Утверждаю:
Директор ЧОЦСЗ «Семья»
_____________А.В.Дягилева
«_____» декабря 2012 года
Информационно – аналитическая справка о деятельности
Челябинского областного центра социальной защиты «Семья»
в 2012 году. В 2012 году на базе центра «Семья» проводилась работа по оказанию социально-бытовой, психолого-педагогической, юридической, медицинской и других видов адресной помощи для различных категорий граждан Челябинской области. Осуществлялись мероприятия по социальной поддержке семей, женщин и детей, нуждающихся в особой заботе государства и граждан, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию. В Центре «Семья» проводятся мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья, направленные на медико-социальную реабилитацию, создание условий для социальной адаптации детей. Проводится работа по социально-психологической реабилитации детей из семей «группы риска», попавших в кризисную ситуацию; проводится диагностика и групповое консультирование с элементами тренинговых упражнений в школе «Росток» граждан, желающих принять на воспитание в семью ребёнка сироту или ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
Специалистами центра «Семья» в 2012 году решались следующие задачи:
социально-психологическая реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проживающих на территории Челябинской области;
осуществление мероприятий по организации медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей и подростков, состоящих на диспансерном учёте в органах здравоохранения;
определение и предоставление конкретных видов и форм адресной социальной помощи, семьям, женщинам и детям, оказавшимся в кризисной ситуации или нуждающимся в социальной реабилитации;
проведение школы «Росток» для граждан, желающих принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; диагностика психолого-педагогической и эмоциональной готовности граждан, желающих принять на воспитание ребёнка-сироту или ребёнка, оставшегося без попечения родителей;
проведение постоянно действующих семинаров для специалистов территорий в рамках работы по профилактике семейного неблагополучия;
совместная организация с управлениями социальной защиты Челябинской области социально-психологического патронажа семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
оказание информационно-методической помощи специалистам территорий Челябинской области по вопросам сопровождения семей попавших в трудную жизненную ситуацию;
взаимодействие с различными государственными органами и общественными объединениями по решению вопросов социальной защиты семьи, женщин, детей, подростков и граждан, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию;
социально-экономическая, психолого-педагогическая, правовая поддержка семей с детьми в решении проблем их самообеспечения и реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций на базе стационарного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями;
изучение отечественного и зарубежного опыта социальной защиты семьи, женщин, детей и подростков, организация апробирования новых форм, видов и методов в этой сфере с учётом социально-экономической ситуации в регионе;
внедрение новых технологий – онлайн консультирование граждан и специалистов, работающих в сфере социальной защиты населения, организация работы сайта semya-centr.ru.
В 2012 году населению Челябинской области предоставлялись следующие виды услуг: социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, социально-медицинские, социально-бытовые, социально-экономические. Услуги оказывались семьям, находящимся в социально опасном положении; несовершеннолетним; женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации; гражданам решившим принять на воспитание ребёнка в замещающую семью как по месту их проживания, так и в условиях отделений Центра «Семья», во время выездов на территории Челябинской области, через Телефон и Почту «Доверие», а также в рамках школы замещающих родителей «Росток». Проводились семинары для специалистов, работающих по проблеме семейного неблагополучия, индивидуальные и групповые консультации; психологические тренинги, тренинговые занятия, психологическая диагностика. Организован процесс медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и социально-психологической реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В 2012 году к основным видам деятельности ЧОЦСЗ «Семья» добавлена Государственная работа «Перевозка между субъектами Российской Федерации несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа и иных детских учреждений».
В истекшем году количество обслуженных граждан составило 71 159 человек.
Количество клиентов, обслуженных в 2012 году
Количество человек
| Из них
| на территории области выездной консультативной службой Центра Семья
| в Центре «Семья» отделениями: социально-психологической помощи гражданам; первичного приема граждан;
организационно-методического
| в стационарном отделении
| 71 159
| 2 959
| 67 459
| 741
|
Количество услуг, оказанных населению Челябинска и Челябинской области составило 144 483
Виды и количество оказанных услуг:
Социально-медицинские – 34 871
Социально-психологические – 72 584
Социально-бытовые – 2 968
Социально-правовые – 9 218
Социально-экономические – 2 423
Прочие – 22 419
Итоги работы за 2012 год отделения социально-психологической помощи семье и содействие устройству детей в семью. Школа «Росток». Служба «Доверие». Целью работы отделения является оказание комплексной психолого-педагогической и социально-правовой помощи семьям (в том числе замещающим семьям), а так же содействие в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан. Профилактика вторичного сиротства.
Этих целей специалисты отделения добиваются через реализацию различных задач, к которым относится:
оказание консультативной психолого-педагогической, социально-правовой помощи;
проведение диагностики психолого-педагогической и эмоциональной готовности граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
осуществление психологической, педагогической, социально-правовой подготовки семей, решивших принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей – работа школы «Росток».
социально-психологическое и социально-правовое сопровождений семей, принявших детей на воспитание в семью, в том числе с выездом по месту проживания данных семей;
оказание комплексной психолого-педагогической помощи как средство профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
формирование духовно-нравственных ценностей как профилактика рискованного поведения;
оказание экстренной психолого-педагогической помощи в разрешении жизненных ситуаций, содействие выходу из кризисных состояний;
помощь в активизации творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из травмирующих ситуаций;
содействие в формировании субъективности граждан: расширение диапазона социально приемлемых личностных ресурсов для самостоятельного разрешения возникших проблем и преодоления имеющихся трудностей;
способствование формированию и развитию самоуважения и уверенности в себе у граждан, обратившихся за психологической помощью;
формирование психологической культуры, укрепление психологического здоровья населения;
информационно-методическая поддержка специалистов территорий;
информирование граждан о возможных путях решения проблем с помощью специалистов ЧОЦСЗ «Семья», а так же других государственных и общественных организаций.
Для реализации поставленных задач отделением используются различные формы, методы, направления работы, такие как:
психологическая диагностика;
тренинги;
групповые консультации;
обучающие семинары;
школа «Росток», для граждан, решивших принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
заочное (телефонное) консультирование;
индивидуальное очное психологическое консультирование;
семейное консультирование;
расстановки по Хеллингеру;
символдрама;
арт-терапия;
on-line консультирование на сайте ЧОЦСЗ «Семья»;
групповые и индивидуальные супервизии;
сотрудничество с Уполномоченным по правам ребенка и Уполномоченным по правам человека в Челябинской области по запросу;
работа со СМИ;
работа со студентами;
индивидуальное очное юридическое консультирование;
составление исковых документов;
психологическое сопровождение детей в суде;
составление ответов на письма почты «Доверие»;
разработка, издание и распространение буклетов, памяток;
социально-психологическое сопровождение;
социально-правовое сопровождение.
Одним из основных направлений деятельности отделения было и остается в текущем году оказание социально-психологической, психолого-педагогической и социально-правовой помощи семьям, решившим принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей. Эта деятельность развивается в рамках реализации государственной семейной политики, направленной на создание экономических, социальных и правовых условий полноценной деятельности семей, стимулирование их активности в осуществлении социальных функций, преодоление социального сиротства и развития семейных форм воспитания детей. К этому направлению относятся:
проведение подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в школе «Росток»;
психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители;
социально-психологическое, социально-правовое сопровождение замещающих семей;
информационно-методическая поддержка специалистов территорий Челябинской области по работе с замещающими семьями.
В истекшем году данная деятельность претерпела несколько изменений.
В 2012 году была изменена программа Школы «Росток». Эти изменения были определены Приказом Министерства социальных отношений Челябинской области от 31 июля 2012 г. № 238 «Об утверждении Программы и Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» и примерной программой подготовки граждан, решивших принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, предложенной Министерством образования Российской Федерации. В соответствии с Программой были разработаны и внедрены новые темы.
За 2012 год в Школе «Росток» было обслужено 2 650 человек, из них первично обратилось 315 человек, повторно – 2 335. Всего было обслужено 1890 семей, из них первично – 204, повторно – 1 686. Среди первично обратившихся семей 111 полных и 93 неполных.
С кандидатами в замещающие родители работали 13 специалистов (7 психологов, 2 юрисконсульта, 3 специалиста по социальной работе, психотерапевт). Всего было проведено 15 курсов занятий.
Одновременно с групповыми занятиями, прохождение школы «Росток» подразумевало получение индивидуальных консультаций.
В работе с кандидатами в замещающие родители наиболее эффективными продолжали оставаться тренинговые занятия, групповые консультации, мини-семинары и обмен опытом.
Среди наиболее эффективных техник работы можно выделить: мозговой штурм, ролевые игры, программированные инструкции, анализ конкретных случаев, анализ ранних воспоминаний, использование различных притч, метафор.
До 1 сентября 2012 года гражданам, успешно прошедшим курс подготовки в Школе «Росток» выдавались справки о прохождении подготовки, а с сентября 2012 года, кандидаты в замещающие родители стали получать свидетельства. Каждое свидетельство именное, имеет свой номер, в нем указываются дата выдачи и период прохождения подготовки. Таких свидетельств в период с 1 сентября 2012 года по 29 декабря 2012 года было выдано 101.
В 2012 году были внесены изменения в диагностический блок работы с кандидатами в замещающие родители. Было выделено два блока методик (основной и дополнительный), используемых в ходе диагностики психолого-педагогической и эмоциональной готовности граждан решивших принять ребенка на воспитание.
Поскольку успешность воспитания во многом зависит от личностных качеств родителей, их воспитательных установок, а так же от особенностей внутрисемейных отношений, основное внимание при проведении диагностики уделялось исследованию именно этих параметров.
В 2012 году диагностику психолого-педагогической и эмоциональной готовности принять ребенка на воспитание прошли 819 человек (516 семей: 303 полные и 213 неполные), им было оказано 4 361 услуг (из них 4 218 – непосредственно диагностика, и 143 – сопутствующие психологические и/или юридические консультации).
Преобладающей формой устройства детей в семью является опека – 54%. Это связано с тем, что чаще всего обращаются кровные родственники, которые берут под опеку своих внуков и племянников, а также с тем, что процедура оформления опеки более простая по сравнению с усыновлением, поэтому родители предпочитают сначала оформлять опеку. Далее – усыновление и приемная семья – 24% и 19% соответственно. Гораздо реже граждане обращаются с желанием изменить форму устройства с опеки или приемной семьи на усыновление – 3%. (график 1)
График 1. Форма устройства детей в семью
Для большинства кандидатов в замещающие родители немаловажное значение имеют пол и возраст ребенка.
По предпочитаемому полу ребенка семьи кандидатов в замещающие родители распределились следующим образом:
33,9% семей кандидатов в замещающие родители хотели бы принять в семью мальчиков;
48,75% семей кандидатов в замещающие родители хотели бы принять в семью девочек;
10,2% семей кандидатов в замещающие родители хотели бы принять в семью, как мальчиков, так и девочек;
для 7,15% семей кандидатов в замещающие родители пол ребенка значения не имеет.
Возраст детей, устраиваемых в семьи:
38,5% испытуемых хотели бы принять в семью ребенка в возрасте от 0 до 3 лет
15,5% - от 4 до 6 лет
24,7% - от 7 до 10 лет
21,3% - от 11 до 17 лет
При этом важно отметить, что для детей старшего возраста (предподросткового и подросткового) чаще оформляется опека родственниками, и в таких случаях вопрос о поле и возрасте ребенка перед кандидатами в замещающие родители не стоит. Большинство граждан, проходивших диагностику психолого-педагогической и эмоциональной готовности, воспитывают или уже воспитали собственных детей (73,65%). На втором месте среди обращений бездетные семьи (22,85%). Дале идут семьи, имеющие опыт воспитания приемных детей – семьи с биологическими и приемными детьми и семьи только с приемными детьми (по 1,75% соответственно). Таблица 1. Таблица 1. Наличие детей в семьях кандидатов в замещающие родители
Семьи с биологическими детьми
| Бездетные семьи
| Семьи с приемными детьми
| Семьи с биологическими и приемными детьми
| 73,65%
| 22,85%
| 1,75%
| 1,75%
|
68,15% семей, решивших взять ребенка на воспитание, являются полными, 31,85% – неполными.
Наибольшее количество обратившихся в возрасте от 26 до 40 лет и от 41 до 55 лет (47,4% и 35,4% соответственно), далее идут кандидаты в возрасте 56-65 лет (12%), до 25 лет и старше 65 лет (4,1% и 1,1% соответственно). График 2.
График 2. Возраст кандидатов в замещающие родители
Значительная часть кандидатов в замещающие родители имеют средне-специальное (35%) или среднее (33%) образование, высшее образование есть у 19,5%, неполное среднее, а также неоконченное высшее образование у 10% и 2,5% соответственно. График 3.
График 3. Образовательный уровень кандидатов в замещающие родители
Прием ребенка замещающие родители чаще мотивировали как заботу о ребенке и желание дать ему семью, так же причиной указывали невозможность иметь биологических детей по причине бесплодия одного из супругов, либо вследствие перенесенных абортов и операционных вмешательств. Часты случаи обращений кровных родственников, которые берут под опеку своих внуков и племянников. Часто обращаются бабушки и дедушки, дети которых находятся в наркотической или алкогольной зависимости, ведут асоциальный образ жизни, находятся в местах лишения свободы. При этом они далеко не всегда воспринимают сложившуюся ситуацию как кризисную, травмирующую, не думают о том, что возможно они сами допустили какие-то ошибки в воспитании детей, в результате чего их внуки оказались без попечения родителей.
Анализ работы школы «Росток» с момента ее существования подтвердил, что наиболее успешной моделью вхождения ребенка в семью является та модель, когда ребенок из специализированного учреждения входит в семью через гостевой режим. В это время потенциальные родители проходят подготовку в школе «Росток», психотерапию (в случае рекомендации), а ребенок получает социально-психологическую поддержку. Если родители за время прохождения подготовки в школе «Росток» определились с дальнейшей формой семейного устройства ребенка, то несовершеннолетний передается на воспитание в семью. При наличии сомнений гостевой режим продлевается на срок, который определяется договором. По истечении срока действия договора определяется форма устройства ребенка в семью: приемная семья, усыновление, установление опеки или попечительства.
Анализ работы школы приемного родителя позволяет оценить эффективность приемных родителей. Эффективными были родители, которые уже воспитали приемных детей, но чувствовали в себе силы и желания продолжать этот позитивный опыт.
Неэффективными оказались те, кто имеет собственных несовершеннолетних детей и наивно полагает, что взяв подростка, он облегчает воспитание родных детей.
Даже после прохождения школы «Росток», не все до конца осознавали, что воспитывать собственных детей – совсем не то же самое, что воспитывать чужих детей. Иногда мы наблюдали, что родители очень старались делать это одинаково, не понимая, что их бессознательные установки и сценарии все равно будут влиять на процесс воспитания.
Очень сложно воспитывать своих и чужих детей с небольшой разницей в возрасте. Многие проблемы выходят на соперничество кровных и приемных детей. Это еще раз подтверждает, что биологическое в человеке столь же явственно представлено, как и социальное и каждый ребенок в семье, будь то кровный или приемный будет бороться за внимание матери любыми доступными способами. Именно поэтому наиболее эффективными становятся те семьи, которые воспитали своих детей, они отделились от них. Родители зрелые, у них есть позитивный опыт и силы, терпение для воспитания приемных детей.
Вторая группа родителей это люди, которые не имели своих собственных детей, они могут быть эффективными, если они «растут» как родители и «приняли» ребенка с его историей жизни. Но они могут быть и неэффективными, если будут ожидать от ребенка высоких достижений.
В своих наблюдениях, беседах, анализе, мы отметили еще один факт, что процесс адаптации ребенка в семье не зависит от интеллекта взрослых. Весьма успешными оказались мамы и папы, проживающие в сельской местности. Они не ставили перед приемными детьми высоких планок, принимали их любыми, радовались даже малым достижениям детей.
Итак, эффективные родители – эмоциональны, демократичны, но если надо проявить твердость они могут это сделать; терпимы, гибки, открыты на принятие ребенка с его прошлым опытом; готовы прощать ошибки, идти чуть впереди развития приемного ребенка; имеют успешный опыт собственного родительства. Главное, принимая ребенка в семью они решают проблемы ребенка, а не свои за счет ребенка; осознают и несут ответственность за него, проживая любые трудности ищут креативные решения.
Особенное внимание при проведении диагностики специалисты уделяли уточнению мотивов создания замещающей семьи при обращении семейных пар, еще воспитывающих собственных детей. В одних случаях это желание реализовать себя еще раз в качестве родителя, высокий воспитательный, педагогический потенциал. В других случаях – это желание иметь девочку (если в семье мальчик) и наоборот. Обращаются семьи, в которых есть сводные дети от первых браков, но нет совместного ребенка. Иногда, создание замещающей семьи – это попытка решить проблемы взаимоотношений с родными детьми за счет приемного. Бывают обращения после семейной трагедии – смерти ребенка либо близкого родственника. Иногда семьи приходят сразу после несчастья, в состоянии острого горя. В таких случаях проводится психокоррекционная работа, предлагается отложить на время решение вопроса. Приходят супруги, обиженные собственными детьми, одинокие в душе, ждущие благодарности от приемного ребенка за то, что его возьмут в семью. Здесь можно предположить, что с приемным ребенком они тоже не найдут понимания.
В подобных случаях специалисты, проводящие диагностику, рекомендовали органам опеки и попечительства рассмотреть вопрос о целесообразности передачи ребенка в данную семью. Несформированность мотивов свидетельствует о том, что семья не готова к воспитанию ребенка, и его адаптация в семье будет затруднена. Семье в таких ситуациях рекомендовали пройти курс семейного консультирования или терапии, после чего – повторную диагностику.
Помимо мотивов принятия ребенка на воспитание, внимание уделялось исследованию уровня агрессии и тревожности кандидатов в замещающие родители, а так же их воспитательный потенциал и особенности внутрисемейных отношений.
На основании данных полученных в ходе психологической диагностики составлялись психологические заключения. При составлении заключений специалисты сопоставляли, сравнивали и описывали взаимосвязь разных личностных особенностей и индивидуальных характеристик испытуемых. Каждое заключение выносилось на консилиум, обсуждалось всеми специалистами. Всего в 2012 году было проведено 72 консилиума, на них рассмотрено 786 человек.
Но не только подготовка и диагностика кандидатов в замещающие родители входили в задачи отделения. За отчетный период осуществлялось социально-психологическое и социально-правое сопровождение замещающих семей, в том числе и с организацией выездов по месту их жительства. На выездах по сопровождению было обслужено 15 человек. Основная проблематика – межличностные отношения, школьная дезадаптация, высокий уровень тревожности, низкая самооценка, последствия психотравмирующей ситуации, пережитой ребенком, поведение ребенка, кризисы развития, навязчивые страхи. Специалисты выезжали в Сосновский, Аргаяшский, Красноармейский муниципальные районы и в г. Еманжелинск.
В начале года проводилась совместная работа группы самопомощи замещающих родителей ГУ ЧОЦСЗ «Семья» и Регионального благотворительного фонда «Теплый дом». Было проведено 2 встречи, с участием 31 человека.
Данные встречи носили неформальный характер, в рамках встреч специалисты ГУ ЧОЦСЗ «Семья» проводили психогимнастические игры, а также игры на знакомство, оказывали консультативную психологическую помощь приемным семьям. Следующим важным направлением деятельности отделения является консультирование населения г. Челябинска и Челябинской области, как индивидуальное, так и семейное. В 2012 году специалистами отделения социально-психологической помощи проведено 3 350 консультаций, из них:
Социально-правовые очные – 524;
Социально-правовые заочные – 922;
Психологическое консультирование (индивидуальное и семейное) – 1904 (из них 127 консультаций – работа с детьми);
В очном психологическом консультировании использовались методы (технологии), такие как:
Когнитивно-поведенческая психотерапия
Позитивная психотерапия
Суггестивная психотерапия
Нейролингвистическое программирование
Кататимно-имагинативная психотерапия (символдрама)
Стратегическая, семейная терапия Р. Коннера
Расстановки по Хеллингеру
Основные запросы, с которыми граждане обращались на консультации:
Особенности процесса адаптации ребенка в семье
Эмоциональная связь ребенка с биологическими родителями, тайна усыновления
Личностные особенности, которые могут влиять на процесс воспитания
Семейные, супружеские конфликты; трудности взаимоотношений мужчина-женщина
Трудности родительско-детских отношений, неудовлетворенность родителей поведением ребенка
Жестокое обращение с приемным ребенком, сексуальное насилие: как выявить, как помогать ребенку.
Психотравмирующие ситуации (родительско-детские отношения, созависимые отношения, экзистенциальный кризис, смерть близкого человека)
Личностные проблемы
Проблема выбора
В течение года специалисты, наравне со специалистами других отделений ЧОЦСЗ «Семья» занимались внедрением новой формы работы – on-line консультирования. В 2012 году специалистами отделения было проведено 84 on-line консультаций, в том числе и со специалистами УСЗН области.
Основные проблемы, заявляемые при обращении на сайт ЧОЦСЗ «Семья»:
- личностные трудности
- межличностное взаимодействие
- вопросы развития и воспитания детей
- информация о специалистах и услугах ЧОЦСЗ «Семья»
Специалисты УСЗН различных территорий области обращались преимущественно за информационно-методической поддержкой. Продолжалась работа почты «Доверие». Изменена форма предоставления данной услуги: обращения стали приходить на адрес электронной почты отделения rostok_shkola@mail.ru, это позволило значительно ускорить процесс оказания данной услуги. Тем не менее, граждане по-прежнему могут написать письмо на юридический адрес ЧОЦСЗ «Семья».
В 2012 году на почту «Доверие» обратилось 31 человек, им было оказано 101 услуга. В основном, это специалисты различных организаций социальной защиты населения Челябинской области. Были и обращения граждан. Специалисты районных организаций обращались за информационно-методической помощью. Такие обращения были особенно актуальны после проведения специалистами ЧОЦСЗ «Семья» выездных тренингов, консультаций и семинаров, когда на занятиях или после них затрагивались вопросы, не касающиеся проводимой темы, но по которым можно было переслать методические материалы. Население области обращалось по вопросам, связанным с личностными и межличностными трудностями, а так же по социально-правовым вопросам. За отчетный период на телефон «Доверие» было принято 15 032 обращения.
Клиенты обращаются не только для разрешения личностных и семейных проблем, но и для получения информации. В представленных ниже диаграммах можно увидеть, что с небольшой разницей, но все же чаще на телефон «Доверие» в 2012 года обращались женщины (график 4). Они более эмоциональны, чувствительны, и, в отличие от мужчин, стараются использовать все виды помощи. Тем не менее, следует отметить, что и мужчины прибегают к услугам телефонного консультирования. Это может быть связано с тем, что служба является анонимной, в связи с чем собеседникам проще довериться консультанту.
Среди возрастных групп клиентов телефона «Доверие» можно выделить 21–35, 35-50 и после 50 лет (график 4). Связано это с возрастными особенностями человека. Накопленные в процессе социализации новообразования приводят к кризису. Возрастной кризис – это всегда переход к новому видению, новому уровню развития; меняются мировоззрение.
Причиной обращения телефон «Доверие» людей пенсионного возраста так же может являться недостаток общения и желание продолжать активную жизнь, интенсивность которой снижается после выхода на пенсию.
Во всех этих ситуациях, которые можно расценить как тяжелые, кризисные, человек стремится получить помощь и поддержку, как от близких людей, так и от специалистов.
Дети и подростки обращаются преимущественно на экстренную линию детского телефона доверия.
Примерно одинаковое количество обращений поступило от граждан, состоящих в браке и от граждан, не состоящих в браке. На определенных стадиях становления и развития семьи возникают трудности, которые угрожают ее жизнедеятельности (известие о супружеской измене, длительные и устойчивые конфликты между членами семьи, невозможность иметь детей и т.д.). Один из супругов, как правило, женщина, обращается к психологу за помощью в решении конкретных проблем. Граждане, не состоящие в браке – их число превалирует в связи с ростом звонков от лиц от 21 до 35 лет. Скорее всего это связано с социальными изменениями в обществе. Большинство молодых людей сейчас стремятся к тому, чтобы обеспечить себя материально, а потом уже создавать семью (возможно, высокие ставки по кредитам и затяжной экономический спад влияет на нежелание иметь еще и семейные обязательства). Обращение лиц, состоящих в сожительстве менее часты. К тому же большинство женщин предпочитает (даже при анонимном обращении) говорить о том, что состоят в зарегистрированном браке (график 4).
График 4.
Пол обратившихся на телефон «Доверие»
| Возраст обратившихся на телефон «Доверие»
| Семейное положение обратившихся на телефон «Доверие»
|
|
|
| Причины обращений на телефон «Доверие» разнообразны. Но можно выделить наиболее значимые и часто встречаемые трудности (график 5).
Наибольшие показатели в рейтинге проблем занимают:
Взаимоотношение и общение. Поскольку общение сопровождает человека на протяжении всей жизни, очень часто собеседники интересуются способами эффективного общения, обращаются с просьбой помочь понять психологический аспект в поведении близких, друзей, знакомых, супругов, коллег, руководства, хотят узнать, как вести себя в конфликтной ситуации на работе, дома, какие существуют способы позитивного, бесконфликтного общения.
Личностные проблемы. Большое количество обсуждаемых с собеседником проблем, которые могут касаться любых вопросов и сфер жизнедеятельности, так или иначе упираются в проблемы личностной сферы. Многие трудности во взаимоотношениях с окружающими и в семье бывают связаны с личностными особенностями и проблемами конкретного человека. Неумение и нежелание принимать себя усложняет жизнь человека, поэтому вполне естественно его стремление справиться с этими трудностями.
Семейные/супружеские отношения. Семья является одним из главных институтов в жизни человека, поэтому желание находиться в благоприятной атмосфере дома является естественной потребностью.
Психолого-педагогические проблемы с детьми. Родителям зачастую не хватает имеющихся у них знаний о развитии и воспитании ребенка. Многие из них, при возникновении трудностей, связанных с ребенком, обращаются за консультацией к специалистам. При всей своей занятости, современные родители, экономя время, обращаются за консультациями по телефону.
Социальные проблемы. Поскольку большинство социальных проблем (потеря работы, низкий заработок, неудовлетворительные жилищные, неустроенность детей в школу и прочее) являются кризисными, люди, оказавшиеся в тяжелом социальном положении, стремятся хоть немного уменьшить свои негативные переживания через беседу с консультантом.
Несмотря на тот факт, что суицидальные обращения и насилие стоят на последних местах в рейтинге, эти проблемы продолжают оставаться актуальными. Анализ обращений на телефон «Доверие» показывает важность повышения психологической грамотности населения и развития представлений о различных путях выхода из кризисных ситуаций, что, в свою очередь, будет являться профилактикой рискованного, суицидального поведения.
Помимо возможности решить проблемы по телефону «Доверие», звонящие интересуются работой специалистов ЧОЦСЗ «Семья», по каким проблемам и как можно получить консультации, как записаться на очную консультацию к специалисту, в какие еще учреждения они могут обратиться за решением важного для них вопроса.
График 5.
Рейтинг проблем, с которыми граждане обращаются
на телефон «Доверие»
|
| Взаимоотношение и общение – 4612
Справочно-информационные – 3474
Семейные/супружеские отношения – 1763
Личностные проблемы – 1392
Психолого-педагогические проблемы с детьми – 1020
Социальные проблемы – 1000
Наркологические проблемы – 502
Травмирующие ситуации – 465
Сексуальные отношения – 357
Здоровье, болезнь – 346
Насилие – 63
Суицидальные проблемы – 38
|
Поскольку работа консультанта телефона «Доверие» связана с большими эмоциональными и личностными затратами, требует постоянного непрерывного самообучения и профессионального развития, на протяжении всего 2012 года специалист Чермных А.А. проводила супервизии для консультантов телефона «Доверие». Всего было проведено 36 супервизий, из них 1 групповая с участием 9 человек и 27 индивидуальных. В течение 2012 года проводилась работа по обращениям Уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области Павловой М.Н. Всего в 2012 году специалистами ЧОЦСЗ «Семья» была проведена работа и составлены ответы по 10 обращениям. Обращения касались вопросов психологического консультирования граждан, переживающих кризисную ситуацию; детей, переживающих развод родителей; так же были запросы на проведение психологического обследования ребенка по выявлению факта жестокого обращения в семье и обращения с просьбой оказания реабилитационных услуг в стационарных отделениях ЧОЦСЗ «Семья».
Кроме работы по запросам Уполномоченного, специалистами отделения так же проводилась работа по запросам и направлениям других организаций:
Психологическая диагностика внутрисемейных отношений кандидатов в приемные родители по направлению УСЗН Администрации Миасского городского округа № 3026 от 12 июля 2012г.
Психологическое обследование на определение психоэмоционального состояния ребенка по запросу Сосновского районного суда Челябинской области от 19.06.2012г.
Психологическое обследование на определение психоэмоционального состояния ребенка по направлению № 1924-ОП от 18 октября 2012г. от УСЗН г. Троицка, 23 октября 2012г.
Психологическая диагностика с целью исследования личностных особенностей и отношения ребенка к потенциальной замещающей семье по запросу МКОУ «Специальный детский дом» г. Миасса.
Психологическая консультация и диагностика с целью исследования личностных особенностей ребенка по запросу МУ КЦСОН Аргаяшского муниципального района.
Специалисты отделения принимали участие в работе выездной консультационной службы, где проводили психологическую диагностику, индивидуальные, семейные и групповые консультации, тренинги, мастер-классы, в том числе в рамках семинаров.
В течение года специалисты отделения приняли участие во внеплановой выездной работе по запросам территорий области.
13 апреля 2012 года специалисты ЧОЦСЗ «Семья» провели работу в МОУ СОШ №26 п. Первомайский по запросу УСЗН Коркинского муниципального района. На базе школы были проведены следующие мероприятия:
индивидуальное консультирование с 3 ученицами школы, совершившими суицидальные попытки. Семейное консультирование по профилактике суицидального поведения ребенка.
Психологическая диагностика учащихся класса, направленная на выявление их личностных особенностей и эмоционального состояния, с целью профилактики суицидального поведения.
Индивидуальное консультирование администрации школы.
Групповая консультация педагогического состава школы по вопросам выявления причин и профилактики суицидального поведения (какими бывают основные причины суицидального поведения детей; как распознать суицидальные намерения и тенденции в поведении детей; какие существуют меры профилактики суицидального поведения).
Круглый стол по результатам работы.
На основании результатов всех проведенных консультаций и материалов диагностики администрации школы было рекомендовано:
Организовать консультативную и коррекционную работу с родителями и педагогами, направленную на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения и преодоления страхов.
Организовать коррекционную работу с учащимися направленную на развитие эмоционально-личностной сферы, снятие состояния эмоционального дискомфорта, укрепление уверенности в себе, развитие самооценки, оказание помощи в открытии своего «я», создание ситуации успеха, развитие навыков саморегуляции, выражения негативных эмоций социально-приемлемыми способами, снятие враждебности во взаимоотношениях со сверстниками, развитие навыков общения.
Обратить внимание на семейную ситуацию детей, а также взаимоотношения между коллективом преподавателей и учениками.
24 сентября 2012 г. на основании ходатайства Администрации Кизильского муниципального района Челябинской области был организован выезд специалистов ЧОЦСЗ «Семья» для работы в МОУ СОШ п. Измайловский Кизильского муниципального района.
На базе школы были проведены следующие мероприятия:
Психологическая диагностика учащихся.
Психологическая диагностика учителей.
Индивидуальное консультирование администрации школы.
Круглый стол по результатам работы.
На основании результатов диагностики и материалов, полученных при проведении работы, администрации было рекомендовано:
Организовать профилактическую, консультативную и коррекционную работу с родителями и педагогами, направленную на развитие способности противостоять воздействиям людей и организаций, которые могут нанести вред физическому и психическому здоровью.
Организовать профилактическую и коррекционную работу с учащимися направленную развитие способности противостоять воздействиям людей и организаций, наносящих вред физическому и психическому здоровью, а так же направленную на развитие эмоционально-личностной сферы, снятие состояния эмоционального дискомфорта, укрепление уверенности в себе, развитие самооценки, оказание помощи в открытии своего «я», создание ситуации успеха, развитие навыков саморегуляции, выражения негативных эмоций социально-приемлемыми способами, снятие враждебности во взаимоотношениях со сверстниками, развитие навыков общения.
Обратить внимание на семейные ситуации детей и на взаимоотношения в педагогическом коллективе.
Специалисты отделения в качестве участников и ведущих принимали участие в семинарах «Технологии работы с семейным неблагополучием», проводимых на базе ЧОЦСЗ «Семья».
В дополнение к практической работе, на протяжении всего 2012 года специалисты занимались информационно-методическими разработками. Были подготовлены информационно-методические материалы для групповых консультаций и тренингов, подготовлены и выпущены буклеты в помощь детям, родителям и специалистам.
Во втором полугодии было отредактировано, дополнено и выпущено методическое пособие «Становление новой семьи» для граждан, решивших принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Начиная с октября 2012 года, еженедельно специалисты предоставляли информационные статьи о текущей деятельности отделения для размещения в новостной ленте сайта ЧОЦСЗ «Семья». Всего было предоставлено 10 информационных статей. Так же была предоставлена информация для размещения на сайте в рубриках от каждого специалиста. В рамках профилактики психоэмоционального выгорания для специалистов отделения были проведены тренинги и мастер-классы:
март 2012г. Проведение мастерской «Декупаж».
апрель 2012г. Проведение мастерской «Кукла-веснушка» (куклотерапия).
октябрь 2012г. Тренинге по профилактике профессионального выгорания консультантов телефона доверия.
ноябрь 2012г. Проведение мастерской «Кукла-зерновушка» (куклотерапия).
В течение года специалистов отделения являлись руководителями производственной практики 9 студентов. Будущие специалисты знакомились с деятельностью отделения, принимали участие в проведении групповых консультаций, в обработке данных психологических обследований, так же с некоторыми студентами было проведено очное консультирование и супервизирование. Супервизии позволяют студентам, проходящим подготовку на Телефоне «Доверие» обозначить для самих себя основные внутриличностные проблемы и личностные особенности, которые могут оказать негативное влияние на процесс консультирования и вызвать феномен «сгорания». Супервизия также выполняет обучающую и ресурсную функцию. В 2012 году фактически отделением социально-психологической помощи семье и содействие устройству детей в семью. Школа «Росток». Служба «Доверие» было обслужено 23 117 человек, им было оказано 27 126 услуг.
В рамках приоритетного направления (работа с приемными семьями, а также консультирование населения очное и заочное) было обслужено 22 130 человек.
Работа, которая в течение 2012 года проводилась в отделении в рамках Школы «Росток» по подготовке граждан к принятию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью, продолжает быть эффективной и востребованной на территории Челябинска и Челябинской области. Школой «Росток» в течение года было обслужено 2 650 человек, из них первично – 315, повторно – 2 335.
С 1 сентября 2012 года в соответствии со вступившими в силу поправками к Семейному и Гражданскому процессуальному кодексу, гражданам, успешно прошедшим курс подготовки, стали выдавать свидетельства установленного образца. Таких свидетельств в период с сентября по декабрь 2012 года было выдано 101.
При проведении диагностики психолого-педагогической и эмоциональной готовности принять ребенка на воспитание, специалистами было определено, что приоритетной формой семейного устройства в 2012 году являлась опека. Среди кандидатов в замещающие родители большое количество семей, в которых уже имеются биологические дети, а так же родственников детей, оставшихся без попечения родителей. Возраст кандидатов в замещающие родители варьируется, в основном, в пределах от 26 до 55 лет. Люди этого возраста характеризуются личностной и эмоциональной зрелостью, у них достаточно сил и ресурсов для успешного воспитания детей.
Оставались актуальными для населения индивидуальные консультации психологов, проводимых при обращении в Центр, а так же юрисконсультом при психолого-педагогической диагностике граждан, выразивших желание взять ребенка на воспитание в семью.
Остается востребованной работа телефона «Доверие», в рамках которой осуществляется социально-психологическая и социально-правовая помощь жителям Челябинской области.
Получило достаточное распространение новое направление работы – on-line консультирование.
Показал свою эффективность дополненный новыми методиками диагностический комплекс по определению психолого-эмоциональной и мотивационной готовности граждан к принятию ребенка в семью.
Продолжена работа со специалистами на территории Челябинской области через семинары, проводимые как на базе ЧОЦСЗ «Семья», так и в рамках выездной консультационной службы. |