно – аналитическая справка о деятельности момвд россии...
Ой власти и местного самоуправления проведена планомерная работа по выполнению требований Президента и Правительства Российской Федерации...

Информационно – аналитическая справка о деятельности Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» в 2012 году iconАналитическая справка по итогам 2013-2014 учебного года
В 2013 – 2014 учебном году в лицее обучался 635 человек (в 2011-2012 учебном году в школе обучалось 494 человека; в 2012-2013 учебном...

Информационно – аналитическая справка о деятельности Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» в 2012 году iconАналитическая справка по итогам работы Брединского росп за первое полугодие 2012 года
Российской Федерации. Об исполнительном производстве, обеспечение установленного порядка деятельности судов

Информационно – аналитическая справка о деятельности Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» в 2012 году iconИнформационно-аналитическая справка по результатам работы по аттестации...
В дошкольном учреждении следующий кадровый состав: 1 руководитель и 12 педагогов: из них 6 – воспитателей и 6 специалистов. Все педагогические...

Информационно – аналитическая справка о деятельности Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» в 2012 году iconI. Аналитическая справка за 2012-2013 год

Информационно – аналитическая справка о деятельности Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» в 2012 году iconУправление социальной защиты населения прика з 2017г. № О внесении...
По результатам проведенного мониторинга и в целях приведения нормативных правовых актов управления социальной защиты населения в...

Информационно – аналитическая справка о деятельности Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» в 2012 году iconПрограмма Школы для замещающих родителей «Росток»
Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» создан в 1998 году. На сегодняшний день в его структуру входит восемь отделений,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru